Родительское собрание "Быть родителями – это ответственно" (для начальных классов)
Родительское собрание
Тема: «Быть родителями – это ответственно»
Подготовила: учитель I категории Половинкина Елена Анатольевна
КГБСКОУ СКОШ VIII вида 3 г. Комсомольск – на – Амуре
|
Как общаться с детьми
Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге – везде. Являясь органичной частью жизни человека, общение как самое большое из всех удовольствий и самый чудесный дар способно сделать жизнь человека прекрасной, наполненной. Однако в равной степени при его отсутствии жизнь человека превращается в нечто бесценное, неполноценное.
Именно в общении происходит становление личности, формирование важнейших её свойств, нравственной позиции, мировоззрения.
Каждый человек с момента рождения испытывает потребность в общении. Начало накопления положительного эмоционального багажа происходит в детстве и зависит от стиля общения, прежде всего – родителей с ребенком. И хотя ещё нет школ по обучению искусству общения, однако необходимо этому учиться и учить других, поскольку от правильно построенного общения во многом зависит процесс воспитания и развития ребенка.
Человек постоянно связан с другими людьми тысячами невидимых нитей, в которых отражается всё богатство человеческих отношений. Однако из таких нитей строятся взаимоотношения в семье. Для каждого родителя свой ребенок уникален. Для ребенка его родители – также особенные люди, которые сначала являются единственно близкими людьми. В процессе общения достигается взаимопонимание, причем изначально – на самом внешнем уровне, со временем приобретая глубинные, содержательные формы. Это происходит благодаря тому, что общение в семье – самое искреннее, доброжелательное, свободное. Оно строится на непринужденных отношениях между детьми и родителями, позволяя наиболее полно раскрыться всем особенностям ребенка, его внутреннему миру.
Семья предоставляет детям богатую многообразную информацию по различным проблемам, способствует формированию эталонов и образцов поведения, принятых в обществе. Ребенок приобретает и осваивает знания о себе, окружающих, мире, в котором он живет, от самых близких ему людей. Такой способ получения знаний наиболее эффективен. В передаче опыта взрослых детям заключается информационно-познавательная функция общения.
Теплая, радостная атмосфера в семье в наше время способствует достижению комфортного состояния ребенка, позволяет ему расслабиться, снять нервное напряжение, вызывает положительные эмоции и переживания.
В младшем школьном возрасте закладывается установка на то, как ребенок будет реагировать в различных ситуациях.
При авторитарном стиле общения родители постоянно используют окрики, физические наказания. Они полагают, что только «жёсткое» руководство способно помочь детям осознать и усвоить нормы и требования школы. В подобных семьях родители используют традиционные высказывания. Это, во-первых, приказы, команды:
«Сейчас же замолчи!»
«Вынеси мусор!»
Во-вторых, угрозы, предупреждения, нравоучения, проповеди, нотации:
«Ещё раз сделаешь плохо, выпорю!»
«Без конца вертишься, вот и делаешь ошибки»
В-третьих, критика, обвинения, высмеивания, расследование:
«Ты что, глухой!?»
«Опять все сделано не так!»
«Всё из-за тебя!»
В-четвёртых, догадки, выспрашивание:
«Я всё равно знаю, что ты говоришь»
«Небось, опять вертелся на уроке».
Подобные способы разрушают доверительные отношения в семье, создают огромную дистанцию между родителями и детьми, вызывают у ребенка чувство несправедливости и защитную реакцию в виде агрессии либо депрессии по отношению к себе и родителям. Это приводит к формированию отрицательных черт характера, таких, как враждебность, агрессивность, нервозность, неуверенность, нервные срывы. В таких семьях родитель не «видят» своего ребенка, или активно избегают общения с ним, предпочитая держать его на расстоянии. Родители могут выражать сочувствие на словах, чаще избегать разговора («Успокойся», «Не обращай внимания!», «Отстань со своими расспросами!»), подчеркивая при этом формальное отношение к ребенку, отдаляя его от себя. Ребенку одиноко в такой семье, он чувствует себя несчастным и не знает выхода из данной ситуации. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям, неумение установить контакт с ними.
Но часто общение с детьми строится на принципе вседозволенности. В общении такие дети требуют, капризничают, упрямятся. Они никогда ни в чем не получают отказа. Для них слово «надо» отсутствует, и поэтому их физическое, психическое, социальное развитие изначально лишено самостоятельности. Дети в таких семьях вырастают эгоистами, трудно вступающими в отношения с окружающими их взрослыми и сверстниками, что часто приводит к конфликтам.
Наиболее эффективным стилем общения в семье является благоприятный стиль, для которого характерно безусловное принятие ребенка в любых ситуациях. При таком общении ребенку постоянно выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. Он знает, что такое «хочу» и «надо», и умеет дисциплинировать себя. Это не значит, что к сыну (дочери) не предъявляется никаких требований. Они предъявляются, исходя из правильного понимания родителями возникшей ситуации. В таких семьях родители внимательно выслушивают проблему ребенка, не оставляя его наедине со своими переживаниями. Во время беседы взрослому необходимо повернуться лицом к ребенку, глаза при этом должны находиться у них на одном уровне.
В результате ведения беседы у детей:
Во-первых, исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка;
Во-вторых, при активном слушании ребенок излагает о себе намного больше информации;
В-третьих, он сам начинает понимать, как решить проблему.
Использование данного способа позволяет показать ребенку, что мы его принимаем, безусловно, со всеми его жалобами, сомнениями, отказами.
10 заповедей для родителей:
Изучите особенности своего ребенка. Признайте и утвердите чувство собственного «Я» у ребенка. Подчёркивайте его значимость («Какой (ая), ты молодец! Ты мне прекрасно во всём помогаешь»).
Не стремитесь к тому, чтобы управлять жизнью ребенка. Не вмешивайтесь в его занятия, с которыми он справляется сам. Поддерживайте в ребенке чувство его самоценности и уникальности («Как хорошо, что ты у нас есть», «Ты самый родной наш человек», «Ты удивительный наш ребенок»).
Выработайте единый подход по отношению к ребенку, несмотря на вероятное присутствие различных стилей общения в семье среди взрослых.
Не ведите общение друг с другом типа: «отстань от меня…, ну что ты за человек…, ты бы лучше…, ты можешь хоть раз…, я тысячу раз тебе говорила…».
Чаще употребляйте в семейном общении доброжелательные, эмоциональные выражения («С тобой мне так легко…», «Я бы никогда не смогла сделать это так хорошо, как ты…»).
Установите с ребенком доверительные, искренние отношения. Используйте при этом улыбку, доброжелательный тон, ласковое прикосновение, активное слушание.
Правильно и умело общайтесь с ребенком: старайтесь понять и принять его. Используйте в повседневном общении приветливые фразы, например: «Мне хорошо, когда ты рядом», «Всё у тебя получится…», «Мы рады тебя видеть, нам было очень скучно без тебя».
Избегайте повелительного наклонения («Сделай!», «Убери!»), оскорбительного обращения («Ты, болван», «Какая ты тупица!» и т.п.), не повышайте голос, ничего не заставляйте делать насильно, не читайте морали.
Проявляйте к ребенку интерес, сопереживайте ему и цените его, будьте соучастником всякой его деятельности. Помогайте ребенку выдвигать ближние и дальние цели его жизни. Разделяйте с ним ответственность за результаты.
Бережно прикасайтесь к внутреннему миру ребенка, показывайте ему, что он дорог и важен для вас.
Любите и понимайте своих детей!
Список использованных источников
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М., 1996.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1997.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.
Немов Р.С. Практическая психология. М., 1997.
Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
Фридман И.К. Себя как в зеркале я вижу… М., 1996.
Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. Мн., 1998.
Чечет В.В. Умеем ли мы общаться с детьми. Мн., 1987.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Половинкина Елена Анатольевна
→ Ee8na 08.05.2012 0 14861 4266 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.