Конспект урока изобразительного искусства "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"; 5 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Конспект урока изобразительного искусства в 5 «В» классе
«Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)».
Урок провела:
учитель изобразительного искусства Мубаракшина Т.А.
Ступино, 2013г.
Открытый урок изобразительного искусства в 5 «В» классе.
Дата проведения 24.12.2013г.
Тема урока Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).
Цель: обобщить знания о народных промыслах, затронутые на уроках второй четверти.
Задачи.
Образовательные задачи:
повторить краткие сведения из истории развития художественных промыслов Гжели, Городца и Жостова;
углубить знания об использовании приемов в последовательном выполнении росписей;
формировать умения осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием формы и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
совершенствовать работу с учащимися по овладению живописными и композиционными навыками.
Воспитательные задачи:
воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре;
воспитывать уважение к труду мастеров народных промыслов.
Развивающие задачи:
развивать навыки активного участия в работе своей группы, умение анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей;
развивать умения контактировать в группах, строить отношения на взаимном сотрудничестве и взаимопонимании;
продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
План урока.
Беседа об истории развития народных промыслов Гжели, Городца
и Жостова 7 мин
Актуализация знаний 5 мин
Практическая работа 28 мин
Подведение итогов 5 мин
Оборудование и материалы.
Предметы народных промыслов:
жостовский поднос
городецкая доска
гжельская керамика
Таблицы с изображением этапов росписи
ТСО: компьютерные слайды с изображением изделий народных промыслов.
Музыкальное сопровождение: народные мелодии.
Художественные материалы: гуашь, кисти, заготовки форм.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.
Вступительное слово учителя.
Объявление темы и цели урока.
Ребята! На уроках этой четверти мы с вами говорили о народных художественных промыслах.
Ох, Россия, ты, Россия.
Славы то прибавилось,
Промыслом, ты, промыслом
На весь мир прославилась.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси, ее умельцах
На весь мир молва идет.
Народные промыслы – это гордость России. Сегодня на уроке вы разделились на три группы художников по желанию, и каждая группа будет представлять свой промысел: на первом ряду у нас присутствуют художники гжельской росписи, на втором – городецкой росписи, на третьей – жостовской росписи.
Всех мастеров попрошу подумать, и в конце урока ответить на вопрос: какую роль играют промыслы в нашей современной жизни.
Ребята, я прочитаю отрывки стихотворений, а вы подумайте, к какому промыслу они относятся, можно отвечать хором.
В промысле этом (Гжели) вся душа России:
Белый снег и реки синие,
Травы, ягоды, цветы
И прекрасные мечты.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из …(Гжели)
На снег наносят небеса.
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (Гжель)
Эта (Городецкая) роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись … (Городца)!
Вот куски металла
Разной формы, цвета,
А на них кусочки
Солнечного лета.
Вот фиалки, вот тюльпаны,
Георгины, розы, астры.
Васильки, сирень, жасмин –
Все вошли в букет один.
Всё увидел мастер, красками нанёс.
Ну, конечно, это …(Жостовский поднос)
А сейчас каждая группа художников познакомит нас с краткой историей развития своего промысла.
Предполагаемые ответы учащихся:
Гжельские мастера:
Гжельская посуда создается 250 лет в центре гжельской художественной керамики, который собрал 30 сел и деревень. Изготавливают посуду из глины, а затем обжигают в печах. Сначала посуда расписывалась разными цветами – это майолика. Через 50 лет ее стали украшать только синей краской. Расписывается посуда цветами и листьями. Основной цветок роза.
Городецкие мастера:
Городецкая роспись зародилась в самом старом городе Нижегородской области Городце. В начале 18 века строили суда и украшали их. В конце 18 века стали резать прялки, а позже и другие предметы быта: стульчики, шкатулки, доски, солонки. Предметы украшают розанами и купавками, сценами из жизни, птицами и конями…
Жостовские мастера:
В России всегда любили пить чай. Вот и стали вручную ковать металлические подносы, а потом их расписывали. Это было 180 лет назад.
Сейчас подносы штампуют механически, покрывают эмалью и расписывают садовыми и полевыми цветами, а затем опять покрывают лаком.
Учитель. Ребята! В своих работах гжельские, городецкие и жостовские мастера используют различные приемы письма. Я показываю табличку с названием приема, а мастера, которые используют его в своей работе, поднимают руки: замалёвок, бликовка, розан, тенёжка, заливка, оживка, купавка, уборка, мазок с тенями, привязка, графика, отводка, импровизация.
Прошу мастеров все приемы выстроить в порядке выполнения своей работы.
Очередность приемов письма гжельских мастеров: заливка, отводка, мазок с тенями, роза, графика.
Очередность приемов письма городецких мастеров: замалёвок, оживка, розан, купавка.
Очередность приемов письма жостовских мастеров: замалёвок, тенёжка, бликовка, привязка, уборка.
Учитель. А импровизация понадобится всем группам художников, потому что гжельская, городецкая и жостовская роспись выполняется без предварительного рисунка, художник сочиняет и придумывает в ходе работы, поэтому никогда не бывает двух одинаковых работ.
А теперь, используя очередность приемов, вы выполняете роспись предметов, заготовки которых вы сделали на предыдущих уроках.
Идет выполнение практической работы по группам:
2 группы выполняют роспись предметов гжельской посуды, работая индивидуально или парами.
2 группы выполняют роспись городецких досок и подставок, работая индивидуально.
2 группы по 3 – 4 человека выполняют роспись двух жостовских подносов.
Учитель в это время помогает группам: консультирует, советует.
В середине работы учитель предлагает ребятам отдохнуть.
Физкультминутка.
Раз – на месте потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - к работе приступать.
По завершению практической работы учащиеся обсуждают выполненные работы и выявляют лучшие из них. Главные мастера представляют лучшие работы и их художников. Оформляется выставка лучших работ учащихся, выполненных на уроке.
Учитель. А теперь настало время ответить на главный вопрос: какую роль играют народные художественные промыслы для нашей современной жизни.
Предполагаемые ответы учащихся:
Мы лучше узнаем историю нашей страны.
Мы гордимся умениями наших далеких прародителей.
Молодые мастера продолжают традиции старых мастеров, значит, эти промыслы нужны современным людям.
Люди пользуются этими предметами и радуются, они украшают наши дома и являются замечательным подарком, сувениром.
Учитель обобщает ответы учащихся, подводит итог урока и выставляет оценки учащимся за работу на уроке, задаёт домашнее задание.
Самоанализ
урока изобразительного искусства
Тема урока Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы), проведенного в 5 “В” классе.
Дата проведения 24 декабря 2013 года.
В 5 “В” классе обучается 28 человек. В параллели пятых классов данный класс наиболее организованный и дисциплинированный. В этом классе я работаю четвертый год.
Учащиеся обладают хорошим уровнем восприятия учебного материала. Многие ребята имеют интерес к предмету, это выражается в достаточно хорошем уровне подготовленности к уроку, активном участии в беседе, в проявлении своих умений самостоятельно найти, подготовить необходимый материал и выступить в классе, на хорошем уровне выполнить практическую работу.
Есть небольшая группа ребят, которым трудно дается рисунок. У них слабо развито воображение, понимание формы и цвета изображаемых предметов окружающей жизни и природы. Эти ребята не всегда приносят к уроку нужные материалы, рисунки их небрежны, а в работах встречаются ошибки в изображении правил и законов рисования. На уроке этим учащимся стараюсь уделять необходимое внимание.
1. Задачи урока.
На уроке была четко поставлена цель: обобщить знания о народных художественных промыслах, затронутые на уроках второй четверти.
Образовательные задачи:
повторить краткие сведения из истории развития художественных промыслов Гжели, Городца и Жостова;
углубить знания об использовании приемов в последовательном выполнении росписей;
формировать умения осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием формы и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
совершенствовать работу с учащимися по овладению живописными и композиционными навыками.
Воспитательные задачи:
воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре;
воспитывать уважение к труду мастеров народных промыслов.
Развивающие задачи:
развивать навыки активного участия в работе своей группы, умение анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей;
развивать умения контактировать в группах, строить отношения на взаимном сотрудничестве и взаимопонимании;
продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
2. Содержание обучения.
Данному уроку предшествовали четыре предыдущих урока по темам “Истоки и современное развитие художественных промыслов Гжели, Городца, Жостова”. Поэтому на уроке были выявлены и повторены знания учащихся по истории развития промыслов. Главным этапом урока было выполнение практической работы, в связи с этим закреплены и обобщены знания о последовательном выполнении художественных росписей. Количество объема материала было подобрано с учетом образовательного уровня учащихся и их психофизических возможностей.
3. Мотивация обучения (заинтересованность).
Основной формой работы на уроке была групповая форма. В ходе предыдущих уроков ребята имели возможность самостоятельно определить, в какой группе мастеров они будут работать. Учащимся была дана возможность выполнить к обобщающему уроку заготовку любой формы, в рамках изучаемого промысла.
На уроке в работе групп использовались таблицы, иллюстрации, ТСО.
Все подобранные формы, методы и средства обучения (сочетание слова, наглядности и практических действий), их соответствие образовательному уровню, возрасту учащихся и усилили мотивацию обучения.
4. Оптимальный выбор форм, способов и методов обучения.
а). Формы.
На уроке использовалась групповая форма обучения. Учащиеся самостоятельно распределились в группы в зависимости от того, какому промыслу отдают предпочтение. Ребята сами выбрали в группах главного мастера, который отвечал за работу всей группы.
б). Средства обучения.
На уроке были использованы в группах таблицы с изображением этапов выполнения художественных росписей. Для эффективности выполнения практической работы были использованы компьютерные слайды с изображением изделий народных промыслов и элементов художественной росписи.
Для наглядности и качества выполнения практической работы, учащимся были представлены изделия народных промыслов, которые могли служить образцом в выполнении самостоятельной работы.
в). Методы.
В начале урока был поставлен главный проблемный вопрос, на который учащиеся отвечали в конце урока. Ответы учащихся показали, что они с интересом отнеслись к изучению данной темы, что они понимают роль промыслов в нашей современной жизни.
Для выполнения самостоятельной работы был использован частично-поисковый метод, который позволил учащимся построить приемы работы и порядок выполнения росписей.
Оптимальность форм, методов и средств обучения способствовала решению поставленных задач и успешности данного урока.
5. Создание оптимальных условий обучения.
Урок проходил в кабинете изобразительного искусства. Учебно-материальная обстановка способствовала эффективности и качеству обучения.
Морально-психический климат на уроке был спокойным и творческим. Учащиеся в группах относились друг к другу с доверием и взаимопониманием.
Санитарно-гигиеническая обстановка соответствует норме.
Эстетическая обстановка кабинета способствовала творческой работе.
6. Дифференцированный подход.
На уроке во время практической работы осуществлялась помощь слабым учащимся.
7. Оценки и домашнее задание.
В конце урока были подведены итоги выставки самостоятельных работ, проанализированы детские работы, которые показали затруднения учащихся в освоении художественных росписей.
Были выставлены оценки за выполнение практической работы и прокомментированы.
В конце урока было дано домашнее задание на каникулы.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мубаракшина Татьяна Алексеевна
→ taniamub 14.01.2015 3 10415 1181 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.