Урок музыки в 1 классе "В музыкальном хороводе закружились вместе"


Технологическая карта урока по музыке учителя высшей категории, высшего уровня Колесниковой Ирины Евгеньевны ГУ ОШ № 55 г. Алматы

Урок проведён в экспериментальном классе в рамках Республиканского семинара, посвященного теме «Перехода Республики Казахстан к 12- летнему образованию»

Дата: 12 апреля 2007
Класс: 1 класс «А» /шестилетки/
Четверть: IV
Урок: № 2
Тема четверти: «В музыкальном хороводе закружились вместе»
Тема урока: «Танцевальная музыка »
Подтема: Звучание, характер и образное содержание разных танцев.
Цель урока: Развивать у учащихся способности к восприятию и осмыслению различной танцевальной музыки, учить определять её характер,
образное содержание, музыкальные и стилевые особенности.
Тип урока: Урок углубления темы, закрепления пройденного материала.
Жанр урока: Урок-концерт, урок- путешествие.
Урок рассчитан на 45 минут
Задачи:
I.Эмоциональное воспитание /воспитательные задачи/:
1.Формирование, воспитание и развитие духовной культуры и эмоциональных чувств, учащихся средствами музыки.
2.Вызвать эмоциональный отклик на различные музыкальные произведения.
3.Приобщить учащихся к мировым музыкальным ценностям.
4.Провести интеграцию между музыкой, литературой и мультипликацией.
5.Воспитывать в детях чувство прекрасного.
II.Осознанное восприятие /образовательные задачи/:
1.Учить детей сравнивать разные по характеру произведения одного жанра /танцевального/
2.Обратить внимание детей на характер музыки, динамику, темп.
3.Формировать умение следить за развитием музыкальных образов.
4.Развивать умение рассуждать о музыке, развивать навыки восприятия и анализа произведений.
5.Закреплять понятия: «музыкальный язык», образно-эмоциональная характеристика.
6.Обобщить знания, полученные учащимися в I- III четверти.
III.Деятельно-практическое развитие /обучающие задачи/:
1.Учить различать средства музыкальной выразительности создающие образ.
2.Через различные музыкальные произведения разобраться, какие жизненные ценности стремились отобразить композиторы прошлого в своей музыке.
3.Исполнить и прослушать на уроке музыку разных композиторов.
4.Послушать и проанализировать казахскую народную музыку.
5.Придумать ритмический аккомпанемент к разным произведениям.
Музыкальный материал:
1.Жубанов «Коктем» - вход на урок
2.Гершвин «Clep you hand» /«Хлопай в ладоши»/ - исполнение фрагмента,
ритмическая работа по графической записи.
3.Народный танец «Полька» - слушанье, беседа, танцевальные движения, словарь эмоциональных состояний.
4.Русский народный танец «Барыня» - слушанье, беседа, танцевальные движения, словарь эмоциональных состояний.
6.Казахский народный танец «Камажай» - слушанье, беседа, танцевальные движения, словарь эмоциональных состояний.
7. «Вальс» - слушанье, беседа, танцевальные движения, словарь эмоциональных состояний.
8.Макарена - слушанье, беседа, танцевальные движения, словарь эмоциональных состояний.
9. «Бабушка и чарльстон» – слушанье, беседа, разгадывание загадки
11.Бах «Менуэт» - слушанье, беседа, танцевальные движения, словарь эмоциональных состояний, просмотр фрагмента м/ф «Бременские музыканты»,статуэтка «Танцующий мальчик».
12.Куатбаев «Весна» - исполнение, сюрпризный момент
13. «Поппури» из разных танцев – танцевальная импровизация /по обстоятельствам!/.
14. Казахский народный кюй «Жез киiк»- выход с урока
Художественный материал:
1.Мультфильм «Бременские музыканты» /по реакции детей. Если будет очень шумно, то «Танцы кукол», если нет, то «Бременские музыканты»/
2.Стихотворение Эллиса «Менуэт»
3.Наглядность - картины с изображение разных танцев.
Знания:
1.Знать, что выразительные средства музыки могут создавать определённые образы.
2.Знать, что такое танец, кюй, песня, инструментальная пьеса.
3.Знать танцевальные движения разных танцев.
Умения:
1.Уметь рассуждать вслух о музыкальных образах.
2.Уметь находить её стилистические особенности.
3.Уметь передавать движениями характер музыки.
Навыки:
1.Самостоятельной работы.
2.Исполнения разнохарактерной танцевальной музыки.
3.Различать настроение в музыке, её образность.
4.Вырабатывать навыки слушанья разнохарактерной музыки.
5.Учить различать изобразительные и выразительные моменты в музыке.
6.Учить чувствовать ритмическую основу, размер танца.
7.Навык создания ритмического аккомпанемента.
Оборудование:
1.портреты композиторов Баха, Жубанова, Гершвина.
2.фонохрестоматия
3.фортепиано
4.магнитофон
5.видеомагнитофон
6.стихи
78.мультфильм
Методы музыкального обучения:
1.эмоционально-художественное «погружение»
2.комплексное воздействие разных видов искусств
3.метод сравнения и сопоставления.
4.наблюдения за музыкой.
5.музыкально-ритмической импровизации
6.вариантности впечатлений.
7.разрушения.
8.обобщения.
Принципы:
1.Принцип единства воспитания, образования и обучения.
2.Принцип наглядности.
3.Принцип научности.
4.Принцип доступности.
5.Принцип активности, увлечённости и сознательности.
Формы работы на уроке:
1.Словесная
2.Наглядная
3.Практическая
Способы исполнения музыки:
1.Хоровой
2.Вокальный
Виды деятельности на уроке:
1.Вокально-хоровая работа
2.Слушанье музыки
4.Рассуждения о музыке
5.Музыкально-ритмические движения.
Формы работы:
1.Коллективная
2.Групповая
3.Индивидуальная
Предполагаемый результат:
а) Развитие навыков активности работы на уроке.
б) Творческие размышления детей о музыке.
Этапы урока:
1.Вход в класс под музыку инструментальной пьесы А. Жубанова «Коктем»
2.Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки.
3.Беседа о весне, весеннем настроении, танцах. О том, что весной просыпаются не только травы, деревья, цветы, но и животные. У людей тоже поднимается настроение, им хочется петь и танцевать.
4.Ритмическое сопровождение и исполнение песни Гершвина «Clep you hand» /«Хлопай в ладоши»/ - подводит к тому, что мы всех зовём на наш весенний танцевальный праздник.
5.Далее идёт викторина. В этой части урока звучат «Барыня», «Полька», «Макарена», «Камажай». По заготовленным «билетам» и движениям из танца дети угадывают танец и исполняют его. В ходе работы, обсуждается характер танца, его национальная и жанровая разновидность, образное содержание, движения под музыку, используется словарь музыкальных характеристик.
6.Звучит старинная музыка, беседа о том, какая она по звучанию, чем отличается от нашей музыки. Используется стихотворение «Менуэт», статуэтка «Танцующий мальчик», стихотворение:
Я - менуэт, я - французский танец, друзья.
Весь белый свет покорил когда-то я.
Важность храня, сам король меня танцевал,
Ведь без меня был не настоящим бал.
Как сейчас, вдалеке вижу даму в парике.
Кавалер подошел - как красив его камзол!
Шаг вперед, шаг назад, словно статуэток ряд,
Пируэт, реверанс, поклон!
/ Можно здесь дать фрагмент мультфильма «Бременские музыканты» - сцену бала/.
Ребята, «Менуэт» - это танец, под который танцевали на балу, чаще всего очень богатые, знатные и важные персоны. А под какую музыку веселились простые люди? /подвести ответ к «Польке»/
7. Времена меняются, меняются и танцы. Мы сейчас послушаем с вами одну песенку, в которой девочка просила свою бабушку научить её танцевать один танец, а какой, вы узнаете, если будете внимательно слушать. Звучит «Бабушка и чарльстон».
Беседуем о названии и характере.
8.Сюрпризный момент. Исполнение песни Куатбаева «Весна» /девочка-весна/
Дети встают вместе с весной в круг и водят «хоровод»
9.Но только ли весной люди радовались, пели, танцевали? Нет, люди могут всё это делать, когда у них хорошее настроение или какой-то праздник. Давайте с вами сейчас попутешествуем в далёкие и близкие времена и послушаем музыку, которая передаёт праздничное настроение. Такая музыка называется «танцевальной» /под музыку танцуем, импровизируем/
10.Обобщение урока, оценка работы учеников.
Обобщение урока, вывод:
Танцевальная музыка существовала во все времена у всех народов, во всех странах.
Люди очень любят танцевать, потому что танцы и танцевальная музыка приносят всем нам РАДОСТЬ!!!
Литература, используемая на уроке:
1.Радынова «Музыкальное развитие детей»1997
2.Казахская музыкальная литература. Учебное пособие.1992
3.Учебник по музыке для 1 класса издательство «Алматыкiтап»
ХОД УРОКА:
1.Вводная часть: Мы зашли на урок под прекрасную музыку казахского композитора Ахмета Жубанова /портрет/ «Коктем».
Кто из вас знает, как переводится это слово? Правильно, весна.
А что происходит весной? Правильно, просыпается природа и нам хочется танцевать и петь. Чтобы почувствовать весеннее настроение, давайте сегодня устроим на уроке концерт!
2.Основная часть. А начнём мы его с лёгкой разминки, песней американского композитора Д.Гершвина /портрет/ «Хлопай в ладоши». Это песня необычная под неё можно петь и танцевать! У неё очень весёлый характер, она призывает всех друзей петь и танцевать!
После исполнения песни задать вопрос: «А какие танцы вы знаете?»
Давайте сейчас проверим, так ли это? А для того, чтобы проверить ваши знания, я приготовила вам билетики. На них написано название танца. Надо прочитать про себя его название и показать всему классу его движения так, чтобы ребята догадались, какой танец написан в вашем билете. Кто готов?
Идёт викторина для учеников. Отгадывают и показывают танцы:
а) казахский народный «Камажай»
б) русский народный «Барыня»
в) польский «Полька»
г) латиноамериканский «Макарена»
Для менуэта учитель приготовила статуэтку «Танцующий мальчик» и стихотворение «Я – менуэт»
Я - менуэт, я - французский танец, друзья.
Весь белый свет покорил когда-то я.
Важность храня, сам король меня танцевал,
Ведь без меня был не настоящим бал.
Как сейчас, вдалеке вижу даму в парике.
Кавалер подошел - как красив его камзол!
Шаг вперед, шаг назад, словно статуэток ряд,
Пируэт, реверанс, поклон!
Слушаем «Менуэт» Баха /портрет/. Что общего у Менуэта и Вальса – ритмический пульс, на 3 доли. Только вальс подвижный, лёгкий, а менуэт плавный, грациозный, но оба танца танцуют парами.
А как же его танцевали?
Далее идёт фрагмент из м/фильма «Бременские музыканты».
И ещё одна загадка от учителя: Слушаем песню «Бабушка и чарльстон» и надо услышать, о чём просит девочка свою бабушку. / Научить танцевать чарльстон/
Все танцы обсуждаются по характеру, жанру, стилю, работает «Словарь эмоциональных состояний». Говориться о том, что любят танцевать все,- и короли и простые люди, что люди танцевали с незапамятных времён и танцы были самые разные.
3.Сюрпризный момент. В класс приходит девочка – весна. Она исполняет песню Куатбаева «Весна» /на казахском и русском языках, водит с детьми хоровод и дарит на память маленькие открытки-раскраски с изображением весенних цветов/. Дети вместе с ней встают в хоровод и поют эту песню.
4.Далее идёт обобщение урока, вывод о том, что во все времена танцы, пение и музыка приносили людям РАДОСТЬ и в этом их основное предназначение!
5.Выход с урока под кюй «Кара жорга»- танцевальная музыка.

Самоанализ урока музыки Колесниковой Ирины Евгеньевны
Класс 1 Четверть IV № урока 2
ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: «В музыкальном хороводе закружились вместе»
ПОДТЕМА: «Танцевальная музыка»
В ходе урока преподаватель стремилась реализовать принципы воспитания, обучения и развития во всей полноте их единства.
ЗАДАЧИ:
1. Эмоциональное воспитание - воспитание гуманистической культуры межнациональных отношений; формирование и, развитие эмоциональных чувств учащихся к музыке А. Жубанова, Д.Гершвина, И. Баха, казахской, польской и русской народной музыке, воспитание чувства патриотизма,воспитание нравственности через прикосновение к национальным и общечеловеческим ценностям.
2. Осознанное вocnpияmue - укрепление сознания учащихся в понимании прочной значимости танцевальной музыки, ее способность воплощать частицу жизни через музыкальный образ; слушать музыкальные примеры их взаимодействие и развитие.
Развитие осознанного мышления через сравнение, музыкально-ритмические движения, обобщение.
3.Деятельно-практическое развитие - развитие вокально-хоровой культуры учащихся
певческая установка, дыхание, звуковедение, дикция, работа над фразой, пение в унисон; развитие слушательской культуры, культуры ответов, развитие ассоциативного мышления учащихся, культуры творческого самовыражения.
ПРИНЦИПЫ:
1. Принцип единства воспитания, обучения, развития.
2. Принцип научности. Реализован в задачах осознанного восприятия искусства, через простейшие танцевальные жанры вальс, полька и т.д.
3. Принцип связи с жизнью реализовался на протяжении урока, через образно-ассоциативное восприятие жизненных ситуаций в которых звучит танцевальная музыка.
4.Принцип увлечённости:
проявился в высокой мотивации урока созданием ситуации успеха, поиска, через метод музыкально-художественной драматургии построения урока.
5. Принцип активности, самостоятельности и сознательности.
Учащиеся активно, через создание проблемно - поисковых ситуаций, постигали своеобразие танцевальной музыки в жизни человека. Учащиеся самостоятельно размышляли, используя логические методы сравнения, обобщения, анализа и осознанного восприятия произведений искусства.
6.Принцип оптимизации
Учителем выбраны оптимальные методы для реализации темы урока в данных условиях.
7.Принцип тематического построения урока.
Жанр урока-концерта предполагает реализацию темы через все этапы урока.
ФOРМЫ РАБОТЫ.
Индивидуальные ответы учащихся, слушание, исполнение, танцевально-ритмические движения.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
1. Из персептивных методов, направленных на восприятие были использованы:
а) словесные;
б) наглядные (подготовка портретов композиторов, видеоматериал);
в) практические (слушание музыки, просмотр видеофрагментов).
2. Из гностических (знания усваиваются в процессе размышления над проблемно
поисковой ситуацией)отдали предпочтение:
-проблемно-поисковым;
-частично-поисковым:
-концентрическому - знания усваиваются, а новом витке осмысления:
-логические - от частного к общему, от общего к частному
-сравнение - обобщение -анализ.
3. Из управленческих отдали предпочтение:
-знания усваиваются под руководством учителя
-мотивация (мотив успеха поощрением, сюрпризным моментом)
-метод художественной драматургии урока предполагает работать с учащимися в
диалоге с искусством, через контрастные сопоставления.
Кульминация урока имела место в исполнении «Поппури» из разных танцев – танцевальная импровизация.
-метод разрушения (имел место в изменении образного своеобразия музыки при изменении тема Гершвин «Clep you hand»
4. Из контролируемых методов отдали предпочтение:
-устным
-использование ТСО:
-проявление знаний в процессе музыкально-ритмической деятельности (танцевальные движения)

Дополнительные сведения:
Колесникова И.Е.- учитель высшей категории,высшего уровня.
Педагогический стаж 29 лет.
Член экспертной комиссии по созданию новых учебников, учитель-экспериментатор.Занесена в книгу лучших учителей Казахстана.

Автор: Ирина Евгеньевна Колесникова  Gamma
11.07.2009 2 30019 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК