Сценарий "Детства мир многообразный - многоцветный детский мир"
СЦЕНАРИЙ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ВСТРЕЧИ, ПОСВЯЩЁНННОЙ ТЕМЕ ДЕТСТВА В ЖИВОПИСИ
« ДЕТСКИЙ МИР - ОСОБЫЙ МИР, МНОГОЦВЕТНЫЙ ДЕТСКИЙ МИР»
Эпиграф: «Был бы серым наш миг на планете
Если б детство не красило путь» (Нина Иоффе)
«В эту жизнь мы пришли все из детства из страны ярких красок и грёз.» (из интернета)
(когда дети рассаживаются, звучит «Тема вдохновения» Алексея Рыбникова из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»)
Ведущий
Детский
мир – особый мир,
мир
вхожденья из истоков,
мир
без страхов и упреков,
мир
доверья без границ.
теплых
рук и милых лиц,
многоцветный
детский мир.
Детский
мир – особый мир,
меж
гирляндами событий
сохраненный,
незабытый
повзрослевшими
людьми,
многоцветный
детский мир.
(Рута Марьяш)
(показывается видеоролик «Детские образы русской живописи. Видеогалерея Александра Смольянинова». По ходу видеоролика картины можно комментировать)
Душа ребенка - чистая слеза, в ней и тепло, и свет, и откровение, а искренность, доверенность в глазах! В театре жизни единственные настоящие зрители - дети. Мир Детства неотъемлемая сторона образа и культуры любого народа. Особый мир сокровенных чувств ребенка открывается в творчестве художников.
(показывается видеоролик «Красота детской души» Картины Владимира Волегова)
Дети
на полотнах художника Владимира
Волегова совершенно естественные и
живые. Жизнь
маленького человечка на каждом холсте
- очень интересна и знакома каждому.
Художник как бы пишет очаровательную
музыку. Она звучит в его солнечных
картинах, мотив которых пропитан любовью,
нежностью, трепетом души.
Картины
с изображением детей это прекрасно.
Детские эмоции это всегда естественно
и находятся авторы, которым под силу
запечатлеть эти мгновения.
Далеко не каждый художник решится написать детский портрет, образы детей на полотнах появились достаточно поздно. На такие картины очень приятно смотреть, а вот рисовать малышей трудно, ведь заставить ребенка несколько часов позировать художнику очень сложно. Тем не менее, известным художникам это прекрасно удалось. И сейчас мы некоторые из них с Вами увидим.
(показывается авторский видеоролик «Образы детей в картинах известных художников)
Французский живописец Огюст Ренуар посвятил целую серию работ детской тематике, на полотнах комфортно разместились красиво одетые дети. Портреты детей наполнены внутренним светом, струящимся из полных наивности глаз.
В глазах ребенка мир, как стих:
Большой и невозможно чистый;
В нем нет предателей, плохих,
В нем всё прекрасно и лучисто.
***
Там
радость брызжет, как фонтан,
Там,
слёзы горькие обиды,
Там
вижу свет, а не туман,
И
душу, что для всех открыта.
В русской живописи встречаются сюжеты,
повествующие о нелёгкой судьбе детей,
примером тому может служить «Тройка»
Перова, где дети вынуждены везти холодную
и тяжелую бочку с водой. Здесь он показал
безжалостное
использование детского труда.
Дети,
часто деревенские, нанимались в то время
в услужение. Художник показывает,
насколько они беззащитны перед любым
его требованием, даже таким бесчеловечным,
как перетащить на санях огромную бочку
воды в лютый мороз. В картине «Дети-сироты»
этого автора «детская
душа»
стонущая
от боли и горя. Обделенные судьбой,
брошенные в жестокий «взрослый» мир,
они стараются выжить, приспособиться,
становясь не по годам серьезными.
Несколько иная детская душа показана
Перовым в картине «Девочка с кувшином».
Здесь она притихшая, живущая в мире
природы, мечты и снов.
-
Посижу чуток,
Немного,
Хоть
немного, только здесь…
Мамке
я – одна подмога,
Вот,
кувшин пора отнесть…
-
Тяжело,
Но
я привыкла,
Хоть
чуток рука болит…
Кто
б другой, наверно, хныкал,
А
меня ничуть не злит.
-
Я люблю,
Когда
под вечер
Заиграет
пастушок…
Жаль,
бедны, – ответить нечем,
Пусть
с гостинцами горшок.
-
У меня
В
ушах серёжки…
То
подарок от отца!
Вот
бы вспомнить хоть немножко,
Хоть
чуток – его лица!
(Владимир Котовский)
Совсем другую детскую жизнь мы видим на картине «У дверей школы». Полотно показывает не только бедность крестьян, но и их желание изменить свою судьбу. Однако самое интересное в этой работе то, что она связана с жизнью самого автора.
А вот картина художника Фёдора Решетникова «Опять двойка» наоборот говорит о том, что ребёнок расстроен. Он не выучил урок и получил двойку и выглядит расстроен. Сестра смотрит на него с осуждением, а мать, хоть и расстроена но с любовью. Младший брат ехидно улыбается. Кстати, художник сначала планировал написать картину об успешной сдаче экзамена. Но потом решил, что лицо расстроенного ребенка выразительнее, чем счастливая улыбка отличника, а домашняя обстановка будет ближе зрителю, чем школьный класс. Единственный кто рад своему хозяину это пёс. В продолжении темы художник нарисовал картину «Переэкзаменовка». На сей раз на стене висит репродукция картины «Опять двойка» – тонкий намек на то, почему мальчишке приходится страдать над учебниками и тетрадками, когда во дворе веселье и друзья зовут скорее выйти на улицу. Остался на картине и знакомый по сюжету полотна «Опять двойка» пес. Он не оставил своего хозяина в беде и терпеливо ждет, когда же их отпустят погулять.
Картина «Мальчишки» написана в 1971 году.
(о картине «Мальчишки» Фёдора Решетникова можно рассказывать на фоне минусовки к песне Александры Пахмутовой «Звездопад»)
На ней мы видим трёх мальчиков, которые с восторгом смотрят на небо. Возможно, они загадывают желание на падающую звезду, а, возможно, мечтают однажды отправиться в космос. Ведь именно тогда в СССР было «космическое» настроение, которое было связано с полётом Гагарина в космос. Мальчик в центре, показывает пальцем в небо а два других мальчика восторженно смотрят наверх. И как тут не поверить, что они там действительно что-то увидели? Будь то звезда, туманность. Ясно одно – мальчики восхищены и удивлены, видно, что им нравится то, что они увидели. Может быть, они рассказывают друг другу небылицы про космических жителей, а может быть они решают, что когда-нибудь отправятся в космос на ракете. Автор картины даёт нам понять, что мальчишки нашли свою мечту. Ведь только у мечтающего могут гореть так глаза. Город засыпает, и лишь только трое мальчишек не спят. Они восторженно думают о своём будущем и о своей мечте.
Картина Решетникова понятна всем. А главная задумка заключена в том, чтобы показать желание и волнения не только мальчиков, но и всех жителей именно того времени.
Сергей Алексеевич Григорьев «Вратарь» . Здесь изображается. Жанровая сцена из дворовой жизни: не то на пустыре, не то на строительной площадке идет футбольный матч. Штангами ворот служат школьные портфели, зрители подобрались случайные, но момент явно драматический: вратарь должен защитить ворота, на поле острый момент. Безмятежная игра разворачивается на фоне строительных лесов: город отстраивается после войны.
Художник Маковский Константин Егорович любил изображать всё красивое, будь-то люди на портретах, предметы или даже картины из жизни и истории. "Дети, бегущие от грозы" – одна из самых обаятельных передвижнических картин Константина Маковского. У нее весьма интересная история.
(рассказ может сопровождаться музыкальной темой Алексея Рыбникова «Гроза»)
Мы видим босоногую девочку, в переднике у нее завязаны собранные грибы, на плечах сидит маленький братишка, крепко обхватив сестру пухлыми ручками. Девочка одета в простенький сарафан. Она испуганно оглядывается туда, откуда идут тучи, прикидывая, успеют ли они добраться до дому, прежде чем хлынет ливень. Мальчик же уткнулся в нее, на тучи он не смотрит. Видно, что он тоже испуган, а сестренка ему кажется защитой. Дети пытаются добежать до дома раньше, чем разразится гроза – а это будет с минуты на минуту. Перед нами короткий момент, предшествующий грозе. Небо затянуто, физически ощущается, какой там сейчас тяжелый, душный воздух. Порывы ветра клонят высокую траву, растрепывают выбившиеся из-под косынки волосы девочки и, кажется, подталкивают детей. А внизу, у самой земли, болотные травы не колыхнутся. Зато ненадежный мостик ощутимо шатается под ногами девочки. Кажется, тревожное ощущение ожидания грозы объединило настроение природы и детей. Великолепно написано небо, в нем отражено всё разнообразие предгрозового состояния: чередование оттенков, надвигающиеся тучи, яркие проблески солнца. Эту девочку Маковский встретил в Тамбовской губернии. Он вышел на природу с мольбертом, а вокруг него собралась стайка деревенских детей. Бойкая глазастая девчонка спросила: «А что ты делаешь?». Художник ответил, что рисует, и предложил и ее нарисовать. Договорились устроить «сеанс» завтра. На следующий день вокруг Маковского собралось еще больше детворы – а той девочки не было. Зато пришел ее маленький братик, который и рассказал, что вчера сестренка пошла по грибы, а он увязался за ней. Когда возвращались, погода резко переменилась, запахло грозой. Торопясь успеть домой до дождя, девочка посадила малыша на плечи. Перебираясь через хлипкий мостик на болоте, она поскользнулась и увязла. Братишка выбрался на землю, а сестра совсем промокла. К вечеру у нее поднялся жар, и лежала она теперь в постели, сил набиралась. Эта история легла в основу картины и дала ей название. Много лет художник вспоминал, что вот бы той глазастой девчушке показать, что из истории их получилось.
(После рассказа о картине Маковского можно сделать поэтическую страничку, чтобы дети прочитали заранее розданные им детские стихи о живописи, рисовании и художниках а потом танцевальную паузу под песню в исполнении Детского хора Тропинка «Чудный художник» )
Картины Николая Петровича Богданова-Бельского.
(Рассказ о картинах Николая Богданова-Бельского может сопровождаться музыкой Петра Ильича Чайковского: «Утренняя молитва», «В церкви», «Сладкая грёза», «Для женского и детского хора а капелла: Легенда». Можно самим сделать видеоряд с слайдами о тех картинах, о которых рассказывается по сценарию и самых лучших и известных изображений детей художника и наложить на них предлагаемую музыку Чайковского)
Бедный деревенский пастушок Николка, выходя в поле с коровушками, любил вырезать из дерева фигурки животных. Рисовал на заборах. Эти рисунки и фигурки начинающего юного художника заметил известный педагог и попросил мальчика нарисовать свой портрет, и в этом рисунке увидел незаурядный природный дар пастушка. Семья учителя Рачинского взяли Николая в школу, где он учился с 1878 по 1882 год, и оставили его жить в своем доме как члена семьи. В школе народного учителя С.А. Рачинского дети изучали закон Божий, обучались церковному пению, постоянно участвуя в церковных службах. Грамматику начинали изучать с церковно-славянского языка. Картину «Будущий инок» юноша писал для получения звания «классного художника». Придя на урок в школу Рачинского, Николай обратил внимание на мальчика лет четырнадцати с грустными задумчивыми глазами. Той зимою он, молясь, выстоял Литургию в церкви и Юношу нашли через две недели в зимнем лесу. Он смастерил себе шалаш, питался припасенным хлебом и был полон решимости стать отшельником. Душа его рвалась от мира, житейских радостей и забот. Этот случай побудил Богданова-Бельского написать картину «Будущий инок». Картина понравилась учителю Рачинскому, но сам живописец был ею недоволен и по дороге в Москву думал, не бросить ли картину в лесу. Возле Ржева сани Богданова-Бельского опрокинулись в сугроб, и он обрадовался, что картина испорчена. Но она лежала невредимой далеко от саней. За картину «Будущий инок» Н.П. Богданов-Бельский получил Большую серебряную медаль и звание «классного художника». Богданову-Бельскому дано было стать портретистом, певцом детского мира. Главными героями его картин остаются крестьянские ребятишки. Живописные работы «Новая сказка» (1891), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1896), «Проба голосов» (1899), «Дети за пианино» (1918) открывают нам искренние, чистые детские образы – будущее России, в которое верилось художнику.
(Евгений Винокуров)
«У больного учителя» Николая Богданова-Бельского
Учитель занемог.
Болезнь его сломила.
В пастель он даже слёг.
Куда девалась сила?
Ученики пришли.
Для них он просто святость.
Оделись как могли,
Ем у доставив радость.
Он
как святой одет,
И белая рубашка
Вся
отражает свет
На детские кудряшки.
Учителя
болезнь,
Буквально, как несчастье,
И
каждому не лень
В беде принять участье.
Добром
полно лицо
Учителя больного.
Он
будто стал отцом
Семейства небольшого.
Спокойно
говорит,
В ребят внушая веру,
Что
это просто грипп
И вовсе не холера.
Мальчишка,
что сидит
На краюшке кровати
С
сочувствием глядит:
Болезнь пришла
некстати.
Мальчишка,
что стоит,
Как видно, растерялся.
Всей
обстановки вид,
В которой оказался.
Так не знаком ему:
На этажерке книги.
Их много … почему?
Журналы между ними.
И скрипка на стене.
А кто на ней играет?
Мурашки по спине,
И сердце замирает.
Картина будит мысль
О детях и о школе.
И в ней глубокий смысл:
Учительская
доля.
(Борис Ханин)
Известный
художник Илья Репин изобразил портреты
своей дочери Веры Стрекоза», «Портрет
Веры Ильиничны Репиной», «Девочка с
букетом». Художник,
воспитай ученика,
Сил
не жалей его ученья ради,
Пусть
вслед твоей ведет его рука
Каракули
по клеточкам тетради.
Художник, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться.
Тема детства в живописи довольно обширна и интересна. Сегодня мы с Вами поговорили лишь о некоторых из этих картин. Но если Вас она заинтересовала и Вы хотите узнать о ней побольше, то можно об этом прочитать в замечательных, красочных книгах. Ведь не зря говорил один из писателей Алексей Максимович Горький «Всем лучшим во мне я обязан книгам». Наше сегодняшнее мероприятие подошло к концу и, надеюсь, что вы, дорогие друзья, узнали для себя много нового и интересного.
Педагогам на заметку по данному мероприятию:
Рассказывая о картинах художника Николая Петровича Богданова-Бельского можно использовать книгу автора Мурашовой Екатерины Вадимовной «Сказка о пастушке и добром волшебнике. Николай Петрович Богданов-Бельский», выпущенную издательством «Белый город »из серии «Сказки о художниках». Этот рассказ можно найти и в интернете. Книги из серии «Сказки о художниках» можно использовать и для многих других мероприятий по теме живописи. Серия "Сказки о художниках" давно стала бестселлером. Она полюбилась детям и взрослым, учителям и родителям. Жанр сказки, такой близкий и понятный ребенку, позволяет рассказать просто о сложном и раскрыть перед ребенком мир прекрасного. Маленьких читателей ждут интересные встречи с творчеством И.Шишкина, В.Васнецова, А.Саврасова, И.Левитана, И.Репина. К. Маковского и др. Издание можно многократно использовать в качестве демонстрационного материала на уроках литературы, Мировой художественной культуры, изобразительного искусства. Да и домашний досуг можно превратить в своеобразное путешествие по художественной галерее.В набор входят:1. Брошюра со сказкой.2. Набор из восьми репродукций большого формата (A3), который можно использовать для занятий.3. Карточки с репродукциями для настольной игры "Отгадай картину Вырежьте эти мини-репродукции и храните их в отдельном конверте вместе с репродукциями.4. "Лист с фрагментами картин и каверзными вопросами".
На странице приведен фрагмент.
Автор: Макеева Евгения Вячеславовна
→ джина555 01.01.1970 0 2323 27 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.