Программа по ИЗО "Юный художник" (2 год обучения)
№ Тема Кол-во часов Теория Практика
1 Вводная часть 4 2 2
2 Художественно-выразительные средства рисунка 24 8 16
3 Художественно-выразительные средства живописи 22 8 14
4 Композиция в изобразительном искусстве. 26 10 16
5 Композиция в декоративно-прикладном искусстве. 26 10 16
6 Жанры в изобразительном искусстве:
- цвет и настроение в пейзаже
- настроение в натюрморте
- информативность портрета
- анимализм
- бытовой и исторический жанр 74 18 56
7 Оформительские, творческие и выставочные работы. 20 20
8 Воспитательная работа 20 20
Итого: 216
Содержание курса (2 год обучения)
Раздел 1. Введение.(4 часа)
Тема 1.1 Вводный инструктаж по ОТ. Введение в образовательную программу.
(2 часа)
Теория. Ознакомление с работой кружка «Юный художник», содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа по О.Т.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение. Инструкции по О.Т.
Тема 1.2 Первичный инструктаж на рабочем месте. Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства. (2 часа)
Обучающий компонент
Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы.
Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.
Воспитывающий компонент.
Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений, умение познавать его.
Практическая часть.
- пользование рисовальными материалами;
- правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму;
- передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;
- выполнять зарисовки и наброски.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельные работы.
Методическое обеспечение. Дидактическая игра «Поможем художнику», альбом, ластик, карандаш, краски, кисть.
Раздел 2. Художественно-выразительные средства рисунка. (24 часа)
Тема 2.1 Первичный инструктаж по ПДД. Изображение животных и птиц в произведениях изобразительного искусства. (2 часа)
Обучающий компонент
Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказах. Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков.
Воспитывающий компонент.
Развитие наблюдательности за животным и растительным миром. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Практическая часть.
Рисование с натуры и по представлению животных и птиц.
Формы занятия.
Вести наблюдения в окружающем мире.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 2.2 Инструктаж по электробезопасности. Натюрморт из разнородных предметов: овощей и фруктов. (2 часа)
Обучающий компонент
Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра. Изучение закономерностей перспективы, конструкции, светотени. Линия, штрих, тон – выразительные средства рисунка.
Знакомство с натюрмортами выдающихся мастеров живописи.
Воспитывающий компонент.
Воспитание любви к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Упражнение на заполнение свободного пространства на листе;
Совершенствуются навыки грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, трафарет.
Тема 2.3 Инструктаж по пожарной безопасности. Наброски с натуры модели домика. (2 часа)
Обучающий компонент
Основные конструктивные особенности строения дома. Закономерности линейной перспективы: линия горизонта, точка схода. Фронтальная и угловая перспектива.
Воспитывающий компонент.
Воспитание любви к изобразительному искусству. Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений, умение познавать его.
Практическая часть.
Наброски с натуры модели домика.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, простой карандаш.
Тема 2.4 Наброски домашних животных. (2 часа)
Обучающий компонент
Анималистический жанр в живописи. Творчество художников анималистов: Е. И. Чарушина, В. А. Ватагина, И. С. Ефимова и др. Сравнительный анализ анатомии животных.
Воспитывающий компонент.
Воспитание любви к изобразительному искусству. Углубленный интерес к окружающему миру, умение познавать его.
Практическая часть.
Наброски с натуры и по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, простой карандаш, акварель, краски.
Тема 2.5 Изображение человека в движении. (2 часа)
Обучающий компонент
Образ человека – главная тема искусства. Закономерности и строение тела человека. Пропорции. Наброски и зарисовки человека с натуры.
Воспитывающий компонент.
Воспитывать и развивать интерес к предмету изобразительного искусства.
Практическая часть.
Наброски с репродукции и по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, простой карандаш.
Тема 2.6 Осенний вернисаж. (2 часа)
Обучающий компонент
Изображение природы осенью. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объема.
Воспитывающий компонент.
Воспитание любви к изобразительному искусству. Углубленный интерес к окружающему миру, умение познавать его.
Практическая часть.
Рисование на основе наблюдения или по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, репродукции картин, простой карандаш, акварель, краски.
Тема 2.7 Рисование с натуры букета цветов. (2 часа)
Обучающий компонент
Изображение с натуры. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объема.
Воспитывающий компонент.
Воспитание любви к изобразительному искусству. Углубленный интерес к окружающему миру, умение познавать его.
Практическая часть.
Рисование с натуры или по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, простой карандаш, акварель, краски, букет цветов.
Тема 2.8 «Дом, который придумал ты». (2 часа)
Обучающий компонент
Придумай себе дом" - изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел.
Воспитывающий компонент.
Развитие воображения, эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая часть.
Рисование по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, простой карандаш, акварель, краски.
Тема 2.9 Натюрморт из геометрических тел. (2 часа)
Обучающий компонент
Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Конструктивное строение предметов. Передача объема средствами светотени. Элементы линейной перспективы.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Рисование с натуры.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, краски, репродукции.
Тема 2.10 Иллюстрация к сказке «Маша и медведь» (2 часа)
Обучающий компонент
Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Воспитывающий компонент.
Развитие интереса и любви детей к творчеству художников детской книги.
Практическая часть.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 2.11 Воздушная перспектива (2 часа)
Обучающий компонент
Световоздушная перспектива. Изменение цвета в зависимости от освещения. Законы воздушной перспективы.
Воспитывающий компонент.
Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов.
Практическая часть.
Выполнение рисунка пейзажа по представлению с использованием воздушной перспективы.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, краски, репродукции.
Тема 2.12 Иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (2 часа)
Обучающий компонент
Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов.
Воспитывающий компонент.
Воспитание любви к весенней природе.
Практическая часть.
Рисование на по иллюстрациям или по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, карандаш, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Раздел 3 Художественно-выразительные средства живописи. (22 часа)
Тема 3.1 Рисование на тему «Пусть всегда будет солнце» (2 часа)
Обучающий компонент
Элементарные основы живописи. Основы воздушной перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете.
Развитие фантазии, творческого воображения; формирование умения составлять композиции.
Воспитывающий компонент.
Воспитание чувства гордости за свою Родину.
Практическая часть.
Рисование на по иллюстрациям или по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, карандаш, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 3.2 Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов. (4 часа)
Обучающий компонент
Красота окружающего мира. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Произведения живописи русских художников.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. Воспитание любви и интереса к произведениям художественной литературы.
Практическая часть.
Рисование на основе наблюдений или по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 3.3 Натюрморты художника Ильи Машкова. (2 часа)
Обучающий компонент
Знакомство с произведениями выдающегося художника Ильи Машкова.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая часть.
Рисование на основе наблюдений или по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 3.4 «Живописные просторы Родины». (2 часа)
Обучающий компонент
Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: И. Шишкин. Изображение по памяти и воображению. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая часть.
Выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций различных объектов действительности.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 3.5 «Каждый художник урожай своей земли хвалит». (2 часа)
Обучающий компонент
Натюрморт. Свет и форма. Изображение с натуры. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая часть.
Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача в рисунке смысловой связи между предметами, формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 3.6 Цвет в произведениях живописи. Изображение осеннего букета. (2 часа)
Обучающий компонент
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая часть.
Рисование с натуры.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, карандаш, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 3.7 Виды матрёшек. (2 часа)
Обучающий компонент
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объема.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Развитие наблюдательности и внимания, логического мышления.
Практическая часть.
Самостоятельное выполнение росписи наряда матрёшки по образцам.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, дополнительная литература.
Тема 3.8 Иллюстрирование басни И. А. Крылова «Ворона и лисица» (2 часа)
Обучающий компонент
Работа над развитием творческого воображения, умение передать конструкторское строение цвета изображаемых объектов, совершенствованием навыков передачи сюжета литературного произведения в рисунке.
Воспитывающий компонент.
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам.
Практическая часть.
Рисование по представлению.
Формы занятия.
Вести наблюдения в окружающем мире.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 3.9 Виды штриховок в рисунке. Изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением (4 часа)
Обучающий компонент
Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Конструктивное строение предметов. Передача объема средствами светотени. Элементы линейной перспективы.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Рисование с натуры.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, краски, репродукции.
Раздел 4 Композиция в изобразительном искусстве. (26 часов)
Тема 4.1 « Берёза» С. Есенин (иллюстрирование произведений литературы)
(2 часа)
Обучающий компонент
Базовые принципы композиции. Правила передачи движения, покоя. Выделение сюжетно - композиционного центра. Передача симметрии и асимметрии.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Иллюстрирование произведений литературы. Родная природа в творчестве русских художников.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, краски, репродукции.
Тема 4.2 «Труд людей зимой и весной» (2 часа)
Обучающий компонент
Базовые принципы композиции. Правила передачи движения, покоя. Выделение сюжетно - композиционного центра. Передача симметрии и асимметрии. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Иллюстрирование произведений литературы. Родная природа в творчестве русских художников.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, краски, репродукции.
Тема 4.3 Королева осень. (2 часа)
Обучающий компонент
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными композициями выдающих художников: И. И. Левитан «Золотая осень»
Воспитывающий компонент.
Уметь видеть красоту природы осенью. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать.
Практическая часть.
Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Выступления обучающихся с сообщениями.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 4.4. Узор из геометрических фигур. (2 часа)
Обучающий компонент
Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.
Воспитывающий компонент.
Воспитывать любовь к изобразительному искусству. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Практическая часть.
Упражнение на заполнение свободного пространства на листе;
Совершенствуются навыки грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, трафарет.
Тема 4.5 Беседа: «Выдающиеся русские художники – И. Репин, И. Шишкин, И. И. Левитан, В. И. Суриков». (2 часа)
Обучающий компонент
Ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства;
С видами и жанрами искусства, с крупнейшими художественными музеями и замечательными художниками.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая часть.
Выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 4.6 «Мир полон украшений» (2 часа)
Обучающий компонент
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая часть.
Изображение сказочного цветка (по воображению).
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 4.7 Рисование с натуры натюрморта: поднос с фруктами. (4 часа)
Обучающий компонент
Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Рисование с натуры.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, краски, репродукции.
Тема 4.8 Натюрморт из разнородных предметов: ягод, овощей и фруктов. (4 часа)
Обучающий компонент
Объемное изображение формы предмета. Выбор главного композиционного центра. Моделировка светотенью и цветом. Знакомство с натюрмортами выдающихся мастеров живописи.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Рисование с натуры.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, краски, репродукции.
Тема 4.9 Мир Леонардо да Винчи. (2 часа)
Обучающий компонент
Творчество художника Леонардо да Винчи. Вклад Леонардо да Винчи в развитие живописи. Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к изобразительному искусству.
Практическая часть.
Рисование пейзажа по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, краски, репродукции
Тема 4.10 Рисование на тему «Полёт на другую планету» (2 часа)
Обучающий компонент
Формирование умения составлять композиции; развитие фантазии, творческого воображения.
Воспитывающий компонент.
Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов.
Практическая часть.
Рисование по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Белая бумага, карандаш, краски, репродукции.
Тема 4.11 Иллюстрация сказок народов России. (2 часа)
Обучающий компонент
Передача художественными средствами своего отношения к изображаемому. Основные средства художественной выразительности графики: линия, пятно, точка.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Практическая часть.
Изображение многофигурной композиции.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Карандаш, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Раздел 5 Композиция в декоративно-прикладном искусстве. (26 часов)
Тема 5.1 «Русская матрешка в расписном сарафане» (2 часа)
Обучающий компонент
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Развитие наблюдательности и внимания, логического мышления.
Практическая часть.
Самостоятельное выполнение росписи наряда матрёшки по образцам.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, дополнительная литература.
Тема 5.2 Чудные узоры декоративно-прикладного искусства(2 часа)
Обучающий компонент
Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства;
знакомство с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан.
Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью.
Воспитывающий компонент.
Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего.
Об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.
Практическая часть.
Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм; освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.
Формы занятия.
Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 5.3 «Волшебный узор» (2 часа)
Обучающий компонент
Отличительные особенности композиции в декоративно прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Развитие наблюдательности и внимания, логического мышления.
Практическая часть.
Самостоятельное выполнение в полосе растительных узоров.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, дополнительная литература.
Тема 5.4 «Праздничные краски узоров» (2 часа)
Обучающий компонент
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Ознакомление с Жестовской росписью.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства.
Практическая часть.
Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 5.5 Городецкая роспись «Летняя сказка зимой» (2 часа)
Обучающий компонент
Отличительные особенности композиции в декоративно прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Развитие наблюдательности и внимания, логического мышления.
Практическая часть.
Рисование кистью элементов городецкого растительного узора.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, дополнительная литература.
Тема 5.6 Гжель. Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо» (2 часа)
Обучающий компонент
Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек, одежды.
Практическая часть.
Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 5.7 Жостовская роспись «О чем может рассказать русский расписной поднос» (декоративная работа) (2 часа)
Обучающий компонент
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении посуды.
Практическая часть.
Самостоятельное выполнение растительных узоров по образцам.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Тема 5.8 Филимоновские глиняные игрушки (лепка игрушки несложной формы по народным мотивам) (2 часа)
Обучающий компонент
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Освоение основ декоративно-прикладного искусства.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек.
Практическая часть.
Лепка птиц, зверей по памяти и по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, пластилин.
Тема 5.9 Узор в полосе из растительного орнамента(2 часа)
Обучающий компонент
Художественные промыслы: Гжель, Жостово, Городец и др. Элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета.
Использование различных художественных техник и материалов.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек.
Практическая часть.
Лепка птиц, зверей по памяти и по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, пластилин.
Тема 5.10 Золотые узоры хохломы. (2 часа)
Обучающий компонент
Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и отличие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и его элементах.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек.
Практическая часть.
Роспись посуды под хохлому.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, пластилин.
Тема 5.11 «Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве»
(2 часа)
Обучающий компонент
Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности
Освоение основ в декоративно-прикладном искусстве.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшениях народных мастеров.
Практическая часть.
Выполнение кистью простейших элементов растительных узоров для украшения коврика.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белый лист.
Тема 5.12 Лепка дымковской игрушки. (2 часа)
Обучающий компонент
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Использование различных материалов: пластилин.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек, одежды.
Практическая часть.
Лепка дымковской барыни по памяти и по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, пластилин.
Тема 5.13 Золотые руки мастеров. Урало-Сибирская роспись(2 часа)
Обучающий компонент
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек, одежды.
Практическая часть.
Самостоятельное выполнение узоров по образцам.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Раздел 6 Жанры в изобразительном искусстве (74 часа)
- цвет и настроение в пейзаже
- настроение в натюрморте
- информативность портрета
- анимализм
- бытовой и исторический жанр
Тема 6.1 «Живописные просторы Родины» Пейзаж. (4 часа)
Обучающий компонент
Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д. Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений.
Особенности освещения пейзажа.
Воспитывающий компонент.
Умение ценить то, что создано руками человека и природой.
Практическая часть.
Изображение спинки ящерки или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Материалы: для учителя – валик для накатки, разведенная водой гуашь или типографская краска; для детей – дощечка из пластмассы, линолеума или кафельная плитка, листки бумаги, карандаш.
Тема 6.2. «Мы рисуем зимние деревья» (2 часа)
Обучающий компонент
Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование художественных материалов.
Передача собственного и видимого цвета в пейзаже.
Воспитывающий компонент.
Проведение обзорных экскурсий «Здравствуй, мир!»
Практическая часть.
Рисование по памяти и по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 6.3 «Праздничный салют» (2 часа)
Обучающий компонент
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна, объёма.
Воспитывающий компонент.
Обогащение восприятия окружающего мира.
Практическая часть.
Рисование по памяти и по представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 6.4 «Бабочка». (2 часа)
Обучающий компонент
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей – формы, окраски. Легенды о цветах. Особенности изображения цветов в рисунке.
Воспитывающий компонент.
Уметь видеть красоту природы, Осознание бережного отношения к редким видам насекомых. Эстетическая оценка «малой» Родины.
Практическая часть.
Лепка птиц по памяти и представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 6.5 «Золотые краски» - рисование по памяти опавших листьев деревьев.
(2 часа)
Обучающий компонент
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков. Отражение в произведении отношения к природе.
Особенности изображения цвета в рисунке.
Воспитывающий компонент.
Уметь видеть красоту природы, Осознание бережного отношения к редким видам насекомых. Эстетическая оценка «малой» Родины.
Практическая часть.
Лепка птиц по памяти и представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.
Тема 6.6 «Красавица-зима» (2 часа)
Обучающий компонент
Беседа: «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской зимней природы»
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских художников: А. К. Саврасов, В. А. Серов, И. Е. Репин.
Составление рассказа описания любимой картины.
Воспитывающий компонент
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кобликова Светлана Анатольевна
→ Синеглазка 05.01.2010 6 18993 2480 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.