Рабочая программа по музыке для 1-4 класса
Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена на основе программы «Музыка» 1-8 классы, разработанной авторским коллективом под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского (Москва, «Просвещение», 2005 г), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Данная программа составлена с учетом модернизации образования, процессами обновления содержания и технологий преподавания музыки.
Продолжительность изучения курса по классам: 1 класс – 33 часа, 2-4 классы – 35 часов.
Каждая образовательная область в обновляемой школе вносит свой вклад в формирование человека. Цель образовательной области «Искусство» - формирование духовной культуры человека. Искусство служит средством формирования мировоззрения ребенка, позволяет ценностно охватить весь мир в целом, в его эстетической и нравственной сущности. Цель массового музыкального воспитания и образования обучающихся – формирование музыкальной культуры как части их духовной культуры. На основе целевой установки программы сформулированы задачи музыкального воспитания и образования:
1. Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.К каждому году обучения сформулированы более конкретные задачи.
2. Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;
3. Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);
4. Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти
5. Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству
6. Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
7. Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
8. Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.
Задачи предмета «Музыка» в 1 классе заключаются в следующем:
- воспитание интереса к музыкальному искусству, увлеченности на музыкальных занятиях;Задачи предмета «Музыка» во 2 классе заключаются в следующем:
- обобщение и систематизация жизненных и музыкальных представлений на основе эмоционально-образного постижения детьми жанровых основ музыкального искусства;
- развитие навыков целостного восприятия музыкального сочинения и умение размышлять о его характере, настроении;
- формирование первоначальных музыкально – практических умений и навыков в разных видах детского музицирования.
- обогащение музыкальных впечатлений от встреч с музыкой на школьных уроках и в повседневной жизни;Задачи предмета «Музыка» в 3 классе заключаются в следующем:
- формирование устойчивого интереса к музыкальным знаниям, положительного эмоционально-образного отношения к музыке;
- накопление интонационных знаний путем прослушивания и исполнения (в разных формах музицирования) лучших образцов отечественной и зарубежной музыки.
- выявление характерных особенностей русской народной музыки и музыки народов Ближнего Зарубежья;Задачи предмета «Музыка» в 4 классе заключаются в следующем:
- знакомство с русским народными музыкальными инструментами, русскими народными праздниками;
- выявление связей композиторской и народной музыки;
- совершенствование умения целостно воспринимать музыку и размышлять о ней, сопоставляя интонации музыки разных народов;
- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыки, совершенствование навыков кантилены, широкого дыхания, активной дикции, ансамбля и строя;
- выработка навыков выразительно двигаться под музыку, уметь реагировать на смену характера музыкального произведения, создавать пластические импровизации.
- понятие интернациональности музыкального языка;
- совершенствование умения целостно воспринимать музыку и размышлять о ней, сопоставляя интонации музыки разных стран мира;
воспитание навыков вдумчивого вслушивания в музыкальные произведения, умения анализировать их содержание и средства выразительности;
- выявление собенностей интонационно – образного воплощения содержания музыкальных произведений в творчестве И.С.Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Э.Грига.
- формирование навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);
Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.
Авторы программы допускают вариативный подход по отношению к тематизму, замене музыкального материала, методике проведения уроков, при условии, что вышеизложенное ориентировано на развитие музыкальной культуры учащихся. Содержание программы для 1 класса ориентировано на детей шестилетнего возраста. Поэтому, для семилетних первоклассников, на мой взгляд, более целесообразно переместить темы 2 класса в 1-й, и, следовательно, все последующие на класс ниже (3-й во 2-й, 4-й в 3-й). Это даёт возможность углубленно подойти к освоению национального музыкального наследия и русского фольклора в 3-м классе (три четверти вместо одной). А темы 4-го класса посвятить более детальному изучению мирового наследия и обобщению всего изученного в начальной школе.
Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и базируется на изучении школьниками основ музыкального искусства:
• Жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности); интонация как носитель образного смысла музыкального произведения; основные средства музыкальной выразительности; развитие музыки на основе повтора, контраста, вариативности;
формы музыки – одночастная, двухчастная, трёхчастная, куплетная, рондо, вариации.
• Освоение различных видов творческой деятельности, способствующих проникновению в образ, смысл произведения, проживанию его самим ребёнком.
• Постижение различных пластов музыкальной культуры, стилей национальных и индивидуальных, основываясь на приеме «полистилистики» (намеренном соединении произведений различных стилистических явлений).
Музыкальная культура мира осваивается младшими школьниками при выявлении сходства и различия русской музыки и музыки других стран и народов.
Зарубежная народная и композиторская музыка, так же как и русская, трактуется в программе широко и многозначно: как искусство специфического художественно-образного выражения чувств, мыслей, отношений людей разных стран и национальностей. Акцент в отборе и организации музыкального материала делается на образцы отечественной и мировой музыкальной культуры.
Критерии отбора музыкального материала заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского. Среди них: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.
Содержание программы концентрируется в учебных темах каждого полугодия. Музыкальные произведения, предлагаемые в программе, повторяются в разных учебных темах с новыми задачами. Такой принцип расположения музыкального материала условно назван принципом «концентрической спирали». Его реализация в учебно-воспитательном процессе даёт возможность возвращения школьника к уже знакомым музыкальным сочинениям, что будет служить необходимым стимулом для повторного «вживания» ребенка в их содержание, интонационно-образные особенности, будет порождать новые мысли и чувства, ассоциации с другими образцами музыки, закреплять уже полученные представления, знания, исполнительские навыки и умения. Постоянное обращение к музыке одних и тех же композиторов, смысловые повторы произведений способствуют формированию у детей основ чувства стиля уже в начальной школе.
Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания школьников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на формирование основ музыкальной культуры.
Метод драматургии урока музыки как урока искусства;
Метод создания «композиций» в форме диалога, раскрывающего содержание музыкального произведения (объединение разных форм общения с музыкой при исполнении одного произведения);
Метод создания художественного контекста. Направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы). Данный метод даёт возможность представить музыку в богатстве её связей, понять сходство и отличие от других искусств;
Метод перспективы и ретроспективы в обучении («забегания вперед» и «возвращения к пройденному» у Д. Б. Кабалевского). Установление связей предусматривается на трёх уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями;
Метод размышления о музыке. Направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей (выбор проблемы учителем и предъявление её для самостоятельного решения ученикам);
Метод интонационного постижения музыки (переинтонирования). Направлен на раскрытие учащимися сущностных основ музыкального искусства, раскрывает специфику жизни музыкальной интонации во времени. Самое главное – через собственно музыкальную интонацию внимание учащихся направляется на постижение человека в музыке, его чувств, мыслей, эстетических идеалов, духовных ценностей;
Метод моделирования художественно-творческого процесса. Направлен на развитие способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации. Школьники постигают смысл произведения как свой собственный, ставя себя в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника;
Метод музыкальных обобщений. Направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке, воплощенных в тематизме программы; на формирование художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.
Говоря о приемах музыкального обучения, необходимо подчеркнуть то, что основным приёмом изучения программы «Музыка» и способом практического освоения её материала в начальной школе является игра. Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры позволяют сделать процесс постижения основных закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным. В игре развивается мышление ребенка, речь, воображение, музыкальные способности, осваиваются диалоговые формы общения с музыкой.
Урок музыки как урок искусства – основная форма учебно-воспитательного процесса, стержнем которого является полноценная художественная деятельность детей в любой форме приобщения к искусству и где отношения «учитель-ученик» основываются на сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве. Личностно-ориентированный подход к ребенку проявляется в формировании его положительной мотивации к занятиям музыкой как искусством, созданием ситуаций успеха. Существуют также разнообразные «жанры» уроков музыки – урок - путешествие, урок - концерт, урок - размышление, урок - репортаж и другие.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Атемина Татьяна Александровна
→ Лицей0342 11.09.2010 13 33162 4347 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.