Родительское собрание «Как помочь ребёнку стать внимательным» для 1-4 классов


Трегулова Виктория Сергеевна

МОУ СОШ №21, г. Благовещенск

учитель начальных классов


Анкета для родителей “Выбор пути”

1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время бесед, занятий, выполнения заданий?

  • Да.

  • Трудно сказать.

  • Нет.

2. Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым?

  • Да.

  • Трудно сказать

  • Нет.

3. Хотелось бы вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным?

  • Да.

  • Трудно сказать.

  • Нет.

4. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Считаетели Вы, что такие собрания надо посещать всей семьёй? ___________

Спасибо за работу.




Трегулова Виктория Сергеевна

МОУ СОШ №21, г. Благовещенск

учитель начальных классов




Рекомендации для родителей.

  1. Помогите вашим детям стать внимательными.

  2. Приобретайте, читайте и используйте книги , в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

  3. Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.

  4. Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания».

  5. Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления.

  6. Учите детей быть наблюдательными- умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом.

  7. Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.

  8. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственными примерами и примерами из жизни других людей.

  9. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.

  10. Наберитесь терпения и не ждите немедленных , успешных результатов.

Успехов, Вам ,уважаемые родители!





Трегулова Виктория Сергеевна

МОУ СОШ №21, г. Благовещенск

учитель начальных классов


Родительское собрание

«Как помочь ребёнку стать внимательным»

Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:

1) осмыслить то, что называют «вниманием» и познакомиться основными свойствами внимания;
2) изучить в ходе собрания упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания учащихся.



Ход проведения собрания.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с успешностью учебной деятельности наших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. И сегодня мы постараемся решить проблему, связанную с одним из этих процессов.

Тема нашего разговора “ВНИМАНИЕ - как помочь ребёнку стать внимательным”.

Анализ анкет Итак: по результатам анализа анкет мы сделали вывод, что …

-Прошу Вас продолжить фразу: «Внимательный ребёнок – это…»

- Внимание может быть непроизвольным, т.е. не имеющим цели и волевого усилия, произвольным – т.е. наличие цели и активное её поддержание, и послепроизвольным, т.е. – наличие цели, но без волевого усилия.

-Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.

Как вы понимаете выражения :

  • концентрировать внимание – это…..

  • переключать внимание - это …

  • распределять внимание – это…

  • устойчивость внимания – это…

-Таким образом, важно, чтобы ученик мог сосредоточить своё внимание и удерживать его на изучаемом объекте. При необходимости быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности, один из которых должен быть автоматизированным. Этими автоматизированными видами деятельности должны быть навыки учебной деятельности.

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

-Чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание наших детей на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить своего ребёнка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным.

Итак, давайте рассмотрим индивидуальные особенности внимания младших школьников, которые необходимы им в учебной деятельности:

  • Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.

  • Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.

  • Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом работы.

  • Легко отвлекаемое внимание.

  • Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредоточивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.

Упражнения

-Для развития произвольного внимания, надо устранить лишние раздражители (радио, телевизор, отключить компьютер, др.) Учить ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.

1. Развитие концентрации внимания.

Находить и вычерчивать определённые буквы в печатном тексте; “переплетенные нити”

2. Увеличение объёма внимания и кратковременной памяти.

Это работать с таблицами Шульте (с цифрами и с буквами, от 1 до 25, черного и красного цвета), увидеть боковым зрением как можно больше предметов –справа, слева, зрительные диктанты , запоминание порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно увеличивать)

3.Тренировка распределения внимания:

Выполнение двух разноплановых заданий чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу).

4.Развитие навыка переключения внимания:

Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.

В качестве решения родительского собрания родители получают рекомендации.

О дефиците внимания.

Наличие у детей восьми из перечисленных 14-ти симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:

  • Признаки гиперактивности (1,2,9,10)

  • Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)

  • Импульсивности (4,5,11,14)

Эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми. В учебной деятельности гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. Нарушения поведения таких детей не только влияют на успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими. В большинстве случаев ребята испытывают трудности в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

В семье эти дети часто страдают от сравнения их с теми, у кого поведение и учёба на более высоком уровне. Из-за недисциплинированности, непослушания, из-за того, они не реагируют на замечания, родители раздражаются, а это часто приводит к наказаниям, которые зачастую не приносят желаемых результатов. А дети, видя агрессивность родителей, чаще сами прибегают к ассоциативным действиям.

Советы:

В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:

  1. проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

  2. постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.


3


Слайд 1
Родительское собрание «Как помочь ребёнку стать внимательным» Трегулова Виктория Сергеевна МОУ СОШ №21, г. Благовещенск учитель начальных классов
Слайд 2
Цели: 1) осмыслить то, что называют «вниманием» и познакомиться основными свойствами внимания; 2) изучить в ходе собрания упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания учащихся.
Слайд 3
1. Часто ли Ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий? (13 участников) - Да. - Трудно сказать - Нет 7 чел. 4 чел. 3 чел.
Слайд 4
2.Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым? - Да Трудно сказать Нет 2 чел. 5 чел. 6 чел.
Слайд 5
3.Хотелось бы Вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным? - Да - Трудно сказать - Нет 12 чел. 1 чел. -
Слайд 6
4. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание? - Шахматы, шашки, пазлы - Логические, развивающие игры, беседы - Читаем книги - Вместе гуляем, наблюдаем - Записали в спортивную секцию - Ничего - Без ответа 1 чел. 3 чел. 3 чел. 1 чел 1 чел. 2 чел. 2 чел.
Слайд 7
5. Считаете ли Вы, что такие собрания необходимо посещать всей семьёй? - Да - Не всегда,необязательно - Нет 9 чел. 1 чел. 3 чел.
Слайд 8
Внимательный ребёнок – это …
Слайд 9
Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённом объекте и явлениях. Основные свойства: концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.
Слайд 10
Внимание может быть:  Непроизвольным (не имеющее цели и волевого усилия).  Произвольным (наличие цели и активное её поддержание посредством силы воли).
Слайд 11
Концентрация внимания - это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу.
Слайд 12
Объём внимания - характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов.
Слайд 13
Устойчивость внимания – - это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме.
Слайд 14
Распределение внимания - это одновременное внимание к одному или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.
Слайд 15
Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой в связи с постановкой новой задачи
Слайд 16
Внимание – это не раз и навсегда данное качество!  Внимание можно и нужно развивать!  Самому ребёнку это сделать трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главным помощниками ребёнку могут стать мама и папа.
Слайд 17
Индивидуальные особенности внимания: 1. Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.
Слайд 18
Индивидуальные особенности внимания 2. Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.
Слайд 19
Индивидуальные особенности внимания 3. Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом. 4. Легко отвлекаемое внимание.
Слайд 20
Индивидуальные особенности внимания 5. Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредотачивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.
Слайд 21
Если у детей не сформировано произвольное внимание, то  Они будут заменять буквы – гласные или согласные, близкие по акустическим признакам: дети –теди, дети – бети, звуки – жвуки.
Слайд 22
Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут:  Пропускать буквы в словах – тава – трава, трва – трава;  В примерах пропускают цифры и знаки: 12-6=5 1 -6=5 12- 6 5;
Слайд 23
Если ребёнок переставляет слоги в словах, то:  - это связано с неустойчивостью внимания, например, стройка – сытыройка, проходили – прохолиди, собрались – собрасьли, трава - твара.
Слайд 24
Если ребёнок добавляет в слова гласные, то  это связано с неустойчивостью произвольного внимания, например, дрова –дорова, стройка – сытыройка.
Слайд 25
Нестандартные задачи  Каким этажом сверху будет шестой этаж девятиэтажного дома?  Улитка от точки А проползла 2 см на север, потом 3 см на восток, потом 2 см на юг, а потом 3 см на запад. Где она оказалась в результате?
Слайд 26
Корректурная проба
Слайд 27
Найди слова
Слайд 28
Найди спрятавшиеся слова долпраптекамтрьдрозд алжекарандаштмопр дятеллевшаноликлитм
Слайд 29
Игровое упражнение «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?» - Я предлагаю вам, уважаемые родители, внимательно прослушать сказку «Лисёнок и лягушонок» Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л». В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимончики. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился. -Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех тор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал: - Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось. - Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
Слайд 30
Игра «ПОЛСЛОВА ЗА ВАМИ» Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, телефон, и т. п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.
Слайд 31
Игра « ПОВТОРИ БЫСТРО » Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка»: - Ну начали! Повторите – «стол». Играющие повторяют: « Стол». - Повторите – «Окно». Играющие говорят: «Окно». - Скажите – «Улица». Быстро – «кошка» и т. д.
Слайд 32
Дефицит внимания 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается. Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это. Легко отвлекается на посторонние стимулы. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии) На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания). С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому. Не может играть тихо, спокойно. Болтливый. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей). Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.) Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений. Признаки гиперактивности (1,2,9,10) Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13) Импульсивности (4,5,11,14)
Слайд 33
Рекомендации родителям:           Помогите вашим детям стать внимательными. Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания. В основе внимания лежит интерес. Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания. Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания». Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления. Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое- в знакомом. Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственными примерами и примерами из жизни других людей. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания. Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.
Слайд 34
Спасибо за работу !
Слайд 35
Литература  Учиться на пятерки по русскому языку. Как? /С.Н.Костромина. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008  Мищенкова Л.В. Тесты, кроссворды, загадки и развивающие задания: для детей 8-10 лет/ Ярославль: Академия развития, 2008

Полный текст материала Родительское собрание «Как помочь ребёнку стать внимательным» для 1-4 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трегулова Виктория Сергеевна  Вика2392
06.01.2011 4 17070 4542

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК