Выступление на родительском собрании во 2 классе «Нужно ли играть ребенку-школьнику?»
Касьяненко Инна Ивановна
учитель начальных классов
МБОУСОШ №5 п.г.т. Сафоново
Мурманской области
Выступление на родительском собрании во 2 классе
«НУЖНО ЛИ ИГРАТЬ РЕБЕНКУ – ШКОЛЬНИКУ?»
Еще В.А.Сухомлинский говорил о том, что нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Человеческая личность – это гармония мыслей и поступков.
Младший школьник находится на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход прежде всего через действие. Ребенку нужна активная деятельность, удовлетворяющая его интересы и социальные потребности. Именно потому, что играя ребенок живет, он в игре и получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Ведь не зря многие психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли».
Основная роль игры – ее разнообразная полезность: игра-труд, игра-отдых, игра-разрядка, игра-упражнение, игра-ориентация, игра-тренинг, игра-общение, игра-коррекция, игра-риск, игра-искусство, игра-воображение, игра-загадка, игра-праздник.
Все типы игровой деятельности могут сочетаться между собой.
Рассмотрим наиболее важные функции игровой деятельности ребенка:
Самореализация ребенка в игре;
Коммуникативная функция игры;
Диагностическая функция игры;
Функция коррекции – игротерапия;
Развлекательная функция;
Социокультурное назначение игры.
Одна из основных функций детской игры - самореализация ребенка, как исполнение собственного желания, где важен сам процесс, а не результат. Если раньше в играх со сверстниками ребенок приобретал свое место в детском обществе, то поступив в школу от него теперь ждут достижений в учебной деятельности. А успехи в игре утратили свое значение. И не все дети 7-8 лет находят новые способы самоутверждения.
Проведенное недавно исследование показало, что на вопрос: «В какие игры ты любишь играть?» большинство детей 7 лет вместо игры называли игрушки (машинки, куклы). Но, начиная со 2класса, увеличивается интерес детей к совместным подвижным играм с конкретными правилами, повышается интерес к развивающим играм, требующим планировать свои действия и предвидеть различные варианты (шашки, шахматы, домино и т.д.)
Можно предположить, что возникающие ситуации успеха в совместных играх воодушевляют детей, помогают утвердиться в глазах товарищей, улучшают настроение, повышают самооценку. Сильные ученики убеждаются, что ребята, которых считают слабыми на уроке, оказываются специалистами в других областях. А слабоуспевающие дети избавляются от тревоги и отчуждения.
Игра наиболее объективна в выявлении творческих задатков, характера, межличностных отношений. К.Д.Ушинский утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так «дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, нелегко отучается от этого направления в реальной жизни». Ребенок в игре проверяет свои силы, возможности, самовыражаясь и самоутверждая себя.
Обучаясь в ходе игры, ребенок не подозревает о том, что чему-то учится. Вступая в игру, он берет на себя ряд моральных обязательств перед партнерами (честность, умение считаться с другими и т.д.), добровольно упражняется в сложнейших человеческих отношениях.
Игра диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Важно помнить, что дело не в самой игре или ее результате, а в том, в какие взаимоотношения вступает в ней ребенок, какие качества приобретает, чему учится. Ведь игра – явление многомерное: расчет и мастерство здесь стыкуются с фактором случайного везения, дети модернизируют правила под себя…
В результате эксперимента выявилось 2 сюрприза:
девочки меньше сострадают и радуются за подруг, чем мальчики
чем выше интеллектуальные умения, тем ниже способности к состраданию и сорадованию!
Можно сколь угодно объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра через постановку себя на место другого научит его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Год от года увеличивается количество детей, имеющих проблемы в поведении и умении выстраивать отношения. Игра может быть использована для преодоления трудностей, возникающих у ребенка.
Дети всегда избирательны в своих отношениях, отгораживаясь от кого-то они тем самым защищают себя от неприятного. Нельзя заставить полюбить что-то или кого-то.
Процесс коррекции в игре происходит естественно, если все дети усвоили правила (нельзя отказывать партнеру) и знают не только свои роли, но и роли партнеров. Если недругов включать в игровое взаимодействие, в котором все вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь скоро улетучится (будьте готовы к тому, что ребенок может предложить и Вам стать участником игры).
Один из неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребенок, попадая в школу – запрет на движение. В результате «двигательного голода» создается и закрепляется «установка неприятного».
К.Д.Ушинский говорил: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас 10 мин внимания,… если вы сумеете ими воспользоваться, они в результате дадут больше, чем неделя полусонных занятий». Учеными замечено, у детей, которые много играют и занимаются спортом, лучше идет процесс общего развития, формирования понятий, они легче учатся, чем пассивные дети. Концентрация внимания во время подвижных игр способствует активации внимания на уроках. Продолжительные эмоции обеспечивают формирование способности сравнивать, делать выводы.
По мнению собирателя и реставратора народной игры В.М.Григорьева– играть стали не меньше, а хуже «качество игр стремительно падает, все больше примитивных форм на последней грани, переходящих в шалость (забавы с огнем, разрушительство и т.д.)
Необходимо возрождение традиционных народных игр, в которых ярко отражался образ жизни людей, представления о чести, смелости, желание обладать выносливостью, красотой движений, проявлять находчивость». Игра-национальна, но в то же время межнациональна, общечеловечна, помогает хранить и развивать наиболее привлекательные черты характера, сближает людей, утверждая межпоколенные связи, способствует расширению кругозора, очень выразительна и доступна младшему школьнику.
Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни играя, потому, что игра развивает, воспитывает, обучает, развлекает и лечит.
Литература:
Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие для учителей начальной школы, педагогов ДОУ и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2003
Филиппова Ю.В. Общение. Дети 7 – 10 лет. Ярославль: Академия развития, 2002
Чижова С.Ю. Игра как способ коррекции сферы общения / Дипломная работа. Ярославль, 1993
На странице приведен фрагмент.
Автор: Касьяненко Инна Ивановна
→ ula2205 16.06.2012 0 9265 1780 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.