Музыкально-творческие задания для начинающих
Калининградская область.
Г. Гвардейск
Музыкально – творческие задания
для начинающих
Методическая разработка преподавателей
МОУДОД ДМШ гор. Гвардейска
Сабадаш Л.Н.
Кисленко И.Н.
2008 г.
Одной из основных целей музыкальных занятий с начинающими является стремление педагога поддерживать и всячески развивать непосредственный и искренний интерес детей к музыке.
Первые уроки музыкальной грамоты не должны превратиться в «сухое» заучивание нотных правил, которое может оттолкнуть даже самых способных и талантливых, ведь в их детском представлении, музыкальные занятия – это праздник и удовольствие, а отнюдь не труд, порой нелегкий.
Большинство детей еще только «учится быть учениками» , по этому основой занятий с ними на начальном этапе должна быть игра и творчество. Предлагаемые вашему вниманию стихи помогут осуществить эти задачи.
Для ребенка раннего возраста запоминание четверостиший, считалок, скороговорок превращается в веселую, забавную игру.
В данном случае через стихи, знакомясь с такими понятиями, как « нотный стан», «звукоряд», « скрипичный ключ», названия нот, ученик, сам того не замечая, постигает азы нотной грамоты.
Таким образом, использование стихов не только сделает занятия увлекательными, но и , что очень важно, поможет педагогу охватить разнообразные формы работы как на уроках по теории музыки и сольфеджио, так и на занятиях по инструменту.
В музыкальном нашем доме
Пять линеек – этажей.
На линейках и в окошках
Поселились ноты- крошки.
Ключ Скрипичный – парень отличный1
- Я всегда на посту! Я всегда помогу!
Я- Ключ «Соль», запомнить изволь!
В музыкальном доме нашем
Я серьезней всех и старше,
Ноты все люблю и знаю
И гостям их представляю.
Нота До грустит, бедняжка:
«Ой – ей – ей, как это тяжко!
На добавочной сидеть
И на нотный стан глядеть!»
Ре уселась на крылечке
Перед первым этажом.
Смотрит, затаив сердечко
На пятиэтажный дом.
На первой линейке
Живет нота Ми,
И каждому хочет сказать:
« Посмотри!
Какая я красавица,
Хочу тебе понравиться!»
В доме между этажами
Поселились ноты сами.
Пишет Фа своим родным:
«Высоты боюсь немножко,
Буду жить теперь в окошке
Между первым и вторым».
На второй линеечке
Поселилась девочка.
Нота Соль здесь живет.
Песни звонкие поет.
Ля спешит договориться
С кем ей рядом поселиться:
«Посадить ко мне изволь
Сверху- Си, а внизу – Соль!»
«Вот мой дом пятиэтажный,
Я на третьем, это важно!»
Вылезая из такси,
Сообщает нота Си.
Во второй октаве До
Не скучает, как сестричка.
Между третьим и четвертым
Скачет нотка, словно птичка.
Первые уроки с начинающими посвящены, как правило, слушанию музыки, знакомству с клавиатурой- регистрами и названиями октав, а также начальным упражнениям для организацию пианистического аппарата. Некоторые из этих упражнений основываются на детских стихах, песенках – потешках, которые ученик выучивает, затем прохлопывает и «проговаривает » пальчиками. Когда ребенок произносит какие-то слова, фразы, стихи во время игры упражнений, он занят текстом и не фиксирует свое внимание на движениях рук. Ручки остаются свободными, и педагог может, незаметно для ребенка «формировать» их, постоянно контролируя свободу пианистического аппарата.
Так ,постепенно , появляется естественность движений ученика.
Данные упражнения предназначены для начального этапа обучения детей на фортепиано.
Стихотворение про музыкальный дом-
Простучать всеми пальчиками на крышке инструмента (положение руки как при игре на фортепиано) двумя ручками вместе и поочередно. Обращается внимание на верное положение всех пальчиков, свободу кистевого аппарата.
Стихотворение про ноту До –
Первоначально проговаривается третьим пальчиком левой и правой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
Проговаривая стихи, постоянно обращать внимание на длительность звуков, находить самостоятельно длинные и короткие звуки.
3.
1 1 2 2 3 3 4 4
Нота До грустит, бедняжка:
1 1 2 2 3 3 4 4
«Ой- Ей- Ей, как это тяжко
5 5 4 4 3 3 1
На добавочной сидеть
5 5 4 4 3 3 2
И на нотный стан глядеть!»
Усложнить задание, подписав над стихотворением аппликатуру.
Проговаривать одновременно двумя ручками, но уже разными пальчиками.
4.
1 1 2 2 1 1 3 3
,, РЕ ,, уселась на крылечко
1 1 4 4 1 1 5
Перед первым этажом,
1 1 2 2 1 1 3 3
Смотрит, затаив сердечко,
1 1 4 4 1 1 5
На пятиэтажный дом.
Выучить наизусть стихотворение, запомнить верные пальчики.
проговорить первые две строчки правой рукой, вторые – левой.
С первого пальчика совершать отскок в сторону на 2,3,4,5 пальцы и возвращаться обратно на первый.
Проговаривать стихотворение двумя руками:
1 п. – левая рука
2,3,4,5 п. – правая рука, и наоборот
ввести упражнение на двойные ноты, соединив данную аппликатуру в пары:
2 2 3 3 4 4 5 5
1 1 1 1 1 1 1 1
,, РЕ ,, у - се – лась на кры – леч – ке
Пе – ред пер – вым э – та - жом. и т.д.
Проговаривать стихотворение таким образом каждой рукой, и чередуя руки.
Особое внимание уделять первому пальчику, к которому постоянно возвращаемся в стихотворении.
5. Нота Ми -
2 1 1 3 1 1 4 1 1 5 1
На первой линейке живет нота ,, МИ ,,
2 1 1 3 1 1 4 1 1 5 1
И каждому хочет сказать: ,, Посмотри!
2 1 3 1 4 1 5 1
Какая я красавица,
2 1 3 1 4 1 5 1
Хочу тебе понравиться! ,,
Так же как и в предыдущем стихотворении, в данном упражнении большее внимание уделяется работе первого пальчика, его самостоятельности и независимости.
6.
Прочитать стихотворение про ноту ,, фа ,, проговорив его всеми пальчиками одновременно. Выучить наизусть.
Проговаривать ,, по ролям ,, : ученик проговаривает ритмический рисунок стихотворения, учитель в это время стучит пульс, и наоборот.
Усложнить задание: проговаривать стихотворение двумя руками одновременно, одной рукой – ритм, другой – пульс. Руки чередовать.
7. Про ноту Соль-
1 2 3 4 5 4 5
На второй линеечке
1 2 3 4 5 4 5
Поселилась девочка –
4 4 3 2 2 1
Нота ,,Соль,, здесь живет,
4 4 3 3 2 2 1
Песни звонкие поет.
Записать ритмический рисунок стихотворения. Запомнить аппликатуру. На уже известных нотках выучить и записать песенку, основанную на поступенном движении - от нотки До до Соль, вверх и вниз соответственно аппликатуре ( найти на инструменте звуки, соответствующие пальчикам при данном движении вверх и вниз).
Усложнить задание, записав песенку в двуручном изложении. Выучить соответствующую аппликатуру.
8.
Упражнение, основанное на стихотворении про ноту ,, ЛЯ ,, подготавливает к игре широких интервалов – квинт. Выполняя это упражнение, необходимо внимательно следить за верным положением первого и пятого пальчиков. В соответствии с ритмом стихотворения проговаривать упражнение, чередуя руки.
На этом же стихотворении предлагается подготовительное упражнение к игре легато по два звука: переходы из первого в пятый палец и обратно осуществляются широкими махами ладони.
9.Упражнение на нотку «Си».
Данное упражнение предлагается выполнять следующим образом: сочинить мелодию, выучить голосом и подобрав элементарный аккомпанемент ( по одной нотке в каждой руке, чередуя ручки), петь мелодию голосом под собственный аккомпанемент.
Приложение.
Всем узнать пора уже
Кто поет так громко песни
На четвертом этаже?
Отвечает нам лукаво-
Нота Ре второй октавы.
Ми не хочет обижать
Ре и Фа, живущих рядом.
Где же лучше, как узнать?
Жить под номером Четыре
Или ,Все же, цифрой Пять?
Между ними буду жить
И с соседками дружить!
Сверху вниз глядит устало
Нота Фа второй октавы.
Ты попробуй добежать
До линейки номер Пять!
Нота Соль живет на крыше,
Как герой известной сказки
Забралась, как можно выше,
Строит нам оттуда глазки!
В нижнем регистре хохочет гром,
В среднем регистре смеется гном,
В верхнем регистре солнечный зайчик
Скачет по клавишам, словно мячик.
Друг скрипичного ключа-
Ключ басовый - Братец Фа.
Низкий голос, нос- крючок,
Симпатичный старичок.
ФА-ФА-ФА – гудит клаксон, Зашуршали шины, Ключ басовый за рулем
У большой машины.
На четвертом этаже
Он в подземном гараже.
Выше всех уселась Ля – Пятая линеечка.
Распевала: « Тра - ля- ля!»
Сидя на скамеечке.
«Сверху –Си, моя подружка-
Прошептала прямо в ушко-
Самый верхний наш этаж.
Приходите в домик наш!»
Таким образом усваивается расположение звуков первой октавы на нотоносце, приобретаются основные пианистические навыки, происходит знакомство со штрихами, в работе используется сочинение элементарных мелодий и подбор аккомпанемента к ним, закладывается теоретическая основа для работы над метро- ритмом, возникает понятие аппликатурной грамотности, что в совокупности дает возможность прививать юному музыканту пианистическую культуру.
Несомненно, это лишь некоторые из возможных вариантов заданий, которые можно варьировать и дополнять. Нашей же задачей была возможность показать, как использование на начальном этапе обучения несложных стихотворений позволяет максимально разнообразить и применить на уроках все рекомендуемые и возможные формы работы, параллельно знакомя учеников с основными музыкально- теоретическими понятиями, позволяя это делать в легкой и доступной форме.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сабадаш Л.Н., Кисленко И.Н.
→ Людока 06.12.2011 0 4528 930 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.