Методические рекомендации "Выработка вокально- хоровых навыков" для 1-7 классов ДШИ


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детская школа искусств «Овация»








Методические рекомендации


«Выработка вокально- хоровых навыков»





Составитель:

преподаватель вокально- хоровых дисциплин

Колесникова Н.М.
















2010 г

Вокально-хоровая работа

Вокально-хоровое воспитание обязательно основывается на знании руководителем певческих возможностей детей разных возрастных групп. На певческие возможности детей большое влияние оказывает физическое развитие. У ребят младшего школьного возраста физиологические возможности более ограничены, что сказывается на дыхании, дикции ит.д. Часто наблюдаются случаи более раннего физического развития детей. Это накладывает особую ответственность на хормейстера, которому следует обязательно индивидуально прослушивать каждого учащегося, а затем в процессе занятий постоянно контролировать его развитие. С особым внимание должен руководитель подходить к мальчикам. Регулярно прослушивать индивидуально с тем, чтобы вовремя определить наступление мутации голоса. Внимательное и чуткое отношение руководителя к каждому ребенку поможет добиться правильного и естественного развития голоса. Однако следует помнить, что охрана детского голоса является самой важной задачей хормейстера.

Необходимой и первоочередной задачей музыкального воспитания певцов является выработка основных показателей певческого голосообразования. Эти задачи успешно решаются при использовании в вокально-хоровой работе фонопедического метода развития голоса, разработанного В.В. Емельяновым.

Фонопедический подход, имеющий, прежде всего технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом, эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой и певческий) певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат – саморегулирующаяся система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции. Упражнения делятся на несколько групп в зависимости от поставленных задач:

  • голосовые сигналы доречевой коммуникации: шип, сип, скрип, хрип, свист, вой, визг, гудение и т.д.

  • управление артикуляционной мускулатурой

  • произвольное управление регистрами

  • выработка певческого вибрато

  • интенсификация и регуляция фонационного выдоха

  • формирование механизма прикрытия

Однако важно помнить, что методика В. Емельянова не является способом обучения пению, как средству музыкального исполнительства. Она является подготовительной, вспомогательной по отношению к музыкальной работе и работе хормейстера. Эти упражнения значительно расширяют диапазон хора, увеличивают силу звука, его яркость и насыщенность. Голос приобретает полетность, певучесть, улучшается вибрато; в хоре появляются свобода, раскрепощенность звучания и певческого процесса в целом.

Каждый певец хора должен владеть навыками, обязательными для всех ступеней:

  • Певческая установка – при пении стоя или сидя, держать корпус и шею выпрямленными, плечи несколько опущенными, голова и подбородок слегка приподняты. При пении сидя ноги всей ступней стоят на полу, руки лежат на коленях. При пении стоя, руки спокойно опущены. На правильную певческую установку внимание следует обращать постоянно, так как от нее во многом зависит успех вокальной работы. Певческая установка является важным условием для правильного пения и дыхания.

  • Работа над дыханием – важность этого элемента определяется его ролью в процессе правильного голосообразования. Основным показателем правильности дыхания являются мышечные и слуховые ощущения. Особую роль в пении играет организация вдоха и выдоха. Взаимосвязь этих элементов обуславливает их взаимное влияние друг на друга. Важным навыком является умение пользоваться задержкой дыхания. В одних случаях требуется дыхание короткое, расходуемое затем с напором, в других случаях мягкое, расходуемое затем спокойно. Этот момент связан с атакой звука, со степенью и характером включения в работу в начале пения голосовых связок. В пении употребляются два вида атаки: мягкая и твердая. При твердой атаке звук получается громкий, яркий и интонационно чистый, но так как для детского пения громкий звук нетипичен, то твердая атака должна применяться ограниченно. Ограниченная сила звука детского голоса требует мягкой атаки, что обеспечивает спокойный звук, интонационную точность, оптимальный тембр. Руководитель обязан выработать необходимый коллективный навык «цепное дыхание», при котором участники хора возобновляют запас воздуха не одновременно с рядом поющим. Такой прием обеспечивает непрерывное звучание хора в течение продолжительного времени, успешное исполнение произведений протяжного, раздольного характера, а также исполнение на одном дыхании не только отдельных частей, но и хоровых сочинений целиком.

  • Артикуляция, дикция и звуковедение – обучение пению связано с перестройкой работы голосового аппарата с речевой функции на певческую. Это значит, что певческий гласный звук придает ему звонкость полетность в звучании. Вокальные качества голоса и техника исполнения формируются и совершенствуются только на гласных звуках, которые служат основой их развития. Гласные способствуют самому процессу пения, а согласные – разборчивости слов. Согласные в пении должны произноситься предельно кратко. Умелое и правильное формирование гласных и согласных поможет добиться в хоре подлинной кантилены, широкой и свободной напевности, которая должна быть свойственна всем формам звуковедения, от легато до стакатто.

Многоголосие и пение без сопровождения

Хоровое пение предполагает исполнение многоголосия, поэтому одной из главных задач является воспитание данного навыка. Опираясь на музыкальный слух, интонационный, гармонический, внутренний, вокальный, вокальные навыки, музыкальную грамотность, можно говорить о развитии многоголосия в хоре. Лучше всего над многоголосием работать по партитуре, используя ее как опору, материал для сольфеджирования. В течение всей работы подыгрывать не всю партию, а партитуру. Работу над многоголосием следует начинать с организационного момента: разделить хор на голосовые партии, равноценные по качеству и количеству. Разучивание по партиям – далеко не всегда лучший способ работы над многоголосием. Очень полезен охват партитуры в целом как гармонического комплекса: нахождение на слух известных функций, аккордов, интервалов, их последовательности, кодансов, затем озвучивание знакомого и только после этого нахождение и закрепление партий как части целого. Очень полезно не учить свою партию, а найти ее внутренним слухом, а затем озвучить.

Все вышеизложенное следует отнести и к пению без сопровождения. Пение без сопровождения требует развитого чувства певцов ко всем сторонам хоровой звучности. Этот вид хорового исполнительства является наиболее трудным, но вместе с тем очень важным и интересным, так как богатство человеческого голоса и красота многоголосия представлены в нем в наиболее полном виде. Этот вид исполнительства окажет благотворное влияние на воспитание хорового коллектива.


Ансамбль и строй

Ансамбль в хоре – это полная согласованность исполнения произведения участниками коллектива. Постоянно совершенствуя вокально-хоровую культуру участников хора, добиваясь от них пения с одинаковой силой звука, четкости ритмического строя, чистотой интонации по вертикали и горизонтали, руководитель достигает полноценного ансамбля. Ансамбль – это умение певца подчинить свою индивидуальность задачам коллектива. Умение петь одинаково громко или одинаково тихо в соответствии с содержанием произведения – определяет динамический ансамбль. Под ритмическим ансамблем надо понимать одновременное и одинаковое произношение слов, возобновление дыхания в указанных местах, совместный переход к изменениям темпа. В хоре различается:

  • мелодический строй (горизонтальный), умение чисто интонировать ступени лада, интервалы, аккорды, взятые в мелодическом изложении;

  • гармонический строй (вертикальный), умение выстраивать интервалы и аккорды в одновременном звучании.

Хорошему мелодическому и гармоническому строю способствуют активное воспитание и развитие музыкального слуха детей.


Работа над репертуаром. Концертная деятельность.

Творческое направление художественного коллектива диктует соответствующий репертуар. Последовательность, сложность, характер репертуара – основной инструмент воспитания хора. Основой репертуара являются народные песни, классическая зарубежная и русская музыка. Особенно русская классика незаменима в воспитании детей, так как именно эта музыка является эталоном вкуса, близка и интересна им.

Выбор репертуара – довольно трудоемкий процесс, требующий от руководителей вдумчивого отношения. Репертуар должен отражать уровень технических и художественных возможностей хора. Хоровой коллектив не останется в стороне от празднования дат, связанных с жизнью великих композиторов прошлого, что является предпосылкой для выбора в репертуар произведений, которые будут способствовать развитию вокально-слуховых навыков, воспитывать чувство музыкальной формы, музыкальный вкус, музыкальную культуру. За учебный год хор может освоить 10-15 новых произведений. Репертуар прошлых лет не должен предаваться забвению. В репертуаре хора может быть до 50 произведений. Их целесообразно условно разделить на три части:

  • произведения, которые будут исполняться на отчетных концертах, конкурсах, фестивалях;

  • произведения, которые изучаются только в классе, но на концерты выноситься не будут (так называемая «эскизная» форма разучивания);

  • произведения, которые можно легко пропеть с листа, и включить в миниконцерты школы, классные концерты, концерты для родителей.

Качественное хоровое пение, освоение нового репертуара невозможно без пения по нотам. С первых шагов в хоре дети поют по хоровым партитурам. Малыши держат в руках нотные листы и пытаются разобраться в знаках, с которыми едва начали знакомиться. Петь по нотам они естественно еще могут слабо, но все чаще с опытом, удается хоть немного сориентироваться и помочь себе. Постепенно через несколько месяцев наличие нот при разучивании сочинения становится необходимостью, и ребята пользуются ими вполне сознательно. Итак, в руках у каждого хориста на занятии имеются партитуры разучиваемых сочинений. У всех одинаковые, с максимальной проработкой деталей предстоящего исполнения: проставлены цифры и номера тактов, лиги, штрихи, нюансы, и другие обозначения. При пении по партитурам решаются две главные задачи. Первая – вырабатывается устойчивый профессиональный навык владения партитурой: ориентировка по другим партиям, ощущение своего голоса в аккорде; наглядность полифонии позволяет подготовиться ко вступлению тем, помогает попаданию на первый звук после пауз, учит сознательному воплощению роли своей партии в общей музыкальной партитуре. Вторая задача – видение роли своей партии в создании художественного образа.

Раздельная работа по хоровым партиям тоже необходима. Когда произведение разобрано и понято достаточно определенно, иногда требуется специальная работа над технически сложным местом, интонационным или метрическим, а также при разучивании музыки полифонической, разучивании текста на иностранных языках.

Очень важны для музыкального и духовного развития учащихся выступления в концертах. Итогом всей репетиционной и учебной деятельности хора является концерт. Концерт – это всегда праздник, приподнятость настроения, эмоциональная обостренность. К такому празднику нужно много и серьезно готовиться. На таких выступлениях проявляется все лучшее, что есть в хоре. Ведь каждый ребенок в этот момент ощущает себя артистом. У детей внутренние переживания всегда отражаются на лице, во взгляде, позе. Поэтому надо терпеливо и настойчиво воспитывать в ребятах умение стать «артистом», войти в образ, роль, спеть так, чтобы слушатель стал очарованным и убежденным твоим сторонником.

Однако увлекаться концертами нежелательно. Каждое выступление должно быть тщательно подготовлено, тогда это воспитывает коллектив и приносит пользу детям. Концерт – это радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа. Самый оптимальный вариант выступлений – 8-10 концертов в год.













Используемая литература



  1. Д.Е. Огороднов «Музыкально- певческое воспитание детей в общеобразовательной школе».


  1. Г.П.Стулова «О методах работы с начинающим хором младшей школы с точки зрения теории регистров певческого голоса» (в кн.: Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников).



  1. Н.Д. Орлова, Н.Н.Добровольская «Что надо знать учителю о детском голосе».


  1. Р.Юссон «Певческий голос».



  1. В.Емельянов «Фонопедический подход к развитию голоса».


  1. ГП.Стулова «Исследование развития голоса детей раннего возраста»



  1. П.Н.Овчинникова «Об отборе репертуара для работы с хоровым коллективом» (в кн.: Работа с детским хором, под ред Г.Соколова).


  1. Т.В. Нагорная «Использование наглядных средств для развития восприятия музыки у учащихся 1-2 классов».



  1. Б.В.Асафьев «О музыкально- творческих навыках у детей» (в кн.: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании).








Полный текст материала Методические рекомендации "Выработка вокально- хоровых навыков" для 1-7 классов ДШИ смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колесникова Наталья Михайловна  колесо
07.02.2011 5 5385 828

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК