Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках ИЗО"


Активизация познавательной деятельности на уроках ИЗО.

 

Гималетдинова М.В.,

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Гимназия №3» ЗМР РТ

 

В обучении изобразительному искусству одной из главных задач определяется развитие навыков сотрудничества в художественно-творческой деятельности, способности к познанию мира через чувства и эмоции. Специфика уроков изобразительного искусства такова, что большую часть времени отводится на практическую творческую работу учащихся. Поэтому учитель должен ясно представлять себе, с какой целью он использует тот или иной метод. Каждый метод должен быть объяснён детям, принят ими, оговорены правила той или иной работы.

Давно замечено, что рисование положительно влияет на ребенка. Для него это не просто развлечение, а развитие умственных и личностных способностей. Вначале ребенку интересно движение карандаша или маркера и те следы, которые остаются. Впоследствии появляется заинтересованность к творчеству – создавая свои произведения, дети стремятся к получению результатов. В период с 5 до 15 лет происходит интенсивное развитие фантазии и воображения у детей, что является важнейшей стороной их жизни. Впоследствии эти процессы начинают угасать. Главное не пропустить этот момент и постараться развивать творческие способности вовремя.

Чтобы поддерживать интерес ребенка к рисованию и дать ему новые знания нужна методика.

Рисуя, каждый ребенок, так или иначе, сталкивается с проблемами, общими для всех художников: как разместить на небольшом листе весь необъятный мир, который так и рвется с карандаша? Как сделать далекое далеким, и чтобы близкое при этом оставалось близким, чтобы едущее «проезжало» мимо стоящего? Как передать эмоции своих героев?

Одаренные дети сами решают эти вопросы, общая же масса детей, для которых рисование на прежнем уровне становится неинтересным, а перейти на новый - они не могут, как правило, бросают это занятие, ставшее чем-то запредельным.

В большинстве современных методик преподавания изобразительного искусства заключается в эмоциональном познании мира и предоставляется ученику через рисование, а законы формообразования, перспективы, цвета, света и тени последовательно преподносятся педагогом. А ведь законы эти очень просты, дети сами в определенных условиях, на основе своего небольшого жизненного опыта их обнаруживают и понимают и даже открывают новые. Ценность знания, добытого самостоятельно, неизмеримо выше ценности знания преподанного. От учителя требуется создать ситуацию, благоприятную для открытия. Ведь, в самом деле, что такое перспектива: просто на другой стороне улицы дом, в котором живет твой друг, кажется гораздо меньше, чем дом, в котором ты живешь. У далекого дома не разглядеть окошек, а у близкого виден каждый кирпич. Дети это знают, но не всегда могут применить к рисунку.

В процессе урока важное место занимает диалог учителя с детьми. Диалог по интересующей проблеме, на которую учитель должен навести ученика, является благоприятной ситуацией между учителем и учеником совместно ищущими истину.

В беседе важно прогнозировать реакцию учащихся на вопрос или действие учителя, быть готовым к импровизации! Для этого заранее планирую наводящие вопросы, которые усвоятся в ходе диалога. Форма вопроса должна зависеть от возраста и степени подготовленности детей, что связано с принципом доступности. Вопросы приблизительно могут быть такими: «Что такое красота?»; «Можно ли нарисовать чувства, музыку, то, что не видишь?»; «Есть ли цвет у имени?» и т.д... Что такое свет и тень, как выделить главное в рисунке, как изобразить белый предмет на белом фоне; как мы видим отражение в воде или в зеркале? – на эти вопросы дети вполне могут ответить самостоятельно. Важно только организовать наглядность, учебную игру; почему дальний объект выглядит маленьким? – чтобы дети ни говорили, они запомнят, что дальний предмет надо рисовать меньше, а ближний – больше.

Например: Класс расположился вокруг стола с лежащим на нем листом белой бумаги. На листе стоит небольшой картонный домик. Одному ребенку дадим, к примеру, оранжевый круг – он будет играть роль солнца, другому черный фломастер, он будет играть роль тени, а третий будет отвечать за домик. Класс быстро включается в игру. В игре наблюдаем за тем, как «тень» без проблем сможет варьировать свою длину под движением «солнца», а «домик» не затруднится показать свои светлые и темные стороны. Таким образом, юный художник начинает приподниматься над миром своих фантазий, игра переходит на качественно новый уровень – возникает желание нарисовать с натуры, постараться, чтобы было похоже.

Игровые приёмы на уроке помогают детям осваивать такое сложное понятие, как колорит. Чтобы ученик овладел выразительными возможностями цвета и научился пользоваться ими при воплощении своих творческих замыслов существуют ряд заданий, которые я использую на уроках. Например, детям показываю десять – двенадцать предварительно окрашенных в локальные цвета кусков картона и говорю: «Представьте себе, что эти цвета, подобно нам, обладают характером. Настроением. Если бы это было так, характер у них был бы одинаковый или разный?» - Дети, конечно, отвечают: «Разный!» - Давайте угадаем, какие из них добрые? Сердитые? Грустные? Ласковые? Веселые? Скучные? Неспокойные?».

Всякий раз дети указывают на те, или иные цвета. В одних случаях мнение бывает единодушным, а в других – нет. И это не должно смущать педагога. Не нужно добиваться «единственно правильного ответа». Затем можно вновь вернуться к заданиям на смешение цветов и построить эту работу примерно таким образом. Выложить у одного края палитры две - три яркие краски из набора гуаши, у другого края – две – три темные и глухие, отдельно от них белую и черную краски. Начните смешивать цвета в разных сочетаниях, и при этом всматривайтесь и обсуждайте с детьми, как меняется от смешения характер, настроение цветов. В данном случае, речь должна идти о цветах как носителях определенного характера, настроения, чувства. Вот, например, золотисто-желтый цвет, вливаясь в спокойный зеленый, все больше и больше наполняет его весельем. А что происходит вот с этими яркими, радостными цветами при добавлении к ним белил? Они делаются более печальными? А может быть ласковыми? Или тихими, мирными? А соединяясь с черным, цвет делается мрачнее? Или строже? Таинственнее или тревожнее? Выполняя такие задания, ребенок будет попутно осваивать технологию смешения цветов, ее довольно сложные законы в процессе деятельности, направленную на другую увлекательную цель – угадывание и изменение настроения цвета. Ученик ощутит и поймет нераздельность цвета и собственного чувства. Это поможет ученику в дальнейшей работе над созданием выразительных колористических решений. Коллективные обсуждения дают возможность разных решений одной и той же темы. Когда ученики попытаются выразить в работе какое-то определенное настроение – праздничное или скорбное, веселое или печальное, - то разных колористических решений будет столько, сколько в классе учеников.

Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но, чтобы ее выражать.


 


Полный текст материала Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках ИЗО" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гималетдинова Маргарита Васильевна  Публикатор
26.10.2020 0 1134 259

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК