Статья «Поощрение и наказание как воспитательная проблема»
«Поощрение и наказание как воспитательная проблема».
И.Н. Морозюк, педагог-психолог
ГОУ РМ СПО (ССУЗ)
«Зубово-Полянский педагогический колледж
Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка.
В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. Можно придерживаться наиболее близкого для вас взгляда, но необходимо учитывать и индивидуальные особенности и возраст ребенка. Мы говорим о студентах, на сегодняшнее время они и есть наши дети.
Значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. В семье же, где сложились правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми, можно обходиться без поощрений и наказаний. Наверное, отсюда и появляется убеждение, что в принципе, в идеале поощрения и наказания не нужны вообще.
Как писал великий педагог К.Д. Ушинский: «если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусств воспитания».
В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением.
К наказаниям часто относится любое осуждение, угроза, порицание.
Несправедливые поощрения и наказания, как никакой другой метод стимулирования, способны нанести моральные травмы детям. Поэтому в каждом конкретном случае, решая вопрос о целесообразности применения поощрения и наказания, нам взрослым исключительно важно правильно оценить характер отношений, сложившихся в данной ситуации.
Поощрения и наказания в нашем образовательном учреждении строятся на точном и всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются.
За что поощрять и за что наказывать? Этот вопрос, прежде всего, встает не только перед педагогами, но и перед родителями в ситуации применения поощрения или наказания, даже если ваши дети сегодняшние студенты, а не малыши. Многие родители прибегают к различным способам и некоторые из них становятся традиционными для отдельных семей. Например, ребенок поощряется и получает денежное вознаграждение за уборку в доме, за мытье посуды, то есть за то, что он должен проделывать постоянно, помогая родителям, что должно быть его ежедневной обязанностью. Не получится так, что, однажды приболев, родитель может не дождаться «бесплатной» помощи и сострадания. Ошибка родителей в том, что многие из них считают правильным способ зарабатывания карманных денег детей с пользой для дела, как нам порой, кажется. Мы думаем, что вознаградив сегодня за труд, завтра он сделает это дело лучше и по собственной инициативе, но это далеко не факт и скорее всего, этого не случится.
Рассмотрим основные меры поощрения студентов, используемые в нашем педагогическом колледже.
В числе наиболее употребительных мер индивидуального и коллективного поощрения, прежде всего, поручение почетных обязанностей. Почетные поручения в качестве меры поощрения широко используются и во многих семьях.
Одна из наиболее распространенных мер поощрения - присуждение почетного места в соревновании. Это сопровождается коллективными и индивидуальными наградами.
К традиционным поощрениям относятся вынесение благодарности, вручение книги с дарственной надписью, премиями, подарками, награждение Почетной и похвальной грамотой.
Своеобразной формой присуждения почетных мест в соревновательно-творческой деятельности наших студентов являются различные конкурсы и выставки лучших работ: рисунков, сочинений, поделок разного рода, традиционные олимпиады, проводимые ежегодно по ряду предметов, причем не только в колледже, но и за его приделами на уровне Республики. Такие поощрения способствуют развитию творческих способностей и интересов наших с вами студентов. Вручение поощрений победителям производится в торжественной обстановке: на линейке или сборе, в актовом зале.
К наказаниям – объявление замечания, вынесение выговора, в крайних мерах исключение. Особенность их в том, что сила воздействия того или иного поощрения или наказания определяется эмоциональным отношением.
Наказание полезно в воспитательном отношении лишь в том случае, если провинившийся будет переживать свою вину за совершенный поступок и стремиться на деле, исправить своё поведение.
Что же такое наказание? В голову сразу лезет воспоминание о полученных в детстве затрещинах или домашнем аресте за какую-либо провинность, либо за шалость. Но, наверняка, вспомнятся и друзья, для которых затрещины были обычным делом, поскольку сыпались справа и слева, и никакая “домашняя тюрьма” не могла заставить беспрекословно слушаться. Ибо наказание — это вовсе не действие со стороны наказывающего, а то, что происходит в наказываемом. То, что он при этом переживает. С точки зрения психологии это хорошо всем известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда более не переживать.
Целесообразно знать о тех типичных ошибках, которые допускаются на практике в применении поощрений и наказаний.
Недопустимо формировать замечание в оскорбительной, бранной форме. Типичная ошибка - использование поощрения в форме своеобразной «платы» за правильное поведение. Это нередко встречается в семьях.
Безусловно, ошибочным является наказание за не преднамеренный, случайной поступок, который не привел к каким-либо тяжелым последствиям, если к тому же сам провинившийся признает неправильность своего поведения и обещает исправиться. Родители, порой предвидя отрицательные последствия поведения своего ребенка и оберегая от этого, пытаются из лучших соображений как бы заранее наказать за это. Аргументируя тем, что хотели как лучше, но порой не всегда это лучше.
Итак, на вопрос как правильно распределять наказания и поощрения, мы не дадим точного ответа, сколько того и другого должно приходиться на каждого. “Сколько затрещин и сколько конфет”. Воспитательная проблема заключается тут не в количестве, а в отношении к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и воспитанника, в нем сфокусировано все, что их связывает и сближает. Важно, как формировались их взаимоотношения, насколько они эмоционально близки друг другу! Чтобы наказание возымело действие, наказываемый должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с родителями или иными воспитателями. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь возбуждаемый негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так “хладнокровно” наказывает. Воспитатель оказывается в роли надсмотрщика, который высек провинившегося, но тот за собой никакой вины не видит.
Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. наказанный с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее.
А как обстоит дело с поощрением? Оно как воспитательное средство более действенно. Если наказание лишь останавливает отрицательные действия, то поощрение ориентирует на положительные и закрепляет их. Во многих семьях, особенно часто используются поощрения в виде подарков. Стремление определенной категории родителей, во что бы то ни стало, делать своим детям дорогие подарки становится источником трудностей в воспитании.
Под поощрением нельзя понимать конфеты, телефон последней марки, спортивный велосипед или мотоцикл, а порой и машину за успехи. Лучшая награда для ребенка - сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это. Там, где символ становится главным и самоцельным, где лишь он заставляет ребенка хорошо вести себя, — в семье что-то неладно.
Поощрение и наказание — основные воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем определенной воспитательной цели. Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого – прощение!
Прощение – это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это, по сути, примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать, и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.
Но и здесь следует избегать крайностей. Никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда с готовностью прощать все – значит, потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность, и понимание индивидуальных качеств ребенка будут служить нам лучшим ориентиром.
Бесспорно одно: в наши дни в воспитании без этих средств не обойтись, и задача заключается в том, чтобы их использование было, как минимум, элементарно грамотным в педагогическом отношении. Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», - подчеркивал А.С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А.С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.
Многие педагоги прошлого и наши современники, касавшиеся проблемы поощрения и наказания в воспитании детей, любили повторять крылатые слова К.Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Морозюк Инна Николаевн
→ marozrm 22.02.2012 0 12481 3495 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.