Урок ИЗО "Случайность или закономерность" для 6 класса


Приложения к уроку

Приложение 1

Нумерология


1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

ъ

ы

ь

э

ю

я





Значения чисел:

1 – символизирует начало, бога, солнце.

3 – созидательное число, число творения

8 – мятежный характер, яркое, индивидуальное

Приложение 2

Критерии и градации оценки сообщениия и ответа на вопрос


Градация

Ораторское мастерство

Системность

Научная обоснованность

Результативность

1

-высокая культура речи;

-правильность применения языка;

-соблюдение временного регламента;

-чёткая дикция, эмоциональность,

- умение расставлять акценты

-наличие чёткой системы изложения материала,

-этапы выступления

взаимосвязаны,


- использование научной терминологии;

- ссылки на научные факты;

-доступность изложения;


-соответствие полученных результатов заявленной проблеме,

-использование средств визуализации,

-правильный ответ на вопрос, заданный после выступления

2

То же, отсутствие ораторского мастерства

То же, отсутствие одного элемента

То же, отсутствие одного элемента

То же, отсутствие одного элемента

3

То же, отсутствие ораторского мастерства и правильности применения языка

То же, отсутствие двух элементов

То же, отсутствие двух элементов

То же, отсутствие двух элементов

4

Низкое мастерство выступления

Отсутствие чёткой системы изложения

Научная обоснованность отсутствует

Несоответствие результатов поставленной цели










Критерии и градации оценки вопросов


Градация

Актуальность вопроса

Научная обоснованность

1

-высокая культура речи;

-правильность применения языка;

-важность, значимость вопроса;

-соответствие вопроса тематике выступления,

- чёткая формулировка вопроса

- использование научной терминологии в вопросе;

-доступность вопроса;

- логичность вопроса;


2

То же, языковые ошибки

То же, отсутствие одного элемента

3

То же, отсутствие двух элементов

То же, отсутствие двух элементов

4

Вопрос не сформулирован

Научная обоснованность отсутствует



Протокол оценки сообщения групп


Группы

Оценка выступления

Оценка ответа на вопрос

Оценка вопроса

Результат

Этнографы





Аналитики





Филологи





Искусствоведы









2


Конспект урока ИЗО в 6 классе

Тема урока: «Случайность или закономерность?»


Конспект урока разработала учитель ИЗО Файзуллина Л.В.

МОУ гимназия № 56, г. Ижевск, Удмуртская республика


Цель: на основе расширения и углубления знаний по семантике образов древнеудмуртского, русского, кельтского орнаментального искусства создание макета подвески «Конь-солнце».

Задачи:

Образовательные задачи:

  • расширить кругозор учащихся в области культурологии, этнографии и нумерологии;

  • научить геометрическим построениям;

  • научить декорировать трёхчастную модель подвески узором на основе кельтского, удмуртского или славянского орнаментов;

Развивающие задачи:

  • развить умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать выдвинутые предположения;

  • развить умение учащихся работать с информацией, формировать у учащихся умение выделять главное, отбирать необходимый материал по предложенной теме, правильно формулировать свои мысли и делать выводы на основе анализа полученной информации;

  • развивать основы творческой деятельности в процессе выполнения бумажной модели подвески «Конь-солнце»;

воспитывающие задачи:

  • закрепить интерес к нумерологии, мифологии, филологии;

  • воспитать в учениках уверенность в своих силах;

  • воспитать толерантное отношение к другим народам.

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, мультимедийная презентация, карточки-задания для групп

Оборудование для учащихся: подготовленные учащимися результаты поисковых работ, чертёжные инструменты, фломастеры, ножницы, цветной картон.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 минуты.

  2. Работа в группах (составление плана ответа) – 2 минуты.

  3. Сообщение нового материала, выступление представителей групп, вопросы – 25 минут.

  4. Закрепление полученных знаний. Практическая работа 10 минут.

  5. Подведение итогов урока – 2 минуты.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок, он пройдёт в форме Учёного Совета. На Учёном Совете решаются важные проблемы, делаются определённые выводы, намечается перспектива развития науки.

К уроку вы подготовили определённую информацию. Выслушав все сообщения, мы сделаем вывод и выполним практическую работу на закрепление полученных знаний.

Напоминаю: мы разделились на 4 группы. Это: аналитики, историки, филологи, искусствоведы. Каждая группа получает задание.

Задания группам:

  • Группа историков: «Подготовьте краткое сообщение об истории появления славянского, удмуртского и кельтского народов. Выслушав выступление искусствоведов, задайте им один вопрос по теме их выступления. Оцените выступление и вопрос аналитиков».

  • Группа аналитиков: «Подготовьте краткое сообщение о магическом значении числа «3». Выслушав выступление группы историков, задайте им один вопрос по теме их выступления. Оцените выступление и вопрос филологов».

  • Группа филологов: «Подготовьте краткое сообщение о семантическом значении слов. Выслушав выступление аналитиков, задайте им один вопрос по теме их выступления Оцените выступление и вопрос искусствоведов».

  • Группа искусствоведов: «Подготовьте краткое сообщение о семантике образа коня, трёхчастности орнамента славян, кельтов, удмуртов. Выслушав выступление филологов, задайте им один вопрос по теме их выступления Оцените выступление и вопрос историков».

Каждой группе выданы критерии, по которым должны быть оценены выступленния коллег.

  1. Работа в группах. Каждая группа обсуждает задание,

готовится к выступлению 1 представитель группы.

  1. Сообщение нового материала, выступление представителей групп:

Академик (переодетый учитель):

Слайд 1. Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались обсудить очень важную проблему. Для её решения мы собрались здесь.

Слайд 2. Этим летом наш институт организовал две археологические экспедиции: одна экспедиция была на раскопках древнеудмуртского города Иднакар, другая экспедиция проводила раскопки на острове Ирландия. На слайде Вы видите удмуртскую подвеску «Конь-Солнце» с раскопок городища Иднакар, дымковскую игрушку из города Кирова и ирландский трискел. Эти предметы поставили перед нами вопрос: почему повторяется трёхчастность в изделиях удмуртов, славян и кельтов?

Цель нашего заседания: решить, закономерность или случайность трёхчастного представления о мире у этих народов.

Чтобы сделать определённый вывод, мы должны выслушать результаты поисковой деятельности наших лучших учёных. Первыми выступают наши историки.

Слайд 3. Представитель группы учёных-историков (примерный текст выступления).

Слайд 4.Во многих научных изданиях существует предположение, что кельты и славяне имели общих предков – индоариев.

Слайд 5.Пять сотен лет до нашей эры племена – предки этих народов вышли с полуострова Индостан. Предки кельтов направились сначала в северные Альпы, затем дальше на остров Ирландия и современную часть северной Англии и Шотландии.

Родиной древних удмуртов является Предуралье. Племя разделилось на три части. Одна группа пошла на Запад, образовав в дальнейшем страну венгров. Другая группа двинулась дальше на север, где затем образовались народы: эстонцы, финны, водь, ижоры и др. Третья группа осталась на Урале и вошла в состав Булгарского государства. Народы древних удмуртов торговали с Ираном, Древней Индией, славянами, поэтому влияние этих народов на культуру и традиции древних удмуртов было очень велико.

Вывод: Народы существовали отдельно, изменялся язык, традиции, но мифы, основанные на заклинаниях древних индийцев, оставались очень схожими.

Слайд 6. Представитель группы учёных-аналитиков (примерный текст выступления):

Слайд 7. Цифра три всегда имела магическое значение. Наша планета третья от солнца в нашей солнечной системе. Скорей всего в давние времена люди чувствовали это интуитивно. Недаром землю они представляли на трёх китах или слонах. В представлениях славян мир делился на три части: верхний мир – правь (там жили боги), средний мир – явь (где жили люди и животные), а нижний, подземный мир – навь (там был мир мёртвых). Это трёхчастное деление наблюдается у всех рассматриваемых нами трёх народов. У удмуртов в мифах представлена модель мира: рыба, на ней бык, который держит на рогах солнце. Кельты делили мир на три стихии: огонь, земля, воздух.

Природа человека тоже троична: он мыслит понятиями, образами и символами. Поэтому мир можно представить в виде триады: рацио, эмоцио, интуицио.

Мы можем сделать вывод о том, что представление о троичности мира у этих народов не случайность, а закономерность.

Академик: Спасибо за выступление! Мы разобрались почему у этих народов так популярна была цифра «3». Но почему популярен образ коня? На этот вопрос нам ответят филологи и искусствоведы.

Слайд 8. Представитель группы учёных-филологов (примерный текст выступления):

Нашей группе досталось самое интересное задание: мы узнали нумерологическую и смысловую характеристику слов «конь» (русский), «вал» (удмуртский) и «ищ» (кельтский). Получилась очень интересная информация.

Слайд 9. Оказывается, если расшифровать слово «конь», то получится следующее значение: «информационный поток, идущий сверху и проникающий в нас». Если расшифровать слово «вал», то получится следующее значение: «ведающий о высшем предназначении человека». Если расшифровать слово «ищ», то получится следующее значение: «важное воздействие». Общее для всех слов: очень важное воздействие на человека.

Слайд 10 Если расшифруем нумерологическое значение букв, то окажется, что «конь» (удм.) и «ищ» (кельт.) представляют цифру 1 – начало всего, солнце. А «вал» - 8, мятежное число, бушующая бесконечная энергия. Недаром у удмуртов река – «Вала», представлялась удмуртами как бегущие по волнам кони.

Конь – преемник древнего мифологического животного – лося, «койык» (удм.), который тоже имеет нумерологическое значение 8. Возможно, поэтому образ лося заменен образом коня, заимствованным из индоевропейской мифологии. Этот образ стал органичной частью удмуртской мифологии.

В кельтской мифологии образ коня тоже был популярен. Боги, короли носили «конские» имена. Многие кельтские ритуалы связаны с культом лошади.

У славян конь – символ Сварога – бога неба. Это мужской, созидательный символ.

Вывод: Образ коня популярен у всех представленных народов.

Слайд 11 Представитель группы учёных-искусствоведов (примерный текст выступления):

Слайд 12. Дом – маленькая Вселенная

У славян и удмуртов троичность прослеживается в строении дама: крыша – небо, сруб – земля, подпол – подземный мир. Трёхчастность видна и в украшениях окна – наличниках

Слайд 13. Трёхчастное представление о мире наблюдается и в орнаментальном искусстве.

Слайд 14. Конь – оберег представленных народов, очень популярный орнаментальный мотив.

Вывод: Образ коня – популярный мотив в орнаментах представленных народов.

Академик: Подведём итоги нашего заседания. Коллеги, какой вывод мы можем сделать? Прослушав все выступления, мы можем сделать вывод: образ триединого коня не случаен в культуре рассматриваемых народов, а закономерен, и закреплён ходом исторического и культурного развития народов.

Для закрепления полученной информации, выполним обереги из бумаги. Алгоритм выполнения оберегов рассмотрим на слайде.

Все группы выполняют задание. Одевают готовые обереги на себя. Подводят эмоциональный итог урока – приклеивают треугольники разного цвета на нарисованное дерево. Приклеиваем треугольники разного цвета.

Значение цветов:

Красный цвет – всё понравилось,

жёлтый цвет – понравилось, но были некоторые недочёты,

зелёный – не очень понравилось.


Литература


Черненко М. Мифозрение. Проект СОВА. – М.: Материк-Альфа, 2006. – 200 с.

Семёнова М. Мы – славяне: Популярная энциклопедия – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006. – 560 с.: ил.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок (в 2-х частях). – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2004 Часть 1: 288 с.; Часть 2: 288 с.

Орнаменты народов мира: Практическое пособие / Сост. Сопровод. Текст Афонькина С.Ю. – СПб.: Кристалл, 199 – 272 с., ил.

Куликов К.И., Иванова М.Г. Семантика символов и образов древнеудмуртского искусства: Научно-методическое пособие. – Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2001. 64 с.: илл. 4 п.л.


4


Слайд 1
«Внимательно изучая семантические свойства системных триад, сложившихся в самых разных культурных традициях, можно увидеть … закономерность… Источник этой закономерности кроется … в триединой природе человека, в его способности мыслить одновременно и понятиями, и образами, и символами». профессор Р. Баранцев Урок ИЗО в 6 классе Презентацию подготовила учитель ИЗО Файзуллина Л.В. МОУ гимназия № 56, г. Ижевск, Удмуртская республика
Слайд 2
«Конь –солнце» городище Иднакар 12 -13 век Конь Дымковская игрушка 20 век Ирландский символ трискел 9 – 10 век
Слайд 3
1 доклад Городище Иднакар, реконструкция
Слайд 4
Слайд 5
О. Ирландия
Слайд 6
2 доклад М. Гарипов
Слайд 7
Правь Интуицио Явь Рацио Навь Эмоцио
Слайд 8
3 доклад М. Гарипов
Слайд 9
Конь (рус) К –ему многое дано  О –всесторонний охват  КО – информационный поток  Н – наш  Ь – смягчает действие, размывает границу применения Вал (удм)–  В – ведать  А -Всевышнее предназначение  Л – люди ИЩ (кельт)–  И - важность  Щ - воздействия
Слайд 10
Конь = 1     К –3 О –7 Н–6 Ь–3 Значени е слова: Вал = 8 ИЩ= 1   •В – 3 •А - 1 •Л – 4 Значен ие слова: И-1 Щ-9 Значен ие слова:
Слайд 11
4 доклад «Всадница», бронзовая подвеска
Слайд 12
 Крыша, фронтон – небо  Клеть – земля  Подклет (подпол) – подземный мир
Слайд 13
Слайд 14
Кельтский посох 8 -10 век Элемент русской вышивки 18 – 19 век Коньковая подвеска удмуртов 10 -12 век,
Слайд 15
Слайд 16
      Черненко М. Мифозрение. Проект СОВА. – М.: Материк-Альфа, 2006. – 200 с. Семёнова М. Мы – славяне: Популярная энциклопедия – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006. – 560 с.: ил. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок (в 2-х частях). – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2004 Часть 1: 288 с.; Часть 2: 288 с. Орнаменты народов мира: Практическое пособие / Сост. Сопровод. Текст Афонькина С.Ю. – СПб.: Кристалл, 199 – 272 с., ил. Куликов К.И., Иванова М.Г. Семантика символов и образов древнеудмуртского искусства: Научно-методическое пособие. – Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2001. 64 с.: илл. 4 п.л. В презентации использованы отсканированные материалы из книги «Семантика символов и образов древнеудмуртского искусства: Научно-методическое пособие» Куликов К.И., Иванова М.Г.

Полный текст материала Урок ИЗО "Случайность или закономерность" для 6 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Файзуллина Людмила Владиславовна  milafa
22.04.2011 5 3418 671

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК