Конспект урока по предмету «Слушание музыки»


УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИУРАЛЬСКИЙ РАЙОН



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКСАРКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»















Открытый урок

по предмету «Слушание музыки»

в рамках III школьного смотра педагогического мастерства и общественного признания

«Панорама педагогических достижений»















Преподаватель: Бердинова Е. А.,

I квалификационная категория













с. Аксарка, 2018 г.

Наименование дисциплины: Слушание музыки.



Дата проведения: 16 февраля 2018 года.



Форма занятия: групповое занятие.



Тема урока: «Сказка в музыке».



Цель:

  • сформировать представление о фольклорном жанре сказка в музыке;

  • познакомить учащихся с музыкальными произведениями русских композиторов-классиков;

  • рассмотреть тему урока в увлекательной, доступной форме.

Задачи:

  • развивать образное восприятие;

  • воспитывать любовь к устному народному творчеству.

  • развивать творческие способности учащихся;



Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-путешествие.



Методы: словесные, наглядные, практические.



Музыкальный материал:



1.Ю. Весняк. «Сказка».

2.П. И. Чайковский. «Баба-Яга» из «Детского альбома».

3.М. П. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» из сюиты «Картинки с выставки».

4.М. Дунаевский. Частушки Бабок-Ежек из м/ф «Летучий корабль».

5. С. Морозов. «Сказка».



Оборудование:

  • Портреты композиторов;

  • Иллюстрации;

  • Фортепиано;

  • Компьютер;

  • Интерактивная доска.

План урока





1.Организационный момент.



2. Подготовка учащихся к освоению новой информации.



3. Основная часть занятия.



4. Пальчиковая разминка «Баба-Яга».



5. Итог урока.

6. Домашнее задание.























































Ход урока



Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

В путешествие пойдём

В страну сказок попадём.





Здравствуйте, мои дорогие! Как видите, сегодня у нас необычный урок.

К нам пришли гости-это преподаватели нашей школы. Пришли, чтобы посмотреть и послушать чему мы научились за это время. Давайте поприветствуем наших гостей. (Музыкальное приветствие).

Как я уже сказала, сегодня у нас необычный урок-мы отправимся в мир сказок, в мир сказочных героев.



Добрую сказку помню я с детства

Хочу, чтобы в сказку попали и вы.

Пусть подкрадется к самому сердцу

И зародит в нем зерно доброты.



Все мы любим сказки. С раннего детства слушаем, а потом читаем их. Читая сказки, мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь именно в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сейчас нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказки. А чтобы попасть в него надо надеть волшебные колпачки и закрыть глазки.(Все надевают колпачки).

Готовы? Закрываем глазки, улетаем в сказки.



(Юрий Весняк «Сказка»).



Открываем глазки, вот мы и в сказке.(Картинка «Сказка»).

Сказки зародились в древности и с далеких времен хранились в памяти народа. Передавались из поколения в поколение. От одного рассказчика к другому.

Ребята, а кто такой сказочник?

Дети: Это тот, кто сочиняет и рассказывает сказки.

Сказки можно рассказывать не только словами, но и музыкальными звуками. Музыка умеет говорить. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроение, то становится понятным, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой.



Тема сегодняшнего урока: «Сказка в музыке».





А каких сказочных героев вы знаете?

Дети: Снегурочка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Кикимора, Иван-царевич…

А кто из них говорил такую фразу: «Фу-фу… Здесь русским духом пахнет…». Отгадав загадку, вы поймете о ком идет речь.



Эта старушка не любит детей

Часто пугают ей малышей.

У бабушки есть костяная нога,

Зовут же старуху…



Дети: Баба-Яга!

Да, сегодня мы поговорим об одном из главных сказочных персонажей- Бабе-Яге. Перечислите сказки, фильмы, мультфильмы, где встречается Баба-Яга?

Дети: «Там, на неведомых дорожках», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Финист-ясный сокол», Сказка о молодильных яблочках и живой воде», «Летучий корабль» …

Молодцы, много сказок знаете, а теперь послушайте еще одну.(Картинка избушки на курьих ножках).

В дремучем лесу стояла избушка на курьих ножках. Эта избушка была такая же старая и дряхлая, как и ее хозяйка.Ребята, вы догадались, кто хозяйка этой избушки?

Дети: Баба-Яга.(Портрет Бабы-Яги).

Баба-Яга просыпалась рано и очень любила завтракать пирогом с брусничным вареньем. А потом она садилась в свою ступу и, помахивая помелом, облетала свои владения. К образу Бабы-Яги обращались не только сказочники, но и разные композиторы. А кто такой композитор?

Дети: Это человек, который пишет музыку.(Портрет П. И. Чайковского).

Умницы. С именем Петра Ильича Чайковского мы уже знакомы. Он как и вы обожал сказки, писал музыку на сказочные сюжеты, его так и называют величайшим музыкальным сказочником. Послушайте пьесу П. И. Чайковского, которая называется«Баба-Яга». Постарайтесь определить настроение, выраженное в этой музыке.



(П. И. Чайковский. «Баба-Яга» ф-но).



(Слушаем, даем характеристику Бабе-Яге, подбираем слова, которые характеризуют музыку).

Кто мне расскажет, какое настроение у этой музыки?

Дети: Она тревожная, страшная, быстрая…

Пьеса исполняется очень скоро. В самом начале музыка звучит угловато, как будто Баба-Яга идет прихрамывая, затевая что-то недоброе. Затем появляется суетливое непрерывное движение, будто Баба-Яга что-то ищет. И вот музыка звучит высоко, зловеще, становится громче. Слышится полет Бабы-Яги, сопровождаемый «свистом ветра». Баба-Яга несется в ступе по воздуху, потом вдруг резко спускается вниз на землю, колдует… и вдруг пропадает.



А теперь мы послушаем пьесу с таким же названием, но уже другого композитора. М. П. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки». (Портрет М. П. Мусоргского).



(М. П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки»).



Какие у вас возникли ощущения? Какая была музыка и как в ней изображена Баба-Яга?

Дети: Музыка злая, страшная, отрывистая, тревожная, как будто Баба-Яга ковыляет…

В пьесе 3 части. 1 и 3 изображают полет Бабы-Яги. Музыка начинается с сильных и резких звуков-это удары клюки Бабы-Яги. Впечатление чего-то фантастического, страшного далее все больше усиливается. «Пестом погоняет, метлой след заметает» - так говорится в народных сказках. В вихре звуков вырисовывается энергичная, лихая мелодия дикой пляски.

А что же в средней части?

Дети: Средняя часть более спокойная, таинственная, напряженная…

Музыка изображает картину дремучего, глухого, сказочного леса. Действительно, вихрь стихает, характер музыки иной- настороженный…



Разминка. Пальчиковая гимнастика «Баба-Яга».



Давайте про Бабу-Ягу расскажем стихотворение, а наши пальчики нам помогут. (Учитель читает стих и показывает движения, а дети повторяют).

В темной чаще (сжимают и разжимают пальцы в замке)

Есть избушка (складывают руки домиком)

Стоит задом наперед. (поворачивают кисти рук тыльной стороной)

В этой маленькой избушке (Складывают руки домиком)

Бабушка Яга живет. (делают окошечко из рук, качают головой)

Нос такой кривой, (дразнятся)

Глаз такой косой (выполняют перекрещивающиеся движения пальцами)

Костяная нога (постукивают кулаком о кулак)

Здравствуй, бабушка Яга! (разводят руки в стороны).



А сейчас предлагаю послушать пьесу еще раз.

(повторное прослушивание).



Какие инструменты исполняли эту музыку?



Стоит шкаф, крышку открываешь-зубы торчат.

Пальцами нажимаешь-звуки получаешь. (ф-но).



Я вам предлагаю посмотреть еще один видеофрагмент. Какая же здесь Баба-Яга?

(Фрагмент из м/ф «Летучий корабль»).



Дети: Бабки-Ежки совсем другие: веселые, радостные, задорные.

Вы прослушали частушки Бабок-Ежек из мультфильма «Летучий корабль», а музыку написал композитор М. Дунаевский.(Портрет М. Дунаевского).

Мы еще раз убеждаемся в том, что образ Бабы-Яги многогранен, она может быть разной и смешной, и страшной.

Наше сказочное путешествие подходит к концу. Но сначала давайте вспомним, с каким сказочным персонажем мы повстречались? С какими композиторами познакомились?

Ответы детей.

Нам пора возвращаться. Я предлагаю отправиться в обратный пусть с песней, которая так и называется «Сказка».



(С. Морозов. «Сказка»-поют дети).



Домашнее задание.



Вам понравилось наше сказочное путешествие? Нарисуйте дома Бабу-Ягу такой, какой она вам представляется в одной из пьес,которые вы слушали, а может кто-то и сказку сочинит.

Путешествие закончилось, но сказочная тропинка бесконечна… Я думаю, будет уместно вспомнить слова, которыми обычно заканчиваются наши любимые сказки: «Вот и сказки конец, а кто слушал- молодец!»







Литература:



1.Русские народные сказки. - М., «АСТ»,2018.

2. Сказки Бабы-Яги. Русские сказки. – М., «Эксмо», 2018.

3. Радынова. О. П. Музыкальные шедевры. – М., 1999.

4. Фрид. Э. Л. Русская музыкальная литература. – Ленинград., «Музыка», 1985.

5. Шорникова. М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. 3 год обучения. – Ростов- на – Дону., «Феникс»,2016.

6. Интернет- ресурсы:

6.1. https://kopilkaurokov.ru/prochee/uroki/skazochnyie_piersonazhi_v_muzykie

6.2. https://videouroki.net/blog/

6.3. https://kopilkaurokov.ru/prochee/uroki/skazochnyie_piersonazhi_v_muzykie





12



Полный текст материала Конспект урока по предмету «Слушание музыки» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бердинова Елена Анатольевна  Публикатор
18.04.2018 0 11688 195

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК