Конспект урока ИЗО "Образ человека - главная тема искусства"; 6 класс
Организация уроков по изучению жанров изобразительного искусства в соответствии
с требованиями ФГОС ООО
Технологическая карта урока «Образ человека – главная тема в искусстве» 6 класс
Исполнитель Тюлькина Ирина Геннадьевна,
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Гимназия № 1 имени Тасирова Г.Х. города Белово»
Белово 2019
Тема урока «Образ человека – главная тема в искусстве» 6 класс
Составитель Тюлькина Ирина Геннадьевна, учитель изобразительного искусства, МБОУ гимназия №1 города Белово
Задачи для учителя:
Образовательные: познакомить с историей возникновения жанра портрета и его видами, сформировать умение анализировать художественные произведения, закрепить полученные знания и умения;
Развивающие: формировать представление об особенностях творчества художников-портретистов, способствовать развитию речи на основе восприятия художественных произведений, развивать наблюдательность и зрительную память;
Воспитательные: воспитывать интерес к мировой культуре и искусству, умение находить красоту и гармонию во внутреннем и внешнем облике человека, способствовать формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Задачи для ученика:
познакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох;
научиться различать виды портрета, анализировать художественные произведения, рассказывать о своих художественных впечатлениях;
понимать замысел автора, формировать свое отношение к увиденному и соотносить его с выразительными средствами мастера.
Тип урока: изучение нового учебного материала
Форма урока: беседа (частично – поисковая)
Опорные понятия, термины: портрет, парсуна, бюст, миниатюра, парадный, групповой, камерный, автопортрет, социальный, психологический.
Зрительный ряд: на доске иллюстрации художественных произведений Д.Левицкого, И.Репина, В.Р.Рембрандта, Петрова-водкина, О.Ренуара, В.Боровиковского, В.Серова, Ф.Рокотова, Ф.Шубина; презентация по теме;
Литературный ряд:
А.С.Пушкин « Я помню чудное мгновенье»
Музыкальный ряд:
М.П.Мусоргский «Ночь на лысой горе»
Оборудование для учащихся:
«Искусство в жизни человека»: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская; [под редакцией Б.М. Неменского]. - М.: Просвещение, 2010. – 175 с., рабочая тетрадь, учебные пособия по ИЗО, репродукции различных видов портретов; карточки с произведениями художников, с названием вида портрета, с цветом (колоритом); краткое описание портретов; тестовое задание;
Формы контроля: эвристическая беседа, самоконтроль, взаимоконтроль, проверка знаний – тестирование.
Домашнее задание:
Вспомнить выдающиеся произведения жанра портрета, ответить на вопросы в учебнике на стр.101
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1. Организационный момент (1–2 мин) |
||
Создает художественно-эстетическую среду класса (подготовка наглядности). Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает благоприятные морально-психологические условия. |
Занимают свои места, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок. |
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
с учителем и одноклассниками. |
2. Актуализация знаний (3-5 мин) |
||
Учитель организует побуждающий диалог для определения темы урока. Ребята, давайте вспомним, какие жанры ИЗО вы знаете? Далее обучающимся предлагается цитата Оскара Уайльда (слайд 1)Что означает это высказывание? О каком жанре ИЗО мы будем говорить на уроке? Что такое портрет? (слайд 2) Назовите тему урока? (слайд 3)
|
Вступают в диалог с учителем. Вспоминают раннее изученный материал. Формулируют тему урока. |
Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, слышать и понимать позицию другого. Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание; формировать интерес к теме урока, его содержанию. |
3. Формулировка целей и задач урока (3-5мин) |
||
Создает для детей проблемную ситуацию. Вы знаете историю развития жанра портрета? Что значит выражение «…видеть художественно? Как понять художественное произведение? Дает невыполнимое задание. Проанализируйте подробно любое из представленных произведений на доске? Почему не смогли выполнить задание? Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, записывает на доске для возможной их коррекции в процессе урока. |
Вступая в диалог с учителем выявляют противоречия. Проявляют познавательную инициативу. В коммуникативной форме обдумывают и осознают формулирование целей урока и пути их достижения.
|
Коммуникативные: выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
4. Мотивация учебной деятельности (4-6 мин) |
||
Возбуждает интерес к обсуждаемой теме и умственной активности (за каждый правильный ответ получаете по 1 бонусу, которые в результате суммируются в отметку). Готовит к сознательному восприятию нового материала: в старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи и передавали из поколения в поколение, через портреты можно было познакомиться со своим прадедушкой... Ведь фотоаппарат появился не сразу. На ваш взгляд фотография чем-то отличается от написанного портрета? На чем в портретах художник акцентирует внимание? Создает эмоциональный настрой. Предлагает обучающимся самим составить план работы. |
Высказывают свое мнение, определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть. Составляют план предстоящей деятельности. |
Коммуникативные: уметь образно излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку о выборе…; формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
5. Изучение нового материала (15-20мин) |
||
Формирует интерес к содержанию урока, приобщает к художественной культуре через ознакомление с искусствоведческим материалом: видами портрета, его историей, терминологией. Обратите внимание на представленные иллюстрации на доске, попробуйте догадаться какие виды портрета вы видите? Когда художник пишет самого себя, как называется этот вид портрета? (слайд 4)В каких видах ИЗО выполнялись портреты? (слайд 5)Вам известно как называются разные положения головы портретируемого? (слайд 6) Создает
условия для сотрудничества - работы
в группах.
Стимулирует активное участие всех
детей в поисковой деятельности.
Делит
обучающихся
на группы и предлагает задание (на
столах лежат, учебники, учебные пособия
по ИЗО, репродукции различных
видов портретов).
Составьте небольшой рассказ на
тему: 5 группа представляет Русское портретное искусство (слайд13,14,15). Создает ситуацию успеха для каждого. Предлагает индивидуальные, более простые задания для определенной категории обучающихся. Соотнесите название вида портрета с иллюстрацией (наличие иллюстраций и карточки с названиями видов портрета) Охарактеризуйте, какими художественными материалами выполняется портрет и назовите вид ИЗО (карточки с произведениями художников и краски, карандаши, мелки, пластилин и т.д.) Учитель дополняет и систематизирует ответы детей с помощью презентации. Побуждает обучающихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Использует фронтальный, побуждающий и подводящий диалоги подробно анализируя «Девочку с персиками» В.Серова (слайд16) Как бы Вы назвали эту картину В.Серова? Нравится Вам это произведение или нет? Какие жанры ИЗО здесь присутствуют? Какой жанр можно назвать здесь главным? Можно ли эту картину назвать портретом? Какие чувства вызывает у Вас эта картина? Расскажите о главной героине (опишите ее позу, одежду). Попробуйте описать ее лицо и определить как к ней относиться художник? Давайте подумаем какой у нее характер? Почему автор выбрал именно эти фрукты – персики? Каких цветов в произведении больше: светлых или темных? Какой колорит использовал мастер и почему? Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг? Не хотите ли добавить или изменить что-то в Вашем ответе на первый вопрос? Вернитесь к ответу на второй вопрос. Осталась ли Ваша оценка прежней или изменилась? Почему Вы так теперь оцениваете эту картину? Проводит физкультминутку. |
Самостоятельно работают с учебником, учебными пособиями и репродукциями. Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Составляют план действий. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Овладевают новыми знаниями и способами действия через активизацию умственной деятельности. Знакомятся с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формируют представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве. Формируют представление об истории портрета, называют имена великих художников-портретистов и их произведения. Различают виды портрета. Понимают и объясняют, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника. Рассказывают о своих художественных впечатлениях. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Оценивают правильность своих выводов, решений. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения. Выполняют упражнения (физкультминутка) |
Познавательные: умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения (овладеть умением анализировать и оценивать художественные произведения; умение сопоставлять словесное описание и реальный образ. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; работать в группе; адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности; Личностные: осознавать ответственность за общее дело; проявлять эстетические чувства, эмоционально отзываться на прекрасное, анализировать художественные произведения. |
6. Практическая работа (7-10 мин) |
||
Организует практическую работу по парам. Портрет Пушкина. Вспомните стихотворение А.С.Пушкина. Портрет композитора Мусоргского. Послушаем его произведение. Какие чувства вызывает портрет? Проанализируйте эти произведения самостоятельно (слайд 17) Обеспечивает мотивацию выполнения (продолжаем пополнять свои бонусы) Предлагает игру «Найди картину» По словесному описанию определить, о каком произведении идет речь. Предлагает игру «Колорит» раздает карточки с нарисованным колоритом (серебристо – голубой, розовато-лиловый и т.д.) Какой иллюстрации соответствует данный колорит (при наличии можно поиграть на интерактивной доске) Контролирует выполнение работы. Предлагает самостоятельную индивидуальную работу (тест). Определи вид портрета, автора, название произведения, заполни таблицу.
|
Осмысливают и закрепляют новые знания и умения. Выполняют тестовое задание. |
Познавательные: развивать способность к смысловому восприятию музыки, литературы и произведений живописи; устанавливать аналогии на соответствие музыки, литературного произведения и художественного образа; Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планировать свои действия в соответствии с ней. Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалоговой формой коммуникации (построение речевых высказываний; умение слушать и эмоционально откликаться на искусство). |
7. Сообщение домашнего задания (1 мин) |
||
Объясняет особенности выполнения д/з Вспомнить выдающиеся произведения жанра портрета, ответить на вопросы в учебнике на стр.101 |
Вникают и записывают.
|
|
8. Рефлексия деятельности на уроке (5-7 мин) |
||
Учитель организует обсуждение результатов практической деятельности. Высказывает оценочные суждения. Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения. Предлагает подвести выводы, вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оценить свою работу? |
Осуществляют самооценку, самопроверку, взаимопроверку Формулируют конечный результат своей работы на уроке определяют степень соответствия поставленных целей и результатов деятельности: называют тему и цели урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочное суждение. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают и оценивают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. |
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Коммуникативные: использовать критерии для обоснования своего суждения; аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения. Личностные: адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тюлькина Ирина Геннадьевна
→ Публикатор 18.12.2019 0 8540 236 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.