Творческие задания на уроках изобразительного искусства; 1 - 11 класс


Творческие задания на уроках изобразительного искусства 1-11 класс


Данные ниже задания помогут учителю сосредоточить внимание детей на конкретной деятельности, а при необходимости переключить внимание на предмет искусства, в тоже время они активно развивают фантазию и воображение. Возможны переносы заданий из одной возрастной категории в другую.


1 класс

1. «Дорисуй начатое другим»

Задание можно проводить на уроках изобразительного искусства, художественного труда или дополнительных занятиях. Такого рода задания рассматриваются как средство, помогающее переключать внимание и как толчок к возбуждению фантазии и воображения.

Детям предлагаются небольшие листы бумаги размером 15 х 15, 15 х 20 см (не более), на которых дано линейное изображение (карандаш или фломастер): полукруг, точка, полоса, кривая линия, часть треугольника и др.

Листы с изображениями готовятся учителем заранее.

Перед выполнением задания, следует дать некоторые пояснения:

• предложить рассмотреть рисунок, повертеть в его руках и выбрать понравившееся положение;

• затем шариковой ручкой, карандашом или фломастером дорисовать (закончить) изображение так, как хочется;

• важно соблюдать одно условие – поверхность всего листа должна работать, то есть при рисовании необходимо стараться выстраивать изображение таким образом, чтобы вся поверхность листа использовалась максимально.

2. «Из кляксы сделать образ»

Задание напоминает предыдущее, но в отличие от него ребенку предлагается не рисунок, а клякса (пятно), которую учитель ставит на листе бумаги прямо на глазах у ребенка. Формат бумаги может быть несколько больше по размеру (20 х 20 см или альбомный лист), так как краска может сильно растекаться.

Пояснения к заданию:

• необходимо превратить кляксу в какое-то животное, птицу, человека, цветок, дерево и что-то другое;

• с получившейся кляксой нужно поиграть, например, осторожно на нее подуть (пока краска не высохла), и она будет разливаться на бумаге в разные стороны в зависимости от того, в каком направлении дуть. Например, можно красиво «выдуть» различные волнистые фигуры (усы, лапы, бороду, хвост, уши и др.);

• после этого тонкой кисточкой или с помощью специальной палочки, заточенной в виде лопатки подрисовать то, что подскажет воображение и закончить рисунок.

Это задание проводится на уроках изобразительного искусства, художественного труда или на занятиях кружка, так как для его выполнения требуются краски и вода. Вполне возможно дать такое задание и на уроке литературы, например, при попытке создать какой-нибудь сказочный образ.

3. «Рисуем крик вороны и пение синицы»

Это задание легче проводить на уроках изобразительного искусства, художественного труда, на занятиях кружка, дома, в группе продленного дня или в классе, где есть изобразительные материалы. Этот вид работы направлен на развитие у детей наблюдательности, способности различать форму, звук, передавать движения в изображении. Перед выполнением задания необходимо во время прогулки обратить внимание детей на звуки, которые издают разные птицы и животные.

Вариантов таких заданий может быть бесчисленное множество: можно нарисовать шум удаляющейся машины или приближающейся машины; шаги мамы и папы, звук посуды на кухне, шум воды в ванне, капель на улице и др.

Пояснения к заданию:

• если есть возможность услышать эти звуки в записи, то желательно еще раз послушать их и после этого начать работу быстро на небольших форматах бумаги (два изображения на одном). Работать цветом, который, по мнению ребенка, максимально, выражает нужный звук. Возможно применение нескольких цветов. Кисть, формат, цвет дети выбирают сами. Обратить внимание ребят на то, чтобы плоскость листа работала максимально, а изображение не скатывалось в один угол.

4. «Выразить в форме вазы содержание: ваза для розы, ваза для одуванчиков, ваза для гладиолусов, ваза для фиалок»

Работа направлена на развитие фантазии и воображения детей. Перед выполнением задания необходимо мысленно представить цветок, его форму (можно напомнить и показать детям эти цветы, посмотреть видеофильм, слайды и др.).

Пояснения к заданию:

• в зависимости от формы цветка и его цвета, характер вазы должен иметь свою форму, в которой цветам будет комфортно и удобно;

• работу следует выполнять на одном листе (лучше квадратной формы), которая условно тонкой линией разделяется на четыре части;

• в каждой части рисуют по одной вазе;

• работать лучше цветными фломастерами, так как рисунки будут небольшие;

• можно украсить вазы любыми декоративными элементами, которые бы максимально сочетались с формой вазы и ее назначением;

• рисовать окружение не нужно.

5. «Цветовые композиции без конкретного изображения»

Работа ведется на одном листе, разделенном на четыре части. В каждой части с помощью цвета (цветового пятна) и формы (без конкретного изображения) нужно передать четыре вида настроения: «Мне весело», «Мне грустно», «Мне спокойно», «Мне тревожно».

Пояснения к заданию:

• перед выполнением задания предложить ребятам вспомнить минуты, когда им было грустно, весело, хорошо, тревожно и изобразить свое настроение с помощью красок цветовыми пятнами;

• попытаться усилить это настроение соответствующей ему формой (то есть пятно должно иметь законченную форму, а не быть бесформенной кляксой).

6. Словесная передача портрета

Ребенку предлагается описать словами портрет любимого человека (мамы, папы, бабушки, друга). Рассказ должен включать в себя цветовые характеристики и индивидуальные особенности описываемого человека (строение носа, глаз, прическа, манера двигаться, одеваться и т.д.).

Пояснения к заданию:

• ответы детей необходимо фиксировать с помощью диктофона (желательно, чтобы дети об этом не догадывались, так как это будет их сковывать);

• детям необходимо пояснить, что такой рассказ необходим для того, чтобы все кто будет его слушать, могли нарисовать портрет так, чтобы он максимально отражал особенности описываемого человека. Можно наделить своего героя эпитетами, подчеркнуть характерные особенности, выделить главное;

• при желании можно предложить детям изобразить человека по описанию друга.

7. Выразить слово «волшебство»: в цвете, в форме, линии, звуке (описание звука), в запахе (описание запаха), передача словесного образа (описание словами)

Работа выполняется на одном листе бумаги, разделенном на шесть частей. В процессе выполнения задания у детей максимально включаются в работу разные виды творческого мышления (музыкальное, художественное, визуальное, двигательное, осязательное, вкусовое и др.).

Пояснения к заданию:

• в каждой из шести частей листа необходимо выразить с помощью цветных карандашей (фломастеров, красок – по выбору) свое эмоционально-чувственное отношение к воспринимаемому слову;

• в 1-ом квадрате необходимо с помощью цвета (нескольких цветов) формально выразить «какого цвета волшебство» (рисуем без конкретного изображения чего-либо – только цветом, разными цветами);

• во 2-ом квадрате с помощью линии (карандаш, фломастер) показываем какова форма волшебства (замкнутая линия, имеющая какую-то определенную «волшебную» форму);

• в 3-ем квадрате фломастером или карандашом рисуем волшебную линию;

• в 4-ом квадрате пытаемся описать (если писать не умеем сказать учителю или помощнику, и он запишет) какого «вкуса волшебство» (например, какого вкуса «волшебная конфета»);

• в 5-ом квадрате необходимо описать «волшебную музыку»;

• в 6-ом квадрате нужно описать словами, что такое «волшебство».





















