Статья "Система работы с родителями в начальной школе"


Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны.

Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод: 

Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
 
Работу с родителями условно можно разделить на две части:

  1. со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
  2. с частью родителей в форме коррекционно - развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

  1. повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
  2. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
  3. участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

  • Традиционные
  • Нетрадиционные

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции  является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком.

Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек.

Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Заведующий учебной частью является организатором, контролером, координатором, призванным обеспечить оптимальное функционирование всех образовательных подсистем, в т. ч. между участниками образовательного процесса, к которым относятся и родители учащихся. Вследствие продуманной и качественной связи между завучем и родителями повышается конкурентоспособность образовательного учреждения.
 
Вводная беседа с родителями во многом определяет их дальнейшее отношение к обучению ребенка в данной школе. Во время такой беседы заместитель директора знакомит родителей с основными правилами приема в образовательное учреждение; содержательной и организационной сторонами учебного процесса.

Родители должны быть проинформированы о том, что до 31 августа они могут подать документы на обучение ребенка в школе и в соответствии с Российским законодательством реализовать право на бесплатное образование. Следует сообщить им, что дети, живущие рядом с выбранной школой, пользуются преимуществом при зачислении. Кроме того, при приеме детей в школу нельзя отказать тем, чьи братья и сестры уже учатся в ней.

В школу зачисляют детей с шести с половиной лет, а лучше – с семи. Именно к этому возрасту в основном формируются функции кисти руки, что весьма важно для обучения письму. В шесть с половиной лет у большинства детей уже складывается понятийный аппарат, необходимый для заучивания и понимания правил.

Если к 1 сентября ребенку еще не исполнилось даже шести, а родители хотят записать его в школу, то в медицинской карте должна быть проставлена специальная отметка: "Разрешено обучение с пяти лет".

С целью знакомства с будущим первоклассником проводится собеседование. У ребенка проверяют сформированность умений, знаний и навыков, предусмотренных программой дошкольного общеобразовательного обучения.

Содержательная сторона учебного процесса

В беседе с родителями немаловажно раскрыть содержательную сторону учебного процесса:
используемые программы и учебные комплекты, действующие в школе;
обеспечение учебниками и учебными пособиями;
образовательные и педагогические задачи, решаемые с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Завуч должен побеседовать с родителями о здоровье и индивидуальных особенностях ребенка (в частности об усидчивости). Если родители жалуются на то, что он часто болеет, необходимо сообщить о существовании нескольких форм получения образования детьми, достигшими школьного возраста. Следует напомнить родителям об их праве использования надомной формы обучения (для детей с хроническими болезнями и детей-инвалидов) и рассказать им о документах (кроме заявления), необходимых для того, чтобы ребенок учился на дому.

Организационная сторона учебного процесса

Необходимо отметить особый режим дня первоклассников. Уроки длятся 35 минут. Первое время в ежедневном расписании всего три урока – так детям легче привыкать к учебе. Как правило, после второго урока для первоклассников организуют горячие завтраки. Меню утверждается совместно Министерством здравоохранения РФ и Министерством образования РФ. В настоящее время питание учеников начальных классов во всех школах бесплатное. Организационные моменты еще будут затрагиваться на родительских собраниях, но заместитель директора школы может выдать памятку "Организация учебного процесса в первом классе" заранее.


Полный текст материала Статья "Система работы с родителями в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прилепина Лариса Викторовна  Публикатор
01.02.2024 0 128 0

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0