Конспект занятия "Способы формирования функциональной грамотности на уроках музыки"


Приложение №1


 


 

Характеристика произведения


 

Произведение

 

 

 

Композитор

 

 

 

Страна

 

 

 

Жанр музыки

 

 

 

Исполнители

 

 

 

 

Характер музыки

 

 

 

 

 

Образ

 

 

 

 

 

 

Особенности

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение №1


 

Два направления музыкальной культуры


 

 

Музыка

 

Духовная

 

Светская

 

Тема

 

 

 

 

 

Звучит

 

 

 

 

 

Жанры

 

 

 

 

 

Эмоции

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение №1


 


 


 

Духовная музыка Западной Европы

Русская духовная музыка

Духовная-

 

 

 

 

Духовная-

 

Жанр-

 

 

 

 

Жанр-

Звучит-

 

 

 

 

Звучит-

Исполнители-

 

 

 

 

Исполнители-

Композитор-

 

 

 

 

Композитор-


 

Приложение №2


 

Тест, 7 класс

Опера Бородина «Князь Игорь»


 

  1. В каком веке жил композитор Бородин?


 

а) 16

б) 18

в) 19


 

  1. Кем в жизни был Бородин?


 

а) художником

б) композитором, учёным

в) танцором


 

  1. Кто написал оперу «Князь Игорь»?


 

а) Чайковский

б) Глинка

в) Бородин


 

  1. Как называется литературное произведение, посвященное походу князя Игоря?


 

а) « Слово о полку Игореве»

б) «Убиты под Москвой»

в) « Война и мир»


 

  1. Назвать стиль оперы «Князь Игорь»


 

а) народно-историческая

б) любовно-трагическая

в) комическая


 


 


 


 

  1. В каком действии оперы звучит хор «Солнцу красному слава»?


 

а) 1д

б) 3д

в) 4д


 

  1. Что такое ария?


 

а) музыкальное произведение из нескольких пьес, объединенных общим замыслом

б) сольный номер героя оперы

в) небольшое вокальное произведение лирического характера


 

  1. Как называется музыкальной номер, в котором Бородин показал характер и внутренний мир князя Игоря?


 

а) романс «Ни сна, ни отдыха измученной душе»

б) ария «Как страшно мне»

в) ария «О, дайте, дайте мне свободу…»


 

  1. Как называется музыкальный номер оперы, который создает образ половецкого стана?


 

а) плач Ярославны

б) половецкие пляски

в) лезгинка


 

  1. Музыкальная драматургия- это


 

а) вид художественной деятельности

б) место для записи нот

в) взаимодействие музыкальных образов


 


 

Приложение №3


 

«Я- утверждаю»

4 класс (2 полугодие)


 

  1. В музыке 7 нот (+)


 

  1. Мусоргский- русский композитор (+)


 

  1. Лад- это скорость звучания музыки (-)


 

  1. Скрипка- это струнный смычковый инструмент (+)


 

  1. Квартет- это ансамбль из трёх исполнителей (-)


 


 

  1. Мелодия бывает плавной и отрывистой (+)


 

  1. Виолончель- это ударный инструмент (-)


 


 

  1. Оперы, балеты идут в музыкальном театре (+)


 

  1. Хороводные- это жанр народных песен (+)


 


 

  1. Музыка каждый день звучит в жизни людей (+)


 


 

Приложение №4


 

Фрагменты стихотворений, характеризующих жизненное содержание первой и второй части симфонии №40 В. А. Моцарта


 

  1. «У души есть свои наслажденья,

У души есть заветный свой мир:

Своя вера- свои убежденья

И души свой таинственный мир!

И душа про своё замышляет

И, уйдя из сетей суеты

Как беглянка, летает, летает

Под наметом святой высоты»

Фёдор Глинка

«Тайны души»


 

  1. «Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится,

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной, -

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осуждён»

Фёдор Тютчев

«Фонтан»


 

  1. Когда измучен жаждой счастья

И громом бедствий оглушён,

Со взором, полным сладострастья,

В тебе последнего участья

Искать страдалец обречён, -

Не верь, суровый ангел Бога,

Тушить свой факел погоди.

О, как в страданье веры много!

Постой; безумная тревога

Уснёт в измученной груди»

Афанасий Фет

«Смерти»


 


 

Приложение №5


 

Работа с карточками на знание биографии В. А. Моцарта и его творчества


 

Творчество

Симфонии

«Волшебная флейта»

 

«Свадьба Фигаро»

 

«49 симфоний»

 

«Духовная музыка»

 

«Дон- Жуан»

 

«Сонаты»

1788 г.

 

Вена

 

40

 

Первая тема

 

Вторая тема

 

Без вступления

 

 

Реквием

Детство

Молитва

 

Тайна написания

 

Заупокойная

 

12 частей

 

«Лакримоза»

 

Католическая

Счастье

 

Путешествия

 

Отец, сестра

 

Чудо- ребёнок

 

Концерты

 

Европа


 

Способы формирования функциональной грамотности на уроках музыки


 

Учитель музыки ГБОУ школы №476

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Шнитина М.А.


 

Функциональная грамотность-это тот уровень грамотности, который даёт человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Сегодня в школе уделяется большое внимание этому вопросу. На разных предметах с учащимися проводятся различные практические, творческие задания, которые способствуют развитию их функциональной грамотности.

Не исключение-и урок музыки.

Рассмотрим некоторые компоненты функциональной грамотности и практические задания, которые я использую на уроках:

  1. Общая грамотность.

Функциональное чтение.


 

В работе над этим компонентом я использую следующие практические задания:

---небольшое сочинение (Например, даю тему: «Что такое красота в искусстве?», «Музыка в моей жизни»)

---творческие работы (Биографии композиторов и другие темы)

Заканчивая обучение по предмету «Музыка», учащиеся выполняют творческие работы в печатном и электронном вариантах.

---работа со словарями (Словарь эмоциональных состояний,

Словарь, который учащиеся ведут в своих тетрадях с 5-ого по 8-ой класс,

Словарь в начальной школе, 3-4 кл.)

---заполнение таблиц (См. приложение №1)

---тесты по темам (С вариантами ответов и без вариантов)

(См. приложение №2)

В начальной школе (3-4 кл) часто провожу работу в игровой форме «Я- утверждаю», где проговариваю или вывожу на доску утверждения по пройденным темам правильные и неправильные, а учащиеся отмечают «+» или «-». (См. приложение №3)

---поиск литературных произведений на заданную тему

Например, ведение тетради в 5 классе учащиеся начинают с написания стихотворения о музыке или музыкантах.

В 7 классе при прослушивании 40 симфонии Моцарта учащиеся выделяют из предложенных фрагментов стихотворений то, которое, на их взгляд, характеризует жизненное содержание музыки.

(См. приложение №4)


 


 

  1. Коммуникативная грамотность.


 

---работа в парах

Это игра «Дятел-пересмешник», когда один ученик прохлопывает ритм (задаёт задание), а другой это задание выполняет.

«Вопрос-ответ» (один ученик поёт вопрос, другой поёт ответ).

---ритмический канон

В классе знакомимся с ритмом (обычно он на какой-нибудь текст).

Например: «Роза, мимоза, лилия, мак, алка, фиалка, рваный башмак»

Учим ритм всем классом, исполняем каноном по рядам и дуэтами.

---тест «Я- утверждаю»

При проверке его учащиеся обмениваются работами и выставляют оценки друг другу.

---работа в группах

Из-за маленького помещения класса очень трудно проводить такую работу. При изучении некоторых тем провожу работу с карточками.

На доске выводятся темы. Каждый ученик берёт одну карточку, на которой написано слово или фраза по одной из тем. Учащиеся должны определить, к какой теме относится его слово на карточке и составить группу, в которую войдут учащиеся, у которых тоже слова на карточках на данную тему.

В начальной школе провожу такое задание на знакомство с группами инструментов симфонического оркестра.

В средней школе- это композиторы и их творчество.

(См. приложение №5)


 


 


 


 


 


 

  1. Креативное мышление.


 

-импровизация

Очень любят учащиеся, особенно начальная школа, этот вид деятельности. Или я, или сами учащиеся подготавливают к уроку небольшие четверостишия.

Например: «Солнышко всходит

И небо светлеет,

Природа проснулась

И утро пришло.»


 

«От света солнечных лучей

Превратился снег в ручей.»


 

На уроке учащиеся сочиняют и исполняют мелодии на заданные стихотворения.


 

-метод «Цветной коврик»

Учащиеся выкладывают цветными карточками свои цветоощущения, навеянные прослушанной музыкой.


 

-метод распределения муз. произведений по темам

В средней школе для развития креативного мышления учащихся использую этот метод в работе.

Например, при знакомстве с музыкой Баха говорим, что в его творчестве прослеживаются 4 темы:

а) осмысление нравственных ценностей

б) тема Бога

в) тема сострадания и милосердия

г) тема народного искусства

Я подбираю музыкальные произведения Баха, которые можно отнести к этим темам. Они звучат в разном порядке, учащиеся определяют и соотносят их с данными темами.


 

-сравнение музыкальных произведений в исполнении разных исполнителей

Это очень интересно и занимательно для учащихся. Начинаем сравнивать произведения уже с начальной школы, но больше всего в средней школе. Тут же повторяем средства музыкальной выразительности, которые изменяются в новом звучании произведения, повторяем названия музыкальных инструментов.

Классическая музыка звучит на уроках не только в современной обработке, но часто слушаем и смотрим видеофрагменты, в которых музыка используется в спорте, например в фигурном катании.

В шестом классе слушаем Вивальди «Времена года» и смотрим видеофрагмент- выступление А. Ягудина, программу на музыку концерта «Зима».

В седьмом классе, знакомясь с оперой «Кармен», слушаем музыку из оперы и смотрим олимпийскую программу на музыку Ж. Бизе А. Загитовой.

При подготовке к уроку стараюсь найти интересные музыкальные примеры. В седьмом классе при изучении темы «Сонаты» слушаем третью часть сонаты №11 В. А. Моцарта «Рондо в турецком стиле» в разных вариантах.

Например: видеофрагменты

а) группа «Сопрано Турецкого»

б) анимация

в) электрогитара

г) мультфильм

Учащиеся не только отмечают изменения в каждом исполнении, но и составляют своеобразный хит-парад произведений, обмениваются мнениями.


 

-еще один известный компонент- это Синквейн (короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк).


 

Начинаем с существительного (главной темы)- «Музыка».

Дальше учащиеся подбирают два прилагательных, три глагола, фразу с определенным смыслом и ассоциацию.

Например:

Музыка

Волшебная, солнечная

Радует, лечит, вдохновляет

Несет добро и свет людям

Праздник


 

Можно давать выполнять синквейн после знакомства с композиторами. Это может быть как работа в классе, так и в качестве домашнего задания.


 

Это далеко не все компоненты и практические приёмы работы над функциональной грамотностью, которые помогают учителю в работе и делают урок музыки более интересным и разнообразным.


 


 


 


 


 


 


Полный текст материала Конспект занятия "Способы формирования функциональной грамотности на уроках музыки" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шнитина Марина Анатольевна  Публикатор
24.10.2022 0 1666 92

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК