Конспект
урока ИЗО в 6 классе
Тема
урока: «Случайность или закономерность?»
Конспект
урока разработала учитель ИЗО Файзуллина
Л.В.
МОУ
гимназия № 56, г. Ижевск, Удмуртская
республика
Цель:
на основе расширения и углубления
знаний по семантике образов
древнеудмуртского, русского, кельтского
орнаментального искусства создание
макета подвески «Конь-солнце».
Задачи:
Образовательные
задачи:
расширить
кругозор учащихся в области культурологии,
этнографии и нумерологии;
научить
геометрическим построениям;
научить
декорировать трёхчастную модель
подвески узором на основе кельтского,
удмуртского или славянского орнаментов;
Развивающие
задачи:
развить
умения высказывать и отстаивать свою
точку зрения, аргументировать выдвинутые
предположения;
развить
умение учащихся работать с информацией,
формировать у учащихся умение выделять
главное, отбирать необходимый материал
по предложенной теме, правильно
формулировать свои мысли и делать
выводы на основе анализа полученной
информации;
развивать
основы творческой деятельности в
процессе выполнения бумажной модели
подвески «Конь-солнце»;
воспитывающие
задачи:
закрепить
интерес к нумерологии, мифологии,
филологии;
воспитать
в учениках уверенность в своих силах;
воспитать
толерантное отношение к другим народам.
Оборудование
для учителя:
мультимедийный проектор, ноутбук,
экран, мультимедийная презентация,
карточки-задания для групп
Оборудование
для учащихся:
подготовленные учащимися результаты
поисковых работ, чертёжные инструменты,
фломастеры, ножницы, цветной картон.
План
урока:
Организационный
момент – 2 минуты.
Работа
в группах (составление плана ответа) –
2 минуты.
Сообщение
нового материала, выступление
представителей групп, вопросы – 25
минут.
Закрепление
полученных знаний. Практическая работа
10 минут.
Подведение
итогов урока – 2 минуты.
Ход
урока:
Организационный
момент:
Учитель:
Сегодня у нас с вами необычный урок, он
пройдёт в форме Учёного Совета. На Учёном
Совете решаются важные проблемы, делаются
определённые выводы, намечается
перспектива развития науки.
К
уроку вы подготовили определённую
информацию. Выслушав все сообщения, мы
сделаем вывод и выполним практическую
работу на закрепление полученных знаний.
Напоминаю:
мы разделились на 4 группы. Это: аналитики,
историки, филологи, искусствоведы.
Каждая группа получает задание.
Задания
группам:
Группа
историков: «Подготовьте краткое
сообщение об истории появления
славянского, удмуртского и кельтского
народов. Выслушав выступление
искусствоведов, задайте им один вопрос
по теме их выступления. Оцените
выступление и вопрос аналитиков».
Группа
аналитиков: «Подготовьте краткое
сообщение о магическом значении числа
«3». Выслушав выступление группы
историков, задайте им один вопрос по
теме их выступления. Оцените выступление
и вопрос филологов».
Группа
филологов: «Подготовьте краткое
сообщение о семантическом значении
слов. Выслушав выступление аналитиков,
задайте им один вопрос по теме их
выступления Оцените выступление и
вопрос искусствоведов».
Группа
искусствоведов: «Подготовьте краткое
сообщение о семантике образа коня,
трёхчастности орнамента славян,
кельтов, удмуртов. Выслушав выступление
филологов, задайте им один вопрос по
теме их выступления Оцените выступление
и вопрос историков».
Каждой
группе выданы критерии, по которым
должны быть оценены выступленния коллег.
Работа
в группах. Каждая группа обсуждает
задание,
готовится
к выступлению 1 представитель группы.
Сообщение
нового материала, выступление
представителей групп:
Академик
(переодетый учитель):
Слайд
1.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами
собрались обсудить очень важную проблему.
Для её решения мы собрались здесь.
Слайд
2.
Этим летом наш институт организовал
две археологические экспедиции: одна
экспедиция была на раскопках
древнеудмуртского города Иднакар,
другая экспедиция проводила раскопки
на острове Ирландия. На слайде Вы видите
удмуртскую
подвеску
«Конь-Солнце» с раскопок городища
Иднакар, дымковскую
игрушку из
города Кирова
и
ирландский трискел.
Эти предметы поставили перед нами
вопрос: почему повторяется трёхчастность
в изделиях удмуртов, славян и кельтов?
Цель
нашего заседания:
решить, закономерность или случайность
трёхчастного представления о мире у
этих народов.
Чтобы
сделать определённый вывод, мы должны
выслушать результаты поисковой
деятельности наших лучших учёных.
Первыми выступают наши историки.
Слайд
3.
Представитель
группы учёных-историков
(примерный текст выступления).
Слайд
4.Во
многих научных изданиях существует
предположение, что кельты и славяне
имели общих предков – индоариев.
Слайд
5.Пять
сотен лет до нашей эры племена – предки
этих народов вышли с полуострова
Индостан. Предки кельтов направились
сначала в северные Альпы, затем дальше
на остров Ирландия и современную часть
северной Англии и Шотландии.
Родиной
древних удмуртов является Предуралье.
Племя разделилось на три части. Одна
группа пошла на Запад, образовав в
дальнейшем страну венгров. Другая
группа двинулась дальше на север, где
затем образовались народы: эстонцы,
финны, водь, ижоры и др. Третья группа
осталась на Урале и вошла в состав
Булгарского государства. Народы древних
удмуртов торговали с Ираном, Древней
Индией, славянами, поэтому влияние этих
народов на культуру и традиции древних
удмуртов было очень велико.
Вывод:
Народы существовали отдельно, изменялся
язык, традиции, но мифы, основанные на
заклинаниях древних индийцев, оставались
очень схожими.
Слайд
6.
Представитель
группы учёных-аналитиков
(примерный текст выступления):
Слайд
7.
Цифра три всегда имела магическое
значение. Наша планета третья от солнца
в нашей солнечной системе. Скорей всего
в давние времена люди чувствовали это
интуитивно. Недаром землю они представляли
на трёх китах или слонах. В представлениях
славян мир делился на три части: верхний
мир – правь (там жили боги), средний мир
– явь (где жили люди и животные), а нижний,
подземный мир – навь (там был мир
мёртвых). Это трёхчастное деление
наблюдается у всех рассматриваемых
нами трёх народов. У удмуртов в мифах
представлена модель мира: рыба, на ней
бык, который держит на рогах солнце.
Кельты делили мир на три стихии: огонь,
земля, воздух.
Природа
человека тоже троична: он мыслит
понятиями, образами и символами. Поэтому
мир можно представить в виде триады:
рацио, эмоцио, интуицио.
Мы
можем сделать вывод о том, что представление
о троичности мира у этих народов не
случайность, а закономерность.
Академик:
Спасибо
за выступление! Мы разобрались почему
у этих народов так популярна была цифра
«3». Но почему популярен образ коня? На
этот вопрос нам ответят филологи и
искусствоведы.
Слайд
8.
Представитель группы учёных-филологов
(примерный текст выступления):
Нашей
группе досталось самое интересное
задание: мы узнали нумерологическую и
смысловую характеристику слов «конь»
(русский), «вал» (удмуртский) и «ищ»
(кельтский). Получилась очень интересная
информация.
Слайд
9. Оказывается,
если расшифровать слово «конь», то
получится следующее значение:
«информационный поток, идущий сверху
и проникающий в нас». Если расшифровать
слово «вал», то получится следующее
значение: «ведающий о высшем предназначении
человека». Если расшифровать слово
«ищ», то получится следующее значение:
«важное воздействие». Общее для всех
слов: очень важное воздействие на
человека.
Слайд
10
Если расшифруем нумерологическое
значение букв, то окажется, что «конь»
(удм.) и «ищ» (кельт.) представляют цифру
1 – начало всего, солнце. А «вал» - 8,
мятежное число, бушующая бесконечная
энергия. Недаром у удмуртов река –
«Вала», представлялась удмуртами как
бегущие по волнам кони.
Конь
– преемник древнего мифологического
животного – лося, «койык» (удм.), который
тоже имеет нумерологическое значение
8. Возможно, поэтому образ лося заменен
образом коня, заимствованным из
индоевропейской мифологии. Этот образ
стал органичной частью удмуртской
мифологии.
В
кельтской мифологии образ коня тоже
был популярен. Боги, короли носили
«конские» имена. Многие кельтские
ритуалы связаны с культом лошади.
У
славян конь – символ Сварога – бога
неба. Это мужской, созидательный символ.
Вывод:
Образ коня популярен у всех представленных
народов.
Слайд
11
Представитель группы учёных-искусствоведов
(примерный текст выступления):
Слайд
12. Дом
– маленькая Вселенная
У
славян и удмуртов троичность прослеживается
в строении дама: крыша – небо, сруб –
земля, подпол – подземный мир. Трёхчастность
видна и в украшениях окна – наличниках
Слайд
13. Трёхчастное
представление о мире наблюдается и в
орнаментальном искусстве.
Слайд
14. Конь
– оберег представленных народов, очень
популярный орнаментальный мотив.
Вывод:
Образ коня – популярный мотив в орнаментах
представленных народов.
Академик:
Подведём итоги нашего заседания. Коллеги,
какой вывод мы можем сделать? Прослушав
все выступления, мы можем сделать вывод:
образ триединого коня не
случаен
в культуре рассматриваемых народов, а
закономерен,
и закреплён ходом исторического и
культурного развития народов.
Для
закрепления полученной информации,
выполним обереги из бумаги. Алгоритм
выполнения оберегов рассмотрим на
слайде.
Все
группы выполняют задание. Одевают
готовые обереги на себя. Подводят
эмоциональный итог урока – приклеивают
треугольники разного цвета на нарисованное
дерево. Приклеиваем треугольники разного
цвета.
Значение
цветов:
Красный
цвет – всё понравилось,
жёлтый
цвет – понравилось, но были некоторые
недочёты,
зелёный
– не очень понравилось.
Литература
Черненко
М. Мифозрение. Проект СОВА. – М.:
Материк-Альфа, 2006. – 200 с.
Семёнова
М. Мы – славяне: Популярная энциклопедия
– СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика»,
2006. – 560 с.: ил.
Кульневич
С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок
(в 2-х частях). – Ростов н/Д: Изд-во
«Учитель», 2004 Часть 1: 288 с.; Часть 2: 288 с.
Орнаменты
народов мира: Практическое пособие /
Сост. Сопровод. Текст Афонькина С.Ю. –
СПб.: Кристалл, 199 – 272 с., ил.
Куликов
К.И., Иванова М.Г. Семантика символов и
образов древнеудмуртского искусства:
Научно-методическое пособие. – Ижевск:
Удмуртский институт истории, языка и
литературы УрО РАН, 2001. 64 с.: илл. 4 п.л.