Конспект занятия «Работа над закреплением ранее выработанных вокально – исполнительских навыков у учащихся подросткового возраста»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Плесецкая средняя школа»
филиал ДО «Детская музыкальная школа»
Методическое занятие с преподавателями в рамках открытого урока с учащейся 3 класса (вокал) ДООП
Тема: «Работа над закреплением ранее выработанных вокально – исполнительских навыков у учащихся подросткового возраста»
Автор: Хламова Татьяна Олеговна
преподаватель вокалист МБОУ
«Плесецкая средняя школа» филиала
ДО «ДМШ» п. Североонежск
п. Североонежск
2018 г.
Оглавление:
Цель, задачи, тип и форма проведения, методы обучения ____стр. 3 – 4
Рекомендации по проведению урока (структура)___________ стр. 5
Введение ____________________________________________ стр. 6 – 7
Основные этапы работы над вокальными произведениями___стр. 8 - 10
Заключение_______________________________________ стр.8
Список литературы________________________________ стр.9
Конспект открытого урока по постановке голоса
Дисциплина: Вокал
ФИО: Хламова Татьяна Олеговна
Преподаватель: по классу вокала
Учащаяся: Дарья К. 14 лет (3 класс по ДООП «Вокал», срок обучения - 4 года)
Учреждение: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Плесецкая школа» филиал ДО «Детская музыкальная школа»
Тема урока: «Работа над закреплением ранее выработанных вокально – исполнительских навыков у учащихся подросткового возраста»
Тип: комбинированный
Вид: открытый урок
Цель: закрепить
ранее выработанные вокальные
навыки.
Задачи:
Воспитывающие: создать условия для воспитания самооценки, слухового самоконтроля, мотивации учащихся на самостоятельную познавательную активность
Развивающие: развивать умение закреплять навыки вокала на примере конструктивных упражнений, вокальных произведений
Обучающие: учиться концентрировать внимание учащегося, настраивать его на совместную работу, подготовить голосовой аппарат к работе; учиться сознательно оценивать качество звучания
Форма работы: индивидуальная
Перечень учебных пособий: плакат «Строение голосового аппарата», карточки формирования гласных, памятки для вокалистов
Источник информации: учебный и концертный репертуар: наличие нотной литературы, учебников, фонотеки, наглядных пособий, таблиц
Методы обучения: беседа (об эмоциональном состоянии, внутренних
3
ощущениях); метод проблемного обучения (активизировать самостоятельное мышление); метод развивающего обучения (ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и на их реализацию); метод индивидуального подхода.
4
Структура урока:
I. Организационный момент (1 – 2 мин)
II. Практическая часть. Распевание: (10 – 15 мин)
Вокальные
упражнения
должны быть направлены на закрепление
основных вокальных навыков:
-
певческую установку
- певческое
дыхание и опору звука
- высокую вокальную позицию
- точное интонирование
- ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса
- использование различных видов звуковедения
- артикуляционные навыки
Работа над закреплением выработанных ранее вокально – технических навыков:
1. «Вокализ» №2 И. Вилинская
2. «Тки, дочка» немецкая народная песня обр. К. Молчанова,
пер. С. Северцева,
3. «Лесная песнь» Э. Григ, сл. Винтера (30 мин)
- первое исполнение произведения;
- работа над каждым куплетом, каждой фразой, выявление и исправление
основных ошибок: недостаточно высокая позиция звука, выравнивание
регистров;
распределение дыхания на певческую фразу; избегать пестроты звучании
по тембру; чрезмерной артикуляции, стремиться к «ясности» и
«полётности» звука.
- второе исполнение произведения.
III. Заключительный этап. Подведение итогов (3 мин)
5
Введение
Подростки
14-16 лет в основной массе имеют
сформировавшиеся голоса. В этих голосах
смешивают элементы детского звучания
с элементом взрослого (женского) голоса,
они становятся более сильные и полные.
Выявляется индивидуальный тембр.
Расширяется диапазон до 1,5 – 2 октав.
Звучание смешанное. Голоса
у детей этого возраста очень неровные,
это период мутации. Мутация у всех
проходит по – разному, у девочек она
более гладкая, поэтому в работе необходимо
использовать метод голососбережения.
Дети подросткового возраста еще не
обладают ассоциативным мышлением, их
мышление конкретно. Задача педагога,
найти такие термины, чтобы они были
понятны детям этой возрастной
категории. Для
этого используется эмпирический метод
практического, опытного поиска понятных
для ребенка слов, определений для
описания вокальных приемов. Исходя из
различия психики каждого ребенка, эти
термины подбираются индивидуально.
В подростковом возрасте развивается внутренняя чувствительность, имеющая прямое отношение к воспитанию вокального слуха – ясного представления и ощущения работы голосового аппарата. Поэтому педагогам можно активно использовать метод переосмысления.
Никогда не надо забывать, что у людей очень индивидуальные анатомические, физиологические и психологические свойства организма,
Поэтому в работе с вокалистами большая роль отводится личностно – ориентированному обучению.
6
Основные этапы работы над вокальными произведениями
I. Распевание
Применяем различные вокальные упражнения, на любые виды техники, так как любое вокальное упражнение развивает, если не весь комплекс вокальной техники сразу, то, по крайней мере, несколько её видов одновременно, и хотя бы один какой – то способ вокального дыхания
1. Настраивание основного тона, привидение голосовых связок в рабочее состояние
2. Упражнения на различные интервалы, так как они способствуют выравниванию звучания. Идти от узких интервалов к широким, их полезно петь как связно, так и отрывисто, а также, чередуя эти две манеры звуковедения.
3. Упражнения на различные виды певческого дыхания.
4. Освобождение челюсти. Освобождению челюсти способствуют упражнения на слоги бай, дай
5. Пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «м» (мычание), поётся при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, ощущением небольшого зевка. Настраивает на головное звучание, подключает к работе верхние резонаторы
5. Упражнения на развитие грудного регистра. Данные упражнения обычно начинаются с более низких нот и имеют характер восходящего движения.
Работа над вокальными упражнениями закрепляет уже имеющиеся вокальные навыки: самостоятельный контроль певческой установки;
владение элементарными навыками организации певческого дыхания и связанного с ним ощущения опоры звука.
7
II. Работа над «Вокализом» № 2 И. Вилинская
Работа над вокализами позволяет решать множество задач, в развитии певческого голоса. Пение вокализов помогает повысить выносливость голоса, расширяет диапазон. Работая над вокализом, мы можем развивать и закреплять ранее выработанные вокально – исполнительские навыки: чувство фразировки и движения мелодии, помогает овладеть подвижной и контрастной динамикой, выработке и укрепления певческого дыхания,
сглаживание звучания переходных звуков и выравнивание гласных.
Первый этап работы над вокализом – это сольфеджирование (пение по нотам). Этот способ помогает закрепить навык развития гибкости гортани, выработки активной артикуляции и чёткой дикции. Развивается навык чтения нот, навык звуковысотности звука. Благодаря пропеванию разных названий нот, меньше шансов петь неточно интонируя.
Второй этап работы над вокализом – вокализация (пение на гласных звуках и слогах). Вокализация позволяет сосредоточить внимание, на основных моментах вокальной техники, так как, при пении с текстом, часть внимания забирает текст. Этот способ закрепляет навык певческого дыхания, навык пения округлым звуком, ощущение подвижности мягкого нёба.
III. Работа над «Лесной песней» муз. Э. Грига, сл. Винтера
Песня лирическая, пасторального характера. В напевной мягкой мелодии передаётся любование природой, радость общения с ней.
При исполнении надо добиваться лёгкого и светлого звука. Основное внимание следует обратить на точное интонирование полутонов и распевание слогов.
Следует также обратить внимание на две слигованные ноты ре2 (на словах «как будто песнь души моей»), на них не кончается ни текстовая, ни музыкальная фраза, вторую из них нужно обязательно точно выдерживать, прислушиваясь к аккомпанементу, звучащему, как эхо.
8
Поэтому не нужно ослаблять эту нисходящую фразу или давать затихать звуку до1, на котором она остановилась, а выдержать его полную длительность и начать следующую фразу с той силой, с какой звучало до1, и далее дать значительное усиление к звуку ре2. Последнюю фразу петь тише и спокойнее. То же повторяется во всех куплетах.
Особая роль в исполнении песни отводится выразительной передаче динамических оттенков, которые должны сообщить мелодии определённую эмоциональную окраску и характер.
В работе над этим произведением укрепляется и развивается, приобретённый ранее, навык умения распределять дыхание на более широкие фразы; умение использовать мягкую атаку звука и владеть смешанным регистровым звучанием; стремление донести до слушателей содержание исполняемого произведения.
Работа над немецкой народной песней «Тки, дочка» обр. К. Молчанова,
пер. С. Северцева.
Народная песня, удобная для начинающего вокалиста, шутливого характера, написана в куплетной форме, построена в виде диалога, что позволяет укреплять и развивать навык работы над дикцией и артикуляцией.
Голосоведение плавное, не требующее резких перестроек голоса. Это благоприятно действует на работу голосового аппарата, способствуя закреплению навыков свободного звучания, чистого интонирования исполняемого произведения.
Квартовые скачки придают мелодии игривый, шуточный характер. Шуточные песни активируют исполнительскую сторону, освобождая от излишней вокально – технической работы.
Во время работы над песней развивается и укрепляется навык пения штрихов non legato и aspirato; на коротком и длинном дыхании.
9
Заключение
При работе с детьми над вокальными навыками, нужно помнить, что
навык – это автоматизированный компонент сознательного действия, который вырабатывается в процессе его выполнения.
Дети, занимающиеся не первый год вокалом, уже имеют определённые навыки, которые в процессе дальнейшего обучения, закрепляются и отшлифовываются.
Они владеют основными вокальными навыками: певческой установкой,
так как от неё зависит работа дыхательного и звукообразующего аппарата; певческим дыханием и ощущением опоры звука; имеют понятие о высокой певческой позиции; стараются точно интонировать вокальные произведения; выравнивать звучание на протяжении всего диапазона голоса; артикуляционные навыки.
Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью не только для маленького певца, но и для подростка – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
10
Список литературы
1. Безобразнова Л.М., Малишевкая З.М. Музыка в школе. 4 кл. Пособие для
учителя. Москва. Музыка. 1978г.
2. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. –
Изд. 3 – е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007г.
5. muzsmile.ru
6. https://sibac.info/studconf/hum/v/29678
11
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хламова Татьяна Олеговна
→ Публикатор 13.05.2018 0 4247 82 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.