2 класс

1. Сложить ритмическую композицию из трех видов заданных простых геометрических форм (треугольник, кружок, капелька)

Задание направлено на освоение понятия «орнамент» и «ритм».

Перед выполнением задания необходимо несколько раз на уроках изобразительного искусства (это предусмотрено учебной программой) сделать несколько упражнений на копирование орнаментов, узоров; на уроках музыки пропеть произведения, в которых, как и в рисунке, наиболее ярко выражена ритмическая повторяемость звуков, слов в песне и др.

Орнамент можно прохлопать, протопать в различных комбинациях и в разной последовательности. На уроках чтения или развития речи прочитать, пересказать, проиграть с детьми те сказки, где есть повтор ситуаций, фраз, то есть также наглядно демонстрируется определенный ритм действий, слов, движений.

После этого предложить детям несколько элементов (желательно не более трех, возможны также различные варианты форм, которые учитель придумывает сам). Из этих элементов необходимо выстроить свой орнамент (свой узор), который выражал бы определенный ритм или мелодию (ее также можно задать детям).

Пояснения к заданию:

• важно внимательно прослушать заданную мелодию, пропеть ее про себя, протопать, прохлопать;

• только после этого попытаться с помощью заданных фигур нарисовать мелодию на своем листе бумаги или составить ее на парте (если будут даны фигуры);

• при желании можно ввести свой цвет для орнамента (узора).

2. Изобразить графически музыку Р.Корсакова «Полет шмеля»

Перед началом работы необходимо прослушать музыкальное произведение. Подобрать краски, цветные карандаши. Затем прослушать еще раз. И только после этого попытаться изобразить музыку на бумаге. Перед выполнением такого задания учитель

ни в коем случае не должен давать своих пояснений по содержанию музыкального произведения, а направлять внимание детей непосредственно на характер музыки, ее движение в пространстве.

Пояснения к заданию:

• в начале прорисовать музыку рукой в воздухе непосредственно в процессе прослушивания и только после этого начинать работать на бумаге;

• ученик должен работать на всей плоскости листа, соблюдая края (не рисовать близко к краю листа);

• после завершения работы внимательно рассмотреть свой рисунок и завершить его.

3. Декоративная композиция без конкретного изображения «День» — «Ночь»

Перед выполнением задания желательно подобрать выразительные стихотворения (лучше из детских сказок, колыбельных песен, потешек), описывающие день и ночь, поговорить с учащимися о своих впечатлениях в этот период суток, вспомнить об

особенностях и примечательных моментах. Можно дать прослушать музыкальные произведения на эту тему.

Пояснения к заданию:

• работа выполняется на небольших форматах (предпочтительно выполнить оба изображения на одном листе), в смешанной технике отрывной (рваной) аппликации из цветной бумаги и гуаши.

4. Передача характера через цвет и шрифт - написание своего имени

Учащимся предлагается написать свое имя или имя и фамилию. Важно самим придумать шрифт, подобрать цветовое оформление и формат бумаги, на котором оно будет написано. Обратить внимание детей на то, как располагается текст на листе, важно максимально использовать всю плоскость выбранного формата бумаги.

Пояснения к заданию:

• в написании необходимо выразить свое отношение к имени, представить свой характер;

• выбор цветового решения и материала (фломастер, цветные карандаши, гуашь) самостоятельно. Характер шрифта и его художественное решение должно передавать характер человека.

5. Создать эскиз архитектурного сооружения на основе ракушки.

Желательно перед выполнением задания прочитать отрывки из сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка», где дано описание дворца морского царя и его окружения. Провести диалог о различных формах архитектуры, которая есть в городе, поговорить о том, что

форма архитектуры должна гармонировать со всем окружением и в тоже время а соответствовать своему назначению (удобство, практичность, красота). Послушайте музыку по мотивам близким к заданию.

Пояснения к заданию:

• обратить внимание на то, что под водой у морских жителей, также, как и у людей на земле, есть свои дома, которые совершенно не похожи на земные, так как жизнь под водой не похожа на земную;

• предложить ребятам изобразить дворец Морского царя или русалочки, в котором так же, как и в земной архитектуре есть окна, двери, сад вокруг дворца, но только все совершенно не так как на земле;

• рисовать желательно тушью и палочкой (заточенной лопаточкой), тоненькой кистью и гуашью или фломастером;

• по завершении работы что-то можно украсить отрывной аппликацией из цветной бумаги или цветными фломастерами.

6. Изобразить символ. "Указатель города Мышкина"

Перед выполнением задания следует провести с детьми беседу о значении символа, особенностях символики, о том, что в символике города находят отражение важные содержательные факты, характерные только для конкретного города. Необходимо дать представление о реально существующем городе Мышкине, который находится на берегу реки Волги, недалеко от Ярославля, городе, сохранившем старую деревянную архитектуру. В Мышкине силами жителей создан необыкновенный «Музей мышки» для детей, где хранятся всевозможные игрушки, поделки, работы мастеров, изображающих мышку, а также произведения писателей, поэтов, сказочников. Есть также музей старинной утвари, этнографический музей на природе и другие достопримечательности.

Пояснения к заданию:

• важно выразить в символе свое личное отношение к городу;

• здание выполняется эскизно на небольших форматах фломастером или тушью;

• после выполнения задания можно провести дискуссию о тех названиях городов, которые знают дети, обсудить их особенности и характерные черты;

• узнать у родителей, в каких городах жили их родители, дедушки и бабушки, как называются эти города;

• задание на дом: создать символ своего города или города своих предков.

7. Графическое изображение своего знака. «Я в знаке»

Задание предполагает создание своего символа, своего знака, в котором необходимо максимально выразить свои увлечения. Выполняется на небольших форматах бумаги в технике аппликации и фломастером.

Пояснения к заданию:

• в решении задания стараться использовать минимум цвета (два, три цветовых отношения);

• основную смысловую нагрузку берет на себя фон изображения;

• характер изображаемых в знаке форм должен давать ясное представление о передаваемом значении;

• цвета должны быть контрастными, чтобы знак четко прочитывался при восприятии.

8. Изображение разных ритмов с помощью штриха (работа на одном листе)

Перед выполнением задания поговорить о ритме, можно прохлопать или протопать, пропеть задаваемые учителем ритмы. Придумать свои композиционные находки и выразить их хлопками. Обратить внимание школьников на то, что с помощью ритма можно передать настроение, движение и статику. При изображении ритмических композиций важен изобразительный материал, которым работают. Так, с помощью карандаша, фломастера, мягкого материала, кисти и краски можно создавать разный ритм.

Пояснения к заданию:

• попытаться передать ритм с помощью штриха;

• в работе использовать различную толщину штриха, направление, повторы, динамику;

• материал каждым учащимся выбирается по желанию: карандаш, фломастер, тушь и перо, пастель.

8. Изображение звуков: цок-цок-цок (медленно);

цок-цок-цок (быстро)

Задание связано с изображением на бумаге определенного ритма (быстрого и медленного), который нужно передать на одном листе.

Пояснения к заданию:

• при выполнении задания желательно выбирать такой материал, который позволяет передавать не только динамику, но и цветовое ощущение от звука цок-цок;

• можно использовать технику аппликации или цветные фломастеры.

9. Перескажи сказку (например, «Сказку про лунный свет» или др.) от лица героев и от лица стороннего наблюдателя (жука, мухи, мышки)

Для этого задания учителю следует подобрать такую сказку, в которой ярко выражены определенные действия и диалоги героев сказки, что позволяет импровизировать, самостоятельно домысливать сюжет. (Желательно фиксировать рассказы детей на диктофон, но делать это незаметно для них, так как это может сковывать рассказчиков).

Пояснения к заданию:

• пересказ сказки от лица героя требует не передачи содержания, а рассказа от имени выбранного героя, передачи его ощущений от происходящего;

• задание позволяет привносить свои мысли, соображения, пояснения. При пересказе нужно передавать и интонацию, и движения героя, характерные для него.


3 класс

1. Знак для зоопарка (указатель)

Перед выполнением задания необходимо вместе с детьми вспомнить, что такое зоопарк, зачем в зоопарке нужны знаки и указатели. Поскольку в зоопарк любят ходить дети, знаки и указатели должны быть красивыми и понятными.

Пояснения к заданию:

• выбрать по желанию обозначение (животных, птиц, млекопитающих), проживающих на территории зоопарка. Работу следует вести в технике аппликации;

• формат для работы нужно выбирать по характеру знака;

• обращать внимание на простоту, узнаваемость и общее цветовое решение (не более 3-х цветов).

2. Дворец - ракушка (коралл, раковина)

Перед выполнением работы прочитать сказки, в которых описывается подводное царство. Рассматриваем работы архитекторов, в сооружениях которых ярко выражены природные формы. Желательно внимательно рассмотреть работы архитектора Гауди.

Пояснения к заданию:

• важно внимательно рассмотреть с детьми ракушки (большие и маленькие), приготовленные специально для урока;

• каждый учащийся должен придумать хозяина дворца (можно выполнять работу по конкретному литературному произведению (например, сказки «Русалочка» Г. Х. Андерсена);

• изображать только дворец, без окружения;

• после завершения работы вырезать выполненные рисунки по контуру и создать из них на цветном фоне большую коллективную работу;

• сделать необходимые изображения вокруг дворцовых изображений подводного мира: водоросли, цветы, плавающие рыбки, песок, камни, ракушки и др.

3. Изображение в цвете смены настроения в сказке: начало сказки, середина, конец

Перед выполнением работы учитель вслух читает небольшую сказку, в которой даны живые, эмоциональные описания окружающей природы, настроения героя. Обратить внимание детей на то, что в любом произведении (сказке, стихотворении, музыке, картине) художник всегда пытаться отобразить настроение героя, природы и др. После чтения создаются небольшие формальные цветовые композиции на передачу настроения. Специального разговора (подсказки) о настроении, отображенном в читаемой в классе сказке, вести не нужно. Дети должны сами его почувствовать, уловить, догадаться.

Пояснения к заданию:

• попросите детей внимательно проследить во время чтения за передаваемым писателем настроением;

• предложите учащимся выразить настроение цветом наиболее точно, без конкретного изображения содержания, только в цвете;

• работать лучше гуашевыми красками;

• работу вести на одном листе, разделенном на небольшие форматы – прямоугольники (три изображения, следующие друг за другом).

4. Изобразить символ. «Указатель города» Солнечногорска

Поговорить о названии города, подумать, почему его так назвали. Найти сведения об этом городе. Можно заменить название города на другое, похожее на это по характеру и звучанию. Напомнить детям о значении символа и знака, особенностях его изображения.

Пояснения к заданию:

• допускается использование не боле 3-х — 4-х цветовых отношений;

• необходимо тщательно продумывать изобразительные элементы и формы, используемые в символике;

• следует внимательно составлять композицию;

• работу выполнять в технике аппликации (вначале вырезаются необходимые детали, компонуются на определенном формате и только после этого наклеиваются на выбранный формат);

• для фона желательно выбирать нейтральный цвет.

5. Изобразить в виде орнамента сказку «Колобок» или «Кот, дрозд, петух и лиса»

Вспомнить, что такое орнамент, ритм, динамика. Дать представление о том, что раньше наши предки с помощью орнамента и применяемых в нем изображений, могли многое рассказать. Подчеркнуть, что большое значение в орнаменте имеет цвет и условные обозначения. После этого прочитать сказку.

Пояснения к заданию:

• обратить внимание детей на то, какие действия и какие фразы в сказке повторяются. Как это перекликается с особенностями орнамента;

• прочитать сказку еще раз;

• предложить каждому учащемуся придумать свои знаки для героев сказки и с их помощью пересказать сказку на бумаге с помощью фломастера и аппликации.

6. Изобразить четыре вида движения: равномерное движение, нарастающий ритм, убывающий ритм, статику

Предварительно провести небольшой разговор о ритме в стихе, песне, музыке, сказке, танце (разные примеры, прослушивание, просматривание отрывков на видео).

Пояснения к заданию:

• с помощью простого карандаша попытаться на одном листе передать разный по характеру ритм, обозначенный выше;

• изображение вести в полосе один ритм под другим (работа штрихом).

7. Дать определение слову и изобразить его в абстрактной форме: синюха, укрепа, похаять, толмить, тюрик и др.

Поговорить о том, что со временем многие слова, использовавшиеся народом в быту, постепенно уходят из нашего обихода. Привести примеры других слов, утративших свою актуальность. Предложить детям привести примеры слов, которые используют в речи их бабушки, но которыми уже не пользуются в разговоре их родители, учителя и они сами. После этого дать задание: подумать и написать свое предположение, написанных выше слов.

Пояснения к заданию:

• предложить внимательно прочитать несколько раз слово; подумать, на что оно похоже по звучанию и по смыслу;

• постараться кратко описать значение этого слова.






4 класс


1. Орнаментальная композиция по мотивам народных художественных промыслов в области игрушки: «Дымково» и «Филимоново»

Перед выполнением задания важно посвятить несколько занятий освоению народных художественных промыслов в области игрушки, в том числе таких как «Дымково», «Филимоново», «Семеново», «Городец», «Гжель», «Богородская игрушка» и др. Найти общее и оригинальное в каждом промысле. Обращать внимание на колорит, характер формы, особенности декоративных элементов украшения игрушек. Выполнить ряд композиций по мотивам того или иного вида народного промысла (не подражая промыслу, а используя главные выразительные моменты: форму, цветовое решение).

Пояснения к заданию:

• при выполнении задания рисовать только элементы украшения, передавать цветовое решение и особенности линейного рисунка, конкретной декоративной формы;

• работа на одном листе.

2. Создание эскиза игрушки по мотивам природных форм: машинка-жук, самолет-птица, кукла-бабочка

Внимательно рассмотреть формы различных птиц и насекомых, их особенности, характер строения, окраска, элементы украшения. Найти работы художников, создающих игрушки; дизайнерские объекты, несущие в себе основу природной формы.

Пояснения к заданию:

• работу выполнять эскизно, постараться максимально приблизить живую форму птицы, бабочки, жука к форме игрушки;

• предусмотреть такие элементы, как колеса, крепления; особенности движения игрушки;

• передачу цветового решения строить с учетом естественного окраса живых организмов, с добавлением декоративных

элементов.

3. Иллюстрация к колыбельной песне

На занятии обязательно прослушать одну или две колыбельные песни. Сравнить этот жанр с обычной песней. Выделить характерные выразительные особенности колыбельной песни.

Пояснения к заданию:

• в решении композиции постараться максимально выразить через цвет характер мелодии, ее настроение;

• выразительные сюжетные образы должны подчиняться настроению и колориту мелодии;

• работу выполнить в технике гуаши, возможно сочетание с аппликацией в отрывной технике.

4. Изобразить символ. «Указатель города Москвы»

Вспомнить главные достопримечательности г. Москвы. Москва – столица России, центр культуры России. Рассмотреть герб Москвы.

Пояснения к заданию:

• предложить в создании символики столицы использовать такие выразительные средства, которые подчеркивали бы значимость города, его особенности;

• тщательно подбирать цветовое решение символа. Не более трех цветовых отношений.

5. Выразить слово «таинственность» в цвете, форме, линии, звуке (описание звука), в запахе (описание), слове (описание словесного образа)

Работа выполняется на одном листе бумаги, разделенном на шесть частей. В процессе выполнения задания у детей максимально включаются в работу разные виды творческого мышления (музыкальное, художественное, визуальное, двигательное, осязательное, вкусовое и др.).

Пояснения к заданию:

• в каждой из шести частей листа необходимо выразить с помощью цветных карандашей (фломастеров, красок – по выбору) свое эмоционально-чувственное отношение к воспринимаемому слову;

• в 1-ом квадрате необходимо с помощью цвета (нескольких цветов) формально выразить «какого цвета таинственность» (рисуем без конкретного изображения чего-либо – только цветом);

• во 2-ом квадрате с помощью линии (карандаш, фломастер) показываем форму волшебства (замкнутая линия, имеющая какую-то определенную «таинственную» форму);

• в 3-ем квадрате фломастером или карандашом рисуем таинственную линию;

• в 4-ом квадрате пытаемся описать (если писать не умеем сказать учителю или помощнику, и он запишет) какого «вкуса таинственность» (например, какого вкуса «таинственная конфета»);

• в 5-ом квадрате необходимо описать «таинственную музыку»;

• в 6-ом квадрате нужно описать словами, что такое «таинственность».

6. Дать определение слову и изобразить его в абстрактной форме: посупорствовать, страмец, краюха и др.

Провести беседу о значении слов и их исчезновении со временем. Провести исследование по нахождению слов, которые были в активном обиходе 50 или 150 лет назад.

Пояснения к заданию:

• постараться выразить это слово в символе, изображение должно внести максимум содержания;

• обосновать словами его значение.

Примерные темы и направления работы с детьми по изобразительному искусству, основанные на полихудожественности и интегрированном подходе к обучению и воспитанию детей разного возраста.

• Создание эскиза авторского шрифта (написание своего имени собственным шрифтом, изображение характера и настроения героя).

• К заданному интерьеру (из журнала, фотографии) придумать люстру или другой предмет, костюм. Выразить в движении, походке характер и особенности движения людей, живущих в этом интерьере.

• Создание орнамента по сказке (например: «Кот, дрозд, лиса и петух», «Теремок», «Колобок»), каждый знак которого олицетворял бы определенное животное и действие).

• Передать в цвете и линии крик вороны, пение синицы, соловья и др. птиц.

• Работа с крупными формами (создание архитектурных проектов).

• На одном листе изобразить четыре настроения в природе.

• Создание игрушек в технике бумажной пластики на основе конуса.

• Эскиз интерьера для любимой куклы, для себя и др. (работа на основе коробки из-под обуви без крышки).

• Изображение пространства мыши и мотылька.

• Графические работы по материалам наблюдений за природой.

• Пространство леса зимой, весной, летом, осенью (желательно одного и того же места).

• Напольные игрушки на основе простых геометрических форм.

• Знак в декоративном искусстве (эмблемы кабинетов для своей школы, знаки-указатели для зоопарка, детского парка, игровой площадки).

• Ритм в декоративно-прикладном искусстве. Создание своего ритма, на основе мотивов народного орнамента.

• Эскиз-макет русской избы (интерьер, экстерьер).

• Солярные знаки и их значение у разных народов (славяне, Индия, Китай, Африка и др.). Создание смысловой декоративной композиции с использованием солярных знаков.

• Эскиз буквицы к былине, сказанию.

• Эскиз авторского иероглифа.

• Эскиз дома «Вечности», города «Звезды».

• Эскиз-проект оформления зала для прослушивания космической музыки.

• «Моя семейная история» (родословная, генеалогическое древо).

• Цвето-графические композиции по мотивам работ П. Пикассо, В. Кандинского.

• Создание цветовых композиций по мотивам работ В. Гоголя, М. Шагала (общее и различное этих авторов).

• Цветовые композиции без конкретного изображения: «Мне грустно», «Мне спокойно», «Мне тревожно», «Мне весело».

• Дорисуй картину (в центре листа большой круг, красивая загибулина или пятно).

• Выражение музыки цветом или графически без конкретного изображения действия.

• Изображение в цвете настроения в сказке (начало, середина, конец).

• Графические работы: дом-Дворец на основе формы ракушки, раковины, коралла. Задание лучше проводить после прочтения отрывка сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка» (описание морского дна).

• Эскизы игрушек по мотивам природных форм насекомых, животных.

• Иллюстрирование колыбельной песни.

• Конструирование упаковки для свежезамороженных фруктов, требующих бесшовного соединения.

• Эскизы больших напольных игрушек для детской игровой комнаты: игрушки сидения, игрушки-конструкторы, игрушки на каркасе и др.

• Создание вазы на основе трансформации природных форм: тюльпана, кактуса, ромашки, ириса, яблока, тыквы и др.

• Графическое изображение стихов В.Хлебникова, Р.Рождественского, С.Есенина, др., а также считалок, скороговорок, потешек (передача динамики, ритма, структуры).

• Максимальное выражение характера и образа писателя по его произведениям (в слове и изображении портрета).

• Игры в зверей, птиц, рыб, предметы.

• Характер героя и его комнаты (придумываем или вычитываем из книг описание героя и проектируем интерьер для него).

• Конфликт, контраст в искусстве и его изображение (по примерам литературных и музыкальных произведений).

• Придумывание мелодий попевок на краткий литературный текст.

• Игры-драматизации песен и сказок, включая доступные виды деятельности минимальными средствами.

• Передача в цвете шума настраивающегося оркестра, его композиционное изображение.

• Звуковое пятно, музыкальная клякса (удар по клавише и определение цвета извлеченного звука, и наоборот - цвет звука колокола и его распространение в пространстве).

• Размышление на тему: композитор-исполнитель-слушатель (как условие существования музыки); сюжет-художник-зритель; мысль-писатель-читатель.

• Создание карты своего города, села, близкого пространства.

• Изображение земли с высоты полета на Ковре-самолете.

• Создание русской сказочной архитектуры из бумаги.

• Город будущего.

• Передача в формальной декоративной композиции из геометрических форм: равновесия, неустойчивости, динамики, симметрии, асимметрии, устойчивости, легкости, тяжести, ритма, движения.

• Цветовые композиции на плоскости отношений: пол-стена-потолок; пол-стена-потолок-мебель; пол-стена-потолок-дверь и др. для конкретного интерьера (по назначению, по настроению, для конкретного человека).

• Вырезание ножницами дерева без предварительного контура или в технике отрывной аппликации (создание из них коллективной композиции).

• Создание новогодней шапки для вырезанного из журнала портрета.

• К заданному головному убору создать костюм в технике бумажной пластики.

• Эскиз декоративной решетки для средневекового замка, где живет конкретный герой.

• Эскизы указателей для зоопарка, деткой игровой площадки.




















5 класс.

1. Вид сверху «Я на ковре самолете»

Задание для уроков изобразительного искусства и черчения. При его выполнении важно объяснить школьникам, что в композиции важно отобразить пейзаж, на который мы смотрим сверху. Перед выполнением задания желательно вспомнить, что видит человек из окна самолета, с крыши дома.

Задание предполагает следующие пояснения:

• вспомнить сказку о ковре-самолете;

• обратить внимание школьников на то, как художники-архитекторы рисуют планы ландшафтов, будущих строений;

• нарисовать вид сверху на ландшафт, находящийся в непосредственной близости от школы;

• предусмотреть в изображении дома, парки, достопримечательности, животных, людей.


2. Эскиз украшения печи для интерьера народной архитектуры (хаты, юрты, избы)

Задание желательно проводить после экскурсии в этнографический музей. Если такой возможности нет – посмотреть видео или документальный фильм о народной архитектуре различных народов.

Задание предполагает следующие пояснения:

• перед выполнением провести беседу о взаимосвязи архитектуры, окружающей природы, климата и основными занятиями коренного населения;

• обратить внимание на особенности окружающей природы разных народностей, влияние природных мотивов на украшение жилья и одежды;

• цветовое своеобразие народного орнамента разных национальностей, примечательные декоративные элементы украшения, составляющие орнамент;

• выполнять эскиз желательно гуашевыми красками. Печь изображать в интерьере.

3. Создание рассказа-картинки с использованием солярных знаков

Задание можно выполнять на уроках изобразительного искусства, истории, литературы, мировой художественной культуры.

• перед выполнением задания необходимо провести беседу о солярных знаках (происхождение, значение, особенности);

• ознакомится с предметами народного быта, в украшении которых наши предки использовали солярные знаки;

• эскиз может напоминать вышивку, ткачество, роспись;

• в изображении нужно зашифровать какой-либо рассказ, историю;

• материал по выбору (цветные карандаши, фломастеры).

4. Эскиз буквицы к былине, сказанию

Задание вполне уместно и на уроках изобразительного искусства, и истории, и литературы.

Задание предполагает следующие пояснения:

• вспомнить, что такое былина, сказание;

• рассмотреть внимательно буквицы в книгах, выполненные художниками к сказкам, былинам;

• эскиз буквицы желательно давать с небольшим текстом;


• характер буквицы, ее изобразительные и декоративные элементы должны перекликаться с основным содержанием текста.

5. Изобразить символ Санкт-Петербурга, Пскова и др.

Вспомнить главные достопримечательности Санкт-Петербурга или Пскова (по выбору), историю происхождения города.

Пояснения к заданию:

• предложить в создании символики города использовать такие выразительные средства, которые подчеркивали бы значимость города, его особенности;

• тщательно подбирать цветовое решение символа. Не более трех цветовых отношений.

Выразить слово «таинственность»: в цвете, в форме, линии, звуке (описание звука), в запахе (описание), передача словесного образа (описание словами) – задание может быть предложено также и в 6, 7, 8, 9 классах:

В процессе выполнения задания у детей максимально включается в работу разные виды творческого мышления (музыкальное, художественное, визуальное, двигательное, осязательное, вкусовое и др.). Работа выполняется на одном листе бумаги, разделенном на шесть частей.

Задание предполагает следующие пояснения:

• в каждой части ученику необходимо выразить с помощью цветных карандашей (фломастеров, красок – по выбору) свое эмоционально-чувственное отношение к воспринимаемому слову;

• в 1-м квадрате необходимо с помощью цвета (нескольких цветов) формально выразить «какого цвета таинственность» (рисуем без конкретного изображения чего-либо – только цветом);

• во 2-м квадрате с помощью линии (карандаш, фломастер) показываем какова форма таинственности (замкнутая линия, имеющая какую-то определенную. «таинственную» форму);

• в 3-м квадрате фломастером или карандашом рисуем таинственную линию;

• в 4-м квадрате пытаемся описать (если писать не умеем сказать учителю или помощнику, и он запишет) какого вкуса таинственность (какого вкуса «таинственная конфета»);

• в 5-м квадрате необходимо описать «таинственную музыку»;

• в 6-м квадрате нужно описать словами, что такое «таинственность».














6 класс.

1. Эскиз орнамента на основе заданной модульной сетки

Задания такого рода можно выполнять на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры, черчения, истории, литературы. Такие примеры работы помогают лучше почувствовать атмосферу изучаемой эпохи. Они особенно нравятся учащимся 6 – 7 классов. Перед выполнением задания желательно сходить на экскурсию по городу, парку, где встречаются декоративные решетки. Посмотреть документальные и видео фильмы.

Задание предполагает следующие пояснения:

• обратить внимание на декоративные элементы, материал, из которого выполняются декоративные решетки;

• решетка – часть архитектурного ландшафта и садово-паркового ансамбля;

• задание желательно вначале выполнить в карандаше, а затем в туши или фломастером;

• можно выполнить решетку сада к какому-то литературному произведению, к конкретной архитектуре, саду;

• стараться максимально отобразить время, стиль, направление в искусстве.

2. Эскиз авторского иероглифа, знака, символа (передача характера и увлечения).

Перед выполнением задания вспомнить, что такое иероглиф, знак, символ. Общее и различия. Проводится задание на уроке ИЗО, литературы или истории.

Задание предполагает следующие пояснения:

• рассмотреть внимательно эскизы авторских иероглифов, знаков;

• попытаться передать в знаке, символе свои особенности, увлечения, интересы;

• цвет использовать скупо (2-3 цветовых отношения).

3. Эскиз «Дом вечности», «Дом-Звезда»

Задание для уроков изобразительного искусства или дополнительных занятий искусством, а также уроков астрономии. Перед выполнением желательно пообщаться с учащимися на темы будущего, космоса (звезды, планеты, галактики). Было бы неплохо провести такое занятие после посещения планетария. Задание особенно полезно для развития фантазии и воображения, пробуждения интереса к чтению научно-фантастических книг, самостоятельному фантазированию на тему путешествий в будущее.

Задание предполагает следующие пояснения:

• прочитать на уроке интересные отрывки из научной фантастики;

• порассуждать о вечности, бесконечности космоса, других планетах, о писателях-фантастах;

• сочинить всем классом сказку, повесть;

• создать эскизы домов будущего, придумать их назначение;

• работу выполнять в туши, фломастером, карандашами.

4. Изобразить символ Пскова, Новгорода и др.

Задание можно с успехом провести на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, черчения, мировой художественной культуры.

Вспомнить особенности и главные достопримечательности старинных русских городов, истории их происхождения. Сравнить с историей своего родного города.

Пояснения к заданию:

• предложить в создании символики города (по выбору);


• использовать такие выразительные средства, которые подчеркивали бы значимость города, его особенности;

• тщательно подбирать цветовое решение символа. Не более трех цветовых отношений;

• по окончании работы сделать выставку, дать возможность каждому автору обосновать свой выбор сюжета, его характерные особенности.

5. Что означают выражения о человеке: «Золотой мешок», «Золотые руки», «Золотая голова», «Золотая душа»

Задание направлено на развитие логики и обобщения. Выяснить где и как используются эти слова, в каких случаях и почему люди их применяют в своей речи. Его проведение вполне уместно на разных уроках.

Задание предполагает следующие пояснения:

• вспомнить примеры из жизни или книг, где учащиеся сталкивались с такими определениями;

• желательно описать эти выражения словами;

• проиллюстрировать их изображением;

• сочинить индивидуальный или коллективный сюжет, который можно было бы сыграть на сцене.

6. Сочинить новое приключение «Маленького принца» («найди Звезду» и придумать с ней приключение

Задание особенно хорошо проходит на уроках литературы и изобразительного искусства. Эта сказка одинаково интересна детям разного возраста. Важно выдержать текст сказки в стиле А. Экзюпери.

Задание предполагает следующие пояснения:

• перед выполнением задания вспомнить сказку, почитать ее вслух;

• проговорить выразительные средства и особенность изложения сюжета;

• разделить класс на небольшие группы по 3-5 человек, в каждой из которой учащиеся должны придумать свою небольшую историю;

• написать историю, сделать к ней иллюстрации;

• придумать и подготовить небольшой спектакль с продолжением.

















7 класс.

1. Эскиз лабиринта для игровой площадки (вид сверху)

Задание можно выполнять на уроке изобразительного искусства, черчения, математики. Оно направлено на развитие способности логического мышления, умения составлять сложный путь продвижения от одного выхода к другому с учетом обманных ходов (вариантов движения).

Задание предполагает следующие пояснения:

• познакомиться с вариантами игр, в которых предусмотрены лабиринты;

• экскурсия в парк, прогулка по лабиринтам, просмотр фильмов, мультиков;

• при выполнении задания важна оригинальность мышления, нестандартность предлагаемого варианта лабиринта;

• работа карандашом, фломастером на небольшом по формату листе, возможно применение компьютерного дизайна, создание своей игровой программы.

2. Графический эскиз необычной декоративной формы по природным мотивам.

Задание желательно выполнять на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Направлено на развитие наблюдательности, образного мышления и фантазии.

Задание предполагает следующие пояснения:

• предложить школьникам посмотреть «иными» глазами на встречающиеся природные формы деревьев, камней, пней, сучков, растений, цветов;

• выбрать для себя понравившийся объект и на основе его форты (силуэта, контура, структуры) создать свою оригинальную декоративную форму без конкретного применения;

• украсить форму декоративными элементами.

3. Эскиз рисунка ткани по мотивам природных рисунков (камней, паутины, ажура листвы, окраса ягуара, леопарда и др.)

Задание для уроков изобразительного искусства, дизайна, мировой художественной культуры, оно направлено на развитие способности школьников замечать необычное и оригинальное в природных мотивах; находить мотивы, созвучные природным, в реальных предметах, объектах действительности.

Задание предполагает следующие пояснения:

• внимательно рассматривать природные рисунки, выполнить ряд набросков и зарисовок рисунков с природных объектов (камней, окраса животных); ля этого желательно сходить на экскурсию в зоопарк, в зоосад, зоологический музей, посмотреть документальный фильм о животных и др.;

• выбрать понравившийся объект и на основе его природного рисунка создать эскиз ткани (гобелен, ковер);

• работа фломастером, карандашом, акварелью (по желанию).

4. Графическая композиция по мотивам древней мифологии.

Задание одинаково актуально как для уроков изобразительного искусства, так и для уроков истории и литературы.

Задание предполагает следующие пояснения:

• перед выполнением задания вспомнить основные мотивы древней мифологии (славянской, греческой, индийской и др. — по желанию учителя);

• рассмотреть иллюстративный материал в художественной литературе;


• создавая в классе графическую композицию по мотивам предлагаемой мифологии, следует распределить между ребятами кто и какой сюжет будет выполнять;

• возможна работа в технике компьютерной графики;

• создание коллективной книги по мифологии.

5. Эскиз оформления зала для прослушивания космической музыки

Здание направлено на развитие фантазии и воображения учащихся, формирование способности замечать, наблюдать и находить общее в разных видах искусства.

Задание предполагает следующие пояснения:

• перед выполнением задания обсудить в классе, как выглядит зал для прослушивания музыки, особенности решения пространства;

• послушать разную музыку (отрывки): народную, колыбельную, камерную, симфоническую, детскую, танцевальную. Обсудить ее характер, поразмышлять над тем, какое пространство желательно для прослушивания той или иной музыки;

• внимательно прослушать музыкальные композиции, несущие в себе образы космической музыки;

• создать эскиз зала для прослушивания этой музыки: цветовое решение интерьера, организация пространства зала;

• работа карандашом, акварелью, аппликация.


6. Изображение условными знаками ритма стихов (С. Есенина, В. Маяковского).

Здание на развитие чувства ритма, фантазии и воображения.

Задание предполагает следующие пояснения:

• прочитать стихи Есенина и Маяковского. Обсудить их художественные средства выражения, ритмические композиции, оригинальность творчества;

• предложить школьникам подумать о выборе выразительных изобразительных элементов, знаков, которые адекватно отвечали бы структуре и характеру стихов;

• на одном листе, разделенном на две части, создать две композиции, максимально отвечающие стихам этих поэтов.



















8 класс.

1. Эскиз архитектуры будущего

Перед выполнением задания желательно посмотреть фильм об архитектуре. Также желательно найти оригинальные архитектурные проекты зданий, созданные архитекторами по мотивам природных форм в ХХ веке, в том числе архитектурные проекты и здания архитектора Гауди.

Задание предполагает следующие пояснения:

• обсудить природные формы, которые служат своеобразной архитектурой (домом) для живых существ (ракушки, домики улитки, раковины, маковки цветов мака, коконы бабочек, коробочки для семян у цветов и др.);

• прочитать книги писателей-фантастов, в которых описывается архитектура будущего, жизнь на других планетах;

• создать эскиз архитектуры будущего, с использованием природных мотивов, с учетом особенностей жизни в новом, неизвестном обществе людей и животных.

2. Подобрать варианты цветовых отношений для игровой комнаты и комнаты для сна

Задание направлено на формирование способности и умения школьников организовывать пространство комнаты в зависимости от назначения помещения. Перед выполнением задания желательно дать представление об особенностях цветового решения интерьера комнаты, о характере цвета и его влиянии на психику человека, о том какие цвета предпочтительны для детей, а какие для взрослых. Исследования ученых, архитекторов, дизайнеров в данном направлении.

Задание предполагает следующие пояснения:

• в решении комнаты и создании настроения цвет имеет особое значение; цвет может усилить нашу работоспособность или приглушить ее, может вызывать раздражение или сонливость; при решении цветового характера помещения важно представлять, для чего предназначается интерьер;

• важно четко выразить возраст хозяина комнаты.

• решение эскиза должно быть плоскостным. Лист можно разделить на 4 части. В первой половине дать цветовое решение игровой комнаты, в правой — комнаты для сна.

• решить три отношения: пол-стена-потолок-элементы украшения.

3. Мои цветовые предпочтения – цветовая композиция без конкретного изображения

Задание предполагает выполнение композиции с помощью цветовых пятен. Характер композиции, ее динамика, цветовые отношения должны соответствовать настроению автора, его цветовым предпочтениям.

Задание предполагает следующие пояснения:

• при выполнении задания обращать внимание на принципы построения композиции, чтобы чувствовался композиционный центр, равновесие пятен, динамика или статика изображения (оставлять место для полей);

• работу вести на форматах плотной белой бумаги размером 20Х20 сантиметров, возможно использование гуаши, акварели, можно также работать в технике аппликации.

4. «Моя родословная». Эскиз древа жизни своей семьи в нескольких поколениях

Перед выполнением работы необходимо собрать необходимый материал по членам своей семьи в нескольких поколениях.

Задание предполагает следующие пояснения:


Древо не предполагает обязательного изображения дерева. Это условное понятие. Желательно придумать оригинальную форму представления своего изображения-схемы. Возможно применение фотоматериалов из архивов семьи (ксерокопии), внесение своих изобразительных мотивов, в том числе оригинальных надписей и украшений.

Работу вести на больших форматах по выбору.


5. Изображение условными знаками ритма стиха (В. Хлебникова, М. Цветаевой)

Перед выполнением задания необходимо провести с учащимися занятие по восприятию поэзии этих авторов (возможны и другие варианты, например, В. Маяковский и С. Есенин). Постараться дать школьникам представление об особенностях звучания стиха и его связи с изобразительным образом, ритмом.

Задание предполагает следующие пояснения:

• при восприятии стихов необходимо выбрать условные знаки, которые максимально отображали бы характер стиха.

• проследить ритм стиха и попытаться его передать с помощью выделенных знаков.

• ритм стиха желательно передать не в одну строку, а в форме небольшой композици;

• материал по выбору. Тушь, перо, аппликация.





























9 класс.

1. Эскиз города будущего с помощью инструментов (линейка, циркуль, лекала)

Задание предполагает создание эскиза города, возможна коллективная работа группы или класса. Каждый делает проект одного дома или группы домов. Из полученных эскизов составляется коллективная композиция на цветном фоне.

Задание предполагает следующие пояснения:

• эскиз архитектурных построек создавать обязательно с помощью различных инструментов, без предварительного эскиза;

• приветствуются эскизы оригинальные, необычные по форме и воплощению замысла (желательно максимальное включение фантазии и воображения;

• Работа ведется на белой бумаге простым карандашом;

• после того, как основные формы будут найдены, можно ввести немного цвета, который желательно применять уже после того, как будет завершена коллективная композиция.

2. Шрифтовые композиции на максимальное выражение «смысла» и настроения текста (без конкретного текста, работа на небольших форматах)

Формальная композиция на передачу настроения, динамики, изобразительного смысла. Графическая работа. Желательно почитать небольшие поэтические произведения В.Кандинского и по его мотивам создать композицию.

Задание предполагает следующие пояснения:

• перед выполнением задания посмотреть тексты В. Хлебникова к своим стихам, записи нот различных музыкальных произведений, выполненных самими композиторами, шрифтовые плакаты;

• композицию составлять из букв, цифр, ничего не выражающих слов;

• важно максимально представить настроение. Возможно применение цвета;

• работа цветными карандашами, фломастерами, возможна комбинация с аппликацией.

3. Описать дом для конкретного человека (назначение, художественное оформление, цветовое решение)

Перед выполнением задания важно познакомить учащихся: с литературными произведениями, в которых описываются интерьеры, с характером описания интерьера архитектором, художником, дизайнером.

Задание можно проводить несколько раз, меняя хозяина интерьера.

Задание предполагает следующие пояснения:

• на первом этапе данной работы необходимо выбрать хозяина интерьера, желательно человека с ярко выраженной творческой профессиональной принадлежностью (художника, музыканта, композитора, модельера, писателя, поэта, режиссера, дирижера, искусствоведа, ученого-физика);

• вполне возможно в описании подражать какому-либо писателю;

• после данного задания, при желании, можно решить интерьер в цвете на бумаге, материал по выбору.

4. Выполнение цвето-графических композиций по мотивам работ П.Пикассо, В.Кандинского

Задание предполагает более тесное знакомство с творчеством обозначенных художников. В том числе необходимо изучить работы П.Пикассо, выполненные художником по мотивам работ Веласкеса «Менины», серию работ по мотивам художника-современника Пикассо — Брака.


Задание предполагает следующие пояснения:

• выбрать понравившегося художника (Пикассо или Кандинского), отобрать наиболее интересные, на ваш взгляд, произведение и выполнить 3-4 эскиза по мотивам данной работы;

• в эскизе учитывать композиционные особенности произведения, колорит, настроение, динамику;

• работу выполнять самостоятельно;

• после завершения работы дать возможность другим учащимся определить, опираясь на какую работу выполнены эскизы, после чего исполнителю объяснить задачи, решаемые при работе;

• техника и материал по выбору.

5. Фрагменты украшения архитектуры: Древние века, Модерн, Барокко

Вспомнить обозначенные направления в искусстве, обращая внимание на характер украшения архитектурных сооружений. После этого дать задание по выполнению декоративных элементов архитектуры (образцы, иллюстрации, содержащие данный материал удалить). Задание направлено на развитие памяти, умение соотносить форму и украшение, интеллект. Также она может рассматриваться как тест по мировой художественной культуре, истории, изобразительному искусству.

Задание предполагает следующие пояснения:

• вспомнить характер архитектурных форм, предложить для них декоративные элементы;

• работа на небольших форматах размером 15 х 15 см ., каждый элемент на отдельном формате;

• материал: карандаш, тушь, перо.

6. Выразить слово «непредсказуемость»: в цвете, в форме, линии, звуке (описание звука), в запахе (описание), передача словесного образа (описание словами). Это задание можно повторить также в 10, 11 классах:

В процессе выполнения задания у детей максимально включается в работу разные виды творческого мышления (музыкальное, художественное, визуальное, двигательное, осязательное, вкусовое и др.). Работа выполняется на одном листе бумаги, разделенном на шесть частей.

Задание предполагает следующие пояснения:

• в каждой части ученику необходимо выразить с помощью цветных карандашей (фломастеров, красок – по выбору) свое эмоционально-чувственное отношение к воспринимаемому слову;

• в 1-ом квадрате необходимо с помощью цвета (нескольких цветов) формально выразить «какого цвета непредсказуемость» (рисуем без конкретного изображения чего-либо – только цветом);

• во 2- ом квадрате с помощью линии (карандаш, фломастер) показываем какова форма непредсказуемости (замкнутая линия, имеющая какую-то определенную. «непредсказуемую» форму);

• в 3-ем - фломастером или карандашом изобразить непредсказуемую линию;

• в 4-ом - попытаться описать (если писать не умеем сказать учителю или помощнику и он запишет) какого вкуса таинственность (какого вкуса «непредсказуемая конфета»);

• в 5-ом - необходимо описать «непредсказуемую музыку»;

• в 6-ом - нужно описать словами, что такое «непредсказуемость».

10 класс.

1. Подбор цветовых отношений для интерьера (дворцовый, бытовой, служебный)

Перед работой провести беседу, посмотреть фильм, иллюстрации с изображением различных интерьеров, обратить внимание на декоративные элементы украшения, цветовое оформление, характер мебели и драпировок.

Задание предполагает следующие пояснения:

• данная работа предусматривает развитие способности соотносить характер и назначение интерьера с его цветовым оформлением;

• необходимо определить цветовую гамму;

• работу вести на вытянутом горизонтальном формате, разделенном на 3 части, в каждой из которых будут цветовые решения интерьера;

• возможно включение в интерьер отдельных элементов украшения.

2. Эскизы форм без конкретного назначения на передачу: устойчивости, неустойчивости, динамики, тяжести, легкости.

Задание одинаково полезно, как для уроков мировой художественной культуры, истории, изобразительного искусства, физики, химии, и других предметов.

Задание предполагает следующие пояснения:

• предусматривается на одном листе с помощью линии и цвета создать ряд форм, которые максимально выражали обозначенные признаки;

• при желании и при наличии мягкого материала (глина, пластилин и др.) можно слепить формы и раскрасить их нужным цветом;

• при графическом исполнении работать на одном листе карандашом, тушью, фломастером, аппликацией (по выбору).

3. Эскиз пространственной структуры моста по мотивам природных форм

Такие задания вполне уместны для уроков черчения, физики, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, истории. Они направлены на умение, находить общие структурные особенности строения природных форм, соединений, которые служат примером для создания специальных конструкции. Желательно рассмотреть ряд работ художников, конструкторов, архитекторов, активно использующих в своем творчестве природные мотивы (Леонардо да Винчи, Родченко, Татлин, Корбузье, Гауди, художники-модельеры и др.)

Задание предполагает следующие пояснения:

• найти примеры интересных устойчивых конструкций в природе;

• в природе все закономерно, оправдано функционально, конструктивно точно (крылья птиц, крона деревьев, строение коробочки семян цветов, колоски, паутина, когти животных, хвост и туловище, строение тела и условия жизни и многое другое);

• найдите свои примеры;

• создать оригинальную структурную композицию моста, в архитектуре которой четко просматриваются природные мотивы;

• желательно выделить какой-то отдельный элемент, подсмотренный в природе и используя его создать целую структуру;

• работать с помощью инструментов и карандаша на плотной бумаге.

4. Описать - чем близки художник М. Шагал и писатель В. Гоголь

Задание может быть проведено, как на уроках литературы, так и на занятиях по мировой художественной культуре и изобразительному искусству. Перед описанием задания вспомнить произведения Гоголя, их сюжеты, героев произведений, приключения. Рассмотреть картины Шагала, попытаться выделить их тематику, настроение. Во время восприятия не давать своих характеристик схожести и различия, не наводить на эту мысль учащихся. Только воспринимать.

Задание предполагает следующие пояснения:

• оставив на партах отрывки произведений писателя, на доске или парте иллюстраций художника, предложить школьникам найти общие черты, близкие сюжеты, изображаемые образы, фантазии и мечты;

• описать это в едином тексте (краткое сочинение – эссе).

5. В мифологии Китая большое место отводится четырем священным животным: Дракону (символу весны и востока), Фениксу (символу лета и юга), Тигру (символу осени и запада), Черепахе (символу зимы и севера) – объясните почему?

Задание возможно проводить на уроке географии, литературы, истории, мировой художественной культуры, изобразительного искусства. Перед тем как дать задание вспомните характерных священных животных Древнего Китая, их отображение в сказках, былинах, картинах, гравюрах, на ткани и одежде.

Задание предполагает следующие пояснения:

• сравнить сказочные образы русского народа с образами мифологии Китая;

• найти общие черты, назначения оберегов, которым они служили;

• в описании попытаться найти свое объяснение священным животным, можно включить другие знакомые образы, имеющие символическое значение у других народов.

Упражнения, которые желательно проводить с учащимися разного возраста как можно чаще в течение учебного года:

• Изображение своего настроения в цвете, форме, линии, движении.

• Рисование «абракадабры» и ее превращение в узнаваемый образ.

• Свои цветовые предпочтения в день работы.

• Изображение разных по форме ваз (веселой, грустной, спокойной, шаловливой, рассеянной, привлекательной, волшебной и др.).

• Слушаем музыку и передаем ее в движении, слове (ассоциации), цвете, линии, передаем ее запах и др.

• Слушаем стихи и передаем их в действии, цвете, движении и др.

• Рассматриваем картину и представляем себя в пространстве этой картины (выражаем это в действии, движении, слове и др.).

• Знакомимся с писателем (период истории, страна, где он жил и творил, особенности ее природы, архитектурного окружения этой страны, манера одеваться, музыка, картины той эпохи, смотрим фильмы), предполагаем, какие произведения он мог в то время создать и др.

• Мечтаем, фантазируем на следующие темы: «У царя был двор, на дворе был кол, на коле мочало…». Направляем мысли детей и направляем их на возвышенное, волшебное, доброе. Продолжаем сказ и проигрываем его по схеме интегрированного урока.

Примерные темы и направления работы с детьми по изобразительному искусству, основанные на полихудожественности и интегрированном подходе к обучению и воспитанию детей разного возраста.

• Создание эскиза авторского шрифта (написание своего имени собственным шрифтом, изображение характера и настроения героя).


• К заданному интерьеру (из журнала, фотографии) придумать люстру или другой предмет, костюм. Выразить в движении, походке характер и особенности движения людей, живущих в этом интерьере.

• Создание орнамента по сказке (например: «Кот, дрозд, лиса и петух», «Теремок», «Колобок»), каждый знак которого олицетворял бы какое-либо животное и действие).

• Передать в цвете и линии крик вороны, пение синицы, соловья и др. птиц.

• Работа с крупными формами (создание архитектурных проектов).

• На одном листе изобразить четыре настроения в природе.

• Создание игрушек в технике бумажной пластики на основе конуса.

• Эскиз интерьера для любимой куклы, для себя и др. (работа на основе коробки из-под обуви без крышки).

• Изображение пространства мыши и мотылька.

• Графические работы по материалам наблюдений за природой.

• Пространство леса зимой, весной, летом, осенью (желательно одного и того же места).

• Напольные игрушки на основе простых геометрических форм.

• Знак в декоративном искусстве (эмблемы кабинетов для своей школы, знаки-указатели для зоопарка, парка культуры для детей, для игровой площадки).

• Ритм в декоративно-прикладном искусстве. Создание своего ритма, используя мотивы народного орнамента.

• Эскиз-макет русской избы (интерьер, экстерьер).

• Солярные знаки и их значение у разных народов (славяне, Индия, Китай, Африка и др.). Создание смысловой декоративной композиции с использованием солярных знаков.

• Эскиз буквицы к былине, сказанию.




Полный текст материала Творческие задания на уроках изобразительного искусства; 1 - 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чернова Татьяна Харисовна  Публикатор
13.05.2024 0 491 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК