Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника" 1-4 класс


Родительское собрание

"Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Учитель начальных классов МОУ СОШ № 11 п.Новый Ургал

Батеева Оксана Анатольевна

Без памяти человек не может ничего изобрести,
не может скомбинировать и двух идей.

Вольтер.

Задачи собрания:

1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.
2. Показать родителям методы и приемы развития памяти детей.

Вопросы для обсуждения:

  • Значение памяти в учебной деятельности.

  • Методы и приемы развития памяти ребенка.

Подготовительная работа к родительскому собранию:

1. Оформление выставки литературы по проблеме собрания.

2. Рекомендуемая литература для родителей:

    • Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.

    • Коломинский Я.Л. Человек: Психология. М., 1986.

    • Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.

    • Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968.

 

3. Анкетирование детей и родителей.

Анкетирование учащихся.

  • Легко тебе заучивать стихи?

  • Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?

  • Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?

  • Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?

  • Помогают ли тебе дома тренировать твою память?

  • Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?


Анкетирование родителей.

  • Какой вид памяти преобладает у вашего ребенка?

  • Трудно ли выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?

  • Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?

  • Необходимо ли вам помочь в обучении приемам тренировки памяти?





Тестирование учащихся класса по проблеме собрания.

Психолог должен показать родителям реальные результаты работы памяти учащихся.
Для этого, готовясь к собранию, она провела исследования функций памяти учащихся. Такое исследование познавательных процессов учащихся четвертого класса необходимо еще и потому, чтобы в пятом классе педагоги, которые будут с детьми работать, не списывали сложности адаптационного периода обучения учащихся- пятиклассников на неспособность отсутствие интеллектуальных данных.

Исследования провела следующие:

1. Числовые ряды.

Учащимся предлагаются числовой ряд, записанный на доске. После просмотра учитель предлагает учащимся записать запоминавшиеся числа, сохраняя их последовательность. Числа вытираются с доски. Учитель повторяет выполнение задания несколько раз. Ряды:

3, 7, 4, 8, 9, 5
2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8
8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8
5, 3, 2, 7, 8, 7, 9, 1, 2, 3, 4, 7
1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2

Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведенные числа учащиеся зачеркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к норме. (7+2)

2. Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.

Учащимся следует внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд и запомнить количество изображенных знаков, их расположение, последовательность и записать на лист бумаги.
Анализ полученных результатов позволяет судить об объеме зрительной памяти.

9 2 w g
А r 6 4
C 5 х в

3. Проверка слуховой памяти.

Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвертым и записать сумму, четвертое с пятым и записать сумму. Ряды:

2 5 4 7 1
4 1 6 2 3
5 7 9 3 8

Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.

  • Если во всех трех случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.

  • Если в двух случаях из трех, то как хорошая.

  • Если в одном – то как удовлетворительная.

4. Выставка рисунков детей «Рисование по памяти натюрморта».

Учащимся предъявляется набор предметов, которые они должны нарисовать:
Яблоко, груша, банан, ваза, сливы, виноград, кружка. Затем предметы убираются. Учащиеся должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.

5. Памятка для учащихся по развитию памяти.

  • Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.

  • Ставьте себе цель запомнить надолго.

  • Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание.

  • Многократно повторяйте заученное.

  • Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.

  • Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать ее несколько раз.

  • Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил». Вы же не хотите быть таким? Тогда - за дело!

Ход собрания.

I. Собрание начинает председатель родительского комитета.

Объявляет тему собрания, знакомит повесткой дня. Дает слово классному руководителю.

II. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать несколько необычно. Вот какой разговор был послушан психологом, а мне хотелось бы вам рассказать:

- Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.
- Не знаю, - отвечает тот.
- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
- А она – вчерашняя!

Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека, без него невозможно.
Сегодняшний наш разговор мы поведем о том, как сделать так, чтобы ребенок, у которого не очень хорошая память, мог ее развить с помощью специалистов школы и своих родных.
Проблемы с памятью накладывают серьезный отпечаток на успешность учебной деятельности ребенка. Ребенок много учит, пересказывает, но приходит на урок и - результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребенок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т. д. Есть в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на нее надежды.

Поэтому необходимо представлять себе, как работает память, каковы её особенности и каким образом её можно упражнять. Память – это свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить некоторую информацию, которая может иметь самую различную форму и содержание. Можно помнить ощущения и образы, которые мы получаем благодаря нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию. Можно помнить лучше других стихи и прозу, лица людей, даты, фамилии, номера телефонов, дорогу. Можно помнить долго, всю жизнь – в этом случае говорят о долговременной памяти, которая имеет очень большой объём. Можно помнить несколько секунд – время, необходимое для прочтения вами одного предложения; здесь мы имеем дело с кратковременной памятью, которая построена часто на механических связях (ассоциациях). Для того, чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную, её нужно повторять до заучивания. Самое главное для нас - это то, что память ребёнка можно упражнять и развивать. Актёры, заучивающие наизусть многие страницы, не имеют этот навык от рождения, а приобретают его благодаря упражнению. Для ребёнка память – это основной способ познания и привыкания к миру. Он запоминает правила, предложения, таблицу умножения, чтобы затем понять их смысл, а пока не понял – пользоваться механически, доверяя своей памяти. Важно также знать, что у разных детей может главенствовать либо зрительная, либо слуховая , либо моторная память. 80% всей информации человек получает благодаря зрению и слуху, и мы сосредотачиваемся в дальнейшем именно на этих видов памяти.

III. Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.

Упражнение 1.

Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.

Упражнение 2.

Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребенка переписать его. Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое рабочее место и записать то, что запомнил.
Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

Упражнение 3.

Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение 4.

Предложите ребенку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд.
Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.

пень

 

лето

дом

 

зима

 

стол

 

поле

 

мама

лес

 

клест

 

пожар

 

Упражнение 5.

Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.

Упражнение 6.

Для расширения объема восприятия предложите ребенку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырех букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребенок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.

Упражнение 7.

Предложите ребенку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую–нибудь смысловую связь.
Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

IV. Заключительное слово классного руководителя.

Главное условие работы с ребенком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребенок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только один.

Хвалите ребенка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребенком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребенку для улучшения его результатов.
Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребенка интереса к развитию самого себя.
Если ребенок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.

V. Рефлексия собрания, оценка родителями результативности собрания

Используемая литература.

1.Волкова, С.И., Столярова, Н.Н. Тетрадь с математическими заданиями для 1 класса, -М.: Просвещение, 1993

2.Крутецкий, В.А. Психология. –М.: Просвещение, 1986

3.Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника. –М.: Просвещение,1971

4. Минскин, Е.М. От игры к знаниям: развивающие и познавательные игры младших школьников. М., 1982

5. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития. 1997.




Полный текст материала Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника" 1-4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Батеева Оксана Анатольевна  Аксиния7093
09.09.2011 1 13633 3489

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК