Конспект урока музыки "Согласие элементов музыкальной речи"; 3 класс
Теоретическое обоснование темы урока.
Задача учителя донести до ученика, что именно разнообразие средств музыкальной выразительности делает каждое музыкальное произведение уникальным, неповторимым, ярким и выразительным. Обычно знакомство и изучение с элементами музыкальной речи связывается с формализмом, то есть записи в тетради его определения. А как этот элемент работает, обычно изучается поверхностно, с примером самого учителя музыки. Поэтому изучение средств музыкальной выразительности происходит некачественно. Пока личный вариант примера не предложит сам ученик, то ни о каком усвоении учебного материала не может быть и речи. Наша задача дополнять имеющиеся знания, идти по пути от простого к сложному, преподносить информацию доступно. Изучая с учащимися интонационную основу, соприкасаемся с музыкальным содержанием [4]. Первый, кто стал изучать методологическую основу музыкальной интонации – это был Б.В. Асафьев [2]. Его теория открыта для дальнейшего развития. Существует множество определений интонации, где интонирование – это процесс в развитии и взаимодействии. Понятие интонационной системы в практике понимается, как интервал, мелодический оборот, мотив и т.п.[3]. Некоторые искусствоведы рассматривают интервал, аккорд, лад, ритм, мелодику и фактуру, музыкальную форму в качестве носителя специального музыкального содержания, что является эстетической гармонией, доставляя удовольствие своей красотой.
Класс: 3
Тема урока: «Согласие элементов музыкальной речи».
Форма проведения: коллективная
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Закрепить понятия средств музыкальной выразительности через их практическое применение и образный строй музыкального произведения.
Формирование УУД:
Личностные: – формировать положительное отношение к урокам музыки;
– эмоциональное отношение к искусству;
– позитивную самооценку своих музыкально-творческих возможностей;
– навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
Метапредметные :
- Познавательные: учить логическим действиям сравнения, анализа, обобщения;
– обсуждать проблемные вопросы, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся;
– адекватно воспринимать художественные произведения;
– выполнять простейшие творческие задания;
– различать и понимать выразительные средства музыки.
- Регулятивные: учить выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по
заданным правилам;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
– вносить коррективы в свою работу;
– адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- Коммуникативные: учить – понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
– слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
– рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку.
Планируемые результаты обучения музыке:
- личностные – ученик научится продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, расширит музыкальный кругозор; научится внимательно слушать музыку, анализировать её;
- предметные – ученик научится общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; научится наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов.
Методы обучения: Фронтальный метод, групповой метод, метод работы в парах, работа по карточкам, соревнование,
Современные методы обучения: турнир знатоков, решение ключевых задач, конверт дружеских вопросов, проект-мечта, метод опорного сигнала.
Методические приёмы:
-
творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
-
побуждение учеников к самоконтролю, к самооценке в процессе пения;
-
образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением учащихся.
Психологические условия на уроке:
-
психологически – комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;
-
личностно – ориентированное общение;
-
учёт индивидуальных особенностей;
-
дифференцированный подход.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование, - изображение лютни и органа;
- ДМИ – маракасы, бубенцы, румба, музыкальный молоточек, барабан с палочками.
- портреты композиторов Д.Б. Кабалевского, И. Брамса, М. Глинки, Ф. Шопена;
- панорама из элементов музыкальной речи, флажок на стойке.
- плащ и маска для перевоплощения ученика в Ф.Шопена, кукла петрушки, игрушка би-ба-бо, шапка петрушки.
- 20 конвертов из листов формата А5 и смайлики для рефлексии.
Репертуар:
1. Д.Б. Кабалевский «Классное рондо»;
2. И. Брамс «Петрушка»;
3. М. Глинка «Арагонская хота»
4. Ф. Шопен «Прелюдия № 7», «Прелюдия № 20».
Структура урока:
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
- Приветствие;
- Сообщение темы, цели и хода работы на уроке;
- Стадия установочной мотивации и целеполагания;
-
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Повторение изученного материала и его обобщение;
- Стадия изучения нового материала.
- Стадия сопоставления нового материала с ранее изученным.
- Физкультминутка;
- Распевание;
- Предварительная беседа и вокальное исполнение;
- Закрепление усвоенных способов деятельности;
- Обобщение изученного материала в парах письменно.
-
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока:
I. Организационный момент (1 минута)
Вход учеников под музыку
Д.Б. Кабалевского «Классное рондо»
Приветствие и оглашение темы урока
II. Постановка целей и задач урока. (1,5 минуты)
Переставляют слова на магнитной доске в теме урока, чтобы получилось обоснованное название.
Учитель кратко говорит о том, что узнают и чему научатся ученики на уроке:
- Ребята, послушайте, что мы будем делать на нашем уроке и сделайте выбор, что ожидаете с нетерпением: мы повторим музыкальные произведения прошлого урока, ещё к нам должен кто-то на уроке подойти, затем познакомимся с музыкой Фридриха Шопена, кто из Вас будет принимать активное участие в обсуждении, тот станет знатоком, выполним физминутку, затем дружно распоёмся и разучим песню Д.Б. Кабалевского «Классное рондо», далее будет игра «Конверт дружеских вопросов» и в конце подведём итоги Ваших успехов. Кто готов назвать, чего он ждёт больше всего на уроке?
III. Повторение изученного материала и его обобщение (8 минут)
(включается произведение Глинки «Арагонская хота»)
- Какое произведение звучит?
- Что такое хота? (Хота – это весёлый зажигательный танец, в котором пляшущие пары соревнуются друг с другом в лёгкости прыжков).
- Какие средства музыкальной выразительности Вы назвали бы в первую очередь, как самые необходимые в танце? (острый ритм, потому то он приводит танцоров в движение и позволяет делать прыжки, а так же скорый темп, так как весёлый и зажигательный танец не может звучать медленно).
- Сохранится ли танцевальный характер, если изменить ритм и темп в произведении?
Сделать итог: что именно эти выразительные средства музыки создают танцевальный жанр.
-
Учитель предлагает разделиться на группы и исполнить «Петрушку» И. Брамса. I группа учеников исполняют песню, II при помощи ДМИ подчёркивают острый ритм, III группа учеников - кукловодов вверху акцентирует внимание на звучании мелодии в более высоком регистре, ученик – дирижёр задаёт скорый темп, ученик в шапочке танцует. представляя себя в образе озорного петрушки, заранее говорим о контрастах в динамике при вокальном исполнении и оговариваем мажорный лад в настройке и логического завершения фразы. Педагог играет на фортепиано гармонию.
Итоги: на панораме из элементов музыкальной речи ставится флажок при обсуждении каждого средства музыкальной выразительности, в контрасте приводится пример другого варианта элемента речи, чтобы ученик убедился, для чего композитор выбрал именно данное средство в воплощении образа петрушки.
IV. Изучение нового материала.
Слушание. (8 минут)
1)Вступительное слово учителя о прелюдии.
В музыке наряду со сложными музыкальными жанрами – оперой, симфонией, балетом, - существует много малых жанров. Одно из наиболее популярных жанров называется ПРЕЛЮДИЯ. Многие композиторы обращались к этому жанру, в котором можно было кратко выразить одно настроение, одну музыкальную мысль. Слово «прелюдия» означает «вступление». В старинной музыке прелюдия выполняла роль небольшого вступления к какой-нибудь пьесе и исполнялась на лютне или органе. (демонстрация инструментов: лютни и органа). В эпоху Романтизма жил и творил композитор Фридерик Шопен. Романическая музыка Ф. Шопена стоилась на повышенной эмоциональной выразительности и кипении страстей, фантастических вымыслах. Музыкальный язык Шопена ясный и изящный. Такую музыку трудно воплотить в исполнении симфонического оркестра, потому что свобода в частом изменении скорости музыкального произведения, его переливы от еле слышного до глубокого и звонкого звучания, с возможностью показать воздушность и неуловимость по силам только тембру фортепиано. Это искал и нашёл Шопен, поскольку открывал для себя снова и снова новые возможности любимого инструмента.
2) Сюрпризный момент: Театр-представление – ученик от 1-го лица говорит о Ф. Шопене
Включается прелюдия № 7 Ф. Шопена и входит ученик в образе Ф. Шопена:
- Я, польский композитор, Фридерик Шопен как бы заново открыл жанр прелюдии и создал цикл из 24 прелюдий, которые назвал «Двадцать четыре кратких слова». Это небольшие фортепианные пьесы различного характера и содержания. Заходил я под прелюдию № 7. Это изящная пьеса, которая своим танцевальным ритмом напоминает польский танец мазурку. Мелодия прелюдии сочетает в себе песенность и выразительность человеческой речи.
Давайте ещё раз послушаем это удивительное произведение и убедимся её характере. (включается прелюдия № 7 Ф. Шопена)
Звучит прелюдия № 20. Равномерное движение аккордов в низком регистре напоминает поступь скорбного и печального марша.
Учитель задаёт вопросы перед слушанием прелюдии № 20 Ф. Шопена:
1.Какие элементы музыкальной речи создают контраст этих пьес?
2.Что важнее в этих прелюдиях – мелодия или гармония?
3.Придумай название для каждой прелюдии. (сделать итог)
Участники обсуждения становятся членами турнира знатоков.
Творческое задание: применение полученных знаний. (4-5 минут)
Работа по карточкам (решение ключевых задач дифференцированно):
1 задача: Какая будет динамика, если в произведении настойчивый, боевой и решительный характер?
2 задача: Какой песенный жанр мы услышим, если в произведении характер мягкий и спокойный, темп медленный, динамика на пиано, а звуковедение на легато?
3 задача с двумя неизвестными: размер трёхдольный, характер плавный, воздушный, изящный, назовите темп и жанр?
Гость-ученик оценивает ответы товарищей, которые первые справились с заданием.
1 задача – ответ: на форте, громкая.
2 задача – ответ: колыбельная песня
3 задача – ответ: темп умеренный, жанр танцевальный (вальс)
V. Физ.минутка. (3 минуты)
Муз. Е.Крылатова, слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети»
Учитель выполняет с учениками одинаковые движения флешмоба.
VI. Распевание (дыхательная и артикуляционная гимнастика, разогрев мышц в контексте темы урока) 4 минуты
Работа над дыханием.
Вдох: Из 3-х цветков, вдыхаем аромат одного цветка;
Выдох: дуем на пламя свечи, чтобы оно не погасло.
Ученики поют про
-
мелодию,
-
лад,
-
звуковедение,
-
регистры,
-
динамику,
-
темп,
-
гармонию.
Учитель даёт тон на фортепиано
- По ступенькам вверх, по ступенькам вниз, а теперь на месте мелодия стоит.
- Я мажорный лад и всегда всем рад.
Я минорный лад грустный просто так.
- Прыгает стаккато, связный звук в легато.
- Есть регистры разные, мы их пропоем: у медведя низкий звук, у птиц совсем другой.
- Очень громко все поем, мы поем на форте, звук наш слышен далеко, громко петь всегда легко.
На piano мы поем, звук наш очень тихий, нас услышать нелегко всем сидящим далеко.
- В быстром темпе бегаю, отдыхаю медленно.
- Три звука мы поём одновременно, гармонию с мелодией услышим непременно.
Скороговорка:
По дороге топал Тополь
Тополь топал в Севастополь,
Ну, а рядом топал Сева.
Тополь справа, Сева слева.
- Поём имена наших учеников на пиано, на форте, стаккато, легато, в быстром и медленном темпе, в миноре и мажоре и т.д.
Ученики чётко в темпе марша проговаривают скороговорку на одном звуке.
Пропевание на легато имён учеников, где идёт закрепление изученного материала.
VII. Предварительная беседа и вокальное исполнение (5 минут)
Учитель: Когда вы ещё слышали произведение Д.Б. Кабалевского «Классное рондо»?
- Если мы поём песню, то это жанр вокальный или инструментальный? ответ: вокальный жанр
При пении выполняем виды атак:
- средняя атака звука при песенном исполнении,
- сильная атака при маршевом,
- мягкая атака в танцевальном характере исполнения песни.
Мальчики используют игру на барабане
VIII. Закрепление усвоенных способов деятельности. (3 минуты)
При помощи средств музыкальной выразительности соблюдался ли песенный, мелодичный и напевный характер при общем исполнении рефрена?
Музыкальная интонация была наполнена смыслом и чувством?
В попевке «Мы – мальчики» услышали ли мы решительное, настойчивое, призывное и твёрдое исполнение?
Какой элемент музыкальной речи помог это подчеркнуть? ответ: динамика и ритм
В попевке «Мы – девочки» - при помощи каких средств музыкальной выразительности удалось подчеркнуть характер танцевальности? ответ: острый ритм и темп, как и в Арагонской хоте М. Глинки
Члены турнира знатоков оценивают применение усвоенных знаний после исполнения песни и подводят итоги, какая команда победила. (если старались все, то побеждает дружба).
IX. Обобщение изученного материала. (3 минуты) Конверт дружеских вопросов, выполняется письменно в парах
Ребята, напишите на конверте своему однокласснику вопрос по теме урока, кто первый справится, тот сможет задать свой вопрос своему товарищу устно.
X. Рефлексия (2 минуты)
Личностно-ориентированный подход в оценивании достижений. Например: Алина выразительно показала темп, когда была дирижёром. Артём был настоящим актёром, когда перевоплотился в Шопена, Максим красиво выполнял музыкально-ритмические движения на физкультминутке и продемонстрировал хорошее чувство ритма и т.д.
Члены турнира знатоков наклеивают в тетрадь смайлики за достижения учеников.
XI. Домашнее задание. Проект – «Мечта»
Продумать и составить свою схему из средств музыкальной выразительности. Схема может быть выполнена в любой форме: цветок, ромб, круги, квадраты или другие Ваши идеи. Дать название своему проекту-мечте. Ученик создаёт схему музыкального произведения согласно элементам музыкальной речи, в зависимости от настроения и эмоционального состояния.
XII. Итог урока. (2 минуты)
Кто и что понравилось на уроке? Что было для Вас трудным? Что непонятно? Что особенно запомнилось на уроке и хотелось увидеть или услышать вновь?
Выход учеников из зала под прелюдию № 7 Ф.Шопена
Литература:
-
Апраксина О. Как читать ноты. – М. 1960 г.
-
Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музгиз, 1963. - 378 с.
-
Иофис Б.Р. Модель интонационной формы музыки как основа содержательного единства музыкально-теоретического образования https://cyberleninka.ru/article/n/model-intonatsionnoy-formy-muzyki-kak-osnova-soderzhatelnogo-edinstva-muzykalno-teoreticheskogo-obrazovaniya
-
Казанцева, Л. П., Холопова, В. Н. Тайны содержания музыки в российской педагогике. Проблемы музыкальной науки. -2009. - № 1. - С. 22-28.
-
Способин И.В. Элементарная теория музыки, М -1996 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шкафар Виктория Валерьевна
→ Публикатор 18.10.2021 0 1183 11 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.