Статья "Компетентностный подход в системе музыкально-педагогического образования студентов СПО"
Актуальность введения в XXI веке компетентностного подхода в работу профессионального образования исходит из противоречия между возрастающими требованиями в оценке качества подготовки молодого специалиста и недостаточной разработанностью целей и содержания педагогического образования в современном социуме.
В педагогике XXI века определилась позиция к результату профессионального образования не только количественного накопления знаний, умений и навыков, а именно изменения жизненной позиции обучающегося, то есть переход его в новое качество: саморазвитие, становление его субъективности.
Таким образом, в контексте Болонского процесса, общеевропейских тенденций интеграции и глобализации в России, происходит смена общеобразовательной парадигмы, в частности, смещение с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений.
В настоящее время на основе решения Совета Европы и «Концепции модернизации Российского образования» (до 2010г., затем с 2013 до 2020г.) внедрен в образовательный процесс учебных учреждений компетентностый подход и ключевые компетенции, как инновационное направление, определяющее новое видение самого содержания образования, его методов и технологий.
За основу компетентностного подхода многие исследователи определяют глобальную проблему современного социума: значимость результата вне системы образования, то есть заказ на образование со стороны работодателей, тех, кому нужен компетентный специалист.
Также данный подход связывают с изменением организации учебного процесса, динамики (интенсивности) программ, методов оценки, где под результатами понимается набор компетенций, включающих знания, умения, понимание и навыки обучаемого, определяемые как для каждого модуля программы, так и для программы в целом. Идет содержательное включение в рефлексию процессов, которые задают возможности культурного самоопределения, проектирования индивидуально значимой стратегии профессиональной успешности и субъективности, становления личной истории выпускника колледжа (1,2, 3).
Компетентностый подход – это развитие у молодого специалиста способности действовать, то есть быть компетентным в различных проблемных ситуациях не только по данной специализации, полученной в колледже, но и в решении социальных и жизненно-бытовых проблем в современном социуме, таких, как проектирование собственной траектории образования и дальнейшей педагогической деятельности, занятости и трудоустройства.
Компетентностый подход предполагает значительное усиление практической направленности образования. А это значит, что данный подход не противопоставлен и не тождественен знаниям, умениям, навыкам, а напротив, подчеркивает роль опыта, фиксирует и устанавливает акцент на практической стороне, усиливает такой важный предметно-профессиональный аспект, как практико - ориентированность образования(1).
Из этого следует, что в процессе обучения формируются не столько ресурсы субъекта, сколько способность использовать их, пополнять и усиливать за счет внешних ресурсов, дает возможность индивидууму превращать собственную жизнеспособность в предмет практического преобразования.
Следует отметить, что компетентностный подход и компетенции должны согласовываться с квалификацией в деятельности, и оба аспекта – суть содержательных организованностей для проектирования модели деятельности будущего специалиста в сфере музыкальной педагогики.
Исходя из того, что компетентность – это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью, следует определить компетентность как квалификационную характеристику студента, взятую в момент его включения в профессиональную деятельность, в части требований к уровню его подготовки, это:
• обладать широким кругозором;
• быть способным к осмыслению жизненных явлений;
• к самостоятельному поиску истины;
• быть способным к проектированию своей деятельности;
• быть самостоятельным в действиях в условиях неопределенности и другие.
Таким образом, анализ новейших педагогических технологий о подготовке и переориентации современного музыкально-педагогического образования следует ориентировать на новые цели и ценности, что, в свою очередь, потребует переосмысления основных образовательных процессов, обеспечивающих их реализацию.
В ходе нашего исследования проектов общеевропейского пространства музыкального образования, мы определяем, в первую очередь, такие приоритетные направления работы в многоуровневой структуре образования колледжа, как:
• определение общих и специальных компетенций выпускников на каждом уровне обучения;
• гармонизацию учебных планов с точки зрения структуры, программ и собственно методов обучения;
• разработку методологии анализа общих элементов и специальных областей подготовки.
Компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе, направленный на формирование компетентностной личности выпускника заменил уже существующие формы, специфику обучения и воспитания в музыкальном учреждении.
В начале работы, в первую очередь, следует поставить акцент на основных, принципиально важных элементах в системе «учитель - ученик»: утверждать гуманистическую, нравственно-эстетическую доминанту в музыкальных занятиях – как ценностно-смысловая, учебно-познавательная компетенции.
Применительно к педагогике предметов данной специальности, как к просветительскому подходу, утверждающую роль «объективного» музыкально-звукового фактора, предполагается специфика моносубъективной стратегии обучения, с характерным для нее доминированием научно-теоретического подхода к личности студента. Содержание различных видов и форм учебной, а затем и практической работы со студентом приводит к большому разнообразию и контрастности, поиска технологий и методов.
За период обучения активизируется интерес у студента к занятиям, раскрепощаются сущностные его силы, инициируется и нацеливается личность студента на постоянное, динамичное развитие, самодвижение и саморазвитие в обучении.
Здесь следует отметить и межисциплинарный комплекс, который объединяет психолого-педагогические процессы с постоянным поиском оптимальных сочетаний средств, спроецированных музыкально-педагогическую деятельность на высокой творческой ступени таких предметов как специальное фортепиано, фортепианный ансамбль, концертмейстерский класс, камерный ансамбль, концертная и педагогическая практика, теоретические дисциплины – это учебно-познавательная, компетенция личностного самосовершенствования.
Открытая информационная среда определяет развитие гуманистической и профессиональной направленности личности в решении коммуникативных, профессиональных и социальных задач.
При обучении в колледже искусств большую роль играет получение аттестата о полном среднем образовании (на 3 курсе), а также работа над рефератами по программе государственных экзаменов (на 4 курсе) по предметам: специальное фортепиано, камерный ансамбль, концертмейстерский класс – информационная, коммуникативная, профессиональная, исследовательская компетенции.
Специфика педагогической и концертно-исполнительской практики, как психологической и профессиональной подготовки будущего педагога музыканта-профессионала, максимально приближена к реальной будущей самостоятельной деятельности в учебных учреждениях на различных ступенях обучения, временная занятость и трудоустройство по специальности во время обучения – что развивает профессиональную, коммуникативную, артистическую, трудовую, общекультурную компетентности.
Воспитательная и социальная работа имеет главную ориентацию – формирование всесторонне развитой, духовно-богатой личности на приобретении практических навыков в таких сферах, как:
• Социально - бытовая (социально-трудовая компетенция)
Здесь следует отметить и этические аспекты в общении с преподавателями и сокурсниками, как и верный подход к социально–бытовым вопросам жизнедеятельности в обществе.
• Культурно-досуговая (артистическая, творческая, общекультурная, компетенция личностного самосовершенствования)
Это участие в творческих и культурно –досуговых мероприятиях учебного заведения и города. Выезды по городу и области с творческими концертами и выступлениями.
Таким образом, реализация компетентностоного подхода для формирования молодого специалиста сказывается не только в обретении профессионального мастерства, но и образа человеческого в пространстве искусства.
Литература:
1.Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалиста. 2003. 4-10с.
2.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО. 2003.3-6с.
3.Концепцимя модернизации Российского образования на период до 2010 года» .- М. 2002. П.2.2
В педагогике XXI века определилась позиция к результату профессионального образования не только количественного накопления знаний, умений и навыков, а именно изменения жизненной позиции обучающегося, то есть переход его в новое качество: саморазвитие, становление его субъективности.
Таким образом, в контексте Болонского процесса, общеевропейских тенденций интеграции и глобализации в России, происходит смена общеобразовательной парадигмы, в частности, смещение с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений.
В настоящее время на основе решения Совета Европы и «Концепции модернизации Российского образования» (до 2010г., затем с 2013 до 2020г.) внедрен в образовательный процесс учебных учреждений компетентностый подход и ключевые компетенции, как инновационное направление, определяющее новое видение самого содержания образования, его методов и технологий.
За основу компетентностного подхода многие исследователи определяют глобальную проблему современного социума: значимость результата вне системы образования, то есть заказ на образование со стороны работодателей, тех, кому нужен компетентный специалист.
Также данный подход связывают с изменением организации учебного процесса, динамики (интенсивности) программ, методов оценки, где под результатами понимается набор компетенций, включающих знания, умения, понимание и навыки обучаемого, определяемые как для каждого модуля программы, так и для программы в целом. Идет содержательное включение в рефлексию процессов, которые задают возможности культурного самоопределения, проектирования индивидуально значимой стратегии профессиональной успешности и субъективности, становления личной истории выпускника колледжа (1,2, 3).
Компетентностый подход – это развитие у молодого специалиста способности действовать, то есть быть компетентным в различных проблемных ситуациях не только по данной специализации, полученной в колледже, но и в решении социальных и жизненно-бытовых проблем в современном социуме, таких, как проектирование собственной траектории образования и дальнейшей педагогической деятельности, занятости и трудоустройства.
Компетентностый подход предполагает значительное усиление практической направленности образования. А это значит, что данный подход не противопоставлен и не тождественен знаниям, умениям, навыкам, а напротив, подчеркивает роль опыта, фиксирует и устанавливает акцент на практической стороне, усиливает такой важный предметно-профессиональный аспект, как практико - ориентированность образования(1).
Из этого следует, что в процессе обучения формируются не столько ресурсы субъекта, сколько способность использовать их, пополнять и усиливать за счет внешних ресурсов, дает возможность индивидууму превращать собственную жизнеспособность в предмет практического преобразования.
Следует отметить, что компетентностный подход и компетенции должны согласовываться с квалификацией в деятельности, и оба аспекта – суть содержательных организованностей для проектирования модели деятельности будущего специалиста в сфере музыкальной педагогики.
Исходя из того, что компетентность – это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью, следует определить компетентность как квалификационную характеристику студента, взятую в момент его включения в профессиональную деятельность, в части требований к уровню его подготовки, это:
• обладать широким кругозором;
• быть способным к осмыслению жизненных явлений;
• к самостоятельному поиску истины;
• быть способным к проектированию своей деятельности;
• быть самостоятельным в действиях в условиях неопределенности и другие.
Таким образом, анализ новейших педагогических технологий о подготовке и переориентации современного музыкально-педагогического образования следует ориентировать на новые цели и ценности, что, в свою очередь, потребует переосмысления основных образовательных процессов, обеспечивающих их реализацию.
В ходе нашего исследования проектов общеевропейского пространства музыкального образования, мы определяем, в первую очередь, такие приоритетные направления работы в многоуровневой структуре образования колледжа, как:
• определение общих и специальных компетенций выпускников на каждом уровне обучения;
• гармонизацию учебных планов с точки зрения структуры, программ и собственно методов обучения;
• разработку методологии анализа общих элементов и специальных областей подготовки.
Компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе, направленный на формирование компетентностной личности выпускника заменил уже существующие формы, специфику обучения и воспитания в музыкальном учреждении.
В начале работы, в первую очередь, следует поставить акцент на основных, принципиально важных элементах в системе «учитель - ученик»: утверждать гуманистическую, нравственно-эстетическую доминанту в музыкальных занятиях – как ценностно-смысловая, учебно-познавательная компетенции.
Применительно к педагогике предметов данной специальности, как к просветительскому подходу, утверждающую роль «объективного» музыкально-звукового фактора, предполагается специфика моносубъективной стратегии обучения, с характерным для нее доминированием научно-теоретического подхода к личности студента. Содержание различных видов и форм учебной, а затем и практической работы со студентом приводит к большому разнообразию и контрастности, поиска технологий и методов.
За период обучения активизируется интерес у студента к занятиям, раскрепощаются сущностные его силы, инициируется и нацеливается личность студента на постоянное, динамичное развитие, самодвижение и саморазвитие в обучении.
Здесь следует отметить и межисциплинарный комплекс, который объединяет психолого-педагогические процессы с постоянным поиском оптимальных сочетаний средств, спроецированных музыкально-педагогическую деятельность на высокой творческой ступени таких предметов как специальное фортепиано, фортепианный ансамбль, концертмейстерский класс, камерный ансамбль, концертная и педагогическая практика, теоретические дисциплины – это учебно-познавательная, компетенция личностного самосовершенствования.
Открытая информационная среда определяет развитие гуманистической и профессиональной направленности личности в решении коммуникативных, профессиональных и социальных задач.
При обучении в колледже искусств большую роль играет получение аттестата о полном среднем образовании (на 3 курсе), а также работа над рефератами по программе государственных экзаменов (на 4 курсе) по предметам: специальное фортепиано, камерный ансамбль, концертмейстерский класс – информационная, коммуникативная, профессиональная, исследовательская компетенции.
Специфика педагогической и концертно-исполнительской практики, как психологической и профессиональной подготовки будущего педагога музыканта-профессионала, максимально приближена к реальной будущей самостоятельной деятельности в учебных учреждениях на различных ступенях обучения, временная занятость и трудоустройство по специальности во время обучения – что развивает профессиональную, коммуникативную, артистическую, трудовую, общекультурную компетентности.
Воспитательная и социальная работа имеет главную ориентацию – формирование всесторонне развитой, духовно-богатой личности на приобретении практических навыков в таких сферах, как:
• Социально - бытовая (социально-трудовая компетенция)
Здесь следует отметить и этические аспекты в общении с преподавателями и сокурсниками, как и верный подход к социально–бытовым вопросам жизнедеятельности в обществе.
• Культурно-досуговая (артистическая, творческая, общекультурная, компетенция личностного самосовершенствования)
Это участие в творческих и культурно –досуговых мероприятиях учебного заведения и города. Выезды по городу и области с творческими концертами и выступлениями.
Таким образом, реализация компетентностоного подхода для формирования молодого специалиста сказывается не только в обретении профессионального мастерства, но и образа человеческого в пространстве искусства.
Литература:
1.Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалиста. 2003. 4-10с.
2.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО. 2003.3-6с.
3.Концепцимя модернизации Российского образования на период до 2010 года» .- М. 2002. П.2.2
На странице приведен фрагмент.
Автор: Горбатова Елена Влидимировна
→ Gorbatova 02.07.2013 0 6245 488 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК