Конспект занятия ДПИ "Роспись изделий различных по тематике, размеру и форме"; 4 класс
Конспект занятия в 4 классе отделения изобразительного искусства
Тема: «Роспись изделий различных по тематике, размеру и форме»
по предмету декоративно-прикладное искусство
по программе «Точечная роспись»
Семёнова Оксана Васильевна
Преподаватель МБОУ ДОД - «Бабаевская детская школа искусств»
Цель: Выполнение точечной росписью центральной части матрешки плоской формы по мотивам вологодского кружева.
Задачи:
Образовательная:
Расширить знания по применению точечной росписи на предметах
различной формы;
Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.
Развивающие:
Развивать умение наилучшим образом размещать и выполнять узор на форме.
Осваивать технику выполнения росписи на плоскостных формах.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес детей к народному творчеству через современное применение точечной росписи.
Тип урока: Комбинированный, с применением словесных методов, показа на доске, практической работы учащихся.
Оборудование:
Для учащихся: разделочная доска в форме матрёшки, с выполненным фоном, кисть (белка №1),акриловые краски, тычки большего и меньшего диаметра, баночка для воды, палитра.
Для преподавателя: образцы посуды, расписанные точечной росписью, образцы вологодского кружева, ПК для видеопоказа презентации, матрёшка, выполненная на бумаге, для пед.показа, тычки.
План урока
Организационный момент – 1 мин.
Постановка темы урока – 1 мин.
Вводная беседа (повторение)- 10 мин.
Актуализация знаний (диалог с обучающимися) – 5 мин.
Объяснение материала - 5 мин.
Практическая работа - 65 мин.
Итог урока – 1 мин.
Домашнее задание -1 мин.
Завершение урока – 1 мин.
Методические рекомендации.
Для занятия необходимо заранее приготовить плоскую форму матрёшки из дерева, нанести фон, прописать лицо. Некоторым обучающимся даются заранее сообщения – о точечной росписи, технике её выполнения, вологодском кружеве. Занятие проводится на основе полученных в течение учебного года знаний, умений и навыков. Подойдя по программе к выполнению данного задания учащиеся должны обладать определёнными знаниями умениями и навыками в составлении композиций, применении того или иного цвета в своей работе.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Пр: -Здравствуйте, девочки! Сегодня у нас с вами открытое занятие, а это значит, что у нас присутствуют гости, попрошу вас не отвлекаться. Задание у нас непростое. Работать мы будем акриловой краской, а эту краску отмыть трудно, поэтому стараемся не пачкать одежду. Проверим рабочие места, все ли у нас готово к работе.
2. Постановка темы урока.
Пр:
- Сегодня на занятии мы продолжаем работать точечной росписью над матрёшкой плоской формы. На занятии мы будем выполнять основную центральную часть матрёшки – одежду. А каким мотивом и как мы к этому подошли сейчас об этом поговорим.
3.Вводная беседа (повторение).
Пр: Мы с вами в течении года изучаем точечную роспись. Давайте вспомним немного из истории росписи, а помогут нам в этом Ученик 1 и Ученик 2.
Ученик 1: Точечная роспись или как ещё называют поинт-ту-поинт (с английского точка к точке) далеко не новое направление в технике росписи по разным поверхностям. Изначально ее использовали в чеканке. Потом же она стала называться капельной, потому что краску набирали в соломинки и наносили «накапывая» на рисунок. Жанром своих орнаментов она уходит в культуры народов Африки, Индонезии и Австралии, Индии. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов.
Ученик 2: В наше время так же используются многие мотивы в узорах и орнаментах этих стран. Но, всё же, в большинстве своём распространена именно свободная техника, без рамок и ограничений. Старые же мотивы служат источником вдохновения и примером для подражания. Все более модными становятся уникальные рукотворные предметы интерьера, расписанные рукой художника. Сама точечная роспись находка для любого дизайнера.
Пр: Познакомит наших гостей с тем как выполняется точечная роспись Ученик 3.
Ученик 3: Выполняется точечная роспись так: поверхность предмета обезжиривается (если это не дерево), наносится фон нужного цвета любой краской: акриловой, гуашевой, витражной, автомобильной из баллона. Затем выполняется рисунок и расписывается точками, задуманного цвета и орнамента. Обычно точечная роспись выполняется акриловыми контурами с насадками на носиках, мы на занятиях пользуемся тычками, так как нам это более доступно и удобно.
Пр: - Хочется добавить, что особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые сочетания. Точечная роспись вобрала в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - графики, витража, мозаики. В процессе работы точечной росписью мы развиваем умения и навыки по рисунку: навык конструктивного построения; по живописи: умение видеть и передавать цветовые отношения; по композиции: точно и красиво использовать ритм, линию, силуэт для выполнения оригинальной работы.
- Ученик 4, давай вспомним чем мы занимались на занятиях и обратим внимание на нашу выставку.
Ученик 4: На занятиях мы расписывали предметы растительным, зооморфным орнаментами, а так же восточными узорами (показать выставку). Когда подошла очередь темы по мотивам Вологодского кружева, мы решили расписывать форму матрёшки. Матрёшки расписываются хохломской, свободно-кистевой и др. росписями, а точечной росписью по мотивам вологодского кружева еще пока не видели. Такое мы внесли новшество.
Пр: - А о вологодском кружеве расскажет Ученик 5.
Ученик 5: Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Вологодское кружево - особенное явление в народном искусстве нашего Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, плавность переходов узора в узор. Волшебные ветви, цветы, птицы, барышни. Вологодское кружево известно по всему миру.
Пр: Спасибо, девочки за сообщения! Итак, сейчас мы посмотрим презентацию (видео презентация 2 мин).
4. Актуализация знаний (диалог с обучающимися).
Пр: -Послушав и посмотрев, скажите, пожалуйста, можем ли мы сравнить точеную роспись с вологодским кружевом? Что у них общего? (Да: мотивами, длительностью выполнения, и т.д). Таким образом мы пришли к теме нашего занятии – точечной росписью мы можем выполнить узор по мотивам вологодского кружева.
5. Объяснение материала.
Пр: Прежде чем приступить к самостоятельной работе вспомним и повторим как будем работать? ( Начинаем и идём сверху в низ, слева направо; точки должны быть одинакового размера, расположены близко друг к другу; для исправления ошибок пользуемся ватной палочкой)
- Посмотрите, пожалуйста, основную линию узора будем двумя рядами точек, остальные одним, тычек ставим перпендикулярно поверхности (Выше сказанное сопровождается показом преподавателя на доске, на матрёшке из бумаги). Девочки, помните, что в точечной росписи важна аккуратность!
- Приступаем к практической работе!
6. Практическая работа учащихся
Обучающиеся приступают к работе, преподаватель в процессе занятия подходит к каждому индивидуально, направляет и подсказывает.
7. Итог урока (показ и анализ работ учащихся).
Устраивается выставка из матрёшек. Пр: - Какие замечательные матрешки получились. Девочки, поделитесь своими впечатлениями. Что удалось, может быть что-то не очень удалось? (Происходит рефлексия и самоанализ своих работ и анализ работ других обучающихся). Пр: В какой работе орнамент более похож на кружево? Почему? В чем особенность вологодского кружева? В чем особенность точечной росписи?
Пр: Глядя на эту выставку хочется заканчивать занятие строчками из стихами: - И вот из-под рук, ну, диво, рождается вдруг узор. Нежный, изящный, красивый, Нельзя отвести нам взор!
8. Домашнее задание.
Пр: - Девочки, до следующего занятия вам дается домашнее задание. Принести предмет, который вы будете расписывать и подумать на какую тематику (любая, пройденная в течении года).
9. Завершение урока.
- Занятие закончено, спасибо за работу! Уборка рабочих мест.
Используемая литература:
1. Воробъева Наталия. Точечная роспись. Издательство АСТ-пресс. книга, 2013, 208 стр.
2. Г. Л. Маккэлэм. 4000 мотивов: цветы и растения,2006.
3. Жегалова С. К. Русская народная живопись. М., «Просвещение», 1974. 191 с. с ил.
4. И. И. Купцов. Родина жар-птицы. Альбом. Издательство «Советская Россия», 1983. ил.
5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. -368 с., 12 л. ил.
6. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования:
Пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979.
7. А.И Рожкова. Мерное кружево на коклюшках, 2006.
8. Л.В. Орлова. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного творчества.
9. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988.
10. Наина Величко. Русская роспись. Энциклопедия-М: АСТ-пресс. книга, 2004-224 с. ил
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семёнова Оксана Васильевна
→ Публикатор 13.10.2015 0 8849 427 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.