Конспект урока музыки "Согласие элементов музыкальной речи"; 3 класс


 

Теоретическое обоснование темы урока.

Задача учителя донести до ученика, что именно разнообразие средств музыкальной выразительности делает каждое музыкальное произведение уникальным, неповторимым, ярким и выразительным. Обычно знакомство и изучение с элементами музыкальной речи связывается с формализмом, то есть записи в тетради его определения. А как этот элемент работает, обычно изучается поверхностно, с примером самого учителя музыки. Поэтому изучение средств музыкальной выразительности происходит некачественно. Пока личный вариант примера не предложит сам ученик, то ни о каком усвоении учебного материала не может быть и речи. Наша задача дополнять имеющиеся знания, идти по пути от простого к сложному, преподносить информацию доступно. Изучая с учащимися интонационную основу, соприкасаемся с музыкальным содержанием [4]. Первый, кто стал изучать методологическую основу музыкальной интонации – это был Б.В. Асафьев [2]. Его теория открыта для дальнейшего развития. Существует множество определений интонации, где интонирование – это процесс в развитии и взаимодействии. Понятие интонационной системы в практике понимается, как интервал, мелодический оборот, мотив и т.п.[3]. Некоторые искусствоведы рассматривают интервал, аккорд, лад, ритм, мелодику и фактуру, музыкальную форму в качестве носителя специального музыкального содержания, что является эстетической гармонией, доставляя удовольствие своей красотой.

 

 

Класс: 3

Тема урока: «Согласие элементов музыкальной речи».

Форма проведения: коллективная

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Закрепить понятия средств музыкальной выразительности через их практическое применение и образный строй музыкального произведения.

Формирование УУД:

Личностные: формировать положительное отношение к урокам музыки;

эмоциональное отношение к искусству;

позитивную самооценку своих музыкально-творческих возможностей;

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Метапредметные :

- Познавательные: учить логическим действиям сравнения, анализа, обобщения;

обсуждать проблемные вопросы, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся;

адекватно воспринимать художественные произведения;

выполнять простейшие творческие задания;

различать и понимать выразительные средства музыки.

- Регулятивные: учить выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по

заданным правилам;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

вносить коррективы в свою работу;

адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

- Коммуникативные: учить – понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку.

Планируемые результаты обучения музыке:

- личностные – ученик научится продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, расширит музыкальный кругозор; научится внимательно слушать музыку, анализировать её;

- предметные – ученик научится общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; научится наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов.

 

Методы обучения: Фронтальный метод, групповой метод, метод работы в парах, работа по карточкам, соревнование,

Современные методы обучения: турнир знатоков, решение ключевых задач, конверт дружеских вопросов, проект-мечта, метод опорного сигнала.

Методические приёмы:

  • творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

  • побуждение учеников к самоконтролю, к самооценке в процессе пения;

  • образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением учащихся.

Психологические условия на уроке:

  • психологически – комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

  • личностно – ориентированное общение;

  • учёт индивидуальных особенностей;

  • дифференцированный подход.

 

Оборудование:

- мультимедийное оборудование, - изображение лютни и органа;

- ДМИ – маракасы, бубенцы, румба, музыкальный молоточек, барабан с палочками.

- портреты композиторов Д.Б. Кабалевского, И. Брамса, М. Глинки, Ф. Шопена;

- панорама из элементов музыкальной речи, флажок на стойке.

- плащ и маска для перевоплощения ученика в Ф.Шопена, кукла петрушки, игрушка би-ба-бо, шапка петрушки.

- 20 конвертов из листов формата А5 и смайлики для рефлексии.

 

Репертуар:

1. Д.Б. Кабалевский «Классное рондо»;

2. И. Брамс «Петрушка»;

3. М. Глинка «Арагонская хота»

4. Ф. Шопен «Прелюдия № 7», «Прелюдия № 20».

Структура урока:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

- Приветствие;

- Сообщение темы, цели и хода работы на уроке;

- Стадия установочной мотивации и целеполагания;

 

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- Повторение изученного материала и его обобщение;

- Стадия изучения нового материала.

- Стадия сопоставления нового материала с ранее изученным.

- Физкультминутка;

- Распевание;

- Предварительная беседа и вокальное исполнение;

- Закрепление усвоенных способов деятельности;

- Обобщение изученного материала в парах письменно.

 

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент (1 минута)

 

Вход учеников под музыку

Д.Б. Кабалевского «Классное рондо»

Приветствие и оглашение темы урока

II. Постановка целей и задач урока. (1,5 минуты)

Переставляют слова на магнитной доске в теме урока, чтобы получилось обоснованное название.

Учитель кратко говорит о том, что узнают и чему научатся ученики на уроке:

- Ребята, послушайте, что мы будем делать на нашем уроке и сделайте выбор, что ожидаете с нетерпением: мы повторим музыкальные произведения прошлого урока, ещё к нам должен кто-то на уроке подойти, затем познакомимся с музыкой Фридриха Шопена, кто из Вас будет принимать активное участие в обсуждении, тот станет знатоком, выполним физминутку, затем дружно распоёмся и разучим песню Д.Б. Кабалевского «Классное рондо», далее будет игра «Конверт дружеских вопросов» и в конце подведём итоги Ваших успехов. Кто готов назвать, чего он ждёт больше всего на уроке?

III. Повторение изученного материала и его обобщение (8 минут)

(включается произведение Глинки «Арагонская хота»)

- Какое произведение звучит?

- Что такое хота? (Хота – это весёлый зажигательный танец, в котором пляшущие пары соревнуются друг с другом в лёгкости прыжков).

- Какие средства музыкальной выразительности Вы назвали бы в первую очередь, как самые необходимые в танце? (острый ритм, потому то он приводит танцоров в движение и позволяет делать прыжки, а так же скорый темп, так как весёлый и зажигательный танец не может звучать медленно).

- Сохранится ли танцевальный характер, если изменить ритм и темп в произведении?

Сделать итог: что именно эти выразительные средства музыки создают танцевальный жанр.

  • Учитель предлагает разделиться на группы и исполнить «Петрушку» И. Брамса. I группа учеников исполняют песню, II при помощи ДМИ подчёркивают острый ритм, III группа учеников - кукловодов вверху акцентирует внимание на звучании мелодии в более высоком регистре, ученик – дирижёр задаёт скорый темп, ученик в шапочке танцует. представляя себя в образе озорного петрушки, заранее говорим о контрастах в динамике при вокальном исполнении и оговариваем мажорный лад в настройке и логического завершения фразы. Педагог играет на фортепиано гармонию.

Итоги: на панораме из элементов музыкальной речи ставится флажок при обсуждении каждого средства музыкальной выразительности, в контрасте приводится пример другого варианта элемента речи, чтобы ученик убедился, для чего композитор выбрал именно данное средство в воплощении образа петрушки.

IV. Изучение нового материала.

Слушание. (8 минут)

1)Вступительное слово учителя о прелюдии.

В музыке наряду со сложными музыкальными жанрами – оперой, симфонией, балетом, - существует много малых жанров. Одно из наиболее популярных жанров называется ПРЕЛЮДИЯ. Многие композиторы обращались к этому жанру, в котором можно было кратко выразить одно настроение, одну музыкальную мысль. Слово «прелюдия» означает «вступление». В старинной музыке прелюдия выполняла роль небольшого вступления к какой-нибудь пьесе и исполнялась на лютне или органе. (демонстрация инструментов: лютни и органа). В эпоху Романтизма жил и творил композитор Фридерик Шопен. Романическая музыка Ф. Шопена стоилась на повышенной эмоциональной выразительности и кипении страстей, фантастических вымыслах. Музыкальный язык Шопена ясный и изящный. Такую музыку трудно воплотить в исполнении симфонического оркестра, потому что свобода в частом изменении скорости музыкального произведения, его переливы от еле слышного до глубокого и звонкого звучания, с возможностью показать воздушность и неуловимость по силам только тембру фортепиано. Это искал и нашёл Шопен, поскольку открывал для себя снова и снова новые возможности любимого инструмента.

2) Сюрпризный момент: Театр-представление – ученик от 1-го лица говорит о Ф. Шопене

Включается прелюдия № 7 Ф. Шопена и входит ученик в образе Ф. Шопена:

- Я, польский композитор, Фридерик Шопен как бы заново открыл жанр прелюдии и создал цикл из 24 прелюдий, которые назвал «Двадцать четыре кратких слова». Это небольшие фортепианные пьесы различного характера и содержания. Заходил я под прелюдию № 7. Это изящная пьеса, которая своим танцевальным ритмом напоминает польский танец мазурку. Мелодия прелюдии сочетает в себе песенность и выразительность человеческой речи.

Давайте ещё раз послушаем это удивительное произведение и убедимся её характере. (включается прелюдия № 7 Ф. Шопена)

Звучит прелюдия № 20. Равномерное движение аккордов в низком регистре напоминает поступь скорбного и печального марша.

Учитель задаёт вопросы перед слушанием прелюдии № 20 Ф. Шопена:

1.Какие элементы музыкальной речи создают контраст этих пьес?

2.Что важнее в этих прелюдиях – мелодия или гармония?

3.Придумай название для каждой прелюдии. (сделать итог)

Участники обсуждения становятся членами турнира знатоков.

Творческое задание: применение полученных знаний. (4-5 минут)

Работа по карточкам (решение ключевых задач дифференцированно):

1 задача: Какая будет динамика, если в произведении настойчивый, боевой и решительный характер?

2 задача: Какой песенный жанр мы услышим, если в произведении характер мягкий и спокойный, темп медленный, динамика на пиано, а звуковедение на легато?

3 задача с двумя неизвестными: размер трёхдольный, характер плавный, воздушный, изящный, назовите темп и жанр?

Гость-ученик оценивает ответы товарищей, которые первые справились с заданием.

1 задача – ответ: на форте, громкая.

2 задача – ответ: колыбельная песня

3 задача – ответ: темп умеренный, жанр танцевальный (вальс)

V. Физ.минутка. (3 минуты)

Муз. Е.Крылатова, слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети»

Учитель выполняет с учениками одинаковые движения флешмоба.

VI. Распевание (дыхательная и артикуляционная гимнастика, разогрев мышц в контексте темы урока) 4 минуты

Работа над дыханием.

Вдох: Из 3-х цветков, вдыхаем аромат одного цветка;

Выдох: дуем на пламя свечи, чтобы оно не погасло.

Ученики поют про

  • мелодию,

  • лад,

  • звуковедение,

  • регистры,

  • динамику,

  • темп,

  • гармонию.

Учитель даёт тон на фортепиано

- По ступенькам вверх, по ступенькам вниз, а теперь на месте мелодия стоит.

- Я мажорный лад и всегда всем рад.

Я минорный лад грустный просто так.

- Прыгает стаккато, связный звук в легато.

- Есть регистры разные, мы их пропоем: у медведя низкий звук, у птиц совсем другой.

- Очень громко все поем, мы поем на форте, звук наш слышен далеко, громко петь всегда легко. 

На piano мы поем, звук наш очень тихий, нас услышать нелегко всем сидящим далеко.

- В быстром темпе бегаю, отдыхаю медленно.

- Три звука мы поём одновременно, гармонию с мелодией услышим непременно.

Скороговорка:

По дороге топал Тополь

Тополь топал в Севастополь,

Ну, а рядом топал Сева.

Тополь справа, Сева слева.

- Поём имена наших учеников на пиано, на форте, стаккато, легато, в быстром и медленном темпе, в миноре и мажоре и т.д.

Ученики чётко в темпе марша проговаривают скороговорку на одном звуке.

Пропевание на легато имён учеников, где идёт закрепление изученного материала.

VII. Предварительная беседа и вокальное исполнение (5 минут)

Учитель: Когда вы ещё слышали произведение Д.Б. Кабалевского «Классное рондо»?

- Если мы поём песню, то это жанр вокальный или инструментальный? ответ: вокальный жанр

При пении выполняем виды атак:

- средняя атака звука при песенном исполнении,

- сильная атака при маршевом,

- мягкая атака в танцевальном характере исполнения песни.

Мальчики используют игру на барабане

VIII. Закрепление усвоенных способов деятельности. (3 минуты)

При помощи средств музыкальной выразительности соблюдался ли песенный, мелодичный и напевный характер при общем исполнении рефрена?

Музыкальная интонация была наполнена смыслом и чувством?

В попевке «Мы – мальчики» услышали ли мы решительное, настойчивое, призывное и твёрдое исполнение?

Какой элемент музыкальной речи помог это подчеркнуть? ответ: динамика и ритм

 

В попевке «Мы – девочки» - при помощи каких средств музыкальной выразительности удалось подчеркнуть характер танцевальности? ответ: острый ритм и темп, как и в Арагонской хоте М. Глинки

Члены турнира знатоков оценивают применение усвоенных знаний после исполнения песни и подводят итоги, какая команда победила. (если старались все, то побеждает дружба).

IX. Обобщение изученного материала. (3 минуты) Конверт дружеских вопросов, выполняется письменно в парах

Ребята, напишите на конверте своему однокласснику вопрос по теме урока, кто первый справится, тот сможет задать свой вопрос своему товарищу устно.

X. Рефлексия (2 минуты)

Личностно-ориентированный подход в оценивании достижений. Например: Алина выразительно показала темп, когда была дирижёром. Артём был настоящим актёром, когда перевоплотился в Шопена, Максим красиво выполнял музыкально-ритмические движения на физкультминутке и продемонстрировал хорошее чувство ритма и т.д.

Члены турнира знатоков наклеивают в тетрадь смайлики за достижения учеников.

XI. Домашнее задание. Проект – «Мечта»

Продумать и составить свою схему из средств музыкальной выразительности. Схема может быть выполнена в любой форме: цветок, ромб, круги, квадраты или другие Ваши идеи. Дать название своему проекту-мечте. Ученик создаёт схему музыкального произведения согласно элементам музыкальной речи, в зависимости от настроения и эмоционального состояния.

XII. Итог урока. (2 минуты)

Кто и что понравилось на уроке? Что было для Вас трудным? Что непонятно? Что особенно запомнилось на уроке и хотелось увидеть или услышать вновь?

Выход учеников из зала под прелюдию № 7 Ф.Шопена

 

Литература:

 

  1. Апраксина О. Как читать ноты. – М. 1960 г.

  2. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музгиз, 1963. - 378 с.

  3. Иофис Б.Р. Модель интонационной формы музыки как основа содержательного единства музыкально-теоретического образования https://cyberleninka.ru/article/n/model-intonatsionnoy-formy-muzyki-kak-osnova-soderzhatelnogo-edinstva-muzykalno-teoreticheskogo-obrazovaniya

  4.  Казанцева, Л. П., Холопова, В. Н. Тайны содержания музыки в российской педагогике. Проблемы музыкальной науки. -2009. - № 1. - С. 22-28.

  5. Способин И.В. Элементарная теория музыки, М -1996 г.

 


Полный текст материала Конспект урока музыки "Согласие элементов музыкальной речи"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шкафар Виктория Валерьевна  Публикатор
18.10.2021 0 990 11

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК