Статья "Использование интерактивных возможностей информационного пространства на уроках музыки"
Использование интерактивных возможностей информационного пространства на уроках музыки
В Концепции модернизации российского образования на период до 2030 года сказано, что школа должна ориентироваться на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей.
В «Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 года» подчеркивается, что для достижения современного качества образования нужно активно использовать потенциал искусства в целях творческой самореализации личности. В реализации данной задачи важная роль отводится предметам эстетического цикла.
Что же нужно сделать для того, чтобы ребята с радостью шли на урок музыки, чтобы с нетерпением ждали встречи с искусством?
Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. Современный урок музыки не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями.
Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности, повышения познавательного интереса и качества обучения. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
ИКТ дают возможность:
• повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;
• поставить в центре обучения самого обучающегося, его психологические особенности;
• расширить возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;
• увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке;
• обеспечить оптимальное музыкальное развитие учеников;
• обеспечить каждому школьнику собственную траекторию обучения;
• помогает расширить кругозор учащихся, мотивировать детей самостоятельно искать информацию;
• активизировать организацию процесса познавательной деятельности школьника;
• активизировать умственную деятельность учащихся.
Изучив опыт ведущих ученых, педагогов, я наметила свой путь использования ИКТ на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Целью своего педагогического опыта считаю формирование учебно - познавательной компетенции учащихся на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Достижение ожидаемых результатов предполагает решение следующих задач:
• создание педагогических условий для формирования у учащихся учебно-познавательной компетенции;
• организация исследовательской и самостоятельной работы детей для развития творческих способностей и вовлечения их в активный познавательный процесс;
• повышение текущей успеваемости и качества знаний.
При проведении уроков музыки в комплексе использую ряд цифровых средств обучения:
1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов;
Презентация музыки на уроках в видеоформате – это гарантированный эмоциональный тонус на занятиях, увлеченность, погруженность в материал.
2. Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;
3. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии
4. Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных
понятий программы того или иного класса.
5. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.
6. Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей.
7. Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.
Основные направления использования ИКТ на уроке музыки:
Для реализации поставленных задач в своей работе использую следующие компьютерные программы: InternetExplorer для возможности выхода в Интернет, PowerPoint, для создания своих презентаций, Word для оформления текстовых документов, PictureManager для просмотра изображений, а также для редактирования изображений в форматах, JPEG; Excel для составления проверочных тестов, таблиц,графиков и диаграмм, а также Publisher , которая позволяет создавать готовить профессиональные публикации к печати, применяя к ним собственный дизайн или используя готовые шаблоны.
После того, как школы были укомплектованы компьютерами и электронными изданиями на CD-ROM, среди которых были диски и по искусству, началось активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения.В своей работе также использую коллекцию дисков CD, состоящую из произведений различных стилей и жанров: от классики до современной музыки. Благодаря различным компьютерным программам появилась возможность прослушивать музыкальные произведения в качественном звучании. А звук это тоже технология. В отличие от грамзаписи и аудиокассет, музыкальные цифровые проигрыватели удобны для пользователя: есть возможность быстрого поиска отдельных фрагментов музыкального произведения, неоднократное прослушивание для запоминания лейтмотива или анализа интонаций. Так же есть возможность изменения зрительных образов при прослушивании музыки. Информационно-коммуникационные технологии использую на уроках музыки, начиная с 1 класса.
Конечно, малое количество "обучающих" программ связано со школьной программой, с последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением, предписываемыми логикой курса и образовательным стандартом, большинство CD представляют собой электронные книги, т.е. содержат текст и иллюстрации, которые очень трудно включить непосредственно в ткань урока. В этом случае их можно использовать для самостоятельного прочтения или в качестве иллюстраций к рассказу учителя. Таким образом, современные мультимедиа энциклопедии, словари, требуют специальной адаптации, большой творческой работы учителя. Однако если в некоторых программах не предусмотрено пространство для творческой работы учащихся, то много возможностей для творчества учителя: CD содержат качественный иллюстративный материал, обширные комментарии, словари.
Использование электронных образовательные ресурсов, позволяет эффективно решать задачи:
• обеспечение уроков информацией;
• демонстрация учебной информации;
• поддержка различных активных форм занятий;
• закрепление знаний,навыков и умений;
• оценка и контроль знаний.
В своей работе использую следующие готовые программные продукты:
1.Энциклопедия классической музыки
• В этом диске представлены биографии почти 300 композиторов. Здесь же содержится информация о знаменитых исполнителях XIX-XX веков, жанрах классической музыки и наиболее популярных произведениях, а также сведения об устройстве музыкальных инструментов. Слайды и репродукции, видео - и аудиофрагменты, экскурсы в историю музыкальной культуры различных стран раскрывают огромный мир музыкальной классики. Диск содержит викторину с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов.
2. Соната не только искусство
• Данный диск является путеводителем по коллекции современных записей европейской и русской классики, джазовой и популярной музыки, поэтической песни, выполненных ведущими мировыми студиями, в исполнении лучших музыкантов планеты.
• Коллекция избранных музыкальных произведений представляет материалы для работы на уроках музыки, а также интерактивную среду для развивающей и проектной деятельности учащихся.
• Программа содержит информацию более чем о ста композиторах, 300 музыкальных фрагментов, викторину, картинную галерею, рекомендации по оснащению кабинета искусства.
3. История Искусства
• Электронное средство учебного назначения, которое представляет набор информационных объектов, отражающих произведения, объекты, персоналии, процессы, явления истории искусства, содержит 844 звуковых фрагмента. Синтез мультимедиа-компонентов (текста, звука, видео, анимации), интерактивных форм взаимодействия и компьютерного моделирования обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне, что позволяет достичь наилучшего усвоения материала учеником.
Огромную помощь на уроках дают мультимедийные учебные пособия, художественные программыот компаний «Кирилл и Мефодий», «Просвещение-МЕДИА». Учащиеся с интересом работают с «Энциклопедией популярной музыки Кирилла и Мефодия». Это российская мультимедиа-энциклопедия, в которой можно найти информацию практически о современной музыке, группах и исполнителях, композиторах. Энциклопедия дает возможность прослушать музыку или посмотреть видеоклип.
Еще один пример электронного учебно-справочного материала - это мультимедиа-энциклопедия «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства». Она представляет собой коллекцию записей музыки 15-16 вв. с комментариями, песенного приложения «Здравствуй, песня!», электронного иллюстрированного справочника «Выдающиеся исполнители», методических материалов «Музыка всем», энциклопедического ресурса «Музыкальные инструменты». В ней есть картинная галерея ,материал об эпохах в искусстве 15-20 вв., выдающихся деятелей культуры прошлого и современности, академической культуре и современных жанрах, обучающе-развивающие увлекательные викторины и другой полезный материал для самостоятельной работы учащихся дома и на уроках .
На современном уроке использование Интернета применяется с целью поиска информации в WWW, повышающие эффективность работы учителя музыки, скачивания программ, тестирования on-line, участия в дистанционных олимпиадах по предмету, проведения виртуальных экскурсий. При работе с ресурсами сети Интернет необходимо обращать внимание на достоверность информации, соответствие материала теме урока и возрастным особенностям учащихся.
Интернет-ресурсы, доступные любому ученику, расширяют кругозор, обостряют интерес к обучению. Это даёт возможность знакомства с культурой и искусством различных народов, с важнейшими событиями культурной жизни всего земного шара, уникальную возможность соприкоснуться с шедеврами мирового музыкального искусства, различных музеев (Эрмитаж, Лувр, Базельский музей и пр.), которые содержат цифровые коллекции, позволяющие увидеть и разглядеть подробно шедевры живописи, прикладного искусства, музыкальных инструментов.
При подготовке к урокам мною используются материалы сайтов, посвящённых современной музыке, современным композиторам, именно из Интернета на сайтах различных сообществ узнаю о новинках в мире музыки, в частности о новых музыкальных программах. Так, готовя урок по теме «Мюзикл», большой пласт информации нашла на сайте мюзикла «Кошки» (это не только текстовая информация, но и музыкальные фрагменты в формате МР-3, цифровые фотографии).
Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении уроков музыки. Много интересной и полезной информации можно найти на общероссийском образовательном портале. Огромный интерес для учителя музыки представляет Интернет-фестиваль «Открытый урок», где много статей и разработок уроков, посвящённых музыкальной педагогике.
Вот некоторые сайты, где можно найти интересный и нужный материал для уроков.
1.http://www.belcanto.ru/index.html
В данном разделе предлагаются:
- новости оперной жизни в России и за рубежом;
- сведения о лучших произведениях жанра (сюжеты, комментарии-эссе);
- информация об оперных театрах, фестивалях;
- биографии и творческие портреты певцов, дирижеров, композиторов;
- книги, статьи, освещающие различные аспекты оперного искусства;
- записи великих классических произведений в формате mp3;
- каталог ссылок на оперные ресурсы Интернета.
2. http://www.classic-music.ru/index.html
В данном разделе предлагаются:
- биографии и творческие портреты композиторов и исполнителей классической музыки;
- крупнейшая коллекция записей классической музыки в формате mp3.
- все фонограммы из собраний частных коллекционеров виниловых дисков Москвы, исполненные до 1971 года;
- словарь музыкальных терминов и инструментов;
- ссылки на сайты о классической музыке.
3. http://www.fedorov.ws/index.html
В данном разделе предлагаются:
- сведения о лучших произведениях жанра (сюжеты, комментарии-эссе);
- информация об оперных театрах, фестивалях;
- биографии и творческие портреты певцов, дирижеров, композиторов;
- ссылки на страницы, содержащие записи в mp3;
-каталог ссылок на оперные ресурсы Интернета.
4. http://www.posternazakaz.ru/shop/category/180/82/?orderby=views
Фото известных композиторов, портеры композиторов.
5. http://eomi.ws/.
По этому адресу можно найти информацию о музыкальных инструментах симфонического оркестра, об истории возникновения инструментов. Здесь можно рассмотреть строение инструментов, послушать их звучание.
Тестовые формы контроля.
В процессе преподавания музыкального искусства в школе тест является педагогическим инструментом в руках учителя, позволяющим осуществлять педагогические измерения в рамках преподаваемого предмета и используется как средство проверки, контроля и оценки.
Основные задачи использования тестов в преподавании музыкального искусства в школе направлены на:
• определение объёма и качества освоения содержания программного материала;
• проверку и контроль уровня усвоения основных видов деятельности учащихся;
• проверку и оценку качества развития психофизиологических свойств ребёнка, необходимых для занятия музыкальной деятельностью;
• оценку педагогической деятельности учителя музыки.
Современное общество ставит перед школой задачу развития личностно значимых качеств подрастающего поколения, а не только передачу знаний. Знания выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках музыки
- позволяет сделать деятельность учителя и учащегося более эффективной;
- повысить качество обучения предмету;
- отразить существенные стороны музыкальных фактов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности;
- выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений музыкального искусства и, самое главное, значительно повысить уровень обученности, так как ученики проявляют больший интерес к урокам музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий. А интерес является прекрасным стимулом к учению вообще и приобщению к музыке в частности.
При наличии интереса к урокам развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. При этом школьники переживают самые разные чувства. Здесь – и сомнения в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг...
Учащиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом моральный подъем, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Исключается необходимость жесткого контроля процесса и результатов учебного труда. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку и статус школьника в коллективе.
Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Следовательно, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе; продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, обеспечивает подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества, реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
Информационные технологии – замечательное дидактическое средство, позволяющее воспитывать личность в соответствии с требованиями современной жизни.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пономаренко Юлия Владимировна
→ Публикатор 11.02.2020 0 1900 392 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.