Родительское собрание "Педагогическая культура родителей"
Статья в журнал
«Начальная школа плюс до и после»
Педагогическая культура родителей
«Щенок, воспитанный пинком
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй, подзови щенка.
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели - пеньки»
С.Михалков
Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему?
Попробую ответить на этот вопрос сейчас, после проведённого родительского собрания.
Целью родительского собрания было:
Актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми; убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов семейного воспитания.
В ходе подготовки родительского собрания была проведена беседа с детьми на тему: «Кто для нас наши родители?», анкетирование учащихся с целью выявления уровня гуманности взаимоотношений с детьми.
В результате индивидуального анкетирования, я выяснила, какой психологический климат в семьях моих подопечных.
Класс мой – коррекционный, воспитанием шестерых детей занимаются только мамы, т.к. пап в этих семьях нет. Только одна мама работает в лесозаготовительном участке, остальные мамы – безработные. Два ребёнка воспитываются в детском социальном приюте. В этих семьях родители не уделяют должного внимания детям, некоторые родители систематически злоупотребляют спиртным.
Разумеется, дети из таких семей рано узнают всё о пьянстве, скандалах, драках. Если этим впечатлениям противостоят другие, лучшие влияния, то всё это, может, и не развратит детей. Но ни один ответственный родитель, будучи в здравом уме и твёрдой памяти, не станет специально - в «воспитательных» целях - показывать маленькому ребёнку подобные сцены.
Если мы ведём дурную жизнь, она отражается и на наших детях.
Когда одного маленького мальчика спросили, что он будет делать, когда вырастет, тот отвечал с достоинством и решительностью: «Я буду напиваться, как мой отец». Хотим мы этого или не хотим, но мы воспитываем детей всем своим поведением, своим образом жизни, каждым своим поступком.
И этот факт налагает на нас огромную ответственность. Наша жизнь, отражённая таким образом в душе детей, перейдёт вместе с ними в будущее – к нашим внукам и правнукам.
На первый вопрос анкеты: «Ласкова – ли со мной мама?» - только двое ребят ответили положительно, а как это страшно.… Только один ребёнок на вопрос анкеты: «Кричит – ли на меня мама?» - ответил отрицательно. И на вопрос анкеты: «Может ли мама меня шлёпнуть или ударить?» - только двое детей ответили – «никогда».
Наиболее незащищёнными являются дети из трудных семей, как правило. Это дети, которых никто из взрослых не захотел одарить своей дружбой и доверием. Это дети, которые в раннем детстве могли испытывать так называемый тактильный голод, т.е голод в прикосновениях. Несостоявшийся эмоциональный контакт с матерью – основа многих вариантов психического неблагополучия. От того, в какой мере удовлетворяется потребность ребёнка в эмоциональном контакте с родителями и педагогами, сверстниками, зависят и его интеллектуальные возможности, характер его взаимоотношений с окружающими, а затем со своей семьёй и детьми.
Школьники, подвергающиеся физическому насилию в семье, обычно учатся ниже своих возможностей, труднее справляются с проблемами отношений в классе, особо конфликтны.
Организовав в начале собрания анкетирование родителей, выяснилось, что родители не уделяют должного внимания ребёнку, не знают своих прямых обязанностей как родителя. Но в то же время они могут делать замечания не только своим детям, но и чужим, могут кричать на своих детей, хотя дети – это зеркальное отображение их самих.
Родители думают, что - ребёнка можно «шлёпнуть», потому что боль невелика, а польза несомненна; чтобы наставить дитя «на путь истинный», применять средства физического наказания можно и нужно.
Ребёнок – Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим самым любимым людям.
Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоническому росту и всестороннему развитию ребёнка, чем грубое и жестокое обращение с ребёнком.
Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку порой могут быть вызваны даже не проступками ребёнка, а нашей усталостью, неприятностью и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребёнка, ничему его не научит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.
Наказывая своего ребёнка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь, и обман.
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: страх, возмущение, протест; обиду, чувство оскорблённости; разрушение «нравственных тормозов»; стремление к обману, изворотливость; потерю способности к здравому рассуждению; ребёнок перестаёт видеть границу между «можно» и «нельзя»; агрессивное поведение; снижение самооценки; ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют).
Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Но ещё более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо если это будет взрослый.
Да дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей. Без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.
Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию, помогут следующие рекомендации, составленные Б.М.Бим-Бадом в книге для родителей: «Мудрость воспитания».
1. Прислушайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка. Но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.
2. Принимайте решения совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения; ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые установил сам. При этом я не отрицаю, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам, выбирать из нескольких возможностей.
3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.
4. Требуя, что-то от ребёнка, давайте ему чёткие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребёнок нуждается в повторении.
5. Не требуйте от ребёнка непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
6. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и подумайте, почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе.
Родителям необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах, выполнять обещания. Всё это укрепляет веру детей в искренность отношений. Отсутствие физических наказаний, угроз и жестоких моральных предписаний способно породить чувство доверия к взрослым и их нравственно-этическим ценностям. В этом случае ребёнок не будет бояться быть откровенным, рассказывать о своих проступках и делиться своими переживаниями, заботами, неудачами. Другими словами, он будет испытывать чувство безопасности, уверенности и благодарности за отзывчивость взрослых, за умение понять его.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме задержки психического развития, я выявила, что все дети с неосложнённой формой ЗПР могут быть успевающими учениками массовой школы, но их необходимо своевременно заметить и осуществить по отношению к ним строго индивидуальный подход.
Если учителю достался класс, с такими особенностями развития, ему необходимо тщательно изучить и проанализировать характер затруднений в изучении и поведении этих детей и разработать индивидуальный план работы с ними. Понимание характера отклонений у детей само по себе даёт учителю возможность найти наиболее правильные пути педагогического воздействия.
Одна из основных причин – это незнание родителями закономерностей психического развития ребёнка, и их низкая осведомлённость об имеющихся возможностях психолого-педагогической помощи, а иногда и отсутствие социальной ответственности у членов семьи.
Для того чтобы учить и воспитывать, чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на развитие детей с задержкой психического развития, нужно обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях.
Надо учитывать, что ребёнок с отклонениями в развитии не может продуктивно развиваться без специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым ситуации успеха. Именно для ребёнка с задержкой психического развития данная ситуация необходима.
Разумное воспитание и злого по натуре делает или менее злым, или даже добрым, развивает до известной степени самые тупые способности и по возможности очеловечивает самую ограниченную и мелкую натуру: так дикое лесное растение, когда его пересадят в сад и подвергнут уходу садовника, делается и пышнее цветом и вкуснее плодом.
Далеко не всем нашим питомцам быть инженерами и врачами, учёными и художниками, а отцами и матерями быть всем, без исключения, мужьями и жёнами – быть всем…
Разработала:
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Ургала
Республика Башкортостан
Биккулова Альбина Ринатовна
Материал скачан с сайта Интернет-сообщества учителей http://pedsovet.su/
На странице приведен фрагмент.
Автор: Биккулова Альбина Ринатовна
→ учитель3797 11.04.2010 9 24494 3394 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.