Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный художник"; 6 класс


Фячсмитьбдю.

Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №6 имени Героя России

Шерстянникова Андрея Николаевича

Усть -Кутского муниципального образования



«Рассмотрено»

На заседании методического

совета учителей



«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР МаксимоваВ.А ___________

от«__» сентября 2016__ года


«Утверждаю»

Директор

МОУ СОШ№6

Малышев А.В.

______________

от « __» сентября 2016__года




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

художественно-эстетического направления

«Юный художник»

для 6 класса






Составлена:

Марисовой Мариной Петровной,

учитель изобразительного искусстваг.






Г.Усть-Кут



2016 г.








Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству «Юный художник» составлена с учётом программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011., на основе ООП ООП МКОУ СОШ № 6 им. Шерстянникова А.Н. УКМО в соответствии с требованиями ФГОС. Программа соответствует учебному плану школы.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

На изучение изобразительного искусства в начальной школе в неурочное время отводится 1 час в неделю, всего 34 часа. Занятия проходят один раз в неделю (по одному часу в неделю) Образовательная область – искусство.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Настоящая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, календарно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы. Программа «Юный художник» рас­считана на учащихся 6 класса, увлекающихся изоб­разительным искусством и художественно-творческой дея­тельностью.

Цель: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искус­ства.

Задачи:

развивать природные задатки и способности, помогаю­щие достижению успеха в том или ином виде искусства;

научить приёмам мастерства;

  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

  • научить правильно использовать термины, формулиро­вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искус­ства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;

формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив­ной деятельности;

развитие умения осознанно ис­пользовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой само­реализации средствами художественной деятельности.

Занятия проводятся в классе.

По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выстав­ки, мастерские художников, концертные залы, театры, обсуж­дают особенности исполнительского мастерства профессиона­лов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников, композиторов, артистов.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, отчётного концерта или спектакля юных художни­ков, мастеров народных промыслов и ремёсел, музыкантов, артистов с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и театрального профиля.

Данный курс состоит из трёх разделов.

I раздел: «Волшебная кисточка» (декоративно-прикладное искусство).

II раздел: «Уроки Карандаша».

III раздел: «Весёлые краски» (нетрадиционные приёмы рисования).

Декоративное рисование можно использовать при решении воспитательных и образовательных задач.

Во-первых, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность: рисунок по сути представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного искусства связан с задачами преображения среды, окружающей человека, в соответствии с его представлениями о добре и красоте.

Во-вторых, волшебное возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, вносит во внутренний мир ребёнка радость и бодрость. Малышам более понятны и близки работы народных мастеров, и воспринимают они их глубже и полнее, чем большие живописные полотна.

В-третьих, очень важно, что ребёнок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

В-четвёртых, детский рисунок может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребёнка.

Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, дети познают разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение, пополняют объём знаний об орнаменте, геометрическом (в виде овала, круга, ромба, квадрата) и растительном (в виде растительных форм с включением изображений животных и птиц).

В процессе ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас: дети называют предметы (чашка, ладья, матрёшка, дымковская игрушка и т.д.), материалы, из которых они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутоны, завитки, кудрины, гирлянды).

При рассматривании узора учатся сравнивать: на хохломских чашках травка огнём горит, гжельская роспись похожа на мрамор, дымковская игрушка – на сказку. Описывая изделия, дети последовательно рассказывают об их цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию связной речи.

Овладение необходимыми для него техническими приёмами способствует развитию двигательных ощущений, а главное – мелкой моторики, ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, завитки и т.п., а ритмичность в расположении элементов декоративного узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся “держать” линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах; завитки и травка напоминают крючки; прямые и вертикальные линии – палочки, волнистые – элементы букв б,ч и др.). Часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность кожи.

Уроки Карандаша помогут развить у ребёнка графические и технические навыки. Дети с удовольствием будут многократно повторять то или иное движение руки с карандашом, как бы отрабатывая свободное и уверенное формообразующее движение. Ребёнок будет испытывать эмоциональное положительное чувство, удовлетворение, когда то или иное движение удаётся ему, когда он способен управлять своей рукой, подчинять её выполнению задуманного. Не случайно интерес к изобразительной деятельности, желание и нежелание рисовать связывают с умением изображать. Алгоритмические схемы вызывают положительные эмоции у детей и желание рисовать. Алгоритмы рисования просты, рациональны, они позволяют выделить основные, существенные детали и показать, как их можно изобразить на бумаге. Ребёнок в силах сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно проследить логику создания изображения.

В формировании графических умений и навыков предусматривается следующее: уметь сравнить свой рисунок с изображаемым предметом; при выполнении любого из видов учебного рисования уметь соблюдать правило рисования от общего к деталям; уметь композицией выделить главное в сюжете; уметь работать в технике акварели, уметь передавать цвет изображаемых предметов.

Раздел «Весёлые краски»

У ребёнка разовьётся чувство цвета, он освоит различную технику рисования, постигнет способы изображения предметов, природных явлений, научится создавать выразительные образы. У ребёнка будет развиваться фантазия, воображение, эстетическое восприятие окружающего мира, художественный вкус.

Существует бесконечное множество игр с красками, водой и бумагой. С помощью красок можно печатать – делать на бумаге отпечатки цветов, различных мелких предметов, а также уже готовых рисунков. Но и это ещё не всё. Ребёнку нужно подружиться с красками, и они откроют неизведанный, фантастический мир– мир цвета. Помогут увидеть красоту окружающих вещей, красоту природы. Научат внимательно смотреть и многое замечать.

Данная программа учитывает важные направления эстетического воспитания и образования ребёнка: художественное, познавательное, интеллектуальное. Таким образом, программа реализует вопросы всестороннего развития личности ребёнка. Главная цель программы курса «Юный художник» - развивать в ребёнке личность, способную думать, фантазировать, изобретать, умеющую реализовать творческие замыслы и анализировать их результаты.

К концу обучения дети должны:

  • знать названия цветов и оттенков;

  • знать элементарные правила смешения цветов;

  • познакомиться с тёплыми и холодными тонами;

  • узнать о влиянии цвета на настроение;

  • освоить различные техники рисования;

  • применять приёмы рисования кистью;

  • узнавать главные элементы народной росписи;

  • познать разнообразие и богатство культуры родного народа, усвоить традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение;

  • свободно работать карандашом;

  • рисовать с помощью схем и алгоритмов.

6 класс

Учебно-методический комплект

Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. – 1-е изд.-м.: Просвещение, 2010.

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная лини учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. –М.: Просвещение, 2011.

Список литературы для учителя

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная лини учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. –М.: Просвещение, 2011.

Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под ред. Б.М.Неменского/ автор-составитель О.В.Павлова.- Волгоград: Учитель

Список литературы для обучающихся

  • Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: для общеобразовательных учреждений / Л.А.Неменская; под ред. Б.М Неменского. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2012. 7-8 класс

Учебно-методический комплект

Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. – 1-е изд.-м.: Просвещение, 2010.

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная лини учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. –М.: Просвещение, 2011.

Список литературы для учителя

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная лини учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. –М.: Просвещение, 2011.

  • Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе под ред. Б.М.Неменского. 2-е изд., / автор - составитель О.В.Свиридова.- Волгоград: Учитель, 2008.

Список литературы для обучающихся

  • Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: для общеобразоват. учреждений / А.С.Питерских. Г.Е.Гурова. - М. Просвещение. 2009 г.


Библиотечный фонд

 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. № 1897).

Методические пособия, рекомендации проведения уроков

Васильева Л. К.«Народные орнаменты» М, Просвещение 1991г.

Виноградова Г. Г.«Уроки рисования с натуры» М, Просвещение 1984г.

Виноградова Г.Г.«Изобразительное искусство в школе» М, Просвещение 1990г.

Гавриков А.Я.«Методика поведения бесед по искусству» М, Просвещение 1965г.

Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусств» М. Просвещение 1991г.

ДроздоваС.Б. «Изобразительное искусство и художественный труд» М, Просвещение 1991г.

Морозкина И.Л. «Методические рекомендации по организации кол. деятельности на уроках ИЗО» Магнитогорск 1996г.

Морозкина И.Л. «Искусство родного края как региональный компонент содержания образовательных программ по ИЗО» ОИПКРО 2003г.

Морозкина И.Л.«Личностные достижения как результат деятельности учителя ИЗО» ОИПКРО 2003г., Оренбург

Оросова Т. В. «Поурочное планирование» ИЗО 7 кл. Волгоград 2003г.

Порохневская М.А. Поурочное планирование по ИЗО

6 кл.» 1 и 2 часть Волгоград 2004г.

Русакова Т.Г. «Памятники архитектуры наследие наших предков» ОГПУ 2000г.

Русакова Т.Г. «Ты изображаешь, украшаешь,строишь» ОГПУ 2001г.

Хижияк Ю.Н.«Как прекрасен этот мир» М, Просвещение 1986г

Шпикалова Т.Я.«Народное искусство на уроках декоративного рисования» М, Просвещение 1979г.

Электронные учебники

Живопись. Основы живописи М М., Просв., - 2009г..

Кмпозиция. Основы композиции М., Просв., - 2009г.

Перспектива М., Просв., - 2009г.

Школа рисования. М., Просв., - 2009г.

Журнал «Художественная школа» М., Просв., - 2009г.

Критерии оценивания учебных достижений учащихся М., Просв., -2009г.

Новые педагогические инфомационные технологии(277 стр.) М., Просв., - 2009г.

Альбомы по искусству, репродукции

1.Репродукции художников «ГТГ»

Времена года

Мастера Палеха

Природа нашей родины

Жанры ИЗО

натюрморт

Народные промыслы

Методические журналы по искусству

1. Газета «1 сентября» 2010 -2015г.г. электронные

2. Журнал « Искусство в школе» 2010 -2015г.г. электронные

Книги о художниках и художественных музеях

Алекин Л.Д. «Когда начинается художник» М.. Просвещение 1994г.

Бедных М. «Хохлома» Л, Художник РСФСР -1980г.

Бородулина В.Л.«Основы художественного ремесла» М, Просвещение - 1985г.

Бочаров Г.Н. «Александровская слобода» М, Искусство - 1 970г.

Епнин В, «Дерево рассказывает сказки» М, Просвещение- 1978г.

Жукова И. «Похвала Человеку» М, Знание- 1971г.

Зельманова Л.М «Развитие речи» - репродукции картин М, Дрофа -1998г.

Кальнинг А. «Акварельная живопись» М, Искусство

Каменева Е. «О чем рассказывают яблоки» М, Малыш -1986г.

Конышева Н.М.«Секреты мастеров» М, Просвещение - 2000г.

Кудрявцева Л.«Себя как в зеркале я вижу» М, Малыш -1986г.

Кузнецова Э,В.«Исторический батальный жанр» М, Просвещение - 1982г.

Лапина И.П. «Русский музей» Ленинград, - 1979г.

Мурани-Ковач«Мой музей» Будапешт, издат. Художник,-

1990г.

Ходак Г.«Оренбургский областной краеведческий музей» ОР., Южный Урал - 1994г.

Холодове кая М. «Акварели советских художников» М, Советский художник 1964г.

Чесноков В. «Государственная Третьяковская галерея» М, Советский художник-1964г.

Шапиро Ю.Г. «Эрмитаж» Лениздат- 1979г.

Швелева Л. И. «Товарищество передвижных художественных выставок» Л. Художник РСФСР -1971г.

Элиасбсрг Н. «Рафаэль» ВНИИПП- 1968г.

Юрева Е.Р. «Взгляд в будущее» М, Просвещение- 1988г.

Книги по искусству Творчество художников Л. Художник-2009г.

2. Печатные пособия

Таблицы по ИЗО:

Сказочные персонажи

Образ русского человека

Народное гулянье

Искусство стран Востока

Пейзаж

Иллюстрации к сказкам

Сказочный город

Виды шрифтов

Обои в твоем доме

ИСКУССТВО плаката

Исторический и бытовой жанр

Натюрморт

Декоративное искусство

Правила работы мал композицией

Народные промыслы

Украшение народной одежды

Вышивка

Оренбургская паутинка

Русский национальный костюм

Портрет

Мифологические и библейские темы в

Архитектура

Материнство

Таблицы. Введение в цветоведение.

Портреты русских и зарубежных художников.

Таблицы по перспективе.

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

Альбомы с демонстрационным материалом.

Дидактический раздаточный материал.

Схемы по правилам рисования предметов, макетирования

Карточки по ИЗО :

«Архитектура Оренбурга»

Краеведческий музей

музей Пушкина

Ротонда

Дом учителя

Караван Сарай (1 вариант)

Караван Сарай (2 вариант)

Портреты художников

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

Трафареты по ИЗО

3.Информационно-коммуникационные средства (цифровые образовательные ресурсы)

Компьютер ЛОС

Интерактивная доска «Hitachi»

Проектор «Benq»

Документ-камера «AVerVision300AF»

Устройство для черчения и редактирования графических изображений «Trust»

Звуковые колонки «Звуковые колонки «Genius-ZF»

Электронные учебники

Живопись. Основы живописи М М., Просв., - 2009г..

Композиция. Основы композиции М., Просв., - 2009г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Освоение изобразительного искусства в основной школе - продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художествен­ный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В рабочей программе объединены практические художественно-творческие за­дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус­ства и окружающей действительности в единую образовательную струк­туру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет­кость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой дея­тельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и дости­жению более высокого уровня предметных, личностных и метапредметных результатов обучения.


ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ПО ПРЕДМЕТУ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 6 КЛАСС

Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля.

Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года.

Текущий контроль.

С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).

Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый,текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.



МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Занятия курса«Юный художник» относится к предметной области «искусство».

На изучение предмета отводится 1 час в неделю в 6 классе. Итого на изучение в год: 6 класс- 34 часа.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Занятия курса»Юнный художник» направлены на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры ми­роотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Художественное образование в неурочное время формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние - это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобрази­тельным искусством. Любая тема по искусству должна быть не прос­то изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру.

Дополнительные занятия по ИЗО способствуют освоению художественного наследия помогают осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с декоративно-прикладным искусством, изучают различные техники. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Учащиеся осваивают культурное богатство своей Родины.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕИСКУССТВО»


Художественные материалы и природа (9 часов)

Спешите делать добро! (7 часов)

Я горжусь своей страной!Я узнаю мир (8 часов)













Тематическое планирование


6 класс


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Задачи занятия

Материал

Дата






I раздел.
Художественные материалы и природа (9 часов)






1

Наши краски и палитра.

1

Работы учащихся, таблицы, цветовой круг

Работа с акварельными красками

3.09






2

Краски и листья. Техника печати.

1

Примеры узоров и орнаментов.

Работа с использованием природного материала.

10.09






3

Осень в лесу. Осеннее дерево.

1

Репродукции пейзажей, работы учащихся, фотографии.

Техника сухая кисть

17.09






4

Туманное утро. Техника по мокрой бумаге.

1

Репродукции, фотографии природы.

Работа с размывкой по мокрой бумаге.

24.09






5

Создание школьной газеты «Художественная мастерская» выпуск №1

1


Коллективная работа на листе формата А0

1.10






6

Я люблю пушистое, я люблю колючее.

1

Репродукции, иллюстрации, фотографии животных и растений.

Работа ватными палочками и жёсткой кистью.

8.10






7

Краски на столе. Понятие натюрморт.

1

Работы учащихся, репродукции картин.

Работа простым карандашом.

15.10






8

Силуэт и тень. Печать с эффектом негатива. Проект.

1

Работы учащихся

Работа с разбрызгиванием красок (коллективная)

22.10










9

Натюрморт из пят



Туманное утро. Техника по мокрой бумаге.


1

Репродукции, работы учащихся.

Работа смятой бумагой




29.10






Спешите делать добро! (7 часов)





29.10

10

Эти милые маленькие друзья. Как нарисовать кота.

1

Фотографии, иллюстрации, работы учащихся.

Работа от общего к частному.

12.11






11

Волшебные бабочки и жуки. Понятие симметрии, печать пятном.

1

Иллюстрации, таблицы.

Работа из симметричного пятна к изображению.

19.11






12

Хрупкие цветы. Печать смятой бумагой. Проект поздравления ко Дню матери, коллективная работа.

1

Фотографии и изображения цветов.

Коллективная работа на большом листе.

26.11






13

Предметы труда. Лопатка, веник, совок и др.

1

Натурная поставка.

Первичное выявление объёма светотенью.

3.12






14

Кисти и краски, мы шагнули в сказку. Сказки о добрых делах.

1

Книги, иллюстрации.

Выстраиваем композицию.

10.12






15

Зима и природа.

1

Репродукции пейзажей, работы учащихся.

Пейзаж на цветной бумаге.

17.12






16

Создание школьной газеты «Художественная мастерская» новогодний выпуск.

1


Коллективная работа на листе формата А0.

24.12






Я горжусь своей страной! (10 часов)


1



31.12

17

Нарисуй одёжку для своей матрёшки.

1

Примеры росписи, фотографии, таблицы.

Работа над заданной формой для росписи.

14.01






18

Аппликация как вид картины.

1

Фотографии природы, книги стихов.

Создание зимнего пейзажа в технике аппликации.

21.01






19

Как питались на Руси?

1

ИКТ, репродукции, иллюстрации.

Рисование старинной посуды.

28.01






20

Загадки и прибаутки. Иллюстрирование загадок, пословиц, поговорок.

1

Книги, иллюстрации, работы учащихся.

Создание рисунка-загадки.

4.02






21

Герои прошлого и наших дней. Создание панно ко Дню защитника Отечества.

1

Презентация, образцы панно,раскраски «Военная техника»

Коллективная работа-проект.

11.02






22

Как одевались на Руси. Создаём эскиз платка.

1

Платки, таблицы, иллюстрации.

Орнамент в квадрате или треугольнике.

18.02






23

Щит и меч. Эскиз щита русского былинного богатыря.

1

Иллюстрации, репродукции.

Создание орнамента в круге.


25.2






24

Посуда из дерева. Разделочная доска.

1

Примеры досок, таблицы, трафареты.

Работа по созданию эскиза росписи разделочной доски.

4.03






25

Ложки-подружки, весёлые кружки.

1

Примеры посуды, образцы росписи.

Работа по трафарету: ложка, кружка.

11.03






26

Создание школьной стенной газеты «Художественная мастерская» №3.

1


Коллективная работа на листе формата А0

18.03






Я узнаю мир (8 часов)





1.04

27

Шаг в космос. Техника разбрызгивания.

1

Фотографии, иллюстрации, работы учащихся.

Работа на затонированной бумаге в технике разбрызгивания.

8.04






28

Фантазия и фантастика. Работа по смятой бумаге.

1

Работы учащихся.

Рисование по смятой и намоченной бумаге.

15.04






29

День Победы.

1

Примеры открыток и плакатов.

Создание эскиза поздравительной открытки.

22.04






30

Салют в технике граттаж.

1

Репродукции, плакаты, книжные иллюстрации.

Создание рисунка при помощи смешения восковых мелков и акварели.

29.04






31

Небо и птицы. Коллективный проект.

1

Таблицы с изображением птиц.

Создание коллективного проекта.

6.05






32

Букет из цветов России. Аппликация.

1

Таблицы с изображением цветов.

Создание коллективного проекта.

13.05






33

Создание школьной стенной газеты «Художественная мастерская» выпуск №4

1


Коллективная работа на листе формата А0


20. 05






34

Лето на пороге. Рисуем летний пейзаж.

1

Репродукции картин русских художников.

Работа акварельными красками.

27.05







Описание учебно-методического материально-технического обеспечения

Технические средства обучения

  • Компьютер, проектор

Методический фонд

  • Репродукции картин художников.

  • Муляжи для рисования

  • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

  • Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)

  • Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Литература

  1. Журнал “ПедСовет” №8/1997 г.

  2. Л.В. Куцакова. Мама, я умею рисовать. Москва. “Мой мир”. 2008 г.

  3. О. Никологорская. Волшебные краски. Москва. “АСТ-ПРЕСС”. 1997 г.

  4. Н. Шайдурова. Весёлые превращения. Барнаул. 2009 г.

  5. Школа рисования для малышей. Москва. “РОСМЭН”. 2005 г.

  6. Я учусь рисовать. Дикие животные. Москва. “Стрекоза-Пресс”. 2007 г.

  7. Я учусь рисовать. Домашние животные. Москва. “Стрекоза-Пресс”. 2007 г.

  8. Я учусь рисовать. Сказочные герои. Москва. “Стрекоза-Пресс”. 2007 г.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.









Полный текст материала Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный художник"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Марисова Марина Петровна  Публикатор
22.02.2020 0 301 8

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0