Урок ИЗО "Древняя Греция. Олимпийские игры", 4 класс по программе Б.Неменского
Использованная литература:
Учебник 4 класс. «Изобразительное искусство и художественный труд», Неменская Л. А./Под руководством Б.Неменского/.Москва. Просвещение.2013год.
«ГРЕКИ», иллюстрированная МИРОВАЯ ИСТОРИЯ, Москва. РОСМЭН, 1994год.
Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1-4 классы. О.В. Островская. Пособие для учителей. Москва. ВЛАДОС 2004г.
Методика организации уроков коллективного творчества. В.И. Колякина. Москва. ВЛАДОС 2002г.
Сайты:
http://m1.vgorode.ru/39600192/79540698/6.jpeg
http://www.nado5.ru/e-book/olimpiiskie-igry
http://yandex.ru/yandsearch?lr=38&text=%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B+%D0%B2+%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9+%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B8
УМК «Школа России». 1-4классы.
4 класс. «Каждый народ - художник»-автор Л. Неменская, /Под редакцией Б.М. Неменского/.-2013г.
Тема. «Образ художественной культуры Древней Греции»
Тема урока: «Древняя Греция. Олимпийские игры»
Цель урока: создание игровой ситуации на уроке, способствующей активному вовлечению учащихся в творческий процесс.
Задачи образовательные:
сформировать у учащихся представление о культуре Древних греков, в частности, Олимпийских играх;
научить рисовать фигуру атлета по пропорциям;
научить детей принимать самостоятельные решения в создании собственного проекта;
Задачи развивающие:
развивать творчество и фантазию;
умения и навыки композиционной работы;
Задачи воспитательные:
воспитывать интерес к изобразительному искусству и архитектуре;
воспитывать интерес к мифам Древних греков;
создать на уроке творческую атмосферу совместной деятельности, способствующую интересу к предмету.
Планируемые результаты
Личностные – формирование интереса и уважительного отношения к истории и культуре древнегреческого народа; формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, при выполнении дифференцированной работы в группах.
Метапредметные – умение организовывать самостоятельную работу в группе; умение видеть поставленные задачи и делать осознанный выбор.
Предметные – приобретение индивидуального опыта над созданием образа архитектурного фриза; развитие устойчивого интереса к творческой деятельности; осознание значения искусства в жизни человечества.
Форма урока: урок- путешествие.
Интеграция: изобразительное искусство и история.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Форма организации деятельности учащихся: работа в группах.
Оснащение урока: компьютер, проектор, экран.
Зрительный ряд: презентация, пособия по Олимпийским играм (выполненные учителем).
Материалы: карандаш, ластик, ножницы, клей, белая и цветная бумага.
Методы: игровой, наглядно - иллюстративный, практический, частично-проектный.
План урока.
Организационный момент. Введение в тему. (Сообщение о путешествии. 2мин.)
Физкультминутка. (Полет на самолете 2мин.)
Формирование новых знаний. (Презентация. 10 мин).
Информация о проблеме.(1мин.)
Решение проблемы.(2 мин.)
Создание условий для реализации проекта.(2 мин.)
Разработка дизайна фриза. (Практическая работа 22 мин.)
Итог урока. Представление проекта. (4 мин.)
Ход урока:
Организационный момент. Введение в тему. (Сообщение о путешествии. 2мин.)
Учитель. Ребята, совсем недавно прошли Зимние Олимпийские игры в Сочи, мы смотрели их по телевизору, кому-то повезло, и он побывал на играх. Скажите, а где же впервые стали проводиться Олимпийские игры?
Дети. В Древней Греции.
Учитель. Да, именно оттуда, нам доставили олимпийский огонь. Его зажигают в городе проведения игр во время их открытия. Эта традиция служила напоминанием о подвиге Прометея, по легенде похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям. Сейчас Олимпийский огонь символизирует чистоту, мир и дружбу.
Учитель. Ребята! А, вы, хотели бы попасть на древние Олимпийские игры?
Дети. Конечно, да! Учитель. Тогда…полетим? Я буду вашей бортпроводницей.
Физкультминутка. (Полет на самолете 2мин.)
Учитель. Выпрямим спинки, пристегнем ремни, поднимем ручки(как крылья у самолета), закроем глазки, делаем вдох, а выдох со звуком ууу…и полетели (повторяем 3 раза). В это время на экране появляется (слайд№1). Дети открывают глаза и видят изображение города Афины.
Учитель. Я рада вас приветствовать на греческой земле. Как вы думаете, какой город перед вами?
Дети. Это - Афины.
Формирование новых знаний. (Презентация. 10 мин).
Учитель. А точнее, это Акрополь, самый древний город у греков. Но, впервые Олимпийские игры были проведены не здесь, а в древнегреческом городе Олимпия, приблизительно в 776 году до н.э.; и проводились они один раз в 4 года. Древние греки создали множество прекрасных легенд, рассказывающих о том, как появились Олимпийские игры; но все они носили мифологический характер, и были посвящены верховному древнегреческому богу Зевсу, который пользовался особенным уважением у греков, будучи богом грома и молний.
Учитель. В Олимпии для культовых церемоний был построен храм Зевса(слайд№2). Это место было святым для греков. Когда проводились игры, повсюду объявлялось священное перемирие. На этот период в Олимпию съезжалось огромное количество представителей других государств. Это событие было настоящим праздником для греческого народа. Олимпийские игры продолжались пять дней, и представляли собой состязание в таких видах спорта как езда на колесницах, пятиборье, кулачный бой, борьба. Олимпиада была своеобразным идеологическим отражением культа тела и совершенства духа, который активно пропагандировался в Древней Греции. Женщины не допускались на игры, даже в качестве зрителей.
В первый день игр совершались подготовительные церемонии. Чтобы оказать честь Прометею, устраивались соревнования по бегу, где каждый бегун держал в руках зажженный факел с огнем. Победитель такого соревнования был удостоен чести зажигать огонь для жертвоприношения Зевсу(слайд№3), что считалось тогда очень важной миссией. Участники игр приносили жертвоприношения богам. Попробуй, употреби незаконный прием против противника или поспорь с судьей и обрушит на тебя свой гнев Зевс(слайд№4).
Вот стадион, где проводились Олимпийские игры, согласно греческой мифологии, был сооружен Гераклом в честь победы Зевса над своим отцом Кроносом(слайд№5). Спортивные соревнования начинались на второй день, с заезда на колесницах; он состоял из 12 кругов. Колесницы, обгоняя друг друга, сталкивались, при этом гибли спортсмены. Зрелище было очень опасным. Однажды к финишу пришел только один участник из десяти(слайд№6). Соревнования продолжались пятиборьем и состояли из пяти видов спорта: бега, борьбы, прыжков в длину, метания копья и диска. Бежать приходилось по глубокому песку(Слайд№7). Метание копья и диска требовало большой силы и выносливости(Слайд№8). Сейчас мы видим прыжки в длину с гантелями(Слайд№9). Основными были скачки на лошадях без седла (слайд№10). На третий день проходили соревнования самых молодых юношей, они выполняли то же самое, но правила для них были помягче(Слайд№11). В четвертый день соревнований, проходил самый древний вид спорта – это кулачный бой. В кулачном бою атлеты обматывали руки кожаными ремнями. Надо быть очень ловким, чтобы увернуться от удара. Через 25 веков его назовут боксом(Слайд№12). А вот вид борьбы, который назывался панкратием и представлял себе композицию кулачного боя и борьбы. Участники смазывали себя оливковым маслом, чтобы быть неуязвимыми для противника(Слайд№13). Заключительным днем на Олимпийских играх был бег воинов в металлических доспехах, в руках они держали щиты(Слайд№14). Победителей избирали, как самых достойных на высшие государственные должности. В честь них воздвигали памятники в Олимпии и в городах, откуда они были родом. Существовала еще одна, довольно интересная традиция: победитель Олимпиады торжественно въезжал в свой город на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми в плаще пурпурного цвета, но не через главные ворота, а через проем в стене, который сразу после этого закрывали, чтоб не выпустить из города победоносный дух Олимпиады. Победитель был одет в красный плащ, а на голове у него был венок из листьев лавра, который был символом победы (слайд№15). Олимпийские игры устраивались греками более трехсот раз, а закончились они с приходом Христианства на земли Греции, но в 1896 году после длительного перерыва Олимпийские игры снова провели в Афинах и с тех пор стали проводить каждые 4 года.
Информация о проблеме.(1мин.)
Учитель. Скажите, ребята, что вам больше всего понравилось?... А вы помните, какой самый красивый и главный храм был построен в Олимпии в честь самого главного бога?… На этом храме по периметру проходил фриз, который назывался антаблемент, на нем были изображены вот такие бегущие атлеты(слайд№16), естественно, прошло уже более 25 веков и нет этого храма, и тем более фриза со спортсменами. Подумайте, можем ли мы помочь грекам восстановить фриз?
Решение проблемы.(2 мин.)
Давайте подумаем как? (дети обсуждают и приходят к тому, что можно сделать фриз в виде эскиза).
Создание условий для реализации проекта.(2 мин.)
Давайте сделаем так, разделимся на две команды: одна будет Афина, другая Посейдон. В каждой из них будут архитекторы и художники. Архитекторы будут заниматься подготовкой фриза; а художники будут рисовать и вырезать атлетов, посмотрите каких!(слайд№18). Есть предложение, назвать команды: Афина и Посейдон.
Разработка дизайна фриза. (Практическая работа 22 мин.)
Архитекторы. В обеих командах, два учащихся – это «архитекторы», которые занимаются дизайном фриза. Они наклеивают орнамент на подготовленные учителем полоски коричневого цвета, имитирующие фриз.
Художники. Остальные участники команд - это «художники». Учитель напоминает учащимся, как очень просто нарисовать спортсмена, заранее распределив фигуру на пропорции. «Художники» рисуют бегущих атлетов, затем вырезают их и каждая команда наклеивает фигуры и название команды на свой фриз, и демонстрируют свою продукцию.
Итог урока. Представление проекта.( 4мин.)
Учитель. Надеюсь, если бы вы показали свои фризы древним грекам, то им бы понравилось! Ну, а я благодарю вас за ваш труд, вы на славу потрудились и «архитекторы», и «художники». Возможно в будущем, кто-то из вас выберет эту профессию. А теперь, скажите, вам понравилось путешествовать таким образом? А работать вместе? …Скажите, так почему же в гимназии главным предметом, наряду с математикой и письмом, была атлетика?...
Дети. Им нужны были физически закаленные люди, потому что им приходилось много воевать.
Учитель. Теперь, понятно вам, для чего проводили Олимпийские игры?... Следующее наше путешествие будет в Средневековье Западной Европы.
Домашнее задание: прочесть сказки: Х. Андерсена, братьев Грим и Ш. Перро.
Приложение 1.
Схема рисования атлета:
Приложение 2.
Зрительный ряд урока:
Творческие работы двух команд учащихся «Посейдон» и «Афина»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Толкалина Антонина Александровна
→ школа21 06.03.2011 12 32845 4153 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.