Из опыта работы учителя музыки и МХК "Урок музыки - урок искусства"


Из опыта работы учителя музыки и мировой художественной культуры
высшей квалификационной категории
«МОУ Гимназия г.Раменское»

Лель Ирины Мечиславовны
Стаж работы 23 года.

Музыка – ты жизнь моя, моя работа!
Каждый раз волнуешь сердце вновь.
Лишь едва тебя услышу -
в сердце исчезает боль…
Без тебя не мыслю жизни,
тесен этот мир грешной,
Лишь с тобой приобретаю крылья
и парю как птица над землёй.
Так неси меня по белу свету в синеву небес,
тебя любя
Буду петь тебе я песню эту –
музыка ты жизнь и боль моя.
Лель Ирина

Когда я задумываюсь о нелёгкой жизненной стезе учителя музыки и мировой культуры, то в памяти невольно оживает притча о Сеятеле из Святого Писания. Когда семя – слова Божие – от руки сеятеля падало то при дороге, то на камни или на поле, где его заглушали сорняки, оно не прорастало. И только лишь благодатная, возделанная трудом душа человеческая приняла его, и семя дало плод…
Мы, учителя – подобно сеятелям… Но наш труд заключается в том, чтобы не просто бросить семя. Главное – это подготовить, «возделать почву»: разбить камни безразличия, вырвать сорняки будничности и пролить в светлые души детей живительную влагу разума, добра и красоты …

«Урок музыки – урок искусства» - так звучит моё определение урока музыки. Это определение я выбрала не случайно.

В образовательном процессе многих учреждений по сей день «Музыка», да и искусство в целом рассматривается и, что греха таить, преподаются в школе не как Искусство, с его огромным духовно-нравственным, эстетическим опытом, накопленным тысячелетиями развития человеческой культуры, а как примитивное «натаскивание» умениям и навыкам, которые вряд ли смогут пригодиться ребёнку в его последующей жизни.

Формирование души – вот главная задача образования. Этот вопрос всегда волновал человечество. Впервые в этом направлении большой вклад сделал композитор Д.Б.Кабалевский создав художественно-педагогическую Концепцию массового музыкального воспитания и образования и на её основе выстроил поистине новую программу по Музыке, заложив тем самым краеугольный камень в здание художественного воспитания и образования нового поколения. Он писал о том, что найденные им концептуальные подходы к преподаванию музыки в школе, предполагают не только высокий профессиональный уровень учителя, но и его творческую свободу, постоянный и неутомимый поиск индивидуального видения и воплощения основных идей программы. Основополагающая мысль системы Д.Б.Кабалевского выражена в словах: «формирование музыкальной культуры школьников как части всей духовной культуры». «Путь к духовности – это поиск истины, добра и красоты» - писал великий древний мыслитель Платон. Не этот ли путь постоянного поиска оставил нам в наследство Д.Б.Кабалевский?
В наше время цифровых коммуникаций, на-на технологий, широкого развития науки, необходимо расширять рамки урока музыки, необходимо ставить перед собой более широкую задачу: ввести учащихся в мир большого искусства.

Мою задачу, как учителя музыки, я вижу в том, чтобы все учащиеся раскрыли перед собой прекрасный мир истинного Искусства – создателя и целителя человеческих душ.

Я считаю, что интегрированный подход к уроку музыки даёт возможность учащимся равноценно воспринимать произведения искусства.

Становление музыкальной культуры с использованием множества педагогических технологий в условиях обновлённой современной школы – вот основная задача учителя музыки.

На уроках музыки, я пытаюсь показать жизнь представленную языком Искусства, Музыки и Народной философией. Я обращаюсь к произведениям живописи, поэзии, прозы, к произведениям прикладного искусства, к народным традициям, обрядам, к фольклору, архитектурным, скульптурным шедеврам. Такая тесная взаимосвязь даёт возможность лучше понять искусство, помогает воспитывать всесторонне развитую, эмоционально отзывчивую личность.

Вижу своей целью - достижение такого уровня урока музыки, который увлечёт учащихся, сможет воспитать целостное восприятие мира посредством Искусства, сможет развить музыкальное мышление и расширит кругозор учащихся, даст возможность учащимся ориентироваться в огромном и многосложном мире Искусства. На мой взгляд, именно на уроках музыки можно провести тесную взаимосвязь между Искусством и Жизнью.

На наших уроках вместе с ребятами мы не только поём и слушаем, мы рассуждаем, выражаем эмоциональное состояние от увиденного и услышанного на уроке. Так, с помощью Музыки, мы проводим тесное взаимопереплетение всех видов Искусства, а проводником в тайные уголки детских душ является Музыка, она способна увлечь в свой неземной мир человеческих фантазий и воображения.

На уроках музыки, учащиеся пытаются найти точки единения человека и души, мира и природы, мы находим взаимосвязь между Музыкой всеми видами Искусства. Ребятам хорошо знакомы такие высказывания как: «Звучание картины», «Музыка архитектуры», «Живопись музыки», «Интонация Скульптуры». Учащиеся приходят к мысли, что искусство неразделимо, оно как солнечное светило со своими лучами – освещается только за счёт сияния лучей.

Темы четверти: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?», «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?», «Можем ли мы увидеть музыку?», « Можем ли мы услышать живопись?», «Музыкальный образ», «Преобразующая сила музыки», «Музыкальная драматургия» - не случайно поставлены в виде вопроса. На каждом уроке учащиеся пытаются найти ответы на эти вопросы с помощью произведений Искусства.

Программа, составленная Д.Б.Кабалевским – это основа эстетического воспитания учащихся. Но современная жизнь диктует новые задачи – обновлённые, - соответственно возникает обновлённый подход к уроку «Музыка» с использование педагогических технологий.

Постоянный системный подход к уроку позволяет наращивать потенциал умений и навыков у учащихся. Мы живём в современном мире, который сам нам диктует новые подходы к образованию будущего подрастающего поколения.

Главной целью урока музыки – я вижу формирование культурного человека. Формирование музыкальной культуры учащихся, как части духовной культуры. Произведения Искусства должны стать предметом размышления, духовного мира и восприятия учащегося.

Главная задача - воспитание интереса и любви к Искусству, познание закономерности музыкального искусства на основе его интонационной природы и многочисленных связей с жизнью и другими видами искусства. Разнообразие форм проявления и функционирования музыки в жизни современного учащегося, специфика воздействия её на человека. Освоение музыкального искусства через овладение учащимися музыкально-практическими умениями и навыками в различных видах деятельности (вокально-певческой, восприятии музыки, размышления о ней, а так же навыками творческой деятельности). Развитие личностно-творческкого отношения к музыке, соотношение жизненной правды и красоты в искусстве на примерах произведений поэтов, художников и музыкантов.

Моя главная задача, как учителя музыки - раскрыть глубину жизненного содержания произведений искусства. Ощутить красоту и правду через мир культуры – вот задача, которая стоит перед учащимися. Сопоставить музыку разных веков, стилей и раскрыть её содержание. Дать возможность почувствовать красоту и правду музыки, отображающуюся в природе и раскрыть отношение человека к природе и воздействие природы на человека – вот моя первозадача как учителя музыки и мировой художественной культуры. Я пытаюсь ввести своих учеников в волшебный мир Искусства и научить их ценить и понимать красоту.

Моим жизненным кредо являются слова Ромен Ролана «Всё сущее на земле есть музыка, нужно только её услышать»

Искусство создаётся для того, чтобы отобразить богатство мира, душевную красоту человека и отражается это в звуках, словах и цветах, пластике.

Программа "Музыка" разработанная Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской, Т.С. Шмагиной, на мой взгляд, очень актуальна в рамках современной школы. Такой интегрированный подход к уроку музыки даёт возможность учащимся равнозначно оценивать искусство как процесс созидания. На мой взгляд, программа интересна, современна и многогранна, отвечает всем требованиям современной школы – школы будущего.

Значение урока «Музыки» на мой взгляд, велико в образовательном процессе, так как произведения Искусства являются незаменимым средством формирования духовного мира учащегося, делают его способным тоньше и глубже чувствовать, сопереживать, сострадать, стать частью творения и мысли автора.

Домашним заданием становится творческая работа по прослушанному и увиденному на уроке. Такой вид работ даёт возможность с помощью слова, рисунка - выразить свои мысли, свои чувства и переосмыслить эмоциональное состояние.

«Искусство существует для того, не чтобы только образовываться, а и для того, чтобы знать какими мы становимся» Оскар Уальд.

Ссылки на :
1. http://что-есть-истина.рф/article.php?article_id=107
2. http://www.bestreferat.ru/referat-209836.html

Полный текст материала Из опыта работы учителя музыки и МХК "Урок музыки - урок искусства" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лель Ирина Мечиславовна  lellka
03.01.2012 0 14920 1113

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК