Конспект урока по предмету «Слушание музыки»
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИУРАЛЬСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКСАРКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Открытый урок
по предмету «Слушание музыки»
в рамках III школьного смотра педагогического мастерства и общественного признания
«Панорама педагогических достижений»
Преподаватель: Бердинова Е. А.,
I квалификационная категория
с. Аксарка, 2018 г.
Наименование дисциплины: Слушание музыки.
Дата проведения: 16 февраля 2018 года.
Форма занятия: групповое занятие.
Тема урока: «Сказка в музыке».
Цель:
сформировать представление о фольклорном жанре сказка в музыке;
познакомить учащихся с музыкальными произведениями русских композиторов-классиков;
рассмотреть тему урока в увлекательной, доступной форме.
Задачи:
развивать образное восприятие;
воспитывать любовь к устному народному творчеству.
развивать творческие способности учащихся;
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-путешествие.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Музыкальный материал:
1.Ю. Весняк. «Сказка».
2.П. И. Чайковский. «Баба-Яга» из «Детского альбома».
3.М. П. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» из сюиты «Картинки с выставки».
4.М. Дунаевский. Частушки Бабок-Ежек из м/ф «Летучий корабль».
5. С. Морозов. «Сказка».
Оборудование:
Портреты композиторов;
Иллюстрации;
Фортепиано;
Компьютер;
Интерактивная доска.
План урока
1.Организационный момент.
2. Подготовка учащихся к освоению новой информации.
3. Основная часть занятия.
4. Пальчиковая разминка «Баба-Яга».
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
В путешествие пойдём
В страну сказок попадём.
Здравствуйте, мои дорогие! Как видите, сегодня у нас необычный урок.
К нам пришли гости-это преподаватели нашей школы. Пришли, чтобы посмотреть и послушать чему мы научились за это время. Давайте поприветствуем наших гостей. (Музыкальное приветствие).
Как я уже сказала, сегодня у нас необычный урок-мы отправимся в мир сказок, в мир сказочных героев.
Добрую сказку помню я с детства
Хочу, чтобы в сказку попали и вы.
Пусть подкрадется к самому сердцу
И зародит в нем зерно доброты.
Все мы любим сказки. С раннего детства слушаем, а потом читаем их. Читая сказки, мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь именно в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сейчас нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказки. А чтобы попасть в него надо надеть волшебные колпачки и закрыть глазки.(Все надевают колпачки).
Готовы? Закрываем глазки, улетаем в сказки.
(Юрий Весняк «Сказка»).
Открываем глазки, вот мы и в сказке.(Картинка «Сказка»).
Сказки зародились в древности и с далеких времен хранились в памяти народа. Передавались из поколения в поколение. От одного рассказчика к другому.
Ребята, а кто такой сказочник?
Дети: Это тот, кто сочиняет и рассказывает сказки.
Сказки можно рассказывать не только словами, но и музыкальными звуками. Музыка умеет говорить. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроение, то становится понятным, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой.
Тема сегодняшнего урока: «Сказка в музыке».
А каких сказочных героев вы знаете?
Дети: Снегурочка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Кикимора, Иван-царевич…
А кто из них говорил такую фразу: «Фу-фу… Здесь русским духом пахнет…». Отгадав загадку, вы поймете о ком идет речь.
Эта старушка не любит детей
Часто пугают ей малышей.
У бабушки есть костяная нога,
Зовут же старуху…
Дети: Баба-Яга!
Да, сегодня мы поговорим об одном из главных сказочных персонажей- Бабе-Яге. Перечислите сказки, фильмы, мультфильмы, где встречается Баба-Яга?
Дети: «Там, на неведомых дорожках», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Финист-ясный сокол», Сказка о молодильных яблочках и живой воде», «Летучий корабль» …
Молодцы, много сказок знаете, а теперь послушайте еще одну.(Картинка избушки на курьих ножках).
В дремучем лесу стояла избушка на курьих ножках. Эта избушка была такая же старая и дряхлая, как и ее хозяйка.Ребята, вы догадались, кто хозяйка этой избушки?
Дети: Баба-Яга.(Портрет Бабы-Яги).
Баба-Яга просыпалась рано и очень любила завтракать пирогом с брусничным вареньем. А потом она садилась в свою ступу и, помахивая помелом, облетала свои владения. К образу Бабы-Яги обращались не только сказочники, но и разные композиторы. А кто такой композитор?
Дети: Это человек, который пишет музыку.(Портрет П. И. Чайковского).
Умницы. С именем Петра Ильича Чайковского мы уже знакомы. Он как и вы обожал сказки, писал музыку на сказочные сюжеты, его так и называют величайшим музыкальным сказочником. Послушайте пьесу П. И. Чайковского, которая называется«Баба-Яга». Постарайтесь определить настроение, выраженное в этой музыке.
(П. И. Чайковский. «Баба-Яга» ф-но).
(Слушаем, даем характеристику Бабе-Яге, подбираем слова, которые характеризуют музыку).
Кто мне расскажет, какое настроение у этой музыки?
Дети: Она тревожная, страшная, быстрая…
Пьеса исполняется очень скоро. В самом начале музыка звучит угловато, как будто Баба-Яга идет прихрамывая, затевая что-то недоброе. Затем появляется суетливое непрерывное движение, будто Баба-Яга что-то ищет. И вот музыка звучит высоко, зловеще, становится громче. Слышится полет Бабы-Яги, сопровождаемый «свистом ветра». Баба-Яга несется в ступе по воздуху, потом вдруг резко спускается вниз на землю, колдует… и вдруг пропадает.
А теперь мы послушаем пьесу с таким же названием, но уже другого композитора. М. П. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки». (Портрет М. П. Мусоргского).
(М. П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки»).
Какие у вас возникли ощущения? Какая была музыка и как в ней изображена Баба-Яга?
Дети: Музыка злая, страшная, отрывистая, тревожная, как будто Баба-Яга ковыляет…
В пьесе 3 части. 1 и 3 изображают полет Бабы-Яги. Музыка начинается с сильных и резких звуков-это удары клюки Бабы-Яги. Впечатление чего-то фантастического, страшного далее все больше усиливается. «Пестом погоняет, метлой след заметает» - так говорится в народных сказках. В вихре звуков вырисовывается энергичная, лихая мелодия дикой пляски.
А что же в средней части?
Дети: Средняя часть более спокойная, таинственная, напряженная…
Музыка изображает картину дремучего, глухого, сказочного леса. Действительно, вихрь стихает, характер музыки иной- настороженный…
Разминка. Пальчиковая гимнастика «Баба-Яга».
Давайте про Бабу-Ягу расскажем стихотворение, а наши пальчики нам помогут. (Учитель читает стих и показывает движения, а дети повторяют).
В темной чаще (сжимают и разжимают пальцы в замке)
Есть избушка (складывают руки домиком)
Стоит задом наперед. (поворачивают кисти рук тыльной стороной)
В этой маленькой избушке (Складывают руки домиком)
Бабушка Яга живет. (делают окошечко из рук, качают головой)
Нос такой кривой, (дразнятся)
Глаз такой косой (выполняют перекрещивающиеся движения пальцами)
Костяная нога (постукивают кулаком о кулак)
Здравствуй, бабушка Яга! (разводят руки в стороны).
А сейчас предлагаю послушать пьесу еще раз.
(повторное прослушивание).
Какие инструменты исполняли эту музыку?
Стоит шкаф, крышку открываешь-зубы торчат.
Пальцами нажимаешь-звуки получаешь. (ф-но).
Я вам предлагаю посмотреть еще один видеофрагмент. Какая же здесь Баба-Яга?
(Фрагмент из м/ф «Летучий корабль»).
Дети: Бабки-Ежки совсем другие: веселые, радостные, задорные.
Вы прослушали частушки Бабок-Ежек из мультфильма «Летучий корабль», а музыку написал композитор М. Дунаевский.(Портрет М. Дунаевского).
Мы еще раз убеждаемся в том, что образ Бабы-Яги многогранен, она может быть разной и смешной, и страшной.
Наше сказочное путешествие подходит к концу. Но сначала давайте вспомним, с каким сказочным персонажем мы повстречались? С какими композиторами познакомились?
Ответы детей.
Нам пора возвращаться. Я предлагаю отправиться в обратный пусть с песней, которая так и называется «Сказка».
(С. Морозов. «Сказка»-поют дети).
Домашнее задание.
Вам понравилось наше сказочное путешествие? Нарисуйте дома Бабу-Ягу такой, какой она вам представляется в одной из пьес,которые вы слушали, а может кто-то и сказку сочинит.
Путешествие закончилось, но сказочная тропинка бесконечна… Я думаю, будет уместно вспомнить слова, которыми обычно заканчиваются наши любимые сказки: «Вот и сказки конец, а кто слушал- молодец!»
Литература:
1.Русские народные сказки. - М., «АСТ»,2018.
2. Сказки Бабы-Яги. Русские сказки. – М., «Эксмо», 2018.
3. Радынова. О. П. Музыкальные шедевры. – М., 1999.
4. Фрид. Э. Л. Русская музыкальная литература. – Ленинград., «Музыка», 1985.
5. Шорникова. М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. 3 год обучения. – Ростов- на – Дону., «Феникс»,2016.
6. Интернет- ресурсы:
6.1. https://kopilkaurokov.ru/prochee/uroki/skazochnyie_piersonazhi_v_muzykie
6.2. https://videouroki.net/blog/
6.3. https://kopilkaurokov.ru/prochee/uroki/skazochnyie_piersonazhi_v_muzykie
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бердинова Елена Анатольевна
→ Публикатор 18.04.2018 0 11688 195 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.