Статья "Метод проектов на уроках изобразительного искусства"


 Тимофеева И.В., учитель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ №5 г. Щигры Курской области»

 

Проектно-исследовательская деятельность, как средство реализации компетентностного подхода на уроках изобразительного искусства.

 

Современное образование направлено на всестороннее развитие личности ребенка, его творческие мышление и созидание. Выявление актуальных проблем школьной среды с последующим полноценным анализом и разработкой эффективных способов по их решению, объединение для этого потенциала учащихся, педагогов, родителей, партнеров - это серьезный шаг на пути модернизации школьного образования. Педагог в разрешении этого запроса общества создает среду, которая мотивирует детей самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Такая среда содействия способна сделать процесс обучения более интересным, где учащиеся видят ценность получаемых знаний на уроке и практическое применение этих знаний в жизни. Проектная деятельность как один из вариантов комплексного разрешения этих задач прочно вошла в повседневную деятельность педагогов. Проектная деятельность - один из факторов формирования социокультурной компетенции школьника.

Проект - это уникальная творческая деятельность, направленная на достижение определённого результата (цели) и нацеленная на создание определённого, уникального, социально значимого продукта или услуги при заданных условиях. Технология организации такой деятельности школьников включает в себя соединение исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. Проектная деятельность позволяет научиться рациональной организации поиска знаний, и педагог создает на уроке такую среду, где у детей создаются первичные представления о конечном результате, постепенно разрабатываются этапы проектирования, воплощаются и анализируются результаты этой деятельности.

Проект – это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя. Главная идея метода проектов — направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства подразумевающая выделение целей, методик, планирование хода работы над проектом и получение ожидаемых результатов. Главной целью проектной деятельности учащихся является обучение, а не получение нового результата или открытия. Основной принцип проектно-исследовательской деятельности – самостоятельное получение знаний, которое ведет к развитию способностей учащихся, их мыслительной деятельности, умения осуществлять поисковую деятельность (т.е. самостоятельно решать поставленную задачу).

Наличие стандартов представления исследований является характерным атрибутом исследовательской деятельности и все они давно определены, в отличие от деятельности в сфере искусства. Практические работы на уроках изобразительного искусства, как и любое задание в области искусства, предполагает творческий и личностный подход к решению задач, а именно: найти свой оригинальный путь и решение. Таким образом, в системе обучения изобразительному искусству изначально заложены принципы проектно – исследовательской деятельности.

Основной характер учебного процесса классно-урочной системы – «учитель» – «ученик», где учитель транслирует знания, а ученик усваивает. При проектной деятельности нет готовых решений, все требует самостоятельного анализа и ситуаций совместной деятельности, которые выражаются в иных отношениях – «наставник»– «младший коллега», что предполагает передачу не знаний, а навыков практической деятельности от учителя к ученику. Вся система обучения изобразительного искусства с давних пор основана на практической деятельности, где учитель передает не только знания в области искусства, но и навыки изобразительной грамотности.

Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником   определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Современное общество требует инициативных, творчески мыслящих и энергичных людей, в чем видит залог их успешности и благосостояния. Образование должно внести существенный вклад в решение этой задачи.

Центральной и основной для педагога сегодня становится функция содействия образованию школьника. Реализация данной функции определяет выбор педагогом приоритетных образовательных технологий – проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий.

Педагог должен создать среду, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Для учащихся должны быть созданы условия, которые способствуют их развитию по разным предметам, но в тоже время необходимо снизить нагрузку учащихся. Для осуществления этих задач необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.

Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.

Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде.

В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Ориентация на новое качество образования предъявляет новые требования к содержанию профессионально-педагогической деятельности учителя, включающей:

  1. Создание условий для приобретения и расширения жизненного опыта ребенка

  2. Формирование мотивации к непрерывному образованию

  3. Умение создавать условия для проявления активности, творчества и ответственности ребенка к обучению

  4. Инициативность, творчество и корпоративную культуру учителя.

Проектная деятельность способствует развитию следующих способностей у школьников:

  • коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с учителем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей;

  • личностных, а именно самобытности и гибкости мышления, фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;

  • социальных: способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других;

  • литературно-лингвистических: описание идеи, импровизация в процессе защиты;

  • математических: расчет затрат, соотнесение формы и объема, пространства и времени;

  • художественно-соматических: разработка изделий, их дизайн;

  • манипулятивных: умение пользоваться инструментами и приспособлениями, координация движений;

  • технологических: наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление.

Наряду с вышеперечисленными способностями у учащихся развиваются операционные структуры умственной деятельности (способность к анализу, синтезу, конкретизации и т.д.). Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственно учения.

Проекты могут быть различными и иметь специфические особенности при использовании их в учебном процессе. Проекты бывают: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные и прочие проекты. По содержанию проект учащегося может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета) и межпредметным  (интегрируется смежная тематика нескольких предметов). По продолжительности  выполнения проекты бывают краткосрочными, средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными. Кроме того, проекты могут различаться по характеру координации, характеру контактов и количеству участников. Проект может быть индивидуальным и групповым. Разрабатывая тот или иной проект, следует учитывать не только признаки и характерные особенности каждого из них, но и предметные задачи, заданные учебной программой.  Каждый учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка.

Проект на уроке изобразительного искусства - это всегда решение художественно-творческой задачи. Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Основными этапами работы над проектом являются подготовка проекта, защита проекта, самооценка. Самым сложным моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Для работы над темой необходимо  сформулировать тему, работа над которой  потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта:

- умение находить нужную информацию;

- способность к воображению, фантазии, новизны, оригинальности;

- умение осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов:

- умение выдвигать  новые идеи выполнения проектного  задания в соответствии с возрастом;

- создавать проекты  отличающиеся оригинальностью, убедительностью, неповторимостью;

- умение уместно использовать средства и  способы творческой деятельности.

Сегодня методические кабинеты педагогики предлагают различные формы и методы проведения проектно-исследовательской работой. Рассмотрим основные этапы проектно-исследовательской деятельности в школе, которые будут выполняться в ходе работы над проектом в области изобразительного искусства.

Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «изобразительное искусство» ведётся по определённому плану:

1. Информационный этап - проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы. На этом этапе учителю необходимо:

- обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта;

- проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;

- создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.

2. Плановый этап - проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями («круглый стол», «мозговой штурм» и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы. На этом этапе учителю необходимо:

- проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;

- выделить среди них наиболее удачные;

- помочь учащимся составить план работы над проектом.

3. Поисковый этап - определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации. На этом этапе учителю необходимо:

- составить список возможных источников информации;

- следить за ходом исследования;

- проводить консультации по методике сбора и обработки информации;

- корректировать деятельность участников проекта;

- обобщать промежуточные результаты.

4. Обобщающий этап - производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования. На этом этапе учителю необходимо:

- организовать консультирование по обобщению материалов;

- помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения;

- продумать формы совместного обсуждения полученных результатов;

- выбрать форму представления проектов.

5. Этап представления и защиты проекта - учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы. На этом этапе учителю необходимо:

- определить время и форму защиты проектов;

- подготовить сценарий защиты проектов;

- оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов.

6. Аналитический этап - анализируются результаты работы над проектами. На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.

Ниже перечислены примерные темы проектов и возможные результаты («выходы») проектной деятельности обучающихся 5-7 классов.

Мини-проекты могут укладываться в один урок, индивидуальные и работа в группах. Индивидуальные мини-проекты на уроках в 5 классе:

- «Древние образы в народном искусстве»,  «Единство конструкции и декора в народном жилище».

- «Народные промыслы их истоки и современное развитие».

- «Современное выставочное искусство».

Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2  уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы. Здесь необходима  координация  деятельности участников проектных групп, по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществления во внеклассной деятельности и дома.

Коллективные  проекты на уроках изобразительного искусства:

- «Народные праздничные обряды».

- «Журнал мод Василисы Прекрасно».

- «Создание герба своей школы».

- «Музей народных промыслов».

Недельные проекты выполняются в группах, по классам  в ходе  предметных декад эстетического цикла:

- подготовка и проведение викторин;

- конкурс «Цветы России» в технике аппликации или коллажа.

Годичные или четвертные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы презентации (защиты) выполняются на уроке и  во внеурочное время. Четвертные темы проектов проводятся в 6 классах в уроках обобщения темы четверти. Это проекты:

- «Мир наших вещей. Натюрморт» - II четверть, «Наши друзья».

- «Герои – наши прадеды, отцы» по теме III четверти.

- «Времена года», «Пейзаж - большой мир» - IV четверть.

Годичные проекты являются итоговой работы в 7 классах.  С  лучшими проектами, учащиеся выступают в конце учебного года  в школьной научно-практической конференции. Итогом такого проекта является живописная или графическая композиция  или альбом по темам бытового, исторического и библейского жанра.

Возможные результаты проектной деятельности школьников: альбом; газета; гербарий; журнал; книжка-раскладушка; коллаж; коллекция; костюм; макет; модель; музыкальная подборка; наглядные пособия; паспарту; плакат; план; реферат; серия иллюстраций; сказка; справочник; стенгазета; сувенир-поделка; сценарий праздника; учебное пособие; фотоальбом; чертеж; экскурсия.

Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся  личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает  познавательные  навыки  учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству,  развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.

Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий  способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Проектно-исследовательская деятельность учащихся в области изобразительного искусства имеет широчайший диапазон и спектр работ, особенно практического плана. Характер и объем ограничивается только возрастной психологией учащихся. Огромный потенциал заложен в работе над дизайном и оформлением. В школе можно оформлять все: стенды, стены, окна, потолки, различные тематические уголки, классные комнаты, раздевалки, зимние сады, клумбы, шторы и даже разрабатывать школьную форму своего учебного учреждение и т.д. Заказчиком проекта может выступать само обучающие учреждение.

Важно помнить, что проект и его объем должен соответствовать возрасту учащихся. Как говорилось выше, над проектом работают учащиеся, которые имеют желание и способности развиваться в этой области. Проект выполняется группой учащихся, т.е учебная деятельность имеет не индивидуальную форму обучения, а групповую.

В ходе работы над проектом учащимся предстоит, прежде всего, провести исследование. Исследовательская деятельность может потребоваться не только в области изобразительного искусства, но и в межпредметной.

Предположим, в качестве практической работы в проекте выступает оформление уголка в кабинете биологии. Первоочередной задачей будет – определить тематику оформления, его актуальность. Второй задачей – выбрать специфику изображения. Допустим, уголок посвящен животному миру. Значит, учащимся будет необходимо время для изучения животных, которым будет посвящен уголок (стенд): их среды обитания, внешнего вида, поведения. Это время сбора материала, необходимого для оформления. Затем учащиеся должны провести анализ месторасположения оформляемого уголка (расположение в классе, объем отведенного пространства, учет имеющегося цветового решения класса), чтобы оформленный уголок вписался в дизайн класса, дополнял и гармонировал с пространством. Перед учащимися встает задача изучения видов и правил организации пространства, создание искусственной среды обитания человека.

Если учащиеся разрабатывают проект класса, организовывают пространство фойе, они проводят исследовательскую работу не только в отношении организации пространства, но и в области цветового решения, изучают влияние цвета на психологию человека. При работе над формой учащиеся занимаются исследованием истории костюма, особенностей делового костюма и т.д. Любая деятельность в области оформления или дизайна требует исследовательской работы, изучения исторических основ, современных тенденций и предпосылок, учета социального окружения.

После проведения необходимого исследования учащиеся приступают к эскизной деятельности, ищут творческое решение, основанное на анализе предыдущей работы, разрабатывают форму, цветовое решение, смысловую нагрузку, то есть осуществляют поиск решения в ходе работы над проектом. Затем при достаточном количестве эскизных работ проводится анализ и отбор выработанного материала учащимися. Определяется вариант оформления (уголка, стенда и т.д). Далее переходим к практической части проекта, ведется работа в материале (создание), где учитель передает свои навыки практической деятельности учащимся.

Важно помнить, что на всех этапах работы над проектом учитель осуществляет координацию деятельности учащихся, не поучает их, а направляет в поэтапном самостоятельном освоении материала. Также в проектно-исследовательской деятельности необходимо применять разнообразные формы работы: индивидуальные, групповые и консультативного характера. Исследовательская деятельность требует гибких образовательных программ, построенных в соответствии со спецификой проекта и учетом склонностей и способностей конкретного ученика.

В ходе завершения проекта можно провести соцопрос, анкетирование учащихся и учителей школы о проделанной работе, который может стать одним из критериев в оценке деятельности учащихся, выполнявших проект. Важно по достижении результата дать возможность учащимся, работавшим над проектом, провести анализ собственной работы. Грамотная самооценка позволяет избежать неудач и ошибок в будущем.

На финальном этапе необходимо провести анализ работы учащихся на всех этапах проектной деятельности. Особое внимание следует уделить удачным моментам в работе, ситуация успеха всегда важна в педагогической деятельности.

Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» предполагает использование принципа – единство восприятия и созидания. Через любую деятельность: изображение, украшение или постройку мастер-художник выражает свое отношение к тем или иным явлениям жизни. Поэтому дети изначально учатся не только видеть конечный продукт, но и оценивать личностное выражение отношения к выполненному, влияние проекта на окружающую жизнь и себя. В проектной деятельности активно используются методы данной учебной программы:

  • метод привлечения во время урока личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей;

  • метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности;

  • метод коллективных и групповых работ;

  • метод оформления работами учеников интерьера школы, класса.

В течение одного учебного года можно разработать и осуществить несколько разных проектов. Рассмотрим это на примере пятого класса. Сквозная тема этого учебного года: «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека». В 4 четверти я осуществляю с детьми заключительный индивидуально-групповой проект «Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства». Почему такая заинтересованность у ребят к этому проекту? Потому что в начальной школе они уже занимались проектной деятельностью, да и в течение этого года они уже выполнили несколько проектных работ. В первой четверти на листах А3 выполняли индивидуальный проект «В крестьянской избе», выбирая высоту стен, расположение входа, красного угла, печи. Далее они наполняли избу мебелью и предметами быта на выбор, определяли, в какой день покажут жизнь крестьян: в будни или праздники. Далее выбирали соответствующую одежду, расположение фигур в заданной ими же композиции. Их работы демонстрируются на специальном стенде. Во второй четверти дети выбирают для лепки и раскрашивания игрушку (дымковская, архангелогородская или филимоновская), подбирают партнера, с которым создадут композицию из 2-3 фигур. Также интересен проект «Создай свою матрешку».
На уроках в третьей четверти мы делаем несколько индивидуальных проектов и один коллективный. Называется он 
«На балу у Золушки». «Одежда говорит о человеке» – так называются несколько уроков, где разговор идет о принадлежности человека внешне и внутренне к определенной эпохе, государству, социальному слою и т.д. Дети выбирают костюм, который может быть опознанным одноклассниками. Чем точнее «попадание», тем быстрее дети находят правильный ответ. Затем каждый вырезает своего исторического персонажа, а главные художники (их выбрали сами дети в начале работы), наклеивают эти работы на нарисованный ими интерьер бального зала. Художники, выбранные ребятами, готовят интерьер бального зала, встречаясь после уроков. Эти работы сначала вывешиваются в своем кабинете, а когда в конце учебного года проводится вернисаж, коллективные работы оцениваются жюри, состоящим из шестиклассников, как домашние задания вместе с проектами четвертой четверти. На празднике дети расписывают шаблоны посуды определенными видами росписи, отгадывают ребусы, показывают вживую картины русских живописцев, сооружают национальный костюм из подручных материалов и т.п. В последующих классах детские проектные работы продолжаются: в шестом - индивидуальные, в седьмом парные, групповые и индивидуальные.

Проектная деятельность развивает творческое мышление, фантазию и воображение, любознательность, способность импровизировать в процессе и при защите проекта. В единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Она также позволяет развивать абстрактно-логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу. Проявляющаяся в проектной деятельности способность к правильному выбору способов и материалов, математический расчет затрат приводят и к выбору соотнесения размеров, формы, пространства, дизайна. При защите проектов вырабатываются навыки публичной речи. Парные, групповые и коллективные проекты развивают терпимость и уважение к мнению партнеров, умение отстаивать свою точку зрения, что в целом благотворно влияет на сплочение коллектива класса.

Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и творчески мыслящую голову.

В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало напрямую связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

Основные направления модернизации современной школы – оптимальное развитие личности каждого ученика. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проектов. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. В процессе реализации исследовательской деятельности стало системой проведение интегрированных уроков. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, школьник приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности. В работе с учащимися велика роль организации совместной продуктивной деятельности преподавателя и учащихся. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Литература:

1. Волков И.П. Цель одна, дорог много: Проектирование процессов обучения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.

2. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. – Воронеж. 2006.

3. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Альтернативные уроки. – Из-во “Учитель”, 2007.

4. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: ИППТ практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.

6. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» - . М., 2004.

7. Полякова И. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Искусство-М. 2013г

8. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. под рук. Неменского Б.М. – М.: "Просвещение”, 2007.

 

7

 


Полный текст материала Статья "Метод проектов на уроках изобразительного искусства" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тимофеева Ирина Васильевна  Публикатор
09.03.2022 0 2294 128

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК