Тематическое планирование по МХК для 10 класса
Пояснительная записка.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Автор программы и учебника предлагает оригинальную типологию уроков МХК: образ-модель, исследование, созерцание, панорама. В планировании учитывается данная типология.
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
В качестве оборудования предлагается использовать ЭОР (электронные учебные модули) сайта http://fcior.edu.ru/catalog/meta/4/mc/discipline%20OO/mi/4.15/p/page.html, которые позволяют организовать практическую работу на уроке.
Тематическое планирование по МХК для 10 класса (УМК Л. Г. Емохоновой).
Автор: Семко Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка, литературы и МХК
Название ОУ: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Сокола
Тематическое планирование
по мировой художественной культуре.
10 класс.
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: программа для 10 – 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) .– М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 16 с.;
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 240 с.
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 48 с.
Номер урока |
Тема урока |
Тип урока |
Оборудование |
Домашнее задание |
1.Художественная культура первобытного мира (3) |
||||
|
Миф – основа ранних представлений о мире. Древние образы в вертикальной и горизонтальной моделях мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Обряд плодородия как воспроизведение первичного мифа |
Образ-модель |
ЭУМ «Мифологическое мышление и первобытная картина мира», карточка-схема горизонтальной модели мира, карточка-схема вертикальной модели мира, текст ритуала, посвящённого Осирису |
§1, устные ответы на вопросы 1-3, вспомнить, что такое фольклор, как связаны фольклор и мифология? Перечитать сказку «Царевна Несмеяна», пересказ сюжета сказки |
|
Фольклор как отражение первичного мифа. «Сказка о царевне Несмеяне». Славянские земледельческие обряды: святки, масленица, семик, праздник Ивана Купала. |
Исследование |
Тексты обрядов святок, масленицы, русальной недели, семика, Ивана Купала. |
§2, ответ на 1 вопрос на с. 23 устно, вопрос 3 – письменно. |
|
Зарождение искусства. Художественный образ как основное средство познания и постижения мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита. Образность архитектурных первоэлементов. |
Панорама |
ЭУМ «Синкретизм первобытного искусства», изображения наскальной живописи пещер Альтамира и Ласко, изображения Стонхенджа |
§ 3, ответы на 1 и 2 вопросы на с. 29 устно. Найдите в повседневной практике свидетельства древнейших верований. |
2.Художественная культура Древнего мира (14) Месопотамия (1) |
||||
|
Месапотамский зиккурат – жилище бога. Реализм образов живой природы – специфика месопотамского изобразительного искусства |
Исследование |
Флеш-схема модели зиккурата, изображения зиккуратов в Уре и Этеменанке, флеш-схема ворот Иштар |
§ 4, письменно задание 1 из рабочей тетради. |
Древний Египет (2) |
||||
|
Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. Наземный храм – символ вечного самовозрождения бога Ра. |
Образ-модель |
Флеш-схема модели пирамиды, ЭУМ «Пирамиды – памятники бессмертия фараонов», изображения пирамиды в Гизе, храма Амона-Ра в Карнаке |
§ 5, письменный ответ на вопрос: «Как архитектура египетских некрополей воплощала идею вечной жизни?» Сопоставить зиккурат Месопотамии и пирамиду Египта (с помощью таблицы). |
|
Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости. |
Исследование |
ОМС «Древнеегипетский канон. Живопись, рельеф и скульптура», изображение гробницы Рамзеса IX в Долине Царей |
§ 6, выполнить задание 2 из рабочей тетради |
Древняя Индия (2) |
||||
|
Индуистический храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора. |
Образ-модель |
ЭУМ «Искусство Древней Индии», изображения храма Кандарья Махадева в Кхаджурахо |
§ 7, ответы на вопросы на с. 54: 1 – устно, 3 – письменно. |
|
Буддийские культовые сооружения –символ космоса и божественного присутствия. Особенности божественной пластики и живописи. |
Образ-модель |
Изображение большой ступы в Санчи, фресковой росписи пещерных храмов Аджанты |
§ 8, назвать основные типы буддийской архитектуры и их особенности. |
Древняя Америка (1) |
||||
|
Храмовая культура индейцев Месаамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь. |
Панорама |
Изображение пирамиды Солнца в Теотиуакане, комплекса майя в Паленке |
§ 9, выбрать тему проекта на с. 67 учебника, создать проект по группам |
Крито-Микенская культура (1) |
||||
|
Крито-микенская культура и декор как отражение мифа. |
Исследование |
Изображения Кносского дворца-лабиринта, дворца царя Агамемнона в Микенах |
§ 10, устно выполнить задания на с. 8-9 рабочей тетради. Вспомнить систему богов Древней Греции и храмы, им посвящённые |
Древняя Греция (4) |
||||
|
Греческий храм – архитектурный образ союза людей и Богов |
Исследование |
Флеш-схема афинского Акрополя, изображение Парфенона |
§ 11, письменный ответ на вопросы 2 (1 вариант) и 3 (2 вариант) на с. 79 |
|
Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики |
Исследование |
Изображение храма Афины в Селинунте, храма Зевса в Олимпии, фризов и метоп Парфенона |
§ 12, сообщения о создании скульптур: Поликлет «Дорифор» (1 вариант); Фидий «Торс богини» (2 вариант); Скопас «Менада» (3 вариант). |
|
Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики. |
Созерцание |
ЭУМ «Выдающиеся скульпторы Древней Греции», изображения куросов и кор, «Дорифор» Поликлета; «Торс богини» Фидия; «Менада» Скопаса |
§ 13, вопрос 3 на с. 88 письменно. |
|
Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. |
Панорама |
Изображение спящего гермафродита, Венеры Мелосской, алтаря Зевса в Пергаме |
§ 14, задание из рабочей тетради на с. 11 |
Древний Рим (2) |
||||
|
Особенности римского градостроительства. Общественные здания времён республики и империи. |
Образ-модель |
Изображения Римского форума, Пантеона, Колизея |
§ 15, вопрос 2 на с. 99 устно. Подготовить рассказ об одном из скульптурных портретов Древнего Рима (по выбору) |
|
Планировка римского дома. Фреска и мозаика – основные средства декора. Скульптурный портрет. |
Созерцание |
Изображения дома Веттиев и Дома трагического поэта в Помпеях, изображение портретов Брута, Августа, Константина Великого |
§ 16, выполнить итоговое задание по культуре античности из рабочей тетради на с.15 |
Раннехристианское искусство (1) |
||||
|
Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Христианская символика. Мозаичный декор. |
Панорама |
Изображения мавзолеев Констанции в Риме иГаллы Плацидии в Равенне, изображение базилики Санта Мария Маджоре в Риме |
§ 17, устный ответ на вопрос 2 на с. 111 |
3.Художественная культура Средних веков (14) Византия и Древняя Русь (7) |
||||
|
Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая и топографическая символика. |
Образ-модель |
Флеш-схема византийского храма, изображения собора святой Софии в Константинополе |
§18, вопрос 1 на с. 118 устно |
|
Временная символика крестово-купольного храма. Византийский стиль в мозаичном декоре. |
Созерцание |
Изображения церкви Сан Витале в Равенне и собора святой Софии в Киеве |
§ 19 и 20, задания из рабочей тетради на с.17 – 18 (12 – устно, 13 – письменно) |
|
Византийский стиль в иконописи Древней Руси. |
Исследование |
ЭУМ «Богоматерь Владимирская», изображение деисуса иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля Феофана Грека |
§ 21, письменно вопрос 3 на с. 131. Индивидуальное задание: сообщения о жизни и творчестве А. Рублёва и Ф. Грека |
|
Формирование московской школы иконописи. Русский иконостас. |
Исследование |
Флеш-схема «Иконостас православного храма», ЭУМ «Андрей Рублёв «Троица»», изображение Спаса Звенигородского чина |
§ 22, письменный ответ на вопрос 1 (с. 134) или 3 (с. 135). |
|
Стилистическое многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси. Московская архитектурная школа. |
Созерцание |
ЭУМ «Храмы Древней Руси», изображения церкви Покрова на Нерли, церкви Спаса Преображения в Новгороде, изображения Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, ЭУМ «Церковь Вознесения в Коломенском» |
§ 23, вопрос 1 на с. 140 письменно. Дополнительное задание – 3 на с. 140 |
|
Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. Знаменный распев. |
Созерцание |
Презентации «Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре»; ЭУМ «Древнерусская музыка. Знаменный распев» |
§ 18 - 24, устно выполнить задания по культуре Византии и Древней Руси из рабочей тетради (с.25) |
|
Обобщение по теме «Художественная культура Византии и Древней Руси». |
Панорама |
ЭУМ «Архитектура Древней Руси. Практическое задание», ЭУМ «Древнерусская иконопись. Практическое задание», ЭУМ «Древнерусская музыка. Знаменный распев. Практическое задание». |
Закончить выполнение практикумов |
Западная Европа (4) |
||||
|
Дороманская культура. «Каролингское Возрождение». Архитектура, мозаичный и фресковый декор. |
Панорама |
Изображения капеллы Карла Великого в Ахене, базилики Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке, церкви Санкт- Иоханна в Мюстере |
§ 25, устно задание 20 из рабочей тетради ( с. 28). |
|
Романская культура. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре монастырских базилик, барельефах, фресках, витражах. |
Образ-модель |
Флеш-схема «Модель романского храма», ЭУМ «Романский стиль в архитектуре», изображение церкви Санкт –Апольстен в Кёльне, аббатства Сен-Пьер в Муассаке |
§ 26, письменно задание 21 из рабочей тетради ( с. 29). |
|
Готика. Готический храм – образ мира. Архитектура и скульптурный декор готического храма. Внутренний декор храма: витражи, скульптура и шпалеры. Григорианский хорал. |
Образ-модель |
Флеш-схема «Модель готического храма», ЭУМ «Художественная культура Средневековья. Готический стиль», изображение церкви Сен-Дени под Парижем, собора Нотр-Дам в Париже, ЭУМ «Музыка Средних веков» |
§ 27 и 28, письменный ответ на вопрос 1 на с. 164 или 3 на с. 170 |
|
Обобщение по теме «Художественная культура Западной Европы в Средние века». |
Панорама |
ЭУМ «Романский стиль в архитектуре. Практическая творческая работа», |
Письменно выполнить итоговое задание по западноевропейской культуре Средних веков на с. 31-32; перечитать 1, 5 и 32 Песни «Ада» Данте |
Новое искусство – Арс нова (3). |
||||
|
Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи. |
Созерцание |
Текст 1, 5 и 32 песен «Ада» Данте, изображение фресок капеллы Скровеньи в Падуе работы Джотто |
§ 29, устно ответить на вопрос 1 или 2 на с. 178 |
|
Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа Покаяния и Триумфа Смерти. Музыкальное течение Арс нова. |
Созерцание |
Изображения Андреа да Бой наути «Триумф Покаяния», Мастера «Триумфа Смерти», кладбища Кампосанто в Пизе |
§ 30, подберите к каждому произведению-«триумфу» музыкальный фрагмент с компакт-диска |
|
Специфика Арс нова на севере. |
Созерцание |
Изображение алтаря Яна ван Эйка «Поклонение агнцу» |
§ 31, выполнить итоговое задание по культуре Арс нова на с.36 рабочей тетради |
4.Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века (3). Китай (1) |
||||
|
Взаимодействие инь и ян – основа китайской архитектуры. Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая. |
Образ-модель |
ЭУМ «Художественная культура Китая. Мифология и философия», изображение храма Неба в Пекине |
§ 32, устный ответ на вопрос 2 с. 201 |
Япония (1) |
||||
|
Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. |
Созерцание |
Изображение Райского сада монастыря Бёдоин в Удзи, философского сада камней Рёандзи в Киото, чайного сада «Сосны и лютни» близ Киото |
§ 33, индивидуальный проект на с. 209 |
Древний Восток (1) |
||||
|
Образ мусульманского рая в архитектуре мечетей и дворцов. |
Созерцание |
Флеш-схема «Модель мечети», изображение Голубой мечети в Стамбуле, мечети Омейядов в Кордове, дворца Альгамбра в Гранаде |
§ 34 - 35, итоговое задание по культуре Древнего Востока на с. 42 – 43 рабочей тетради |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семко Светлана Анатольевна
→ Свет- 15.06.2011 5 8639 1660 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.