Статья "Развитие творческих способностей младших школьников на примере Жостовской росписи"; 4 класс.
Бежевец Юлия Борисовна, учитель изобразительного искусства и Мировой Художественной Культуры, МБОУ «Муриковская средняя общеобразовательная школа» Шаховского района Московской области.
Развитие творческих способностей младших школьников на примере Жостовской росписи. 4 класс.
Проблема раскрытия и развития творческих способностей не имеет стадии завершения. Можно говорить лишь о совершенствовании процесса обучения и о поиске нового в общении с детьми. Путь развития творческого сознания ребёнка весьма интересен. Смена ярких образов реальными предопределена образным мышлением. Развитие образного мышления идёт через развитие творческой активности, и чем раньше начать этот процесс, тем лучше. В школе к самому продуктивному периоду развития творческой деятельности относятся учащиеся 2-6-х классов. Обстановка положительных эмоций, безусловно, оказывает сопутствующее воздействие на детей.
Детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в школе является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.
Преподавание изо в школе, музыки, мировой художественной культуры прежде всего являются важной составляющей школьного воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей детей. Изобразительное искусство помогает детям познавать окружающий мир, развивает наблюдательность, направляя внимание с поверхностного наблюдения к серьёзному анализу натуры, учит различать форму предметов и окраску, сравнивать предметы между собой, устанавливать сходство и различие, оно учит мыслить образами, учит переживанию, состраданию, прощению, любви. Так же творческая деятельность приносит много радости школьникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно.
Иногда говорят, что школа не призвана готовить художников и что подобные знания, умения и навыки им не нужны, что достаточно использовать уроки изобразительного искусства лишь для воспитания у детей чувства прекрасного, умения разбираться в различных видах изобразительного искусства. Всё это правильно, но конкретная изобразительная деятельность и заложенные в неё основы изобразительной грамоты помогают ребёнку глубже проникнуть в сложный мир окружающей действительности, понять его.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Веками народ в своем искусстве - в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта - стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность его культуры. Российское народное искусство является частью многогранной духовной жизни народа, оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся русская национальная культура. Характерной чертой российской национальной культуры являются процессы взаимовлияния и взаимообогащения искусства различных наций и народностей. И в народном искусстве других наций, и в образах творчества собственного народа в овеществленной форме до нас доходит живой голос истории, голос культуры предшествующих поколений. Через эти вещи мы постигаем истоки, богатую историю нашей национальной культуры, видим душу народа. С этой точки зрения забота о развитии народного искусства есть забота о прогрессе национального самосознания, исторического самоутверждения и забота о дальнейшем развитии современной национальной культуры.
Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью. Так, в учебной деятельности решаются учебно - тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка.
Проявлению творческих способностей младших школьников способствует и наличие воображения, фантазии, возможность их проявления, создание таких ситуаций на уроке, когда ребёнок за эти способности поощряется, а не наказывается взрослым. Именно способность у школьников подражать даёт возможность педагогу использовать это качество для развития творческих способностей. Демонстрация детям творческих возможностей человека предполагает формирование их интереса к участию в творческой деятельности. Попробовав, младшие школьники увлекаются ею, что впоследствии исследовать, наблюдать, пробовать, творить становится привычкой.
На уроках рисования надо стараться развивать творческий подход к цветовому решению, обращать внимание ребят на влияние и взаимодействие формы и линии. Необходимо развивать восприятие цвета и формы, наблюдая красоту цветовых и линейных отношений в природе и искусстве. Также надо объяснять и показывать на примерах, что цвет и линия могут радовать и отпугивать, вызывать чувство покоя и тревоги, нежности и раздражения. Выражение чувств в руках человека, а, значит, и в их руках.
При решении проблемы способностей учащихся надо учитывать и то, как они сами оценивают. Самооценка способностей учащихся в процессе школьного обучения - это осознание ими успешности вы овладении материалом того или иного учебного предмета. В зависимости от того, считает ли себя ребёнок способным, у него складывается определённое отношение к себе: укрепляется или утрачивается вера в свои возможности. А без уверенности в своих силах ни о каком успешном учении говорить не приходится. Поэтому узнать, как оценивают свои способности дети, помогать им правильно определять свои возможности очень важно для педагога.
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Если человек – творческая личность, то он сумеет применить свои способности в любой сфере интересов и роде занятий.
Вывод: в каждой местности есть свои особенности, своя неповторимая красота природы, свои художественные промыслы. Ознакомление детей с богатством Московской области, в частности с Жостовской росписью, в соединении обучения орнаментальному рисунку, рисованию с натуры и по представлению помогло воспитать чувство красоты и любви к родной природе.
Содержание цикла занятий проведённых в 4 классе.
1 занятие.
Вид урока: рисование по представлению.
Тема: «Рисование бабочки».
Ц ели: развитие мелкой моторики рук; обучать, правильно выбрать размер изображения в листе; формирование у детей эмоционального отношения, формирование самостоятельности, воображения; развить чувство симметрии.
Задачи: развитие красиво сочетать цвета; воспитывать аккуратность; соблюдать последовательность графического и живописного изображения; воспитание любви к родной природе.
Ход урока.
Организационная часть урока. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы будем рисовать бабочку. Вот несколько интересных фактов из жизни насекомых: а) многие насекомые имеют выпуклые глаза, состоящие из сотен маленьких линз. Каждая линза даёт крохотное изображение и составляет мозаичную картинку окружающего мира; б) усики служат насекомым органом обоняния, у некоторых, включая ос, даже органом вкуса. Ребята, а каких вы знаете бабочек?
Бабочки имеют по два крыла, брюшко, голову, усики и шесть лапок. Но различаются они рисунком на крылышках. К примеру, павлиний глаз, так и называется, потому что у него на крыльях рисунок в виде глаза; у махаона имеются выросты в конце задних крыльев.
Итак, наметим, где будет располагаться ваша бабочка, и представим, как она будет выглядеть. Если она у вас будет с раскрытыми крыльями, то проведём симметрию и начнём постепенно прорисовывать части её тельца и крылышки. Можно нарисовать сначала одну сторону, а патом зеркально подрисовать другую. Нашу бабочку нужно сделать яркой, сделать на ней узор, но для начала вы нарисуете фон, ведь бабочка может находиться где угодно! Например, она может просто летать по небу, или сидеть на цветке, листочках. Фон вы можете выбрать сами. Это уже ваша фантазия!
2 занятие.
Вид урока: рисование с натуры.
Тема: «Рисование фруктов».
Ц ели: развитие пространственного мышления; обучать, правильно выбрать размер изображения в листе; формировать умение выделять главное в рисунке.
Задачи: развитие умения составить композицию; развитие красиво сочетать цвета; воспитывать аккуратность; развить умение сравнивать свою работу с изображаемой
натурой и исправлять замеченные ошибки; соблюдать последовательность графического и живописного изображения.
Ход урока.
Организационная часть урока. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, тема нашего урока рисование с натуры натюрморт из фруктов. Натюрморт – это в переводе с французского, «мертвая натура», а в английском языке «тихая, неподвижная жизнь». Для примера посмотрите на репродукции картин русских художников: 1) Машков И. «Ананасы и бананы»; 2) И. Репин «Яблоки и листья»; 3) Стожаров «Фрукты»; 4) Н. Шереметьевская «Натюрморт с яблоками». Предметы очень хорошо прорисованы, видно освещение и теневая сторона, о чем мы и поговорим сегодня.
Приступим к рисованию. Для начала расположите лист горизонтально. Композиция - грамотное размещение предметов на листе. Ребята, фрукты не рисуем маленькими, а почти во весь лист. Намечаем плоскость, на которой будут стоять наши предметы, и наметим наброском наши фрукты. Кто мне скажет, какую форму имеют фрукты?
Далее прорисовываю детали. Обратите внимание, что у всех предметов есть тени: это падающие, которые падают на плоскость и собственные, которые имеет сам предмет; также предметы имеют блик – это самое светлое место на предмете, и вы его не закрашиваете, когда будите рисовать в красках. Также у предметов имеется рефлекс – это отражение от другого предмета. Очень хорошо это показывают художники. Всё это придаёт предметам объём, они не плоские! Далее вы приступите работать в красках, рисовать начнете с заднего плана. Какие цвета можно добавить в изображение каждого из фруктов?
Тени от предметов красками рисуются в последнюю очередь. Все ближние предметы воспринимаются чётко, а удаленные – слегка размывчатую границу. Всегда сравнивайте своё изображение с натюрмортом, увидите ошибку - сразу исправляйте её.
3 занятие.
Вид урока: рисование по представлению.
Тема: «Рисование сказочной птицы».
Ц ели: развитие мелкой моторики рук; обучать, правильно выбрать размер изображения на листе; развитие творческих способностей, формирование у детей эмоционального отношения, формирование самостоятельности, воображения.
Задачи: развитие красиво сочетать цвета; воспитывать аккуратность; соблюдать последовательность графического и живописного изображения; воспитание любви к живой природе.
Ход урока.
Организационная часть урока. Сообщение темы и целей урока.
Человека издавна окружали животные и птицы. Многие из братьев наших меньших приносят человеку большую пользу. Какую пользу приносят животные и птицы?
Красота движений, линий, форм, цветовой окраски животных постоянно привлекает глаз человека, и поэтому птицы и животные часто являются объектами изображения художников и народных мастеров. Показываются на доске выполненные им педагогические рисунки птиц и животных в ДПИ.
В сказках птица – символ радости, света, счастья. Некоторые художники посвящают всё своё творчество только животным. А какие сказочные птицы вам известны? А какие птицы вам известны в природе? Их очень много. Может показаться удивительным, но сих пор ежегодно учёные открывают всё новые и новые виды птиц! У многих птиц, оперение играет особую роль. Так, например, павлин распускает свой причудливо окрашенный хвост наподобие веера, чтобы отпугнуть соперников или привлечь подругу. Белые цапли имеют черное пёрышко на голове, что-то вроде хохолка, и раньше ради этого пёрышка их убивали, поэтому их осталось очень мало, и они занесены в красную книгу.
Итак, приступим к рисованию. Вы ребята, рисуйте, так как вам хочется расположить птицу. Это может быть и сидячая птичка на ветке, может быть, кому-то захочется нарисовать несколько птиц. Сначала надо расположить лист по вертикали. Намечаю ветку, на которой птичка сидит. Определяю общие пропорции. Любая птица состоит из головы, туловища, хвоста и крыльев. В моём случае она будет сидеть. На какую геометрическую форму похожа голова и туловище?
Затем определяем форму крыльев, она зависит от того, летит птица или находится в состоянии покоя, сидя на ветке. А на что похож хвост у птицы? Уточняю расположение и пропорции птицы. В окраске и в узоре я вам даю полную свободу! Проявите на сегодняшнем уроке фантазию.
4 занятие.
Вид урока: декоративное рисование.
Тема: «Составление орнаментальной полосы на примере Жостовской росписи».
Ц ели: развивать любовь и интерес к творчеству; развитие мелкой моторики рук; развитие умения выполнять простейшие приёмы кистевой росписи.
Задачи: развитие творческого воображения учащихся; развитие умения составить композицию; развитие красиво сочетать цвета; воспитывать аккуратность; углубить знания в области орнамента.
Ход урока.
Организационная часть. Сообщение темы и целей урока.
На сегодняшнем занятии вы будите рисовать орнамент в полосе на примере Жостовской росписи. Орнамент это узор основанный на повторе и чередовании элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (внутри и снаружи), первобытных народов, также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков. По используемым в узоре мотивам его делят на: геометрический - состоящий из точки, прямой, круга, звёзды, кресты, спирали; растительный – упрощающий листья, цветы, плоды и прочее, зооморфный – где используются реалистичные или стилизованные животные. В качестве мотивов так же могут использоваться человеческие фигуры, знаки и эмблемы (гербы). В Жостовской росписи только растительный узор – это цветы, ягоды, плоды, травинки и т.д.
На доске висят орнаментов нарисованные учителем, Жостовский поднос для примера и фотографии орнаментальных полос промысла. Далее идет объяснение учителем, как рисовать орнамент. Дети приступают к рисованию в карандаше, потом в красках.
5 урок.
Вид урока: декоративное рисование.
Тема: «Жостовская роспись, рисование одного цветка с бутонами» (на 2 урока).
Цели: знакомство с народным промыслом, развивать любовь и интерес к народному творчеству и умение восхищаться красотой цветов; развитие мелкой моторики рук.
Задачи: учить воспринимать и передавать пропорции; развитие творческого воображения учащихся; ознакомление с лучшими образцами росписи; развитие умения составить композицию; воспитывать аккуратность.
Ход рока.
Ребята, тема нашего урока «Жостовская роспись» и мы будем рисовать подносы.
Недалеко от Москвы, в очень живописном месте, находится село Жостово. Это село знают все – не только у нас в стране, но и за рубежом. Знаменито оно тем, что никто лучше тех местных умельцев не умеет рисовать цветы на железных подносах. Ремесло появилось в начале XIX века. В это время на Руси был широко распространён заморский напиток – чай. И теперь возник целый ритуал – чаепитие. И непременными участниками стали подносы.
В Москве, в богатых домах были металлические расписные подносы, но делали их на Урале или в Санкт-Петербурге. Но вот однажды подмосковные мастера разработали свою технологию обработки коробочек из папье-маше, подносы из которой долгое время были в ходу в Центральной части России. Технология лаковой обработки была полностью перенесена на железо, те же грунты, лаки и масляные краски. В старых книгах нашли запись о том, что в 1925 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл свою мастерскую. Вслед за ними открыли свои мастерские Беляев, Цыганов и другие. Каких только подносов не изготовляли мастера! И большие – «скатерные» и маленькие «закусочные». И самая разная форма была у этих подносов: овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для треугольных столов! Узоры из букетов цветов на подносах радуют глаз!
Сегодня вы попробуете нарисовать букет. В Жостовской росписи бывает несколько видов расположений композиций: в центре, венок, смещённый центр, от угла и от углов. Вы знаете, что букет может состоять, как и из разных цветов, так и из одинаковых. Роза, пион и астра – это пышные цветы, большие, в основном все композиции из этих цветов размещаются в центре подноса, но бывает, что они смещаются в какую-либо сторону, но при этом остаётся равновесие во всей композиции. А ромашки, бутоны, колокольчики – это мелкие цветы, они рисуются по краям. Также, за в место цветов может на подносе быть фрукты и ягоды. На веточках или цветах могут сидеть бабочка или маленькие птички (колибри, синица и т.д.).
Итак, рисунок выполняется карандашом. Для того чтобы вы почувствовали себя настоящими мастерами, я вам приготовила специальную тонированную бумагу и вырезала различные формы подносов. На тонированной бумаге карандаш виден.
Кто мне скажет, на какую форму похож цветок? Рисуем в центре круг – это будет наш главный цветок. Далее, рисуем второстепенные круги, средние по размеру – это будут средние цветы и маленькие – это бутоны. Далее прорисовываем детали, но силуэтом: лепестки, листья от цветов, бутоны. На сегодняшнем уроке вы выполняете только в карандаше, а на следующем уроке вы продолжите в красках.
6 урок.
Вид урока: декоративное рисование.
Т ема: «Жостовская роспись, рисование одного цветка с бутонами» (продолжение).
Цели: продолжение знакомства с народным промыслом, развивать любовь и интерес к народному творчеству и умение восхищаться красотой цветов; развитие мелкой моторики рук.
Задачи: формирования навыков кистевой росписи; развитие творческого воображения учащихся; развивать восприятие цвета, красоту узора; воспитывать аккуратность.
Ход рока.
На прошлом уроке вы рисовали карандашом цветы, а сегодня вы их будите рисовать красками. А как проходит сам процесс росписи подноса?
Итак, сначала металлическую заготовку грунтуют, шпаклюют и покрывают лаком. И затем выбирают цвет для фона. Чаще это чёрный, но бывает белым, красным, синим; 2) Замалёвок - начало композиции; художник наносит силуэты цветов и листьев; 3) Тенёжка - от слова «тень» - прозрачными красками, и у цветов появляется объём; 4) Прокладка - самый ответственный этап. Форма букета обретает детали; контрастность; 5) Бликовка - наложение бликов, букет кажется освещённым, бликовка создаёт настроение; 6) Чертёжка - заключительный этап над работой с букетом. Маленькой кистью рисуются прожилки на листьях и центр цветов; 7) Привязка - готовый букет как бы «вписывается» в заготовленный фон подноса. Это при помощи травинок, стебельков; 8) Уборка - бортик подноса украшается растительным узором. Он может быть скромным, а может быть более насыщенным. Ребята приступают в красках.
Литература.
1. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. – М.: 5 за знания, 2008. - 224 с.
2. Зорин С.С. Формирование творческих способностей школьников // Искусство и образование. 2006. - №3. C. 26-39.
3. Кузин В.С. Вопросы изобразительного творчества. - М.: Просвещение, 1971. - 140 с.
4. Леденева Г.Л. Обучать творчеству // Изобразительное искусство в школе. 2009. - №5. – C. 74-77.
5. Малаева Замира. Жостовские подносы // Живописная Россия. 2005. - №4. – C. 44-48.
6. Основные современные концепции творчества и одарённости. Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. 416 с.
7. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бежевец Юлия Борисовна
→ j7 29.08.2011 0 6439 658 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.