Статья "Уроки музыки"
У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА СВОЕ СЧАСТЬЕ, И Я убежден в том, что всегда оно имеет свое лицо, свою душу, свой путь. Когда счастье разных людей встречается, оно бывает неповторимым.
Счастье нельзя купить, отнять, ему бесполезно подражать, но его можно дарить. Счастье живет в сердцах, которые чувствуют любовь и красоту. В таких сердцах оно не умирает, оно бесконечно, но его легко потерять.
Что такое счастье, знают маленькие дети. Они умеют смотреть на мир добрыми, светлыми глазами, умеют радоваться и удивляться. И это не заканчивается вместе с детством, а остается навсегда для тех, кто с первых шагов встретил чуткого, талантливого учителя, обладающего большой духовной энергией, владеющего художественной методикой.
Какое значение в судьбе ребенка имеет встреча с тем, кто, заметив детский восторг, радость, сможет поддержать его, указывая каждому свой путь?
Первая встреча с учительницей музыки открыла для меня путь в мир искусства. Это и был для меня путь к счастью. Впервые перешагнув порог старинного особняка с высокими потолками, лепными украшениями, красивой ажурной лестницей, с музыкой, звучавшей со всех сторон, я увидела учительницу с открытой доброй улыбкой.
Уроки музыки оказались интересными путешествиями в мир звуков, образов, фантазий. Возможно, поэтому я полюбила театр, путешествия, картинные галереи и мир природы. Отправляясь с родителями в путешествие по горным сибирским рекам, любуясь ночным небом, звездами, цветами, окрестностями моего родного города Красноярска, я стремилась выразить чувство радости, счастья в стихах.
МУЗЫКА
О, Музыка! Душа моя!
Твое небесное звучанье, Как нежный ветер в облаках, Как голубых небес сиянье!
ПРОСТО ПЕСНЯ.
В поле однажды сказали цветы: "Все мы зовемся чудом весны".
Ранней весной произнес рассвет,
Что в капле росы поместился весь свет.
В зимнюю стужу пропела метель: "Белое облако село на дверь".
Горный ручей зазвенел у окна, Словно пропев: "Я бегу в никуда".
Ветер, качая зеленой листвой,
Мне прошептал: "Я с тобой, я с тобой".
Дождик закапал, стуча по крыльцу: "Я все умею, я все могу!"
Радуга купол раскрасила неба! Радуйтесь, радуйтесь белому свету!
Туча накрыла полнеба вдали; Кто-то промолвил, что все впереди.
"Что происходит?" — подумала я. Буду ответа я ждать от тебя.
Незаметно пролетело детство, наполненное интересными впечатлениями. Пришло время задуматься о профессии. Я выбрала путь учителя музыки.
Увидев глаза своих первых учеников, решила их спросить: "Что такое счастье?"
Ответов было много: конфеты, подарки, куклы, машинки....
И только один робко произнес: "Счастье — когда никто не плачет, когда тебя любят".
С тех пор более тридцати лет педагогической работы я продолжаю искать путь к счастью вместе с учениками. К пониманию счастья как особого образа жизни — жизни, наполненной красотой.
Мы вместе слушаем музыку и любуемся облаками, рисуем, размышляем и придумы-
ваем свои стихи, рассказы, говорим о грусти и радости, о красках и звуках.
Катя, 7 лет:
Мне грустно, когда я смотрю на облака, потому что они не возвращаются. Мне радостно от того, что они исчезают там, где светит солнце.
Оля, 7 лет:
Куда плывете, облака? За какие дали? Я рисую облака И отпускаю.
Но однажды я поняла, что и музыка в плену у правил, пояснений, указаний. Слово "методика" на меня наводило ужас. Отступать на праздниках от сценария, особенно в начальных классах, не разрешалось. Мне говорили строго: "Дети забыли во время пения положить руки на колени. Слушая музыку, они болтали ногами". Упрекали: "Сидоров не потрудился надеть белые носки!" И никто не замечал, что Сидоров вместе с мамой сочинил прекрасную музыкальную сказку. В ней слышались пение птиц, шуршание травы, стук дятла...
Все должно быть расписано по правилам? А как же музыка? Ведь она свободна и прекрасна!
Несмотря ни на что, я хотела быть похожей на свою первую учительницу музыки. Я решила, как и она, открывать для своих учеников путь к счастью через комплексное освоение искусства. Прошло много лет, и я поняла, что эту работу я могу проводить по нескольким направлениям, решая одну и ту же задачу — открыть детям путь к счастью, к образу жизни, основанному на правде и красоте. А это возможно лишь при условии художественного, эстетического воспитания и развития детей.
Условно эти направления я обозначил так:
1 .Уроки художественно-информационного плана, помогающие ребенку открыть арсенал средств музыкальной выразительности (темп — быстрый, медленный; динамика — громко, тихо; регистр — высокий, низкий, средний; лад — мажорный, минорный и т. д.).
Такие уроки пробуждают у детей желание самостоятельно проявить себя в сочинении музыки к стихам, сказкам, считалкам, в создании звуковых картин (воспроизведении голосов леса, перезвона дождевых капель, шума ветра). Музыкальные впечатления и усвоенные понятия находили отражение в рисунках, поделках из природного материала, поэтических строках.
Приведу высказывания учеников класса, которым я дала задание в воскресенье понаблюдать за интересными проявлениями в природе и обратить внимание на то, что их особенно порадует.
Весловская Ксения. "Хорошая погода": "Я пошла в лес. Была хорошая погода. Я посмотрела на небо и увидела, что облака улыбаются мне, и я тоже улыбнулась им".
Макаренкова Ксения. "Улыбка солнца": "Был хороший день. Я с мамой поехала на пикник. Мы играли в различные игры, ели шашлыки. Потом мы отдыхали, но я не заснула, мне не дала уснуть улыбка солнца".
Гадалина Мария. "Облачко":
"По небу летит облачко и смеётся. А ежик шел по дороге, поднял голову, и увидел, что облачко смеется. А потом побежал к друзьям. Друзья прибежали и увидели, что облачко смеется. А облачко так и смеется до сих пор".
Курочкина Катя. "Весёлое солнце":
"Наступило утро. Солнце поднялось над лесом! Весело запели птицы. Птичьи трели лились, как музыка, на разные голоса. Зайчата играют на поляне. Солнышко смотрит на них и улыбается".
Краснов Егор. "Я в лесу":
"Я пошел в лес, там пели солнце и птицы. Я слушал,
как они пели, и был радостный. И все были радостные".
Галиуллина Анастасия. "Плачущий лес": "В лесу много деревьев, начиная с могучих дубов и кончая тонкими осинками. В лесу можно услышать разные звуки: пение птиц, журчание ручейка, шелест листьев и скрип стволов деревьев. Когда начинается дождь, все вокруг умолкает, но это длится недолго. Когда дождь заканчивается, все опять оживает".
Лозова Катя. "Музыка леса":
"Ранней весной, как только растает снег, мы ходим далеко в лес, чтобы послушать разные звуки. Ведь сколько услышишь! Где-то дятел застучал по дереву, как на барабане, соловей запел свою песню. Звонко пересвистываются весенние голоса — это дрозды. Дикий голубь гулко воркует, сидя на дубе. Как в эту пору хорошо в пробудившемся лесу!"
2. Уроки
историко-архитектурного направле-
ния,
преломляющие
впечатления от посеще-
ния памятных
мест, музеев, концертных залов.
Это уроки-путешествия, такие, как "Путешествие в Абрамцево", "Московские звонницы" и другие. Было проведено также "Путешествие из прошлого в будущее".
На странице приведен фрагмент.
Автор: Скворцов Михаил Михайлович
→ Публикатор 11.12.2017 0 1590 67 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы