Доклад на тему "Родительский авторитет. Правила семейного воспитания"
Доклад
Тема: «Родительский авторитет. Правила семейного воспитания»
Воспитание детей – это самая важная область нашей жизни.
Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей.
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наше счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед все страной.
Будущие родители думают, что хорошими можно стать изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало.
Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно. Которые могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь.
А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, когда сталкиваются с чем – то новым в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом.
Часто подозревают подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются неблагоприятного влияния «улицы»
Воспитание в семье – это та же жизнь и наше поведение, и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы противоречивы.
Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.
Смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, как сказать, простым детским глазом.
Отец и мать в глазах ребенка должны иметь этот авторитет. Часто приходиться слышать вопрос: «Что делать с ребенком, если он не слушается?» Вот это самое « не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета. Встречаются родители которые организуют такой авторитет. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание.
Авторитет построенный на ложных основаниях , только не очень короткое время помогает, скоро все разрушается не остается ни авторитета, ни послушания.
Бывает и так, что родители добиваются послушания, но зато все остальные цели воспитания в «загоне»: вырастают правда, послушные, но слабые дети.
Есть много сортов такого ложного авторитета:
Авторитет подавления – это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный . Таким авторитетом страдают отцы. Отец всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком случае хватается за ремень, отвечает грубостью на каждый вопрос ребенка, вину отмечает наказанием.
Он ничего не воспитывает, а только приучает детей подальше держаться от страшного папаши. Таким образом такой отец вызывает : детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жесткость.
Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течении всей своей жизни мстящие за подавленное детство.
Авторитет расстояния: есть такие отцы и матери, которые серьезно убеждены, чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства.
Такой авторитет не приносит никакой пользы, и такую семью нельзя назвать разумно организованной.
Авторитет чванства – чрезмерное высокомерие родителей, вызывающее у ребенка подражание.
Авторитет педантизма.
В этом случае родители больше обращают внимание на детей, больше работают, но работают, как бюрократы. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом.
В такой семье жизнь ребенка, его интересы, его рост проходят мимо таких родителей незаметно, они ничего не видят, кроме своего бюрократического начальствования в семье.
Авторитет резонерства.
В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами.
В резонерстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета.
Авторитет любви – это самый распространенный вид ложного авторитета.
Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребенок все должен делать из любви к родителям.
В этой линии много опасных мест, вырастает семейный эгоизм. У детей не хватает сил на такую любовь, и очень скоро они такую любовь, и очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, напугать. С малых лет ребенок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться, уже без всякой любви, с холодным и циничным расчетом.
Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. Первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.
Авторитет доброты.
Это самый не умный вид авторитета. Папа или мама выступают в лице ребенка в образе доброго ангела. Они все разрешают, им ничего не жалко. В такой семье дети начинают просто командовать родителями.
Авторитет подкупа - самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями.
В чем же должен состоять родительский авторитет?
Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.
Если родители все делают разумно, честно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть, и родительский авторитет, и не нужно искать никаких иных оснований.
Основные условия воспитания детей в семье
Не менее важным фактором в воспитании ребенка является искренняя любовь к детям, в семье со стороны всех членов семьи. Какой же должна быть любовь родителей, чтобы она укрепляла их авторитет, помогала воспитанию?
Любовь должна быть основана на уважении личности ребенка, знании его интересов, стремлений, умений вовремя оказать ему помощь, поддержку, дать дружеский совет.
А.С Макаренко учил сочетать высокую требовательность к детям с любовью к ним.
Некоторые родители считают, что требовательность может оттолкнуть детей от родителей, но это не так.
Единство требований – одно из самых важных условий успешного воспитания, которое ставит ребенка в такие условия, когда не выполнить требования нельзя.
Если же отец не поддерживает требований матери или отец наказывает, а бабушка потихоньку прощает внука, то создаются условия, при которых ребенок начинает скрывать от требовательного отца свои промахи, лавирует, юлит, старается уйти от ответственности.
В такой семье может вырасти неискренний человек.
Для становления авторитета родителей небезразлично их отношение в семье к старшему поколению, к своим родителям. В отношениях между тремя поколениями заключен особый смысл.
Старшее поколение – носитель духовных ценностей общества.
Уважение, почитание старших – закон нашей жизни.
Уважать старших надо потому, что они мудрее духовно.
Учить детей с почтением и уважением относиться к дедушкам и бабушкам.
В.А Сухомлинский считал, что уважение к старшим тем сильнее, чем выше культура человека, воспитанность его чувств.
Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.
Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребёнка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, необходимо, чтобы ребёнок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением. Какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или отношение супругов друг с другом.
Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию.
Нужно отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте.
Открывая детям глаза на мир, мы помогаем им понять и почувствовать, что благополучие каждого ребенка творится трудом многих людей.
Заботы и тревоги этих людей надо понимать и чувствовать.
Чем глубже понимает маленький человек трудовые источники своих благ, тем сильнее его чувство дома, тем ярче выражается в его благодарности его отношение к людям.
Любовь и дружба , взаимная поддержка отца и матери являются для ребенка наглядным примером, который вводит его в мир сложных человеческих отношений. Но все же первые источники, тончайшие корни нравственного развития ребенка – в разуме, чувствах, душевных порывах матери.
«Самое важное – это не смотреть на ребенка как на свою живую собственность с которой что хочешь то и можешь делать не смотреть на ребенка как на обузу или игрушку.
Надо научиться смотреть как на человека, пусть еще слабого нуждающегося в помощи, защите.
Многие родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь.
Конечно трудно сказать правильно ли мы воспитываем своих детей?
Это наша обязанность воспитывать своих детей как можно лучше.»
Н.К Крупская
Подготовила: Боронихина Л.М.
Список используемых источников:
А.С Беленькая «Слагаемые авторитета».;
А.С Макаренко «Лекции о воспитании детей»., «О родительском авторитете».;
И.П Подласый (стр 113).;
Л и Б Никитины «Мы и наши дети»(стр148).;
В.П Сухомлинский «Как воспитывать настоящего человека».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Боронихина Людмила МИхайловна
→ Verrena 09.03.2011 3 23392 3553 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.