Мастер-класс "Изобразительные исторические источники"
Учитель ИЗО: Н.В. Фуресова
Мастер – класс в школьном музее «Изобразительные исторические источники»
Цель мастер-класса - формирование исследовательских интересов и навыков проектной деятельности приглашенных родителей юных краеведов в процессе изучения исторических источников, музейных предметов, практически – изобразительного исторического источника.
Задачи:
-дать понятие исторического источника;
-познакомить с методикой отбора исторического источника;
-отработать навыки воплощения в рисунке изобразительного исторического источника.
1. «Исторические источники»
Вещи, что будут они после нас? Останется ли в них сила их, их душа, разбудят ли, согреют ли они чьё сердце, расскажут ли они нашу повесть, наши страдания, нашу любовь, будет ли им в награду хоть одна слеза?
Вот эти слова Александра Ивановича Герцена отражают тему нашего занятия.
Вещи, что будут после нас?
Как вы думаете, на чём строит свои выводы историческая наука?
(на изучении предметов, человеческих останков, письменных источников).
Итак,основным фундаментом, на котором строит свои выводы историческая наука, является совокупность разнообразных исторических источников.
Что такое исторический источник?
Под историческим источником понимаются все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества.
Продукты и следы деятельности людей дошли до нас в виде исторических источников:
вещественных (остатков орудий труда, оружия, предметов быта, архитектурных сооружений);
лингвистические (языка);
этнографических (нравов, обычаев):
устных (фольклора);
письменных;
звуковых.
Вывод: На основе совокупности всех исторических источников моделируется прошедшая эпоха.
Какие виды исторических источников мы можем встретить в нашем музее?
Вещественные источники - материальные объекты, в которых овеществлена («опредмечена») деятельность людей.
Изобразительные источники – все исторические источники, кодирующие информацию посредством зрительного образа. Изобразительные источники можно разделить на условно (или графически) изобразительные (карты, диаграммы), технически-изобразительные (кинофотодокументы), собственно (художественно) изобразительные (иконы, фрески картины, графика).
Письменные источники - тип исторических источников, в которых информация выражена творцом источника (субъектом) в словесной форме и зафиксирована им с помощью знаков письма. Это - летописи, акты, нормативные документы, художественная литература, документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка).
Устные источники – тип исторических источников, в которых информация выражена творцом источника (субъектом) в устной форме и передается от одного человека другому.
(Записи воспоминаний ветеранов).
2. Игра «Исторические источники в чемодане». Задача: разложить по видам исторических источников вещи (записки с описанием) – фотографии, атрибутика школы, письма ветеранов, рисунки, монеты, мемуары, кинодокументы, ордена, воспоминания ветеранов и др.
В итоге что должно получится:
Вещественные источники |
Изобразительные источники |
Письменные источники |
Устные источники |
предметы быта медали ордена монеты атрибутика школы
|
фотографии кинодокументы рисунки |
летописи акты нормативные документы художественная литература документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка) |
воспоминания ветеранов |
|
Вывод: исторический источник мы не можем рассматривать только как хранилище фактов. Он даёт нам уникальную возможность понять индивидуальность своего творца, разобраться в обстоятельствах, которые определили его появление и место
3. Практическая художественная деятельность: «Создаём изобразительный исторический источник». Наскальный рисунок древнего человека.
Представьте себе, что вы древние люди. И вам нужно, чтобы охота была удачной. А для этого нужно провести ритуал, в котором животное будет повержено. Мы идем в пещеру вместе с нашим шаманом и видим изображения животных, самых разных. Это и мамонт, и стадо диких коров и лошадей, и даже носороги.
Но нет изображения оленя, на которого мы хотим поохотиться. А для ритуала нам это изображение просто необходимо. Поэтому, наш шаман берёт уголёк и рисует оленя. Но мы хотим целое стадо, поэтому будем ему помогать.
Для нашей творческой работы нам понадобятся:
Этапы работы над изображением:
- сминаем лист бумаги, чтобы имитировать неровность каменной стены пещеры;
- расправляем его;
- можно предварительно широкой кистью нанести воду на лист бумаги (по сырому) для дальнейшей живописи;
- широкой кистью флейц наносим оттенки коричневого, оранжевого, жёлтого и серого на лист бумаги (имитируем цвет стен пещеры);
- лужицы и подтёки убираем сухой салфеткой;
- ждём пока высохнет лист;
- рисуем стилизированное изображение оленя;
- можно изобразить на листе целое стадо оленей;
- можем добавить изображение самих охотников с копьями, водоём и рыбу в нём (древние художники рисовали то, что видели).
(Готовые работы можно оформить на стенде, как настоящую стену пещеры).
Наша работа готова. У древнего племени охота будет удачной!
Вот мы и создали изобразительный исторический источник.
Такие изображения животных, созданных древними людьми мы можем увидеть в пещерах Альтамира и во многих других местах, где археологами были найдены стоянки первобытных людей.
Спасибо за внимание!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фуресова Наталья Викторовна
→ Публикатор 20.11.2024 0 52 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы