Конспект урока изобразительного искусства "Гербы"; 5 класс


МБОУ «СОШ № 2 с.Шаран»

«О чем рассказывают нам

гербы и эмблемы»

Открытый урок по изобразительному искусству для учащихся 5 класса








2024г.





Тема урока: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

Тип урока: урок – формирования новых знаний

Форма урока:

Урок – путешествие с элементами интерактивного исследования.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный: сказка, объ­яснение, демонстрация презентации.

б) репродуктивный: воспроизведение действий по примене­нию знаний на практике, творчески проект.

в) частично-поисковый, или эвристический метод; анализ формы

г) метод проекта:

  • ролевой (дети становятся участниками сказки)

  • творческий (в создании совместного герба)

  • практико-ориентированный (формирование у учащихся умений, необходимых в разнообразных сферах жизни, и осознания того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на практике)

Цель урока:

Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов и эмблем; сформировать навыки составлении композиции герба и его изображения.

Задачи урока:

Личностные:

-Формирование основ художественной культуры.

-Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

- Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.

Метапредметные:

- Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

- Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные: содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к мировой истории, уважение к культуре.

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Межпредметные: расширение знаний по истории, литературе.





Оборудование для учащихся:

  • Художественный материал для рисования, альбом, краски



Оборудование для учителя:

  • Репродукции гербов

  • Символика России, Республики Башкортостан, Шаранского района

  • Мультимедиа проектор, экран

  • Шаблоны круга рефлексивного настроя

Задание на уроке:

Выполнить проект герба семьи

Зрительный ряд: выставка рисунков учащихся, репродукции, государственная символика.

Музыкальный ряд: мелодия для рефлексии.

Ассоциативный ряд: сопоставление гербов, ответы учащихся, слайды.

Метапредметная связь: геральдика– творчество –Россия –мир

Этапы урока

  1. Орг.момент

  2. Рефлексия настроения учащихся

  3. Вступление

  4. Основная часть

  5. Физминутка

  6. Практическая часть

  7. Итог урока.

  8. Домашние задание.

  9. Рефлексия.























Ход урока

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята, спешите, рассаживайтесь по своим местам. Будьте на уроке очень внимательны. Сегодня вас ожидают невероятные приключения. Жизнь героев зависит от вас.

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

На ваших партах находится волшебные фигуры, выберите ту, которая соответствует по цвету вашему настроению и положите на край стола.

  1. Вступление

А любите ли вы сказки?

Да, верно говорят: «Сказка ложь, да в ней намек». Сегодня я предлагаю вашему вниманию поучаствовать в создании интерактивной сказки.

  1. Основная часть

Итак: наша сказка:

Жили, были старик со старухой, и был у них один единственный сын – Иван, знатный богатырь. Были они в престарелых летах, и думают вот умрут они, с кем Иван останется, нужно его женить…

Предложили они любимому сыну, поехать и найти себе жену.

Муз 1. Собрался богатырь и отправился в путь. Едет, едет через поля, леса и видит перед собой указатель определитель стоит на перекрестке дорог. На котором написано:

« Прямо …..;

Направо…..;

Налево …»

Давно здесь указатель, стерлись последние слова. Как вы думаете, ребята, куда попадет рыцарь? А что же изображено перед замком?

Правильно гербы.

Слайд 2.

Тема нашего урока: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы».

На уроке нам необходимо ознакомиться с видами гербов, нарисовать герб.



Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространено повсюду в мире.

Слайд 3

ГЕРБ - условное изображение, являющееся символом или отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.

Первые гербы появились в 10 веке.

Эмблема  — условное изображение идеи в рисунке , которому присвоен тот или другой смысл.



Муз 1 И вот наш герой выбрал себе путь и поехал дальше. Перед ним гора, взобрался он на нее и увидел замок. Там в высоком тереме жила принцесса, небывалой красоты, и звали её Алена. Влюбился Иван в Алену и предложил ей руку и сердце. А принцесса ему отвечает: «Вот знака отличия у тебя нет, найди и принеси мне такой знак, которого ни у кого нет, выйду за тебя замуж».

Муз 1. Задумался Иван и пошел на поиски. Ехал долго, пока не попал в лес дремучий, непроходимый. И вдруг увидел он свет на поляне, Муз.2. а там три Бабы Яги поют частушки. Решил Иван попросить помощи у них. Подошел, поздоровался и рассказал о своей проблеме. Выслушали его старушки и сказали: « За то, что не испугался нас, вежливо попросил, поможем мы тебе, послушай, что мы знаем».



СЛАЙД 5,6,7

1-я баба Яга рассказала, что

Форма герба может быть разнообразной, но в основном она вписывается в треугольник, что повторяет форму щита древних рыцарей.



Анализ формы герба РФ.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.

Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава.

На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного дракона.





СЛАЙД 8,9

2-я баба Яга поведала о том, что поверхность герба может быть одного цвета или делится на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля называются геральдическими фигурами.

Выбранный цвет имеет символическое значение:

  • Золотой цвет – символ богатства, силы, справедливости;

  • Серебро – символ невинности и чистоты;

  • Червленый (темно – красный) – символ любви и смелости;

  • Голубой – символ красоты и величая;

  • Зеленый- символ изобилия, надежды, свободы;

  • Пурпурный (красный с оттенком синего) – могущество, достоинство



Анализ герба РБ.

Герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, символ мужества народов. Лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: «Башҡортостан».







СЛАЙД 10, 11

3-я баба Яга рассказала, что на поле герба изображены негеральдические фигуры – изображения животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных. Каждое изображение имеет свою символику:

  • Медведь – сила

  • Пчела – трудолюбие

  • Лев – мужество

  • Ворон – долголетие



Послушал Иван и спросил, а куда мне идти дальше? И рассказали они ему, что на окраине леса есть волшебный портал. Войдешь в него и переместишься во времени, там и подберешь себе знак отличия.

Поблагодарил Иван и поскакал к порталу. Вошел туда и полетел.



Муз 3.

Увидел он:

  • Землю

  • Россию

  • Башкирию

  • Шаранский район

И очутился в нашем селе Шаран.

Давайте герою расскажем о гербе Шаранского района .

Герб Шаранского района Республики Башкортостан выглядит следующим образом:

  1. На зелёном поле три серебряных дерева, стилизованных под башкирский орнамент «кускар».

  2. Сверху изображены два серебряных плуга с золотыми лезвиями

  3. Над ними расположена золотая тамга башкирского рода «Киргиз».



Слайд 12

В нашей Рес Башкортостан 54 района, 21 город и в каждом районе, городе есть свой флаг и герб.

Иван сделал вывод, что наша Россия имеет много регионов, субьектов , но все народы живут в дружбе и согласии.























  1. Физминутка











  1. Практическая часть. СЛАЙД 13

- Ребята, давайте поможем нашему герою нарисовать знак отличия для принцессы. Вы знаете, что в России 2024 год объявлен годом, чего?

- Годом семьи.

Вам необходимо придумать и нарисовать герб семьи.

Приступаем к выполнению работы.

На это вам дается ограниченное количество времени, 10 минут.

Выставка гербов . Эскизы гербов отдадим нашему герою.

Интересно, понравиться ли ей?

  1. Итог урока.

- Ребята, я благодарю вас за прекрасную работу. Какие вы молодцы, каждый старался и каждая работа уникальна и неповторима. Ребята, которые закончили рисунок, я ставлю пять.

Вот и закончилась наша интерактивная сказка.

  1. Домашнее задание.

Подготовиться к защите мини проекта «Мой герб». Рассказать о гербе, который вы изобразили, цвета и негеральдические рисунки, их значение.

  1. Рефлексия.

А теперь предлагаю вам подвести итог урока. Закончите фразы:





фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

Но, а в целом понравился ли вам урок? И мне тоже!

Большое спасибо. До свидания.








Полный текст материала Конспект урока изобразительного искусства "Гербы"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кинзябаева Альфия Табрисовна  Альфия7188
29.03.2024 0 587 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК