Родительское собрание "Быть родителями – это ответственно" (для начальных классов)









Родительское собрание



Тема:

«Быть родителями – это ответственно»














Подготовила:

учитель I категории

Половинкина Елена Анатольевна






КГБСКОУ СКОШ VIII вида 3 г. Комсомольск – на – Амуре


Как общаться с детьми


Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге – везде. Являясь органичной частью жизни человека, общение как самое большое из всех удовольствий и самый чудесный дар способно сделать жизнь человека прекрасной, наполненной. Однако в равной степени при его отсутствии жизнь человека превращается в нечто бесценное, неполноценное.

Именно в общении происходит становление личности, формирование важнейших её свойств, нравственной позиции, мировоззрения.

Каждый человек с момента рождения испытывает потребность в общении. Начало накопления положительного эмоционального багажа происходит в детстве и зависит от стиля общения, прежде всего – родителей с ребенком. И хотя ещё нет школ по обучению искусству общения, однако необходимо этому учиться и учить других, поскольку от правильно построенного общения во многом зависит процесс воспитания и развития ребенка.

Человек постоянно связан с другими людьми тысячами невидимых нитей, в которых отражается всё богатство человеческих отношений. Однако из таких нитей строятся взаимоотношения в семье. Для каждого родителя свой ребенок уникален. Для ребенка его родители – также особенные люди, которые сначала являются единственно близкими людьми. В процессе общения достигается взаимопонимание, причем изначально – на самом внешнем уровне, со временем приобретая глубинные, содержательные формы. Это происходит благодаря тому, что общение в семье – самое искреннее, доброжелательное, свободное. Оно строится на непринужденных отношениях между детьми и родителями, позволяя наиболее полно раскрыться всем особенностям ребенка, его внутреннему миру.

Семья предоставляет детям богатую многообразную информацию по различным проблемам, способствует формированию эталонов и образцов поведения, принятых в обществе. Ребенок приобретает и осваивает знания о себе, окружающих, мире, в котором он живет, от самых близких ему людей. Такой способ получения знаний наиболее эффективен. В передаче опыта взрослых детям заключается информационно-познавательная функция общения.

Теплая, радостная атмосфера в семье в наше время способствует достижению комфортного состояния ребенка, позволяет ему расслабиться, снять нервное напряжение, вызывает положительные эмоции и переживания.

В младшем школьном возрасте закладывается установка на то, как ребенок будет реагировать в различных ситуациях.

При авторитарном стиле общения родители постоянно используют окрики, физические наказания. Они полагают, что только «жёсткое» руководство способно помочь детям осознать и усвоить нормы и требования школы. В подобных семьях родители используют традиционные высказывания. Это, во-первых, приказы, команды:

  • «Сейчас же замолчи!»

  • «Вынеси мусор!»

Во-вторых, угрозы, предупреждения, нравоучения, проповеди, нотации:

  • «Ещё раз сделаешь плохо, выпорю!»

  • «Без конца вертишься, вот и делаешь ошибки»

В-третьих, критика, обвинения, высмеивания, расследование:

  • «Ты что, глухой!?»

  • «Опять все сделано не так!»

  • «Всё из-за тебя!»

В-четвёртых, догадки, выспрашивание:

  • «Я всё равно знаю, что ты говоришь»

  • «Небось, опять вертелся на уроке».

Подобные способы разрушают доверительные отношения в семье, создают огромную дистанцию между родителями и детьми, вызывают у ребенка чувство несправедливости и защитную реакцию в виде агрессии либо депрессии по отношению к себе и родителям. Это приводит к формированию отрицательных черт характера, таких, как враждебность, агрессивность, нервозность, неуверенность, нервные срывы. В таких семьях родитель не «видят» своего ребенка, или активно избегают общения с ним, предпочитая держать его на расстоянии. Родители могут выражать сочувствие на словах, чаще избегать разговора («Успокойся», «Не обращай внимания!», «Отстань со своими расспросами!»), подчеркивая при этом формальное отношение к ребенку, отдаляя его от себя. Ребенку одиноко в такой семье, он чувствует себя несчастным и не знает выхода из данной ситуации. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям, неумение установить контакт с ними.

Но часто общение с детьми строится на принципе вседозволенности. В общении такие дети требуют, капризничают, упрямятся. Они никогда ни в чем не получают отказа. Для них слово «надо» отсутствует, и поэтому их физическое, психическое, социальное развитие изначально лишено самостоятельности. Дети в таких семьях вырастают эгоистами, трудно вступающими в отношения с окружающими их взрослыми и сверстниками, что часто приводит к конфликтам.

Наиболее эффективным стилем общения в семье является благоприятный стиль, для которого характерно безусловное принятие ребенка в любых ситуациях. При таком общении ребенку постоянно выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. Он знает, что такое «хочу» и «надо», и умеет дисциплинировать себя. Это не значит, что к сыну (дочери) не предъявляется никаких требований. Они предъявляются, исходя из правильного понимания родителями возникшей ситуации. В таких семьях родители внимательно выслушивают проблему ребенка, не оставляя его наедине со своими переживаниями. Во время беседы взрослому необходимо повернуться лицом к ребенку, глаза при этом должны находиться у них на одном уровне.

В результате ведения беседы у детей:

  • Во-первых, исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка;

  • Во-вторых, при активном слушании ребенок излагает о себе намного больше информации;

  • В-третьих, он сам начинает понимать, как решить проблему.

Использование данного способа позволяет показать ребенку, что мы его принимаем, безусловно, со всеми его жалобами, сомнениями, отказами.


10 заповедей для родителей:


  1. Изучите особенности своего ребенка. Признайте и утвердите чувство собственного «Я» у ребенка. Подчёркивайте его значимость («Какой (ая), ты молодец! Ты мне прекрасно во всём помогаешь»).

  2. Не стремитесь к тому, чтобы управлять жизнью ребенка. Не вмешивайтесь в его занятия, с которыми он справляется сам. Поддерживайте в ребенке чувство его самоценности и уникальности («Как хорошо, что ты у нас есть», «Ты самый родной наш человек», «Ты удивительный наш ребенок»).

  3. Выработайте единый подход по отношению к ребенку, несмотря на вероятное присутствие различных стилей общения в семье среди взрослых.

  4. Не ведите общение друг с другом типа: «отстань от меня…, ну что ты за человек…, ты бы лучше…, ты можешь хоть раз…, я тысячу раз тебе говорила…».

  5. Чаще употребляйте в семейном общении доброжелательные, эмоциональные выражения («С тобой мне так легко…», «Я бы никогда не смогла сделать это так хорошо, как ты…»).

  6. Установите с ребенком доверительные, искренние отношения. Используйте при этом улыбку, доброжелательный тон, ласковое прикосновение, активное слушание.

  7. Правильно и умело общайтесь с ребенком: старайтесь понять и принять его. Используйте в повседневном общении приветливые фразы, например: «Мне хорошо, когда ты рядом», «Всё у тебя получится…», «Мы рады тебя видеть, нам было очень скучно без тебя».

  8. Избегайте повелительного наклонения («Сделай!», «Убери!»), оскорбительного обращения («Ты, болван», «Какая ты тупица!» и т.п.), не повышайте голос, ничего не заставляйте делать насильно, не читайте морали.

  9. Проявляйте к ребенку интерес, сопереживайте ему и цените его, будьте соучастником всякой его деятельности. Помогайте ребенку выдвигать ближние и дальние цели его жизни. Разделяйте с ним ответственность за результаты.

  10. Бережно прикасайтесь к внутреннему миру ребенка, показывайте ему, что он дорог и важен для вас.



Любите и понимайте своих детей!





Список использованных источников

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.

  2. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М., 1996.

  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1997.

  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.

  5. Немов Р.С. Практическая психология. М., 1997.

  6. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.

  7. Фридман И.К. Себя как в зеркале я вижу… М., 1996.

  8. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. Мн., 1998.

  9. Чечет В.В. Умеем ли мы общаться с детьми. Мн., 1987.

6


Слайд 1
Роль семьи в воспитании детей КГБСКОУ СКОШ VIII вида 3 г. Комсомольск-на-Амуре
Слайд 2
БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ – ЭТО ОТВЕТСТВЕННО
Слайд 3
Постарайтесь почаще прикасаться к ребенку.
Слайд 4
Не отстраняйтесь от ребенка в момент, когда ребёнок ждёт приветливого взгляда, улыбки.
Слайд 5
Выражайте свою любовь к детям ежедневно.
Слайд 6
Используйте разнообразные способы передачи любви:  физический контакт
Слайд 7
 контакт глаз, пристальное внимание.
Слайд 8
Проводите совместные вечера, в которых спокойная задушевная беседа, звуки прекрасной музыки будут сочетаться с любящим взглядом, теплым прикосновением.
Слайд 9
Совместные вечера подарят вам и детям удивительный мир любви, взаимопонимания.
Слайд 10
Интересуйтесь жизнью ребёнка.
Слайд 11
Постарайтесь быть первым человеком, к которому придёт ребёнок за советом или просто с рассказом о своих тревогах.
Слайд 12
Чаще создавайте дома ситуации для разговора «по душам».
Слайд 13
Обращайтесь к ребёнку вежливо, помогая ему чувствовать себя уверенно.
Слайд 14
Ориентируйтесь на позитивные результаты деятельности ребенка, стимулируйте мотивацию достижения успеха.
Слайд 15
 Поддерживайте у ребенка веру в успех.
Слайд 16
Чтобы ребёнок слушался вас, необходимо, чтобы он уважал вас, а не только боялся. Чувство уважения сильнее страха перед наказанием.
Слайд 17
Ласка и душевное тепло родителей помогут устранить отчуждённость.
Слайд 18
Здоровый образ жизни родителей – это гарантия здоровья детей.
Слайд 19
10 заповедей для родителей: 1. Изучите особенности своего ребёнка. Подчёркивайте его значимость. 2. Не вмешивайтесь в занятия ребёнка, с которыми он справляется сам. 3. Вырабатывайте единый подход по отношению к ребёнку, несмотря на вероятное присутствие различных стилей общения в семье среди взрослых.
Слайд 20
4. Не ведите общение друг с другом типа: «отстань от меня…». 5. Чаще употребляйте в семейном общении доброжелательные, эмоциональные выражения. 6. Установите с ребенком доверительные, искренние отношения. Используйте при этом улыбку, доброжелательный тон, ласковое прикосновение, активное слушание. 7. Правильно и умело общайтесь с ребенком: старайтесь понять и принять его. 8. Избегайте повелительного наклонения («Сделай!», «Убери!»)
Слайд 21
9. Проявляйте к ребенку интерес, сопереживайте ему и цените его, будьте соучастником всякой его деятельности. 10. Бережно прикасайтесь к внутреннему миру ребенка, показывайте ему, что он дорог и важен для вас.
Слайд 22
ЛЮБИТЕ И ПОНИМАЙТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!
Слайд 23
Список использованных источников 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000. 2. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М., 1996. 3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1997. 4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998. 5. Немов Р.С. Практическая психология. М., 1997. 6. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991. 7. Фридман И.К. Себя как в зеркале я вижу… М., 1996. 8. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. Мн., 1998. 9. Чечет В.В. Умеем ли мы общаться с детьми. Мн., 1987.

Полный текст материала Родительское собрание "Быть родителями – это ответственно" (для начальных классов) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Половинкина Елена Анатольевна  Ee8na
08.05.2012 0 14767 4266

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК