Конспект интегрированного урока русского языка и ИЗО "Настоящее время глагола. Образ русской матрёшки"; 5 класс


Тема: Настоящее время глагола. Образ русской матрёшки.

 

Цель урока: Продолжая знакомство с народными промыслами России (на примере русской матрёшки) обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголах настоящего времени.

Задачи:

Формировать умения определять время глагола, спряжение.

Развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость.

Воспитывать любовь к народному творчеству, развивать чувство патриотизма.

Оборудование: раздаточный материал, собранный в папку, гуашь, кисти.

Технические требования к уроку: программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель изо:

- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут.

Как же девочек зовут? (Матрёшки).

Учитель русского языка: Дома вы должны были выписать из толкового словаря С.И. Ожегова лексическое значение слова «матрёшка». Давайте проверим ваше домашнее задание.

Используя данное слово, устно придумайте два простых предложения.

II. Знакомство с темой и целью урока. .

Тема нашего урока «Настоящее время глагола. Образ русской матрёшки».

Учитель русского языка: Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Учитель изо: Образец русского прикладного искусства – матрёшка, лаконичная по форме, яркая и красочная. Деревянная точёная фигурка девушки в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку.

Ребята, историю зарождения русской матрёшки мы изучали. Вы уже знаете три основных центра, где выпускают деревянную красавицу. Назовите их? (Семёновская, Загорская, Полхов-Майдановская).

Сегодня подробно коснёмся Воронежской матрёшки.

Учитель русского языка: Словарная работа.

Соб…рать м…трёшку, раст…реть краски, пов…зать пл…ток, зам…реть от восторга, отд…рать кору, оп…раться на традиции, выж…гать р…сунок, по…виться в Воронеже.

Взаимопроверка. Сделать вывод: «Какие орфограммы повторили?»

III. Объяснение нового материала.

Учитель русского языка:

Сегодня мы знакомимся с глаголами настоящего времени. На столах у вас лежат папки. Откройте первый файл с текстом, прочитайте его.

1. Для изготовления матрёшки выб…рают берёзу или липу, так как древесина у этих деревьев мя(г,к)кая и легко обрабатывается. 2. Сп…ленные ранней весной дерев(ь,ъ)я привозят во двор производства. 3. Здесь их оч…щают от коры. 4. Затем брёвна укладывают штабелями, чтобы между ними свободно прох…дил воздух. 5. Так на ветру высыхает дерево до нужной влажности. 6. Брёвна разр…зают на чурбаки-заготовки необходимой длины и закр…пляют на токарном станке. 7. Нач…нается процесс вытачивания фигурки.

Выполните следующие задания: 1. Докажите, что это текст. 2.Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм. 3. Назовите номер предложения, в котором употреблён глагол прошедшего времени. Выпишите этот глагол, указав на признаки прошедшего времени, разберите по составу. 4. Подчеркните остальные глаголы, определите вид, выделите окончания. 5. В каком времени употреблены эти глаголы?

1V. Закрепление нового материала.

Учитель изо: Возьмите из папки второй файл с текстом, прочитайте его.

Воронежская матрёшка маленькая, приземистая. Такую форму художники взяли из жизни. Издавна в Воронежской губернии почитались женщины пышные, невысокие. Характер росписи самобытен, он строился на основе праздничной народной одежды. Поэтому на голове изображался красный платок с синими цветами, словно излучающий жар. Такие платки производились в прошлом веке на фабрике Баранова в селе Шубное Острогожского уезда Воронежской губернии. Они были доступны простым людям и поэтому успешно конкурировали с прославленными павлопосадскими платками.

Учитель русского языка: Найдите в тексте глаголы прошедшего времени несовершенного вида и поставьте их в форму настоящего времени, запишите в тетрадь, выделив окончания. Как изменяются глаголы настоящего времени?

Учитель изо: Если в росписи матрёшки платок символизирует связь создаваемого образа с небом, то орнамент рубахи, передника, пояса, бусы служили своеобразными оберегами, охраняющими женщину от злых сил. Юбка – понёва подчёркивает связь с землёй, частью окружающего мира. Считается, что чёрный цвет понёвы означает чернозём, а клетки – земельные наделы. Полоски между клетками показывают границы земельных участков. Если в красные или жёлтые нити, означающие границы земельных владений, попадает синяя нить или совсем вытесняет их, это означает, что в данной местности много водоёмов.

Учитель русского языка: Посмотрите на экран, где написано лексическое значение слов «понёва» и «орнамент».

Запишите под диктовку предложение, сделайте синтаксический разбор, обозначьте вид и время глагола, проспрягайте его.

Художник рисует на матрёшке понёву, рубаху с русским орнаментом и платок.

V. Физкультминутка для глаз. Проводит учитель изо.

VI. Практическая работа.

Учитель русского языка: Давайте каждый представит себя в роли мастера игрушечного промысла. На экране вы видите текст, прочитайте его, спишите, раскрыв скобки, употребив глаголы в нужной форме.

Сначала (вытачиваться) самая маленькая, неоткрывающаяся фигурка. Затем следующая, причём сначала (точить) нижняя часть. Так ряд за рядом до намеченного размера. Между каждым рядом (оставлять) небольшие зазоры. Дальше все фигурки (протираться) шкуркой. После этого матрёшки (поступать) в цех росписи.

Учитель изо: Возьмите из папки третий файл, в котором находится силуэт матрёшки. Используя гуашь, учитывая цветовые особенности росписи нашего края, создайте свою воронежскую красавицу.

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.

С какой темой вы познакомились на уроке? О каком народном промысле мы сегодня с вами говорили? Что нового и интересного вам запомнилось на уроке?

V111. Домашнее задание. Сочинить рассказ о матрёшке, используя глаголы настоящего времени.


Полный текст материала Конспект интегрированного урока русского языка и ИЗО "Настоящее время глагола. Образ русской матрёшки"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коржова Марина Николаевна  Публикатор
14.11.2020 0 1621 270

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК