Презентация к уроку изобразительного искусства "Художник-сказочник В.М. Васнецов"


Слайд 1
«Без мечты ничего нельзя сделать в жизни»: как появился самый волшебный цикл картин Васнецова «Поэма семи Преподаватель избразительного сказок» искусства КОГОБУ СШ пгт Оричи Кировской области. Шишкина Елена Александровна
Слайд 2
Васнецов Виктор Михайлович (18481926), Автопортрет, Государственная Третьяковская галерея, 1873 год Виктор Михайлович Васнецов (1848 1926) – русский художник, прославившийся изображениями исторических, фольклорных сцен. Родился Васнецов 3 мая 1848 года в небольшом селе Лопьял Вятской губернии в семье священника. Образование получил в Вятской духовной семинарии. А вот художественный стиль Васнецова усовершенствовался во время обучения в школе художеств Петербурга. Завершающим моментом обучения было окончание Академии художеств в 1873 году. Картины Васнецова были впервые представлены на выставке в 1869, еще во время учения. Затем Васнецов сотрудничал с товариществом передвижных выставок. Через некоторое время в своей биографии Виктор Васнецов перешел к направлению, более близкому к модерну. В 1893 году стал членом Академии художеств, а после 1905 - Союза русского народа.
Слайд 3
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, город Киров. В настоящее время в России функционируют 4 музея, посвященных художнику. Музей Васнецова расположен в Москве, также в Санкт-Петербурге, Кирове, селе Рябово Кировской области. С. Рябово Кировской области.
Слайд 4
Наверное, ни один из русских художников рубежа XIX-ХХ вв. не вызывал таких противоречивых отзывов о своем творчестве, как Виктор Васнецов: им то восхищались и называли истинно народным художником, то обвиняли в «ретроградстве и мракобесии». В 1905 г. он отказался от звания профессора Академии художеств в знак протеста против увлечения студентов в большей степени политикой, чем живописью. В революционные годы Васнецов создал свою самую волшебную серию картин «Поэма семи сказок». В ней он постарался запечатлеть ту утраченную старую Русь, человеком которой себя считал. «Поэму семи сказок» он писал не на заказ, а для себя, это было его отдушиной и способом отгородиться от внешнего мира. Сын сельского священника, он вырос в крестьянской среде и с детства был погружен в атмосферу исконно русской народной культуры. Его первыми рисунками стали иллюстрации к пословицам. Фольклор для него был воплощением истинной сущности и духовного облика всего народа.
Слайд 5
Еще в 1860-х гг. наблюдался всплеск интереса к фольклору и в науке, и в искусстве: именно в этот период появляются фундаментальные исторические исследования, издаются сборники произведений устного народного творчества. На исторические темы писали Репин, Максимов, Суриков, однако первым среди художников Васнецов обратился к былинно-сказочной тематике. Он создал целую серию работ о «старой Руси», которую он в революционные годы противопоставлял современной России, называемой им «нерусью», с маленькой буквы. Сказочные произведения Васнецова были для него не иллюстрацией к устному народному творчеству, а «актом поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой действительности». Художник не принял революции и страдал, наблюдая за тем, как «старая Русь» безвозвратно исчезает. Сказки были для него своеобразной внутренней эмиграцией. Он поэтизировал старину, видел в ней идеал, о существовании которого современники, по его мнению, забыли. Тем временем художественные журналы называли Васнецова «обветшалым ретроградом и мракобесом».
Слайд 6
Дом-музей В.М.Васнецова в Москве был открыт в 1953 году. В 1986 году он вошел в состав Всесоюзного музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея". В Доме-музее В.М.Васнецова хранятся 24 тысячи экспонатов – живопись, графика, прикладное искусство, предметы быта... Кроме картин и рисунков, здесь представлена коллекция древних предметов и икон, которую художник собирал всю жизнь.
Слайд 7
Виктор Михайлович Васнецов жил с семьей в этом доме в Троицком переулке (ныне переулок Васнецова) с 1894 по 1926 годы. Дом построен в 1894 году по эскизам и рисункам самого художника. По словам Ф. Шаляпина, это было «нечто среднее между крестьянской избой и древним княжеским теремом».. Дом представляет собой сооружение с бревенчатой пристройкой-теремом, украшенной крышей-бочкой. Окна декорированы лепными наличникамикокошниками и колонками-дыньками. Разноцветные поливные изразцы с растительным орнаментом опоясывают дом с фасада, украшают печи в интерьерах, соединяя мир, сотворенный Богом, с миром, созданным человеческой фантазией
Слайд 8
Интерьеры дома В.М.Васнецова характерны для московских домов второй половины XIX века. На первом этаже располагаются личные комнаты членов семьи, столовая и гостиная. Мебель для столовой и гостиной выполнена на заказ по рисункам В.М.Васнецова, в абрамцевских и строгановских столярно-резчицких мастерских, а также его братом А.М.Васнецовым в Вятке…
Слайд 9
Именно здесь хранится самая волшебная серию картин «Поэма семи сказок».
Слайд 10
 
Слайд 11
 
Слайд 12
Главным местом в доме была мастерская художника, расположенная на втором этаже. Здесь В.М.Васнецов заканчивал лучшие картины – "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897) и "Богатыри" (1881–1898).
Слайд 13
"Богатыри"
Слайд 14
Основными сюжетами картин Васнецова были сказки, бытовые ситуации, а затем исторические, былинные, религиозные мотивы. «Аленушка» Васнецова, также как «Богатыри», «Иван Царевич на сером волке» являются ярчайшими представителями данного направления в творчестве художника. «Аленушка»
Слайд 15
«Иван Царевич на сером волке»
Слайд 16
В мастерской художника хранятся картины 1890-х годов – "Царевна Несмеяна", "ЦаревнаЛягушка", "Ковер-самолет", "Баба-Яга", "Спящая царевна", "Сивка-Бурка", "Кащей Бессмертный", названные художником "Поэмой семи сказок". Эти картины Виктор Михайлович писал не на заказ, а для себя. Они так и остались в мастерской художника, в его московском доме, похожем на древнерусский терем (в народе его так и называли – «теремок»). «Царевна Несмеяна» 1920 г
Слайд 17
"Царевна-Лягушка"
Слайд 18
"Ковер-самолет",
Слайд 19
"Баба-Яга",
Слайд 20
"Спящая царевна"
Слайд 21
К народному эпосу живописец обратился еще в 1880-е гг., а начиная с 1900 г. и до конца своих дней (особенно интенсивно – в 1917-1918 гг.). В этих сказочных сюжетах художник искал воплощение основных черт национального характера своего народа, среди которых выделял душевную чистоту, мужество и патриотизм. "Сивка-Бурка"
Слайд 22
"Кащей Бессмертный"
Слайд 23
Былинная богатырская тема представлена у В. М. Васнецова произведениями "Бой Ивана-царевича с трехглавым морским змеем" (1910–1912), "Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем" (1918) и другими. "Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем"
Слайд 24
"Бой Ивана-царевича с трехглавым морским змеем"
Слайд 25
«Витязь на распутье»
Слайд 26
«Баян»
Слайд 27
Историческая живопись В.М. Васнецова: «Прощание Олега с конем»,
Слайд 28
«После побоища Игоря Святославича с половцами»,
Слайд 29
«Гусляры».
Слайд 30
Женские образы Васнецова пленительны, идеал женской привлекательности он пытался найти в сказочных красавицах "Несмеяна-царевна« 1826г
Слайд 31
«Снегурочка»
Слайд 32
«Три царевны подземного царства»
Слайд 33
Художественные образы мифических существ славянских верований нашли отражение в «сказочнофантастическом» творчестве художника. «Гамаюн - птица вещая»
Слайд 34
«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»
Слайд 35
С Васнецовым в русскую живопись вошел мир русской сказки, мир света и правды, непременного торжества добра над злом, мир, где воедино сплелись дерзкая фантазия и трезвая реальность, высокая поэзия, героический пафос, добрый юмор. Его называли «первопроходцем» и «истинным богатырем русской живописи». Как писал М.Нестеров,"Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника - таланта Виктора Васнецова". «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах.. в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим… Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории», - писал Васнецов. В конце 1870 г в самый разгар реализма и передвижнического направления В.Васнецов решил приняться за русскую народную сказку. Тогда все приняли его за чудака и никто, за исключением двух-трех передовых ценителей, не решался поддержать его, настолько это казалось странным и диким. Однако Васнецов не испугался глумления толпы и товарищей и смело пошел по намеченному пути. В этом его огромная заслуга: он первый, когда даже в стане передового искусства еще никто о чем-либо другом не думал, кроме как об обыденной действительности, отказался от переносного реализма и первый напомнил о том, что, кроме интереса к «земскому собранию» и к «преферансу у чиновников», могут существовать и другие, к чему-то более прекрасному и отрадному: к дивному, чудесному миру народной фантастики. И, несомненно, художник смог реализовать фантастические замыслы русского народа в своих картинах, которые хочется лицезреть вновь и

Полный текст материала Презентация к уроку изобразительного искусства "Художник-сказочник В.М. Васнецов" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шишкина Елена Александровна  Публикатор
10.08.2021 0 1936 199

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК