Урок музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"


Урок музыки в 5 классе
«Музыкальная живопись и живописная музыка»

Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, историей создания струнных инструментов.

Задачи:

• Проверить знания детей о составе симфонического оркестра; тембров музыкальных инструментов;
• Углубить знания учащихся о возникновении, тембровой окраске и звукоизвлечении струнных инструментов;
• Дать определение «импрессионизм»;
• Познакомиться с творчеством художников и композиторов-импрессионистов.

Материал для урока:

  •   Компьютер, экран, проектор:
  •   Карточки с заданиями для групп;
  •   Презентация, модули;
  •   Карточка для эксперов.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы работаем в группах, оценивать работу будете вы сами – 3 человека от каждой группы войдут в наш «экспертный совет». Давайте их выберем.
На протяжении этого года мы говорим с вами о взаимосвязи музыки с другими видами искусства – литературой и живописью, поэтому тема нашего сегодняшнего урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка». На прошлых уроках мы говорили о тембрах различных инструментов, подробно останавливались на тембре трубы.
Вспомним, что же такое «тембр»? Посмотрите на экран и выберите нужное определение.
(проверяем по группам, затем даем собственное определение все вместе)
И следующее наше задание – вспомним как музыкальные инструменты располагаются в симфоническом оркестре, посмотрите на слайд и подумайте в течении 2 минут.
(проверяем)
Вот мы вспомнили звучание всего оркестра. Слушаем следующее задание - подобрать нужные слова для определения тембровой окраски каждой из групп симфонического оркестра.
(подбираем, проверяем)
Замечательно, эксперты обработают ваши результаты, а мы пока послушаем звучание каждой группы инструментов симфонического оркестра и ответим на вопрос:
Почему все инструменты были объединены в симфонический оркестр? Этот вопрос так же будет оценен.
А сегодня мы с вами остановимся на струнной группе инструментов. Как вы думаете, из чего появился первый струнный инструмент?
(из лука)
Правильно. Среди всех инструментов самый волнующий, красивый и выразительный звук у струнных. Проматерью всех струнных инструментов является арфа. Появилась она на самой заре человеческой культуры. Случилось это, возможно так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она красиво звучит. Тогда он решил натянуть еще одну тетиву, так получились уже два музыкальных звука разной величины. Можно было сыграть простенькую мелодию. Это было великое открытие – возник первый струнный щипковый инструмент.
Шли годы, десятилетия, столетия. К первым струнам добавлялись новые, но музыкальный инструмент сохранял форму лука. Его держали в руках и играли на нем, перебирая пальцами струны. Арфу любили в Древнем Египте, в Финикии, Ассирии, Древней Греции и Риме. В средние века арфа завоевала Европу.
Потом люди заметили, если струны натянуть не на тетиву лука, а на пустую внутри емкость, звук получится красивее. Эту емкость делали разной формы и величины, да и струны к ней крепились не одинаково. Так возникли разные инструменты, каждый со своим особенным тембром – лютня, гитара, мандолина, гусли, цимбалы. Способ игры на них также вырабатывался различный. На некоторых играли пальцами или специальной пластинкой, на других – с помощью молоточка или палочки, которой ударяли по струнам. Этот способ игры сохранился на цимбале и … фортепиано.
Но сот кто-то из древних музыкантов задумался: щипок или удар вызывает короткий звук, а нельзя ли сделать, чтобы звук тянулся? И появился смычок-палочка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне. При этом струна звучала долго, все время, пока смычок дотрагивался до нее. Так появилась целая группа инструментов – струнно-смычковых. Их делали большими и маленькими. И звук у них стал более высоким или более низким.
Современные смычковые – скрипка и возникшие за ней альт, виолончель и контрабас похожи и отличаются в основном размерами. Их форма напоминает форму древней виолы. Струнно-смычковые играют главную роль в симфоническом оркестре. Это самая важная и многочисленная группа. Они исполняют ответственные эпизоды.
И каждый из вас, наверняка, слышал такое имя – Антонио Страдивари. Это знаменитый итальянский мастер, изготовлявший скрипки. И следующий наш конкурс так и называется «Секреты Страдивари». На каждый вопрос вы поднимаете с табличкой, соответствующей варианту ответа.
(конкурс)
А сейчас мы на слух попробуем отгадать тембры музыкальных инструментов.
(конкурс «Музыкальная викторина»)
Наши эксперты подсчитывают баллы, а мы продолжаем.
Следующее задание – «Брейн-ринг».
Пока эксперты подводят наши результаты, я хочу вам рассказать о необычном явлении в искусстве. Оно возникло в XIX веке во Франции и называется «импрессионизм». Возникло это направление одновременно и в живописи, и в музыке. Среди художников – это были Моне, Мане, Писсаро, Дега и др. Среди музыкантов – Клод Дебюсси и другие. Посмотрите картины, созданные импрессионистами и скажите, сто же необычного и характерного для них вы увидели.
(просмотр картин)
Для импрессионистов очень важно впечатление, как и переводится этот термин. Их девиз: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»
И я вам предлагаю послушать произведение Клода Дебюсси «Фейерверк». А я попыталась изобразить его в цвете. Как у меня получилось – посмотрите.
(слушание «Фейерверк»)
А теперь подведем итог нашей соревновательной части урока. И победители получат заслуженные «пятерки»
Итог урока.


Полный текст материала Урок музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Татьяна  NeTatjana
28.04.2009 3 19166 3013

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК