Статья "Работа с родительской и ученической общественностью и другими общественными организациями"


«РАБОТА С РОДИТЕЛЬСКОЙ И УЧЕНИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И ДРУГИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ»


«Жизнь, как речка бурная, течёт.

День за днём проносятся года.

Сельским педагогам – мой почёт!

Труд ваш – в наших детях навека!»


В МКОУ «Нороворотаевская ООШ» с первого по девятый класс обучается 16 человек. Школа малокомплектная, так как с наполняемостью 2 человека имеются сразу несколько классов – 1,2,3,5 и 9. Самый многочисленный мой 6 класс (5 девочек). Один семиклассник по индивидуальной программе обучается на дому. А 8 класс отсутствует.

Преподавательский коллектив представлен десятью специалистами, интеллигентными, умными, неравнодушными к судьбе каждого ребёнка и своей школы.

Всего 26 человек, не считая верных помощников, работников школы, и готовых прийти на помощь в любую минуту родителей обучающихся.

Вот и получается небольшая, но дружная школьная семья со своим укладом и традициями, в которой обязанности чётко распределены между всеми «домочадцами».

Мне доверили быть ответственной сразу за несколько направлений деятельности: возглавлять школьное методическое объединение классных руководителей 1-9 классов, руководить работой совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, службой школьной медиации, трудиться социальным педагогом, поэтому тесное сотрудничество с классными наставниками и вверенными им детскими коллективами, детским объединением «Кристалл», волонтёрским отрядом «Кристалл. Островок добра», семьями обучающихся, общественными организациями позволило накопить богатый опыт работы. Итогом его на сегодняшний день является доверительная атмосфера, царящая в нашей школе, стабильные учебные результаты у обучающихся, возможность творчески развиваться, участвуя и побеждая в конкурсах, научно-практических конференциях различных уровней. В Нижнедевицком муниципальном районе наша школа на хорошем счету у руководства. Можно с уверенность сказать, что МКОУ «Нороворотаевская ООШ» - островок добра и доверия.

Очевидно, что эффективность воспитания ребёнка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в её реализации.

Ведущая идея системы работы с родителями - установление партнёрских отношений с семьёй каждого обучающегося, создание доверительной атмосферы взаимной поддержки и общности интересов.

 Исходя из сказанного, определена цель, задачи, направления, критерии, организационно-педагогические основы системы работы с родителями.

 Цель: сотрудничество и расширение поля позитивного общения с семьёй, реализация планов по организации совместных дел педагогов, родителей и детей.

Задачи: 

Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

Организация совместных дел.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.

Так, для систематизации работы с родителями ежегодно практикуем составление социального паспорта класса, отдельно планируем, организуем и анализируем работу с родителями по классам, контролируем занятость обучающихся в кружках и секциях, индивидуально работаем с двумя семьями, состоящими на внутришкольном учёте: семьёй "группы риска" и семьёй, воспитывающей приёмных детей.


Работу с родительской общественностью ведём по следующим направлениям:

1.Психолого-педагогическая диагностика условий семейного воспитания обучающихся, определение психологической атмосферы семьи, её воспитательного потенциала.

2.Повышение педагогической культуры родителей путём организации индивидуальной работы, пропаганды психолого-педагогических знаний.

3.Педагогическая помощь семье в изучении ребенка и коррекции семейного воспитания, вооружение родителей практическими умениями и навыками.

4.Организация участия родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

5.Методическая помощь родительскому активу (членам Совета школы, школьному родительскому комитету, руководителям кружков и секций, организаторам коллективных творческих дел).

6.Индивидуальная работа с проблемными семьями путём проведения консультаций, профилактических бесед, приглашения на заседание Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, с привлечением родительской общественности и организаций системы профилактики.

7.Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

8.Активное включение в работу с семьёй педагога - психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования.

9.Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

10.Организация совместных дел педагогического, родительского и ученического коллективов.

11.Помощь родителей в укреплении материально-технической базы школы.


Чётко отслеживаем эффективность взаимодействия семьи и школы по следующим критериям:

  • успешность создания воспитательного пространства для гармоничного развития детей;

  • грамотное распределение воспитательных функций: профессиональные функции воспитания реализует педагог, а родительские обязанности – родители;

  • сохранение достойного этического уровня взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах;

  • принятие, как данность, семейных обстоятельств;

  • выстраивание диалога на основе взаимного уважения и доверия.

Практикуем с родительской общественностью следующие формы работы:

  • собрания для родителей;

  •  педагогический лекторий;

  • системное информирование родителей о поведении и результатах учебной деятельности их ребёнка;

  • индивидуальные беседы с родителями с целью изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей;

  • оказание методической помощи классным наставникам;

  • заседания совета профилактики;

  • участие родителей в работе Совета школы;

  • осуществление мер по социальной поддержке семей обучающихся;

  • использование потенциала родителей в проведении совместных мероприятий (КТД, конкурсы, творческие выставки, классные часы, экскурсии, спортивные праздники, благотворительные акции и др.);

  • совместное участие детей и родителей в школьных и муниципальных конкурсах;

  • организация и проведение Дня открытых дверей для родителей школы;

  • организация встреч с родителями будущих первоклассников;

  • организация рейда «Подросток»;

  • диагностика родителей (выявление уровня воспитанности обучающихся, удовлетворенность родителей учебно-воспитательным процессом и др.);

  • составление социального паспорта класса, школы.

В деле воспитания детей родители - наши союзники. В школе регулярно проводятся классные собрания для родителей, где родители могут побеседовать с преподавателями – предметниками, традиционной формой взаимодействия являются общешкольные и классные тематические родительские собрания.

В системе осуществляется деятельность психолого-педагогической службы школы.  В плановом порядке каждый родитель может получить консультацию в течение учебной четверти, в сложной жизненной ситуации – в любое удобное для родителя время.

 Активно привлекаем для психолого-педагогического просвещения родителей специалистов различных служб: медицинских работников, работников правоохранительных органов. Проводим индивидуальные консультации, беседы, лекции (на родительских собраниях).

 Один раз в четверть проводим общешкольные тематические собрания для родителей и педагогические лектории, на которых обсуждаем общие вопросы образования и воспитания, знакомимся с актуальными для школы проблемами, совместно ищем пути их решения.

     Один раз в полугодие практикуем проведение родительских конференций (чаще общешкольных, я провожу и классные), которые имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции позволяют обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. «Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них», «Современные наркотики», «Сексуальное воспитание в семье» – вот темы наших родительских конференций.

 Особенно нравятся школьникам и их родителям открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности). Все учителя-предметники в течение учебного года «дают» согласно утверждённому графику открытые уроки по преподаваемым предметам с обязательным приглашением родителей. Заканчивается такой урок подведением итогов в треугольнике «учитель-ученик-родитель», где каждый – равноправный участник диалога. Мне несложно давать открытые уроки, ведь я уверена в своих учениках и их родителях! Так, интересно и содержательно прошли уроки по литературе «Уроки доброты» по повести В.Г.Распутина «Уроки французского» (8 класс), «Максим Горький «Песня о Буревестнике». Художественная идея». (9 класс); по русскому языку «Подготовка к сочинению-рассуждению «Что такое счастье?» (5 класс), «Обособленные определения» (8 класс) и другие.

Интересны также предметные недели, которые представляют собой одну из форм интеграции урочной и внеурочной деятельности во взаимодействии семьи и школы. Они способствуют повышению интереса и качества обученности учеников по предмету, формированию познавательной активности, расширению кругозора. Предметные недели отражают различные формы и методы учебной деятельности. В проведении предметных недель используется метод проектов, который помогает активизировать учащихся и их родителей в формировании умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности и жизни.

Так, интересно и познавательно прошли в первом полугодии текущего учебного года предметные недели, организованные учителями начальных классов и учителем математики.

Каждое утро учащиеся школы, родители и учителя могли ознакомиться с итогами предыдущего дня предметной недели. Атмосфера предметной недели царила в холле школы, где были представлены работы различных конкурсов. Учащиеся не могли пройти мимо: на переменах они разгадывали ребусы, изучали стенгазеты и посещали выставки работ наших детей и их родителей. Учащиеся начальных классов с нетерпением ждали новый день, чтобы проявить себя в различных конкурсах: творческих и интеллектуальных. В понедельник следующей недели прошло торжественное закрытие предметной недели, на котором поблагодарили всех учащихся и их родителей за активное участие и пожелали дальнейших успехов. Ни один учащийся не остался незамеченным. Все получили заслуженные грамоты и награды. А организаторы сделали для учащихся свой подарок – подготовили презентацию «Как это было…», в которой запечатлели самые яркие моменты предметной недели. Сюрприз вызвал всеобщий восторг!

Из опыта работы я могу сказать, что данная нетрадиционная форма является интересной и познавательной. Она позволяет детям проявить свои знания и умения, полученные в семье и школе, а родителям - реализовать свой потенциал, повысить свой культурный и педагогический уровень.

Согласно графика проводим открытые классные часы с приглашением родителей, социальных партнёров образовательного учреждения (это очень удобно в малокомплектной школе). Так, в текущем учебном году запланированы и проводятся ежемесячно открытые классные часы:

Дата проведения

Тема классного часа

Класс

Ф.И.О.

учителя

Сентябрь

«Наша безопасность»

(классный час-викторина)

1-9

Плетнёв В.П., учитель ОБЖ

Октябрь

«С любовью к вам, учителя!»

1-9

Хаустова И.Н.

Ноябрь

«Праздник народного единства. Что мы празднуем?»

1-9

Лопатина Л.А.

Декабрь

«Мода и здоровье»

1-9

Хаустова И.Н.

Январь

«Как организовать своё свободное время».

1-4

Пилатова И.Г.

Февраль

«Ему было всего 19» (посвящается погибшим в Афганистане).

1-9

Хаустова И.Н.

Март

«Внимание: бытовые отходы».

5-9

Зубкова Т.М.

Апрель

«Дружба – чудесное слово».

1-9

Попова Т.Н.

Май

«Люди мира, на минуту встаньте!»

1-9

Хаустова И.Н.


«Не прижилась» в школе такая мной предложенная форма взаимодействия, как родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовился в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирали сами родители. На один вопрос отвечали две семьи. У них оказались разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступала, а лишь поддерживала мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступали учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке. Диалог запомнился, безусловно, всем присутствующим, однако закончился «ринг» ничьёй, учащиеся класса настолько были рады присутствию своих родителей, их активному спору, что решили завершить диалог равным счётом. Кроме того, подготовка подобного разговора с участием семей воспитанников – дело трудоёмкое и затратное по времени, да и в селе родители очень хорошо осведомлены о проблемах друг друга, знают трудности школы.  

Стали традиционными в нашей маленькой сельской школе коллективно творческие дела с обязательным участием школьников, их родителей, учителей: дни здоровья, спортивные соревнования по лыжным гонкам, биатлону, спортивному ориентированию, спортивно-культурный праздник «Туровские вёрсты», экскурсии по памятным местам своего села, по родному краю, туристические походы, совместные творческие выступления на праздниках села и района, благотворительные акции «Белый цветок», «Свеча памяти», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Глазово – наш общий дом», «Память», «Дорогие мои старики», «Ветеран», «Добровольцы – детям», операции «Забота», «Обелиск», всероссийские акции «Спорт вместо наркотиков», «Весенняя неделя добра», декадники «Береги здоровье смолоду!», месячники по профилактике правонарушений, участие в реализации социальных проектов по благоустройству и сохранению экологии родного села «Моё село – моя забота», выпуск номеров школьной газеты «Теремок» и многие-многие другие. 

Школа, для сплочения единого коллектива, налаживая связи, создавала и расширяла социокультурное пространство, и сегодня в него вошли Норово-Ротаевская сельская администрация, базовое хозяйство, СДК, МКОУ ДОД «Нижнедевицкий Дом пионеров и школьников», Нижнедевицкая школа искусств, районный краеведческий музей, храм Вознесения Христова села Нижнедевицк, редакция районной газеты «Ленинский завет», Дом ремесел, РОВД, пожарная часть №43, МУЗ «Нижнедевицкая ЦРБ», ФАП, школьная, сельская и районная библиотеки, предприниматели села. Многие школьные мероприятия организованы с активным участием наших социальных партнёров. И пускай мы проживаем в небольшом, но красивом селе (от райцентра в 10 км.), нашу маленькую школу даже в вузах г.Воронеж узнают, о наших детях всегда с одобрением говорят, а преподавателей везде уважают!

Мы идём в ногу со временем, ведь развитие открытых информационных систем стало сегодня настолько всеобъемлющим явлением, что работа образовательного учреждения без их участия уже не представляется возможной. Взаимодействие с родительской, ученической общественностью и социальными институтами МКОУ «Нороворотаевская ООШ» осуществляет посредством и электронных ресурсов.

Так, сайт является визитной карточкой школы, информация которого доступна любому   пользователю Интернета. Основной задачей создания сайта явилось освещение учебной, воспитательной работы и знаменательных событий в жизни школы. Целью создания сайта является обеспечение открытости и прозрачности деятельности образовательного учреждения.

Задачи:

  • удовлетворение права потребителя на информацию;

  • привлечение клиентов и партнеров (их ресурсов);

  • обеспечение коммуникации с заинтересованными группами;

  • удовлетворение образовательных потребностей;

  • раскрытие обязательной информации, обеспечение обратной связи (прозрачность для родителей);

  • организация образовательного процесса (прозрачность для учащихся);

  • обеспечение профессиональной коммуникации (прозрачность для учителей и школ).

Для родителей в электронном дневнике предоставляется следующая информация:

информация о классе, в котором обучается ребенок;

опоздания и пропуски ребенка;

доступ к библиотечному абонементу;

список кружков и секций образовательного учреждения;

информация о планируемых и проведенных мероприятиях;

просмотр успеваемости;

Информационные ресурсы, входящие в единое открытое информационно-образовательное пространство школы, образуют мощный информационный поток, быть в курсе которого полезно всем участникам образовательного процесса: каждому в меру своих интересов и потребностей.

К сожалению, не всё у нас бывает гладко… Случаются в школе и конфликтные ситуации между участниками учебно-воспитательного процесса, тогда на помощь незамедлительно приходит служба школьной медиации, которая действует на основе добровольного участия сторон и помогает освоению навыков и культурных форм взаимодействия на реальном и значимом для обучающихся материале собственных конфликтов или конфликтов их ровесников путем проведения программ примирения. Программы примирения добровольны и бесплатны. Благодаря чётко спланированной работе СШМ «Нороворотаевская ООШ» и реализации разработанных мной профилактических программ по медиации отдельно для родителей, обучающихся и педагогов, в текущем учебном году благополучно разрешили две конфликтные ситуации примирительными договорами.

 На сегодняшний день в 1-9 классах МКОУ «Нороворотаевская ООШ» обучается 16 человек, из них:

  • уч-ся, совершивших правонарушения и преступления экстремистского и террористического характера, нет;

  • уч-ся, состоящих на профилактических учётах, - 1 (уч-ся 6 класса, С. В., воспитывается в семье, находящейся в социально опасном положении и состоящей на профилактическом учёте в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижнедевицкого муниципального района). С этой семьёй ведётся активная профилактическая работа социальным педагогом и администрацией образовательного учреждения с привлечением специалистов сельской администрации, органа опеки и попечительства, КДН и ЗП.

Ведётся мониторинг среди обучающихся в целях выявления радикальных настроений. (с 2018 г. в школе работает педагог-психолог, занимающийся данным вопросом).

Систематически с обучающимися проводится воспитательная работа по разъяснению сущности и общественной опасности терроризма, ответственности за совершение действий террористического, противоправного характера. (на школьном сайте имеется информация о проведённых классных часах и беседах с обучающимися согласно утверждённому директором школы плану мероприятий в МКОУ «Нороворотаевская ООШ» по реализации программы «Профилактика экстремизма, этносепаратизма. Формирование толерантности» на 2019-2020 учебный год).

Проводятся занятия по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению, в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность, всеми законными средствами. (Активно работают школьная служба медиации, совет по профилактике правонарушений несовершеннолетних, ШМО классных руководителей).

Организованы пропагандистские мероприятия, направленные на формирование идей межнациональной и межрелигиозной толерантности.

Приняты соответствующие меры к ограничению доступа обучающихся к информационным ресурсам сети «Интернет», содержащим информацию экстремистского и террористического характера.

Соблюдается запрет, установленный пунктом 3 статьи 48 Закона № 273-ФЗ, на использование образовательной деятельности для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции РФ, в том числе экстремистского и террористического характера.

Разработаны и активно реализуются программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. (Реализуется целевая программа «Профилактика экстремизма, этносепаратизма и укрепление толерантности в школе на 2019-2021 годы» в МКОУ «Нороворотаевская ООШ»; разработана и внедряется в учебно-воспитательный процесс программа «Я – гражданин России» по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних; разработан, утверждён и принят к исполнению комплексный план мероприятий по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в МКОУ «Нороворотаевская ООШ», где отражены мероприятия, направленные на предупреждение экстремистской деятельности среди несовершеннолетних).

В целях предупреждения незаконного потребления наркотических и психотропных веществ несовершеннолетними муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Нороворотаевская основная общеобразовательная школа» были организованы и проведены следующие мероприятия:

  • Организована работа по выявлению обучающихся, потребляющих наркотики (кл. рук. 1,2,3,5,6,9 классов под руководством педагога-психолога ведут чёткий контроль состояния, самочувствия обучающихся, поддерживая тесную связь с их родителями).

  • В школе реализуется программа атинаркотической направленности «Моя альтернатива наркотику».

  • Организован систематический контроль условий проживания семьи, находящейся в социально-опасном положении.

  • Классными руководителями 1-9 классов проведены беседы с родителями (законными представителями) «Жизнь моего ребёнка в моих руках!» (по формированию ответственности родителей за жизнь, здоровье, безопасность своих детей).

  • Совместно с фельдшером Нороворотаевского ФАП в течение всего 2019 года поддерживалась тесная связь на предмет мониторинга состояния здоровья обучающихся, организованы встречи-беседы за круглым столом «Ступени, ведущие вниз», направленные на пропаганду здорового образа жизни.

  • В системе классными наставниками 1-9 классов под контролем социального педагога школы организована работа по выявлению родителей и лиц, их замещающих, уклоняющихся от воспитания детей, а также лиц, вовлекающих детей и подростков в совершение противоправных деяний, в преступную и антиобщественную деятельность.

  • Проводился мониторинг посещаемости учебных занятий обучающимися с целью выявления несовершеннолетних, не посещающих или пропускающих уроки по неуважительным причинам. Таких обучающихся нет.

  • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделение МВД России по Нижнедевицкому району своевременно информировались о фактах совершения в школе правонарушений и преступлений, возникновения чрезвычайных ситуаций с участием несовершеннолетних. Таких случаев нет.

Непросто работать в малочисленной малокомплектной сельской школе, где затруднён и ограничен выбор форм и методов обучения и воспитания в классном коллективе, где обучаются несколько, а порой и один ученик, при этом в классе могут быть дети с ограниченными возможностями здоровья; ограничен круг общения детей, что тормозит развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке, снижает мотивацию учения из-за однообразия и бедности общения.

Зато отмечу положительные стороны малочисленности:

-имеются реальные возможности для индивидуализации образовательного процесса (естественный тесный контакт с семьёй даёт информацию о многих сторонах жизни и воспитания ребенка), проектирования индивидуального образовательного маршрута, программы, плана;

интенсивнее идёт процесс становления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися;

реальная возможность каждому проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий;

благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста;

знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях, что способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между взрослыми и детьми, формированию атмосферы многодетной семьи;

реальность развития школьного и детского самоуправления, так как есть реальная возможность оперативно собраться всем взрослым и детям для обсуждения важных проблем и принятия решений и также оперативно отследить их реализацию;

возможность коллективной выработки решений, доступность каждому ребенку, старшему и младшему, родителям принять участие в обсуждении школьных проблем.

Отношения между педагогами, учениками и их родителями в нашей школе ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому нет случаев серьезного хулиганства и других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают и любят, все друг другу доверяют и помогают.

Это приводит к неплохим результатам:

1.Виден успех каждого.

2.Деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса направлена на развитие и процветание родного образовательного учреждения.

3.Линия развития обучающегося выстраивается чётче, что способствует самодостаточности ребёнка.

4.Наши выпускники достойно выглядят на рынке труда, обладают мобильностью, социальной ответственностью, способностью принимать важные самостоятельные решения.

Таким образом, плодотворный труд в сообществе «Ученик-Родитель-Педагог» позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации. Мы – одна (пусть и небольшая) дружная и творческая школьная СЕМЬЯ!


Список использованных источников:


1.Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: -Топикал, 1994.

2.Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой

личности. Основы педагогики творчества. – Казань, 1988.

3.Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002

4.Воронов В.В. Технология воспитания / В.В. Воронов. - М.: 2000.

5.Игошев К.Е. Семья, дети, школа / К.Е. Игошев - М., 1989.

6.Комарова, И.И., Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / И.И. Комарова, А.В. Туликов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.

7.Комплексные программы по работе с подростками аддиктивного поведения. – Воронеж: ВОИПКПРО, 2003.

8.Парфенова, И., Казакова, Е. Организация сотрудничества семьи и

школы // Воспитание школьников. – 2002 – № 3.

9.Прутченков, А.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении [Текст] / А.С. Прутченков. - М:,2003.

10.Роботов А.С. Директору школы о сотрудничестве с родителями / А.С. Роботов. - М., Издательство СЕНТЯБРЬ, 2001.

11.Рогаткин, Д.В. Служба примирения в системе школьного самоуправления [Текст] / Д.В. Рогаткин // Вестник восстановительной юстиции. -2002.

12.Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах [Текст] / М.И. Рожков - М., "Владос", 2002.

13.Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.: И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько.- М.: Политиздат, 1990.

14. https://stoppav.ru/contacts

15. https://ndevnorov.ucoz.net/

16. http://www.it-n.ru/

17. http://zakon.edu.ru/

8



Полный текст материала Статья "Работа с родительской и ученической общественностью и другими общественными организациями" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хаустова Ирина Николаевна  Публикатор
09.02.2020 0 66 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0