Литературно-музыкальная композиция, приуроченная к 215-летнему юбилею Михаила Глинки "Музыка - душа моя"
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
"МУЗЫКА - ДУША МОЯ"
ПОСВЯЩАЕТСЯ 215-летию со дня рождения великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки
(На экране портрет Михаила Ивановича Глинки с названием мероприятия. Звучит «Мелодический вальс си бемоль мажор. Можно под эту музыку сделать хореографический номер)
Добрый день, дорогие друзья! Сегодняшняя наша встреча посвящена музыке М.И. Глинки. Его день рождения приходится на чудесный период цветения и возрождения природы. В этом 2019 году весь мир отмечает знаменательную дату – 215 лет со дня рождения этого величайшего композитора, основоположника русской классической музыки. Давайте перелистаем славные страницы жизни и творчества Михаила Ивановича, и, конечно, послушаем его гениальную музыку.
(На экране фото дома М.И.Глинка в Новоспасском)
В Новоспасском селе он родился
Близ Ельни, на Смоленской земле.
Красноярский музыковед В.Чайкина проникновенно писала о появлении будущего композитора на свет: «Знаком особой печати судьбы, своего рода Божьим знамением, в момент рождения этого гениального ребёнка можно считать следующий факт, приведённый в воспоминаниях Л.И.Шестаковой – сестры композитора. «По рассказу матери, после первого крика новорождённого под самым окном её спальни, в густом дереве, раздался голос соловья с его восхитительными трелями» Глинке словно было дано слышать в пении птиц те вечные звучания, в которых пульсирует его жизнь, и переводить этот только ему ясный смысл на язык музыки. Его мелодии всегда настолько естественны по своему дыханию, что невольно думается: они льются так же свободно, как песнь соловья или жаворонка… Может быть, именно потому его романс «Жаворонок» - одна из лучших страниц мировой музыки, где говорится о вечной музыке птичьего пения. Мелодия этой русской песни, исполненная светлой печали, словно напоминает нам о том, что птицы – существа небесные, тогда как человеку не дано летать. Его удел – лишь мыслью и взором обращаться к Небесам и надеяться быть услышанным…»
(видеоролик на песню Глинки «Жаворонок», либо музыкальный номер учащихся этой песни)
Композитор вспоминал о своих первых музыкальных впечатлениях: «Музыкальная способность выражалась в это время страстию к колокольному звону (трезвону); я жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на двух медных тазах ловко подражать звонарям. В случае болезни приносили малые колокола в комнаты для моей забавы»
В золотой находился он клетке,
Звукам музыки сердце отдав,
Имитировать звук колоколен
Он умел на домашних тазах.
Не далеко от дома Глинки сохранилась старинная церковь.
(фото Церкви)
Её колокольные звоны разносились по всей округе. Под эти звоны прошло детство будущего композитора. Затем колокола зазвонили в его музыке.
У своих родителей, Ивана Николаевича и Евгении Андреевны, Михаил был вторым ребёнком, первенец, Алексей – умер.
Поэтому воспитанием маленького Миши занималась его бабушка Фёкла Александровна. Родителям лишь изредка дозволялось навещать своего сына. Маленький Глинка с удовольствием слушал сказки своей крепостной няни, Авдотьи Ивановны. С раннего детства узнал и полюбил народную песню, заслушивался ею. В зрелые годы Глинка напишет: «Русские песни были первою причиной того, что впоследствии я стал разрабатывать народную русскую музыку». Хотя Глинка прибегает к цитированию подлинных народных песен не так уж часто, его мелодии будто исходят из самого сердца России, пронизаны её душой. Ибо русская душа, по словам Достоевского, обладает всемирной отзывчивостью: она много вобрала в себя, на многое откликнулась
(Звучит народная песня Смоленской губернии «Троицкая»)
Пожалуй, самым знаменательным событием для будущего композитора было знакомство с оркестром его дяди, Афанасия Андреевича. Оркестр, который состоял из крепостных музыкантов, играл не только танцевальную музыку, но и разные пьесы, а также отрывки из опер и симфоний, известных в то время. Однажды, после музыкального вечера, юный Глинка, восхищённый игрой оркестра, пришёл на урок рисования крайне рассеянный, за что получил упрёк от своего учителя «Что же делать?» - возразил мальчик – «Музыка – душа моя!...» Миша часто брал в руки флейту или скрипку и подражал игре оркестра.
Слух пленился домашним оркестром.
Он восторгов источником был.
(Звучит пьеса «Простолушие»)
Осенью 1816 года тринадцатилетний Михаил Глинка поступил в Петербургский благородный пансион, который дал ему хорошее образование. Среди его учителей были люди, преданные науке и горячо любившие искусство. Глинке посчастливилось: его ближайшим воспитателем – гувернёром был молодой преподаватель русской словесности В. Кюхельбекер, лицейский товарищ А.С. Пушкина. В свободное от преподавания время, Кюхельбекер с удовольствием играл на скрипке.
(Звучит пьеса «Чувство»)
Во время пребывания в пансионе Глинка продолжает заниматься музыкой. Он учился у лучших петербургских музыкальных педагогов, одним из них был Карл Майер, немецкий пианист. Однажды тот сказал своему ученику: «Вы очень талантливы, мой друг, чтобы брать у меня уроки. Приходите ко мне, запросто, каждый день и будем вместе музицировать»
(Звучит пьеса «Мазурка»)
Годы учёбы были позади. Молодой Глинка, будучи в Петербурге, сближается с интеллигенцией, среди которой были: поэты А.Дельвиг, В. Жуковский, дипломат, поэт и композитор А.Грибоедов. К этому времени Глинка уже автор фортепианных пьес и романсов. Некоторые из ранних романсов мы можем отнести к сокровищам русской вокальной музыки. Такова, например, элегия на слова Е. Боратынского «Не искушай меня без нужды»
(Звучит романс «Не искушай меня без нужды»)
Серьёзное увлечение композитора вокальной музыкой привёл его к идее поехать на родину оперы, в Италию. Там он постигает искусство
«бельканто» - особого стиля итальянского «прекрасного» пения. Посещает оперные театры Милана и Неаполя, лично знакомится с оперными композиторами: В.Беллини и Г.Донцетти.
Композитор Гектор Берлиоз сказал о Глинке: «Появился Глинка, русский композитор, выдающийся как по своему стилю и знаниям в области гармонии, так и в особенности по свежести и новизне идей. Талант его крайне гибок и разнообразен. Его стиль обладает редким преимуществом перевоплощаться по воле композитора, согласно требованиям и характеру избранного сюжета» За годы, проведённые в Италии, Глинка написал немало сочинений, в которых выразил своё восхищение красотами её природы. Давайте послушаем один из восхитительных романсов, написанный в жанре итальянской баркаролы «Венецианская ночь»
(Видеоряд на романс «Венецианская ночь»)
Покинув Италию, Глинка едет в Австрию, где посещает родину Моцарта – Зальцбург и столицу вальсов – Вену. Молодой композитор был восхищён красотой Вены, её улицы были буквально наводнены народными напевами: австрийскими, тирольскими, хорватскими… Поэтому неслучайно, что в творчестве русского композитора появились эти чудесные мелодии. Но каким бы увлекательным не было путешествие, пришло время возвращаться домой. Прошай, гостеприимная Вена!
(Видеоряд на музыку «Прощальный вальс»)
По возвращению в Россию Глинка с увлечением принимается за создание своей оперы, идея которой пришла композитору ещё за границей. По инициативе поэта Жуковского Глинка обращается к сюжету об Иване Сусанине, русском крестьянине, отдавшем свою жизнь во имя спасения родной земли от польских захватчиков в 1613 году.
(на экране картина с изображением Ивана Сусанина с поляками в лесу)
«Сцена в лесу глубоко врезалась в моём воображении: я находил в ней много оригинального, характерного для русских» - вспоминал композитор.
17 ноября 1836 года опера была поставлена на сцене Петербургского Большого театра под названием «Жизнь за царя». Передовая русская интеллигенция восторженно встретила оперу. Окрылённый триумфом Глинка писал матери: «Вчерашний вечер совершились, наконец, желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь император… благодарил меня и долго беседовал со мною… Зато аристократическая публика приняла презрительно назвала оперу «кучерской», на что Глинка ответил: «Это хорошо и даже – верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ». Известно, что оба варианта композитору не нравились, однако «предложение» пришлось принять.
(Звучит «Краковяк» из оперы «Жизнь за царя»)
Данный период жизни композитора отмечен ещё одним важным событием – женитьбой на молодой особе М.П.Ивановой. Но счастье молодых длилось недолго, начались семейные неурядицы, через два года брак распался.
(на фоне музыки «Вальс-фантазия):
Неудачная женитьба заставила искать утешение в новом знакомстве. В 1839 году он встретил и полюбил Екатерину Керн, талантливую выпускницу Смольного института. Она была дочерью Анны Керн, той самой, которой А.С,Пушкин посвятил своё знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновение…». Екатерина была умна, музыкальна и ответила Глинке взаимностью. Венцом чувств композитора к девушке стал романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение» и «Вальс-фантазия». Однако, из-за ряда причин этот союз оказался невозможным. Екатерина Керн и Михаил Глинка вынуждены были расстаться.
(звучит ноктюрн «Разлука»)
Расставание с возлюбленной и другие жизненные невзгоды привели композитора к мысли покинуть столицу. Однако планам нового путешествия не суждено было сбыться. Образовавшуюся душевную пустоту композитор постарался заполнить работой. Так возник единственный вокальный цикл «Прощание с Петербургом» на слова Н.Кукольника и большая сказочная опера «Руслан и Людмила», написанная по поэме А.С.Пушкина.
И всё-таки, в 1844 году Глинка уезжает за границу. Он посещает Францию, где с большим успехом проходят концерты, целиком состоящие из произведений композитора, и Испанию. В Испании композитор проведёт два года. Здесь он увлёкся старинной испанской музыкой, изучал язык, и даже выучился танцевать с кастаньетами. В этот период были созданы такие известные произведения, как «Арагонская охота», «Ночь в Мадриде» и другие.
(звучит «Андалузский танец»)
Вернувшись из путешествия, Глинка вновь поселился в Петербурге. У себя дома он довольно часто устраивал фортепианные вечера, где разыгрывал с приятелями отрывки из собственных и других опер. Это было увлекательно и весело.
(звучит «Вальс» из оперы «Иван Сусанин»)
Здоровье композитора никогда не было крепким. Поэтому в последние годы жизни он жил: то в Петербурге, то в Берлине, то в Париже. Несмотря ни на что, он по-прежнему был полон творческих планов. Близким и преданным другом Глинки была его сестра Л.И.Шестакова, которая всю свою жизнь пропагандировала творчество своего брата. Для её маленькой дочки Оли композитор сочинил фортепианные пьесы.
(Звучит «Полька»)
Творческим планам великого композитора не суждено было сбыться. 3 февраля 1857 года Михаил Иванович Глинка скончался в Берлине. Позднее его прах был перевезён в Петербург и захоронен на кладбище Александро-Невской Лавры.
(на экране фотография с изображением могилы композитора)
Трудным, но славным был жизненный путь композитора. Для его современников и последующих поколений музыкантов М.И, Глинка останется учителем и основоположником русской классической музыки. Великий русский композитор П.И.Чайковский назовёт Глинку «настоящим творческим гением». Композитор и музыковед Б.Асафьев скажет следующее: «Счастливый композитор! Вся Родина Глинки и не только русский народ хранят память о его музыке!». А Модест Петрович Мусоргский воскликнет: «Слава Глинке, указавшему путь истины!».
(на экране портрет композитора. Звучит «Полонез» из оперы «Иван Сусанин». Можно хореографический номер под эту музыку)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Макеева Евгения Вячеславовна
→ джина555 12.08.2019 0 3071 36 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.