Конспект урока изобразительного искусства "Русская матрешка"; 5 класс


 

- название материала: План-конспект открытого урока по теме: «Русская матрешка», 5 класс.

 

- аннотация: Данный конспект урока используется на уроке в 5 классе в рамках темы II четверти: «Связь времен в народном искусстве» (Б.М. Неменский). Обучающиеся знакомятся с видами русской матрёшки, особенностями рисунков, технологией изготовления. Урок дополняет визуальный ряд, оптимизируя образовательный процесс, облегчая подачу материала. Музыкальное сопровождение придаёт эмоциональность. Данный материал может быть полезен как учителям ИЗО, так и классным руководителям во внеурочной деятельности.

 

- ключевые слова: матрешка, ИЗО, открытый урок.

 

- количество листов статьи:

 

- сведения о наличии электронных приложений: презентация Mikrosoft Power Point

Цель урока: воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана и т.д.

Образовательные задачи: познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями матрёшки из разных областей России; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; научить расписывать игрушки по образцам изделий разных областей России.

Воспитательные задачи: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.

Развивающие задачи: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемое оборудование: 

Зрительный ряд: мультимедийный проектор, электронная презентация «Русская матрешка», мультфильм «Секрет матрешки», расписные матрёшки из Загорска, Семёнова и Полхов-Майдана и т.д.

Музыкальный ряд: русские народные песни

Литературный ряд: загадки, стихотворения

Краткое описание: Данный конспект разработан для проведения урока по изобразительному искусству в 5 классе.                                                                                 

 

Структура занятия.

 

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

III. Вступительная беседа об истории русской матрёшки.

IV. Знакомство с технологией изготовления и росписи матрешки

V. Матрешка – символ русского народного искусства.

VI. Закрепление материала. Физкультминутка «Угадай-ка!»

VII. Планирование предстоящей практической работы.

VIII. Практическая деятельность.

IX. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

 

Звучит народная музыка.

Педагог достает расписной сундучок, приговаривая:

 

Мы на ярмарке бывали

И подарки выбирали.

Принесли вам сундучок –

Позолоченный бочок.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаем напоказ

И ведем про них рассказ.

 

Педагог: Ребята, как вы думаете, чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками.

Мы с вами на прошлых уроках изучали народные игрушки, и все вы готовили сообщения об этих игрушках.

- Назовите все известные вам народные игрушки?

- Почему они называются народными?

- По каким общим признакам мы определяем принадлежность игрушки к тому или иному

промыслу? (форма, орнамент, материал)

 

Игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, они созданы руками народных русских мастеров. Это известная во всем мире кукла. Но она необычная.

Итак, откроем короб? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

 

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрешка). СЛАЙД 1

 

Молодцы! Об этом нам предстоит поговорить на уроке.

 

III. Вступительная беседа об истории русской матрёшки.

 

- Ребята, а кто знает, откуда появилась матрешка? (ответы детей).

Оказывается наша русская матрешка родом из Японии! А было это так: рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных в то время промышленников – с острова Хонсю кто-то привез японскую деревянную игрушку…

а впрочем, посмотрите, как это было… Показ отрывка из мультфильма «Секрет матрешки».

В Японии деревянную игрушку называли Фукуруму, (СЛАЙД 2) что означает веселый складной старичок. Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин (СЛАЙД 3) расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. (СЛАЙД 4)

Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленатый младенец.

Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена. Переберите хоть тысячу имён – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет!

 

-Ребята, как вы думаете, почему кукле дали именно такое имя? (ответы детей: потому, что в матрешке спрятаны еще несколько матрешек – ее детки и т.д. Имя Матрена означает «мать»).

-Правильно. Поэтому у матрешки большое сходство с женской фигурой.

Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весь­ма условен. Образ женщины — матери большого семейства близок и понятен для человека.

Матрешка – обобщенный образ русской красавицы.

Условны форма игрушки, изображение ее лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках. (СЛАЙД 5)

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;

IV. Знакомство с технологией изготовления и росписи матрешки.

 

СЛАЙДЫ 7-11

-Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты.

Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) – для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. Такая заготовка называется «БЕЛЬЁ» (учитель показывает деревянную заготовку).

По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат.

А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность

- Как вы думаете, какой это процесс? (ответы детей)

Конечно - это роспись.

Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил.

В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. После раскраски матрешек лакируют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость.

V. Матрешка – символ русского народного искусства.

Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из символов русского народного искусства.

В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек. Это подмосковный Сергиев Посад (СЛ.10), нижегородские центры в городе Семенове (СЛ.11), в селах Полховский Майдан (СЛ.12) и Крутец (СЛ.13) и авторская (СЛ.14).

В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрешки, одетой в народную или современную одежду. Фантазии современных художников нет границ.


 

Сегодня на занятии мы познакомимся с матрешками из Сергиева-Посада и Семенова. (СЛАЙД 15)


 

У вас на столах лежит раздаточный материал. Самостоятельно внимательно прочитайте о Семеновской и Сергиево-Посадской матрешках. Заполните сравнительную таблицу, она вам вскоре пригодится. (звучит музыка)


 

Какие выводы вы можете сделать? (Эти матрешки не только изготавливаются в разных местах, но еще и отличаются по типу росписи).

VI. Закрепление материала. Физкультминутка «Угадай-ка!» СЛАЙДЫ 17-22

 

Для закрепления материала, с обучающимися проводится физминутка.

-Ребята, сейчас на экране будут появляться изображения матрешек, я буду задавать вопросы «Это Сергиево-Посадская матрешка?», «Это Семеновская матрешка?», если вы увидите, что «да», то вы хлопаете в ладоши, а если «нет», то вы топаете ногами. Будьте очень внимательны, а заполненная вами сравнительная таблица поможет вам.


 

1. Сергиево-Посадская

2. Семеновская

3. Семеновская

4. Сергиево-Посадская

5. Авторская

6. Сергиево-Посадская


 

- Легко ли было справиться с заданием, почему?


 

VII. Планирование предстоящей практической работы.

-Вот как много вы сегодня узнали о матрешках. Сегодня на занятии мы будем придумывать свою авторскую матрешку.

Педагог задает вопросы для закрепления материала:

-Может ли быть матрешка грустной, испуганной?

-У всех ли матрешек одинаковые глаза, рот, нос, форма лица, туловища?

-Что может держать матрешка в руках?

(ответы детей)

СЛАЙД 23,24 Посмотрите, какие разные могут быть лица у матрешек!

 

Педагог раздает каждому обучающемуся карточки-образцы с изображением различных глаз матрешки, губ, прически и т.д.,


 

VIII. Практическая деятельность.

А теперь, ребята, ваша задача – попытаться создать свою матрёшку. Каково предназначение вашей матрёшки? (сувенир, подарок и т.д.) Перед тем как начнёте работать, подумайте, кому вы свою матрёшку подарите с пожеланием счастья и благополучия. А чтобы она получилась красивая, мы будем её рисовать под музыку.


 

IX. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Оформляется выставка рисунков детей.

- Давайте придумаем название нашей выставки.     

Дети делятся впечатлениями от совместного творческого труда. Делают анализ работ, оценивают.

В начале урока мы говорили, о том, что матрёшка необыкновенная игрушка. Она желанная гостья в каждом доме.

- В чем секрет такого успеха матрешки?

- По вашему мнению, матрешка сувенир или игрушка?

- Когда произошло второе рождение матрешки?

- Скажите, почему, по мнению иностранных туристов, посетивших Россию, ярким воспоминанием о стране и ее традициях будет именно матрешка?

(Матрёшка – символ дружбы и любви. Дарим её - значит, желаем счастья и благополучия, большой и дружной семье).


 

Уборка рабочих мест.


 

Список литературы:

В. Берестов, «Матрешкины потешки», «Малыш» – 2000 г.

М. Левина, «365 кукол со всего света», «Айрис-пресс», М. –1982 г.

 С. В. Горожанина, «Интербук-бизнес», 2012 г.

«Школа и производство», № 1, 2000 г., стр. 40-45

Л. Н. Соловьева «Матрешка»,  «Интербук-бизнес», 1997 г.

Н.Н. Алексахин «Матрешка», ООО "Издательство «Народное образование», 1998 г.

Н.Н. Алексахин «Матрешка: Методика преподавания росписи матрешки» М.:Народное образование, 1998.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Приложение 2

Сергиево-Посадская матрешка.

Самые первые Сергиево-Посадские матрешки были расписаны неяркими, сдержанными красками, черты лица были строгими, тонко выписанными. Русские мастера расписывали их такими же приемами, что и иконы. У Сергиево-Посадской матрешки русая или рыжая челка на пробор. Обязательным атрибутом такой матрешки является шаль, сарафан и передник. В руках она держит какой-нибудь предмет.

Сергиевопосадские матрёшки отличаются округлыми, устойчивыми формами с соотношением пропорций ширины к высоте 1:2, яркой росписью гуашевыми красками локальных контрастных цветов (основные – красный, жёлтый, синий и зелёный) с чёрной контурной обводкой и орнаментацией условными растительными мотивами, выполненными живым мазком. 

Семеновская матрешка.

Ярким цветом окрашены платок и сарафан у Семеновской матрешки. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Семёновская матрёшка имеет более стройные пропорции: тонкий изящный верх фигурки плавно переходит в ее утолщённую нижнюю часть.

Местные токари славятся изготовлением многоместных матрёшек, а также матрёшек-футляров в виде условно решённых фигур девушки и парня, которых «наряжают» в традиционные костюмы. Роспись выполняется яркими анилиновыми красками красного, синего, зелёного, фиолетового цветов с чёрной контурной обводкой. 

Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. 

Сравнительная таблица «Семеновская и Сергиево-Посадская матрёшки»

 

Форма

Основные

цвета

Одежда

Волосы,

прическа

Наличие предметов в руках

Сергиево-Посадская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семеновская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

8

 


Полный текст материала Конспект урока изобразительного искусства "Русская матрешка"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сайфутдинов Фидан Гимазетдинович  Публикатор
21.11.2021 0 1214 158

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК