Воспитание личности ребенка с проблемами в развитии средствами изобразительной и музыкальной деятельности.
Воспитание личности ребенка с проблемами в развитии средствами изобразительной и музыкальной деятельности.
Касатина Т. А.,
учитель начальных классов
МСОУ школа № 10
г. Ступино Московской области
Содержание:
Вступление
I. Использование средств изобразительной деятельности в развитии личности умственно отсталого ребенка.
1. Влияние изотерапии на воспитание личности ребенка с проблемами в развитии.
1.1.Изотерапия. Задачи и коррекционная значимость изотерапии.
1.2. Типы изображений, применяемых в изотерапевтической практике.
1.3. Упражнения и задания, используемые на занятиях изобразительной деятельности
2. Использование методов хромотерапии и музыкотерапии в коррекционной педагогике.
2.1. Коррекционное значение музыкотерапии.
2.2. Хромотерапия в коррекционной и лечебной педагогике.
II. Значение интегрированных уроков для всестороннего развития личности умственно отсталого ребенка.
Заключение.
Литература
Вступление.
Дети – наше будущее. Все мы родом из детства. Эти прописные истины лишний раз напоминают нам о том, что именно в детстве закладывается основа личности человека. Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.
Учитель держит в своих руках неокрепшую, еще подражательно изменчивую и все же неповторимую душу ребенка. От нас, преподавателей, во многом зависит успешность развития способности детей, а так же их социально-психологическая адаптация к изменчивым, сложным жизненным условиям.
Трудности школьной адаптации у детей с проблемами в развитии обусловлены незрелостью их переживаний, своеобразием регуляции поведения, то есть недоразвитием эмоциональной сферы детей. Многие из них имеют низкий или нестойкий интерес к различным видам деятельности, склонны к отказу от нее из-за неуверенности в собственных силах, при необходимости действовать самостоятельно и целенаправленно.
Поверхность привязанностей, легкая пресыщаемость, эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, появление аффекта приводят к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми.
Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности умственно отсталого школьника, поэтому каждый, кто занимается воспитанием и обучением такого ребенка, понимает, как важна современная коррекционная работа по формированию личности ребенка, его эмоциональной сферы.
Проблема оказания помощи в воспитании личности детей с нарушениями в развитии является острой проблемой практической специальной педагогики и психологии. Её актуальность обусловлена:
возросшим в силу объективных причин (социальных, экономических, экологических), количеством детей с аномалиями развития;
значительными сложностями социальной адаптации детей данной группы;
проявлением новых тенденций в обучении и воспитании в специальных лечебно-педагогических учреждениях для детей с нарушениями в развитии;
Острота данной проблемы привлекает пристальное внимание различных специалистов (психологов, педагогов, врачей) к детям с различными нарушениями в развитии. Идет активный поиск ответов на вопросы об этиологии патогенезе, механизмах формирования нарушений и способов максимально эффективных коррекционных воздействий.
Одним из основных направлений своей деятельности в коррекционной образовательной школе VIII вида я считаю поиск нетрадиционных средств и методов коррекционно – развивающей работы с воспитанниками, имеющими дефекты развития.
Систематическая целенаправленная коррекционно – развивающая работа в условиях специальной школы способствует формированию учебной мотивации детей с проблемами в развитии. Наиболее эффективным с моей точки зрения должно быть обучение, не ограничивающееся сообщением детям новых знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие познавательных процессов детей и их творческой активности.
В настоящее время я апробирую методы изотерапии, хромотерапии, музыкотерапии. Данные методы могут использоваться как по отдельности, так и совместно. Они позволяют разработать достаточно широкий круг упражнений для коррекции и реализации комплексного подхода. В широкой атмосфере развиваются эмоционально-волевая сфера, память, мышление, моторика, психомоторика, тактильные ощущения, что немаловажно для развития умственно отсталых школьников.
I. Использование средств изобразительной деятельности в развитии личности умственно отсталого ребенка.
1. Влияние изотерапии на воспитание личности ребенка с проблемами в развитии.
1.1. Изотерапия. Задачи и коррекционные значимости изотерапии.
Искусство более чем любая другая область общественно жизни, может оказывать положительное влияние на развитие личности ребенка с любой степенью ограничений здоровья. Это доказанный наукой факт. На нем основано лечение средствами искусства – изотерапия (или арттерапия).
Изотерапия означает использование всех видов искусства (ИЗО, музыка, трудовое обучение, театр и др.). Вопросами воспитания и лечения средствами всех видов искусства занимается целый комплекс научных дисциплин: эстетика, специальная и лечебная педагогика, психология, психиатрия. Сегодня ученые уверенно говорят о том, что применение изотерапии дает положительные результаты в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии, позволяет направлять их художественную деятельность таким образом, чтобы она оказывала благотворное влияние на развитие их личности.
Применяя изотерапию в общении и воспитании лиц с ограниченными возможностями здоровья, мы перед собой ставим следующие задачи:
- развитие умения владеть собой;
- устранение коммуникативных барьеров;
- объяснение ситуативных изменений в поведении индивида;
- эмоциональное развитие индивида;
- устранение неврозов и фобий различного типа;
- раскрытие и развитие созидательного индивида в области различных видов искусства;
- развитие чувства уверенности в себе.
Учеными установлено, что на качество результатов применения изотерапии оказывают следующие факторы:
- личность педагога и среда;
- адекватность вида художественной деятельности;
- адекватность избранной формы арттерапевтического воздействия;
- адекватность интерпретации результата деятельности;
- мотивирующий характер оценки и способ использования результата художественной деятельности индивида с проблемами в развитии.
Коррекционная значимость изотерапии проявляется в следующем.
1. Представление ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества (рисунках, поделках из бумаги, пластилина, теста, глины). Эстетические продукты объективируют в себе чувства, переживания ребенка, т.е. являются символическим выражением его отношения к миру, проекцией личности ребенка.
2. Последовательное развитие аффекта и изменение его психологического содержания: от актуализации негативного аффекта и его эмоционального отреагирования – к формированию позитивного аффекта, связанного с получением удовольствия, удовлетворения любознательности ребенка в форме изодеятельности.
3. Проявление интереса к результатам творчества ребенка со стороны окружающих повышает самооценку ребенка и степень его самопринятия.
Показаниями для проведения изотерапии являются:
- трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, мобильность, импульсивность эмоциональных реакций;
- эмоциональная депривация детей, переживание ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества;
- наличие конфликтных межличностных отношений, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией;
- негативная «Я – концепция», заниженная самооценка, низкая степень самоприятия.
Как уже говорилось, в изотерапии детский рисунок рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В связи с этим, важной и ответственной задачей для педагога, проводящего изотерапию, становится разделение в детском рисунке тех особенностей, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им технического рисования, с одной стороны, и особенностей рисунка, отражающих личностные характеристики,- с другой. Например, каракули или бесформенные, хаотически разбросанные на листе бумаги штрихи и линии вполне приемлемы для рисунка ребенка раннего возраста. Однако в рисунке старшего дошкольника они могут свидетельствовать о задержке умственного развития, являться индикатором переживания им чувства одиночества и беззащитности, быть свидетельством негативизма ребенка по отношению к окружающему миру или проявлением гиперактивности.
Для правильной интерпретации содержания и значения рисунков детей педагогу необходимо учитывать ряд условий:
- уровень развития изобразительной деятельности ребенка, для чего бывает достаточно просмотреть рисунки, выполненные дома, в школе или детском саду;
- особенности самого процесса рисования: выбор темы или принятие задачи, сохранение её на протяжении процесса рисования; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, наличие пауз в процессе рисования и пр.;
- динамику изменения рисунков на одну и ту же тему, либо рисунков близкого содержания на протяжении одного коррекционного занятия или во входе коррекционного процесс
1.2. Типы изображений, применяемых в изотерапевтической практике. В соответствии с основными стадиями детской изобразительной деятельности можно выделить четыре типа изображений, значимых для изотерапевтической практики:
- каракули – бесформенные и хаотические линии, примитивные незавершенные формы;
- схемы и полусхемы, представляющие собой стереотипные изображения;
- пиктограммы, т.е. схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его позиции по отношению к миру, однако требующие для их понимания окружающими объяснение и интерпретацию рисунка самим автором;
- художественные образы, обладающие эстетической ценностью, опредмечивающие аффект в форме, понятной зрителям без дополнительных разъяснений автора.
В рисунке ребенка могут доминировать различные типы изображения, отражающие не только возрастную динамику изобразительной деятельности, но и индивидуальные особенности личностного переживания ребенком своих отношений с миром на момент создания рисунка. Очевидно, что наиболее благоприятным для решения коррекционных задач является четвертый тип изображения – художественные образы, позволяющие в полной мере реализовать все преимущества искусства и творчества. Напротив, примитивные формы изображения, такие как каракули, могут обеспечить ребенку лишь возможность эмоционального отреагирования диффузных негативных эффектов, не позволяя ему в полной мере реализовать задачу исследования и осознания своих чувств, а значит и продвинуться в разрешении своей проблемы.
В практике изотерапии можно применять следующие типы заданий и упражнений.
Предметно-тематический тип – рисование на свободную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Для данного типа рисования характерны наивно-реалистический и визуально-реалистический типы изображения. Символизация в рисунке осуществляется в форме моделирования реальных ситуаций с помощью наличных изобразительных средств. Примером таких заданий могут быть рисунки «Моя семья», «Я в школе», «Я дома», «Я, какой я сейчас», «Я в будущем» («Кем я стану»), «Мое любимое занятие», «Что я люблю», «Мой самый хороший поступок» и т.д.
Образно-символический тип – изображение ребенком в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких как «добро», «зло», «счастье», изображение эмоциональных состояний и чувств: «радость», «гнев», «удивление», «счастье» и пр.) Этот тип заданий требует от ребенка более высокой степени символизации, чем предшествующий, т.к. изображаемое понятие не обладает физической «вещной» оболочкой и тем самым в основу символизации не может быть положен какой-либо внешний признак изображаемого явления. Это заставляет детей при выполнении задания обращаться к анализу психологического и нравственного содержания тех событий и явлений, которые становятся предметом изображения при выполнении задания, переосмысливать значение этих событий.
Задание на совместную деятельность могут включать задания всех указанных выше четырех типов. Этот тип заданий направлен на решение проблемы оптимизации общения и взаимоотношений со сверстниками. Кроме того, задания на совместную изобразительную деятельность делают необходимой речевую коммуникацию участников и тем самым обеспечивают развитие регуляторных способностей.
Работа в парах, направленная на развитие коммуникативных возможностей детей. Один участник рисует каракули и передает другому, чтобы тот создал образ; один участник начинает рисунок на свободную или заданную тему, а другой заканчивает; затем результаты совместной работы обсуждаются.
Совместное групповое рисование, также направленное на развитие социальных навыков («групповая фреска» - на большом листе бумаги рисуют одновременно или по очереди на ту или иную тему: «жизнь в школе», «поход», «день рождения», «мир вокруг»).
Групповые изобразительные игры, «странное животное» - один ребенок рисует голову животного, загибает лист и передает следующему участнику; тот рисует туловище, загибает лист и передает дальше; в конце каждый пытается рассказать от первого лица о той части фигуры, которую он рисовал или животном в целом; аналогично изображается человек/
1.3. Упражнения и задания, применяемые на занятиях изобразительной деятельности.
При организации изотерапевтических занятий педагогу следует иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирая изобразительные материалы к каждому занятию в соответствии с его задачами и индивидуально-психологическими особенностями участников занятий, можно в какой-то мере управлять активностью ребенка.
Например, при организации рисуночной терапии с гиперактивными и расторможенными детьми, а также детьми, расположенными к проявлению агрессии в поведении, не рекомендуется использовать такие материалы, как краска, глина, пластилин. Последние стимулируют неструктурированную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации и контроля над выполнением действия и соответствующие задания, например, «Рисование по точкам».
Напротив, детям эмоционально «зажатым», фрустрированным, с высокой тревожностью боле полезны материалы, требующие широких свободных движений, включая все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, глину и пластилин, рисование мелом, игру с бегущей из-под крана водой. Наибольший эффект для ослабления эмоциональной напряженности и тревожности имеют задания «Рисование пальцами», «Волшебные пятна».
Для развития координации движений, мелкой моторики и образного восприятия я часто использую упражнение «Рисование по точкам».
Заранее готовлю схему рисунка, расставляя контурные точки. Дети соединяют точки линией и дорисовывают получившийся контур.
На первых уроках некоторые учащиеся испытывали трудности при выполнении данного задания: линии получались неровные, не все ученики доводили линию от точки до точки, не хватало терпения закончить рисунок. Особенно отставали от класса Таня А. и Артем Ч.
Это упражнение мы использовали практически на каждом уроке изобразительного искусства и трудового обучения в качестве подготовительного упражнения.
К концу учебного года все учащиеся выполняли упражнение самостоятельно. Кроме этого, дети раскрашивали получившийся рисунок, давали ему название, придумывали сюжет.
Очень нравиться моим ученикам задание «Рисование в воздухе».
Учащиеся угадывают предмет, который я «рисую» в воздухе. Сначала детям предлагается угадать и назвать предмет, затем дети повторяют изображение в воздухе и на бумаге. Эти первые попытки анализировать и синтезировать дали положительные результаты. Дети стали внимательней, старались изобразить фигуру как можно более аккуратной и похожей на мою.
Способствует развитию воображения упражнение «Волшебные кляксы».
На первом уроке мы делаем кляксы: на зеркало, с помощью акварельных красок, в произвольном порядке накладываем цветовые пятна. Переворачиваем зеркало на лист мелованной бумаги. Это на первый взгляд простое упражнение у некоторых учащихся вызывает трудность. Ведь необходимо было создать интересную цветовую гамму, постараться, чтобы пятна различных цветов не слились; наконец, перенести на бумагу полученный цветовой «пейзаж».
В этом случае помог опыт групповой работы: один ученик накладывал краски на зеркало, а второй переносил его на бумагу. Дети с удовольствием делали «кляксы».
На следующем уроке мы сначала рассматривали получившиеся изображения и рассказывали, что оно напоминает. Затем с помощью мелких предметов и деталей заканчивали рисунок и составляли рассказ. Таким образом, дети не только чувствовали себя художниками – пейзажистами, но и развивали воображение, речь, мелкую моторику.
При первой возможности мы с детьми выходим на улицу. Я даю им цветные мелки и предлагаю нарисовать на асфальте все, что хочется.
Вот уж где проявляется творческая активность! Наконец-то можно рисовать без ограничений в пространстве! Кого только не изображают дети! Это и огромные герои сказок, и совсем мелкие машины и самолеты. Самое главное, ученики «работают» на свежем воздухе, выполняя несложные физические упражнения и получая при этом неописуемое удовольствие!
Выходы на свежий воздух совмещаем со сбором природного материала, который используем на уроках труда и изобразительного искусства. Дети обожают создавать образ или целостную ком позицию из отпечатков предметов с рельефной поверхностью (камешки, ракушки, шишки, листья). Это упражнение мы так и называем «Отпечатки».
С помощью различных предметов дети создают и простые рисунки, и целые картины-натюрморты и пейзажи. Учащиеся пытаются использовать не только природные материалы, но и предметы, которые используются в быту (пробки, шнурки). Дети стараются увидеть прекрасное вокруг себя, используют практические знания для создания образа.
Новое применение пластилину мы нашли при выполнении упражнения «Пластилиновая живопись».
Детям нужно было нарисовать картину пластилином, размазав его на предварительно приготовленное контурное изображение предмета. Ребята не только старательно размазывали пластилин по поверхности рисунка, но и развивали внимание и аккуратность. Ведь если выйти за контур изображения, рисунок получится небрежным. В результате получились замечательные подарки мамам к 8 Марта!
На один из уроков дети пришли без красок и кистей. После моего объявления, что будем рисовать пальчиками, ребята посмотрели на меня с недоверием. Пришлось подробно объяснить, что в живописи существует такое понятие, как «пуантилизм» – писать точками. Мы наше занятие назвали проще: «Пальцевая живопись».
Рисовали мы в основном пейзажи. Ребята использовали ватные палочки и собственные пальчики. На мой вопрос: «Что мы сегодня развивали?», ребята, подняв вверх красочные ладошки, закричали: «Пальчики!».
А Алеша С. философски заметил: «Но ведь развивать нужно не только пальчики!».
Пришлось к следующему уроку мне готовить большой кусок обоев и емкости с краской.
Будем развивать не только пальчики! Тема урока «Крупный масштаб».
Такое начало заинтересовало учеников. Когда дети поняли, что от них требуется, быстро принялись стаскивать с себя обувь. Рисовали мы руками, ногами, губками, малярными кистям. Получились плакаты: «Мы за мир!», на котором десятки разноцветных ладошек тянутся к солнцу, и «Береги природу!» с цветами и отпечатками ног.
После урока все мыли радужные конечности и убирались в классе. Занятие прошло весело, раскрепощено и дружно!
Мои ученики очень любят работать с соленым тестом. Вроде, материал похож на пластилин, но в то же время чувствуешь себя настоящим гончаром! Сначала дети работают под моим руководством, а затем из оставшегося теста выполняют то, что им захочется.
На одном из уроков мы лепили птичек. Крылья, хвосты, гребешки делали из макаронных изделий.
У Артема Ч. очень выражен тремор рук. Это ему мешает на уроках русского языка – работает он медленно и грязно. Зато на уроке труда кроме одной птички, он налепил их с десяток. С каждым разом птички становились меньше и меньше, как матрешки. Самое интересное, что все мелкие детали были вылеплены удивительно точно и изящно. На этом уроке Артем был признан лучшим мастером!
Очень разнообразны уроки при работе с бумагой.
Учащиеся учатся не только складыванию, конструированию из бумаги, но и составлению композиций (коллаж), изготовлению изделий из папье-маше. Такие уроки развивают интерес к изобразительному искусству, воображению, мелкой моторики. Они раскрепощают, создают благоприятную среду для свободного общения, таким образом, пополняют словарный запас, расширяют кругозор.
На уроках трудового обучения мы используем нетрадиционные материалы. Например, работа с крупой и макаронными изделиями. Пейзаж на срезе дерева проходит в несколько этапов: подготовка и грунтовка поверхности, рисование пейзажа, нанесение крупы (пшено, рис, фасоль и т.д.), завершение работы.
Работа кропотливая, требующая внимания, сосредоточенности, терпения. Юра А. и Даша М. Выполняли не только свои работы, но и помогали другим учащимся. Работы «Времена года» вызвали восторг на школьной выставке. А срез «Сирень» – настоящую гордость! Ведь над ней трудился весь класс, каждый ученик внес свою лепту.
При выполнении трикотажной аппликации ребята особой трудности не испытали.
По своей структуре уроки с текстильными материалами похожи на пластилиновую живопись: сначала выполнение эскиза, затем его заполнение трикотажной нитью. Задание знакомое, но требующее большой подготовительной работы. Целый урок дети распускали трикотажные изделия, распутывали запутанные нитки, раскладывали их по отдельным коробочкам. Работа несколько нудная, но необходимы сосредоточенность, аккуратность, достаточно развитая мускулатура пальцев и рук, а также дружеские отношения в коллективе. Ведь при выполнении самой аппликации не у всех оказался нужный цвет ниток, приходилось делиться, помогать тем, у кого не все получалось. Аппликации получались замечательные! На мой вопрос: «На что похожи наши работы?», Юра А. ответил: «На маленькие коврики».
Особый интерес вызвал урок «Рисование ватой». На бархатной бумаге мы выкладывали рисунок ватой. Детям очень понравилось то, что мы работаем без клея и любую ошибку можно быстро исправить, просто убрав ненужный кусочек ваты. Получились целые картины: «Зимний пейзаж», «Собака».
Игры – упражнения с изобразительным материалом - экспериментирование с красками, бумагой, карандашами, пластилином и т.д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей. Могут быть полезны для детей младшего школьного возраста с целью стимулирования интереса к изобразительной деятельности и для детей более старшего возраста в случае эмоциональных расстройств. Эффект упражнений в стимулировании потребности в изобразительной деятельности и интереса к ней, уменьшение эмоциональной напряженности, формирования чувства личной безопасности, повышение уверенности в себе, формирование интереса к исследовательской деятельности и стимулирование познавательной потребности.
2. Использование методов хромотерапии и музыкотерапии в коррекционной педагогике.
2.1. Коррекционное значение музыкотерапии.
Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает.
Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные. Упорядоченные звуки. Социально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. В конце прошлого века И.Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект. Известно, что с помощью музыки облегчается установление контакта с человеком. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение.
Ученые заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему; а флейта оказывает расслабляющее воздействие.
Говоря о многозначности музыки. Психотерапевт С. Мамулов свидетельствует, что на некоторых людей она влияет даже острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение, развязывать агрессивность. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Те современные ритмы, которые, как горный обвал, обрушиваются на человека, подавляют нервную систему, увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие.
В развитых странах (Японии, Германии, Дании, Швеции) музыкотерапия заняла достойное место.
Врачи университетской клиники Мюнхена успешно используют музыкотерапию при лечении детских церебральных параличей. А в последние годы к обычному лечению больных врачи добавили слушание произведений Бетховена и Моцарта, так как хорошее настроение, положительный фон помогают избавиться даже от язвы желудка.
В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психического состояния человека на производстве, в школе, вузе и т.д., а в настоящее время музыка стала одним из элементов родовспоможения. Беременные женщины по совету врача предоставляют неродившемуся ребенку возможность слушать определенные мелодии.
В нашей стране до недавнего времени лечебные возможности слышимого звука медиками практически не использовались и не изучались.
Многими исследователями подчеркивается необходимость дифференцированного подхода к выбору музыкальных произведений для создания расслабления, отдыха или, наоборот, для повышения тонуса и работоспособности.
Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В.М. Бехтеревым. Он считал, что среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки, и доступно детям, которым еще нет и года. Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и расшевелить заторможенных детей, отрегулировать координацию движений.
Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.
В последнее время музыкотерапию выделяют как самостоятельное направление в психотерапии, где она выполняет ряд психокоррекционных задач, которые тесно переплетаются с психотерапевтическими, включают основные пункты тренировочных программ (Г. Гельниц, Г. Шульц-Вульф, 1985).
Наиболее важными для детей-логопатов являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики.
Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при её пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.
Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Исключение составляет мелочтение (чтение под музыку) заикающихся детей.
При проведении уроков трудового обучения и рисования, всегда стараюсь использовать музыкальные записи. Они не только успокаивают, создают рабочую обстановку, но и приобщают детей к классической музыке.
Очень нравится ученикам упражнения «Танцующие руки». Дети с помощью цветных восковых мелков, слушая музыку, создают рисунок. Затем рисунки обсуждаются. Дети угадывают, какой музыкальный отрывок изображен. В игре «Графическая музыка» детям с закрытыми глазами предлагается изобразить музыку с помощью линий. А затем, из полученных линий создать рисунок (рыбка, цветок, птица).
Громкость звучания должна быть строго дозированной. Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим.
Разработка и проведение музыкотерапии в детском и подростковом возрасте требует творческого сотрудничества с врачами, психологами, музыкальными педагогами. Использование музыкотерапии при речевых патологиях органического происхождения оказалось оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Анализ литературных источников доказывает благотворное влияние определенных музыкальных произведений на интеллектуальную деятельность. Так, определены механизмы положительного влияния музыки на учебную деятельность, повышение мотивации учебы, возрастание удовлетворенности учением.
Из работ ряда ученых-дефектологов мы узнаем, что музыкотерапия содержит систему разнообразных дифференцированных методов, одни из которых являются, безусловно, традиционными, другие определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения.
Музыкотерапия включает:
прослушивание музыкальных произведений;
пение песен;
ритмичные движения под музыку;
сочетание музыки и изодеятельности.
Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует:
улучшению общего эмоционального состояния детей;
улучшению исполнения качества движений, то есть развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
стимуляции речевой функции;
нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).
Таким образом, опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, подводит к следующим выводам:
использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;
лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного;
продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.
2.2. Хромотерапия в коррекционной и лечебной педагогике.
Хромотерапия – наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна придавалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств.
Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие – раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.
Даже вода, налитая в бутылки разного цвета, под воздействием лучей солнца приобретает определенные химические свойства и может быть использована в медицине. Красный, стимулирующий цвет тонизирует, синий успокаивает нервы, пурпурный очищает кровь, устраняет болезнь печени.
Педагогам, психологам, врачам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.
Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит. Людям умственного труда легче работать в комнате с синей лампой или синими шторами на окнах. В обычной практике отмечено, что голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения.
Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей.
Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.
Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение. Поэтому, когда человек утомлен, он инстинктивно стремится попасть в оптимальную для него геоцветовую среду: к зеленому лесу, лугу, зеленовато-голубой воде. Зеленый цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений. При ослабленном зрении.
Крупнейший русский невропатолог В.М. Бехтерев исследовал влияние цветовых ощущений на скорость психических процессов. Опыты показали, что близкие тепловой части спектра красные цвета производят тонизирующее действие, розовый тонизирует при подавленном состоянии, а желтый цвет, цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.
По данным французского ученого Фере, при облучении кисти человека различными лучами меняется сила сжатия кисти: под действием оранжевого цвета она увеличивалась в 1,5 раза, а красного – в 2 раза по сравнению с обычными условиями. Немецкий психоневролог Голынтейн установил, что если человека с завязанными глазами облучить красным светом, он стремится развести руки; при освещении синим – свести. Объяснение этому факту найти трудно. Возможно, что этот феномен связан с различной степенью активации красным и синим цветом особых двигательных структур мозга, относящихся к экстрапирамидно - церебральному комплексу.
Не только на уроках изобразительного искусства я предлагаю детям изобразить свое настроение с помощью различных цветовых линий, геометрических фигур, узоров. Это упражнение переросло в идею создания экрана настроения. Каждый день ребята с помощью цвета отмечали свое настроение. По этому экрану видно, с каким настроением ребенок приходит в школу, изменяется ли оно в течение дня. Экран настроения – отличный способ завести разговор с ребенком о домашней обстановке, об отношениях в классном коллективе, о его заинтересованности учебой.
Я, наравне со своими учениками, отмечаю свое настроение. Дети обязательно спрашивают о причинах плохого настроения. И я объясняю: «Максим сегодня не подготовил домашнее задание по чтению» или «Даша снова опоздала».
После знакомства со значением цветов, мы проводим игру «Волшебный салют». С помощью кисти, зубных щеток, разбрызгивая краску на большом листе бумаги, создаем салют. Дети объясняют, почему они выбрали тот или иной цвет. Ответы ребят поражают.
Юра А. – «Я выбрал красный цвет, потому что хотел, чтобы все веселились, радовались, чтобы был праздник».
Алеша С. – «А я рисовал зеленым цветом, чтобы у всех было хорошее настроение, все успокоились и не дрались.
Периодически проводим игру «Сундучок». Это упражнение дает возможность поэкспериментировать с цветом и проанализировать человеческие качества. Детям предлагается «собрать» в сундучок самоцветы. Ребята точками разных цветов «собирают все хорошее», что было за неделю (или «все плохое») и объясняют, почему они положили такой самоцвет и почему выбрали именно такой цвет.
Ученые заметили, что любой предмет, приковывающий к себе внимание, помогает мысленно сконцентрироваться. Длительное рассматривание цветного камушка придает мыслям стройное течение, в результате чего может прийти оптимальное решение волнующей проблемы.
Камни бывают полезны не только для лечения заболеваний, но и при соматической ослабленности человека, когда требуется пополнение энергии. Установив, что ослаблено, хромо - или литотерапевт советует носить камень, цвет которого соответствует ослабленной чакре. Даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, а также ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект, особенно чувствительным людям.
Целительная сила природы, минералов, многовековой опыт наших предков должны широко использоваться для сохранения и укрепления здоровья.
Помимо восприятия зрительных образов глаза выполняют важнейшую функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Через рецепторы зрительного нерва осуществляется проведение энергии цвета и цветовых ощущений из внешнего мира к различным отделам центральной нервной системы. Ученые доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме.
Активно используя метод хромотерапии можно добиться положительных результатов в развитии личности умственно отсталых детей. Данный метод способствует ослаблению эмоциональной напряженности, стимулированию интереса к учебе, повышению уверенности в себе, проведению терапевтических процедур.
II. Значение интегрированных уроков для всестороннего развития личности умственно отсталого ребенка.
Анализ имеющихся исследований личности умственно отсталого ребенка позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у него накапливается определенный жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Накапливающиеся эмоционально-эстетические впечатления могут стимулировать ребенка заниматься творчеством.
Доказано: умственно отсталые дети развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, так и к моторике умственно отсталых в целом.
Программа трудового обучения и изобразительного искусства для умственно отсталых школьников направлена на овладение элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ. Изготовление однотипных изделий и обилие практических действий, таких как резание, склеивание, складывание благотворно влияют на коррекцию моторики, но не формируют способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира.
Проанализировав программу, мы можем увидеть, что в обучении не стоит задача обогащения и развития опыта творческой деятельности, не происходит эстетического развития умственно отсталых школьников. А такая задача необходима.
Проблемы эстетического развития и воспитания детей учащихся довольно полно отражены в литературе. Однако на практике я столкнулась с тем, что не существует программы по изобразительной деятельности для умственно отсталых детей, которая была бы направлена не только на приобретение навыков, но и на развитие творческих способностей.
Мой педагогический опыт убедил меня в том, что на уроках чтения и развития речи необходимо обращаться к живописным произведениям искусства и работам декоративно-прикладного творчества, так как «сухое» чтение, перечитывание, пересказ даже известных литературных произведений не дает детям удовлетворения, радости от общения с книгой, органичного восприятия окружающего мира. Особенно в этом нуждаются дети с проблемами в развитии.
Так возникла необходимость разработки цикла интегрированных уроков, которая широко и многообразно представляет мир искусства в трех видах: литературе, живописи, декоративно-прикладным творчестве.
Существующая попредметная система обучения предполагает приобретение знаний в результате изучения отдельных курсов-предметов, но полученные по такой системе знания остаются разрозненными научными сведениями. В результате этого учащиеся не всегда целостно воспринимают учебный материал о предметах, явлениях и не всегда ясно представляют себе картину окружающего мира.
Интеграция помогает школьникам органично воспринимать мир, познавать красоту окружающей природы, действительности, а также способствует приобретению новых знаний, умений, навыков, представлений, является высшей формой реализации межпредметных связей на качественно новой ступени.
Эстетическое воспитание учащихся на уроках чтения и развития речи происходит через вовлечение их в процесс художественного творчества.
Целью интегрированных уроков являются:
всестороннее развитие личности;
формирование эстетической культуры;
воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства;
овладение анализом поэтических сочинений, картин, произведений декоративно-прикладного творчества, сопоставление и сравнение их;
развитие способности ориентироваться в произведениях искусства;
воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства.
Теплая и эмоциональная атмосфера, которая создается на таких уроках, располагает ученика к решению различных мыслительных задач:
- способствует развитию устной и письменной речи, помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
- способствует развитию изобразительных и трудовых умений и навыков;
- позволяет систематизировать знания;
- способствует развитию эстетического воспитания, воображения, внимания, памяти, мышление учащихся.
Л.С. Выготский в своем труде «Психология искусства» отмечая, что «искусство есть особый способ мышления, который, в конце концов, приводит к тому же самому, к чему приводит и научное…» (Психология искусства, «Просвещение», М., 1968., с.48.).
Во время проведения интегрированных уроков дети обнаруживают высокую активность, с большим интересом выполняют упражнения, творческие задания, стремятся к самостоятельности, высказывают свои предложения, доказывают свою точку зрения. Такие уроки способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяет вовлечь каждого школьника в активную работу, и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания; реализовать дифференцированный и индивидуальный подход; формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, а также рациональные навыки учебного труда, способствуют проникновению учащихся в слово, мир красок и народного творчества, помогают формированию грамотной устной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.
Заключение.
Под коррекцией недостатков и физического развития умственно отсталых школьников понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействий возможно большему приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.
Поиски наиболее эффективных путей коррекции дефектов умственно отсталых детей происходили во все времена.
Актуальность этой проблемы не уменьшалась и в настоящее время, так как её дальнейшая разработка служит основой совершенствования процесса обучения учащихся в специальных школах.
Современные специалисты пытаются осваивать нетрадиционные методы в коррекционном обучении. Это – изотерапия, хромотерапия, музыкотерапия, музейная терапия, сказкотерапия, иппотерапия (лечение лошадью) и др.
Эти методы способствуют развитию:
восприятия,
двигательных навыков,
работоспособности,
памяти,
вниманию,
эмоционально-волевых качеств, при нарушении которых возникают проблемы в практическом взаимодействии с окружающей средой у детей с нарушениями в развитии.
Применение нетрадиционных методов открывает широкие возможности для обогащения представлений ребенка об окружающей действительности. Взрослый предлагает ребенку новые задачи, и часто ребенок соглашается принять их, потому что стремится к значимому результату. Ребенок готов принять новое, только бы поскорее достичь желаемого. Однако следует действовать осторожно и соблюдать обычные в работе с умственно отсталыми детьми принципы – постепенность, дозирование нового материала, который следует предлагать небольшими порциями, обязательный учет интересов ребенка, его желаний и возможностей.
При правильном подходе, обычно удается вызвать у ребенка с нарушениями в развитии интерес к урокам с использованием нестандартных методов. Ему нравится необычный вид совместной с взрослыми деятельности, в которой он чувствует себя комфортно. И, возможно, одним из главных итогов такой работы станут активность ребенка, полученное им удовольствие от деятельности, его заинтересованность в конечном результате.
В итоге, систематической работы по применению средств изобразительной деятельности в воспитании детей с нарушениями в развитии, я пришла к очень важному выводу: описанная деятельность может быть использована в целях диагностирования, релаксации, реабилитации, а также предотвращения агрессивности или снятия напряженности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Литература.
Акопова А.Ф., Руденко Л.А., Сербина Л.Ф. «Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения», «Воспитание и обучение», 2004, №1-4
Выготский Л.С., «Психология искусства». – М.: Просвещение, 1968
Грегушова Г. «Использование средств изобразительного искусства в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья», «Воспитание и обучение», 2003, №5
Копытин А.И., «Основы терапии» - С-Пб, 1999
Кряжева Н.Л., «Мир детских эмоций» - Яр: Академия развития, 2000
Малинович В.И. «К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием», «Дефектология», 1999, №3
Овчарова Г.В., «Практическая психология в начальной школе» - М., 1996
Павлий Т.Н. «Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития», «Дефектология», 2000, №4
Проснякова Т.Н., «Уроки мастерства» - Самара: Учебная литература, 2004
Рожкова Е.Е., «Изобразительное искусство в начальной школе» - М., Просвещение, 1990
Швайко Г.С., «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - М., Владос, 2003
На странице приведен фрагмент.
Автор: Касатина Татьяна Анатольевна
→ Танка 01.06.2010 3 5985 864 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.