Конспект занятия "Способы формирования функциональной грамотности на уроках музыки"
Приложение №1
Характеристика произведения
Произведение
|
|
|
Композитор
|
|
|
Страна
|
|
|
Жанр музыки
|
|
|
Исполнители
|
|
|
Характер музыки
|
|
|
Образ
|
|
|
Особенности
|
|
|
Приложение №1
Два направления музыкальной культуры
|
Музыка |
|
Духовная |
|
Светская |
|
Тема
|
|
|
Звучит
|
|
|
Жанры
|
|
|
Эмоции
|
|
Приложение №1
Духовная музыка Западной Европы |
Русская духовная музыка |
Духовная-
|
Духовная-
|
Жанр-
|
Жанр- |
Звучит-
|
Звучит- |
Исполнители-
|
Исполнители- |
Композитор-
|
Композитор- |
Приложение №2
Тест, 7 класс
Опера Бородина «Князь Игорь»
-
В каком веке жил композитор Бородин?
а) 16
б) 18
в) 19
-
Кем в жизни был Бородин?
а) художником
б) композитором, учёным
в) танцором
-
Кто написал оперу «Князь Игорь»?
а) Чайковский
б) Глинка
в) Бородин
-
Как называется литературное произведение, посвященное походу князя Игоря?
а) « Слово о полку Игореве»
б) «Убиты под Москвой»
в) « Война и мир»
-
Назвать стиль оперы «Князь Игорь»
а) народно-историческая
б) любовно-трагическая
в) комическая
-
В каком действии оперы звучит хор «Солнцу красному слава»?
а) 1д
б) 3д
в) 4д
-
Что такое ария?
а) музыкальное произведение из нескольких пьес, объединенных общим замыслом
б) сольный номер героя оперы
в) небольшое вокальное произведение лирического характера
-
Как называется музыкальной номер, в котором Бородин показал характер и внутренний мир князя Игоря?
а) романс «Ни сна, ни отдыха измученной душе»
б) ария «Как страшно мне»
в) ария «О, дайте, дайте мне свободу…»
-
Как называется музыкальный номер оперы, который создает образ половецкого стана?
а) плач Ярославны
б) половецкие пляски
в) лезгинка
-
Музыкальная драматургия- это
а) вид художественной деятельности
б) место для записи нот
в) взаимодействие музыкальных образов
Приложение №3
«Я- утверждаю»
4 класс (2 полугодие)
-
В музыке 7 нот (+)
-
Мусоргский- русский композитор (+)
-
Лад- это скорость звучания музыки (-)
-
Скрипка- это струнный смычковый инструмент (+)
-
Квартет- это ансамбль из трёх исполнителей (-)
-
Мелодия бывает плавной и отрывистой (+)
-
Виолончель- это ударный инструмент (-)
-
Оперы, балеты идут в музыкальном театре (+)
-
Хороводные- это жанр народных песен (+)
-
Музыка каждый день звучит в жизни людей (+)
Приложение №4
Фрагменты стихотворений, характеризующих жизненное содержание первой и второй части симфонии №40 В. А. Моцарта
-
«У души есть свои наслажденья,
У души есть заветный свой мир:
Своя вера- свои убежденья
И души свой таинственный мир!
И душа про своё замышляет
И, уйдя из сетей суеты
Как беглянка, летает, летает
Под наметом святой высоты»
Фёдор Глинка
«Тайны души»
-
«Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится,
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной, -
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён»
Фёдор Тютчев
«Фонтан»
-
Когда измучен жаждой счастья
И громом бедствий оглушён,
Со взором, полным сладострастья,
В тебе последнего участья
Искать страдалец обречён, -
Не верь, суровый ангел Бога,
Тушить свой факел погоди.
О, как в страданье веры много!
Постой; безумная тревога
Уснёт в измученной груди»
Афанасий Фет
«Смерти»
Приложение №5
Работа с карточками на знание биографии В. А. Моцарта и его творчества
Творчество |
Симфонии |
«Волшебная флейта»
«Свадьба Фигаро»
«49 симфоний»
«Духовная музыка»
«Дон- Жуан»
«Сонаты» |
1788 г.
Вена
40
Первая тема
Вторая тема
Без вступления |
|
|
Реквием |
Детство |
Молитва
Тайна написания
Заупокойная
12 частей
«Лакримоза»
Католическая |
Счастье
Путешествия
Отец, сестра
Чудо- ребёнок
Концерты
Европа |
Способы формирования функциональной грамотности на уроках музыки
Учитель музыки ГБОУ школы №476
Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Шнитина М.А.
Функциональная грамотность-это тот уровень грамотности, который даёт человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Сегодня в школе уделяется большое внимание этому вопросу. На разных предметах с учащимися проводятся различные практические, творческие задания, которые способствуют развитию их функциональной грамотности.
Не исключение-и урок музыки.
Рассмотрим некоторые компоненты функциональной грамотности и практические задания, которые я использую на уроках:
-
Общая грамотность.
Функциональное чтение.
В работе над этим компонентом я использую следующие практические задания:
---небольшое сочинение (Например, даю тему: «Что такое красота в искусстве?», «Музыка в моей жизни»)
---творческие работы (Биографии композиторов и другие темы)
Заканчивая обучение по предмету «Музыка», учащиеся выполняют творческие работы в печатном и электронном вариантах.
---работа со словарями (Словарь эмоциональных состояний,
Словарь, который учащиеся ведут в своих тетрадях с 5-ого по 8-ой класс,
Словарь в начальной школе, 3-4 кл.)
---заполнение таблиц (См. приложение №1)
---тесты по темам (С вариантами ответов и без вариантов)
(См. приложение №2)
В начальной школе (3-4 кл) часто провожу работу в игровой форме «Я- утверждаю», где проговариваю или вывожу на доску утверждения по пройденным темам правильные и неправильные, а учащиеся отмечают «+» или «-». (См. приложение №3)
---поиск литературных произведений на заданную тему
Например, ведение тетради в 5 классе учащиеся начинают с написания стихотворения о музыке или музыкантах.
В 7 классе при прослушивании 40 симфонии Моцарта учащиеся выделяют из предложенных фрагментов стихотворений то, которое, на их взгляд, характеризует жизненное содержание музыки.
(См. приложение №4)
-
Коммуникативная грамотность.
---работа в парах
Это игра «Дятел-пересмешник», когда один ученик прохлопывает ритм (задаёт задание), а другой это задание выполняет.
«Вопрос-ответ» (один ученик поёт вопрос, другой поёт ответ).
---ритмический канон
В классе знакомимся с ритмом (обычно он на какой-нибудь текст).
Например: «Роза, мимоза, лилия, мак, алка, фиалка, рваный башмак»
Учим ритм всем классом, исполняем каноном по рядам и дуэтами.
---тест «Я- утверждаю»
При проверке его учащиеся обмениваются работами и выставляют оценки друг другу.
---работа в группах
Из-за маленького помещения класса очень трудно проводить такую работу. При изучении некоторых тем провожу работу с карточками.
На доске выводятся темы. Каждый ученик берёт одну карточку, на которой написано слово или фраза по одной из тем. Учащиеся должны определить, к какой теме относится его слово на карточке и составить группу, в которую войдут учащиеся, у которых тоже слова на карточках на данную тему.
В начальной школе провожу такое задание на знакомство с группами инструментов симфонического оркестра.
В средней школе- это композиторы и их творчество.
(См. приложение №5)
-
Креативное мышление.
-импровизация
Очень любят учащиеся, особенно начальная школа, этот вид деятельности. Или я, или сами учащиеся подготавливают к уроку небольшие четверостишия.
Например: «Солнышко всходит
И небо светлеет,
Природа проснулась
И утро пришло.»
«От света солнечных лучей
Превратился снег в ручей.»
На уроке учащиеся сочиняют и исполняют мелодии на заданные стихотворения.
-метод «Цветной коврик»
Учащиеся выкладывают цветными карточками свои цветоощущения, навеянные прослушанной музыкой.
-метод распределения муз. произведений по темам
В средней школе для развития креативного мышления учащихся использую этот метод в работе.
Например, при знакомстве с музыкой Баха говорим, что в его творчестве прослеживаются 4 темы:
а) осмысление нравственных ценностей
б) тема Бога
в) тема сострадания и милосердия
г) тема народного искусства
Я подбираю музыкальные произведения Баха, которые можно отнести к этим темам. Они звучат в разном порядке, учащиеся определяют и соотносят их с данными темами.
-сравнение музыкальных произведений в исполнении разных исполнителей
Это очень интересно и занимательно для учащихся. Начинаем сравнивать произведения уже с начальной школы, но больше всего в средней школе. Тут же повторяем средства музыкальной выразительности, которые изменяются в новом звучании произведения, повторяем названия музыкальных инструментов.
Классическая музыка звучит на уроках не только в современной обработке, но часто слушаем и смотрим видеофрагменты, в которых музыка используется в спорте, например в фигурном катании.
В шестом классе слушаем Вивальди «Времена года» и смотрим видеофрагмент- выступление А. Ягудина, программу на музыку концерта «Зима».
В седьмом классе, знакомясь с оперой «Кармен», слушаем музыку из оперы и смотрим олимпийскую программу на музыку Ж. Бизе А. Загитовой.
При подготовке к уроку стараюсь найти интересные музыкальные примеры. В седьмом классе при изучении темы «Сонаты» слушаем третью часть сонаты №11 В. А. Моцарта «Рондо в турецком стиле» в разных вариантах.
Например: видеофрагменты
а) группа «Сопрано Турецкого»
б) анимация
в) электрогитара
г) мультфильм
Учащиеся не только отмечают изменения в каждом исполнении, но и составляют своеобразный хит-парад произведений, обмениваются мнениями.
-еще один известный компонент- это Синквейн (короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк).
Начинаем с существительного (главной темы)- «Музыка».
Дальше учащиеся подбирают два прилагательных, три глагола, фразу с определенным смыслом и ассоциацию.
Например:
Музыка
Волшебная, солнечная
Радует, лечит, вдохновляет
Несет добро и свет людям
Праздник
Можно давать выполнять синквейн после знакомства с композиторами. Это может быть как работа в классе, так и в качестве домашнего задания.
Это далеко не все компоненты и практические приёмы работы над функциональной грамотностью, которые помогают учителю в работе и делают урок музыки более интересным и разнообразным.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шнитина Марина Анатольевна
→ Публикатор 24.10.2022 0 1666 92 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.