Презентация к уроку МХК "Язык натюрморта"
Слайд 2
Повторим?
• Что вы знаете о символике в
религиозном искусстве?
• Назовите известную вам символику
предметов в иконописи.
• Что символизировала лилия в
религиозной живописи?
• На каких иконах мы находим
изображение лилии?
Слайд 3
• Слово «натюрморт», в переводе
буквально означающее «мертвая
природа», имеет и еще одно значение
— «земное бытие».
• Натюрморт - жанр изобразительного
искусства (главным образом станковой
живописи), который посвящен
изображению вещей, размещенных в
единой среде и организованных в
группу.
Слайд 4
• Распространение жанра натюрморта
приходится на 2-ю половину 16 - начало 17
вв., чему способствовали характерные для
этой эпохи естественнонаучные склонности,
интерес искусства к быту и частной жизни
человека, а также само развитие методов
художественного освоения мира.
• «Золотым» же веком натюрморта был 17 в.
Говоря о натюрморте, в первую очередь
вспоминают о Нидерландах. В 17 в. в
Нидерландах было множество мастеров,
работавших в жанре натюрморта.
Слайд 5
• «Секрет» чтения натюрмортов
заключается в сложной системе
символов и эмблем, использовавшихся
художниками и зрителями.
• Эти символы и эмблемы были
свойственны эпохе, это особый язык,
опиравшийся на сформировавшееся
эмблематическое мышление, - для
посторонних, не включенных в
определенную культуру.
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
В этом удивительном жанре живописи изображаются
обычные предметы, которые могут обрести особый
смысл, то есть иметь символическое значение.
Символы (от греческого слова — «знак»)
иносказательно обозначают какие-либо понятия или
идеи, позволяют кратко и образно выразить сложную
мысль.
Слайд 9
В натюрморте предметы, сохраняя свои внешние
качества, составляют целый рассказ или даже поэму,
образуя свой необычный мир, в котором нет
случайности. Особенно это характерно для искусства
17 века, когда изображаемое на картинах зритель мог
«читать», словно скрытое послание, наполненное
глубоким религиозным или философским смыслом.
Слайд 10
• Часы напоминали о быстротечности жизни, букеты
цветов - об увядании и преходящем, дымящиеся
лампы, трубки - о кратковременности, а королевские
регалии - о всех богатствах, которые с собой в иную
жизнь не возьмешь.
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Особо выделялся человеческий череп - яркий
символ бренности, пустые (или наполовину
выпитые) стеклянные бокалы, означавшие
хрупкость человеческого существования и
огарок свечи - символ угасшей жизни.
Слайд 15
Слайд 16
Излюбленные сюжеты классического натюрморта —
кухонная и бытовая утварь, атрибуты искусства,
книги, овощи и фрукты, дары моря и охотничьи
трофеи — могли указывать на добродетели и грехи.
Слайд 17
Иногда художник помогал зрителю.
Так на картине Артсена “Мясная лавка” (1551 г.) на первом
плане представлен стол ломящийся от различных сортов
мяса, рыбы, колбасы.
На заднем же плане, в самой глубине, помещена сцена
бегства в Египет - бегства от всего этого богатства,
несущего неминуемую гибель.
Слайд 18
• Многочисленные стеклянные, хрустальные, да и глиняные сосуды, с цветами
и без них, воспринимались как нечто хрупкое, неверное, готовое вот-вот
разбиться. Дорогие сосуды лишь подчеркивали это ощущение, неся
дополнительный смысл тщетности богатства.
• Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. Вода - тема крещения,
очищения, вино - тема причастия. Однако вино, особенно недопитое, могло
символизировать и не до конца прожитую жизнь, и остаток бесполезной
роскоши.
Слайд 19
•
•
•
•
•
Пустые раковины - знак пустых плотских удовольствий.
Яйцо - традиционный знак Воскресения.
Лопнувший плод граната - символ плодородия, Христа и его
искупительной жертвы.
Земляника - знак мирского наслаждения и соблазна.
И все это вместе (цветы, сосуды, предметы) служило единой
идее.
Слайд 20
Лимон — символ
обмана (красив
снаружи, он кислый
внутри), а нож —
призыв к защите от
коварства.
Слайд 21
Музыкальные инструменты также наделены вполне
определенными символическими значениями. Лютня
— символ высокой музыки, лира — атрибут
Аполлона, флейта — евангельских пастухов, длинная
прямая труба — символ доброй славы.
Слайд 22
• В голландских натюрмортах
получила выражение
философская идея о
бренности всего сущего —
«Суета сует».
• В таких натюрмортах могли
изображаться череп, угасшая
свеча, с еще струящимся
дымком, песочные часы и
дымящиеся трубки,
напоминающие о
быстротечности и
кратковременности жизни,
пустые стеклянные бокалы или
глиняные сосуды, способные
вот-вот разбиться, — символ
хрупкости человеческого
существования.
Слайд 23
• Многочисленные
золотые и серебряные
вещи, как и символы
власти — королевские
венцы и скипетры, —
напоминали о
недолговечности
роскоши.
• Бесспорно они
принадлежат в
натюрмортах кругу
смерти.
Слайд 24
Натюрморты с
драгоценной утварью и
изысканными яствами,
которые современники
относили к типу
“роскошных”, чаще
“прочитывались” ими
как призыв к отказу от
излишеств.
Слайд 25
В цветочном
натюрморте символика
еще более
многозначна. Букет
уподоблен
человеческой жизни.
Внизу, возле вазы,
обычно расположены
сломанные или
увядшие цветы,
осыпавшиеся
лепестки, — знаки
бренности.
Слайд 26
• Помещенные на фоне пустого проема окна
цветы еще более подчеркивают
безнадежность.
Слайд 27
Слайд 28
• Роза, цветы полевые, насекомые традиционный символ краткого
человеческого существования.
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
• Венчал композицию крупный цветок — символ
добродетели, часто в окружении бабочек,
символизирующих бессмертную душу, также бабочки
и стрекозы - символ спасения души.
Слайд 32
На первый взгляд
букеты кажутся
написанными с
натуры, но при
внимательном
взгляде становится
очевидно, что они
составлены из
растений, цветущих
в разное время.
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35
Слайд 36
• Иногда в натюрморт
попадали
насекомые, птицы и
звери. Мухи и пауки
считались
символами скупости
и зла, а ящерицы и
змеи — символами
коварства.
Слайд 37
• У итальянцев и голландцев встречаются
ящерицы и змеи, ползающие в жесткой траве.
Это вовсе не пристрастие живописца к
пресмыкающимся.
• Просто змея издавна была символом
коварства и зла, а трава - хрупкого
человеческого существования.
• Часто при этом в траве помещали
привлекательные ягоды - “удовольствие таит
в себе зло”.
Слайд 38
Слайд 39
Рыбы представлялись
символами морской стихии,
раки или омары —
олицетворяли не только
превратность судьбы, но и
мудрость.
Слайд 40
Раки или омары - превратность мира, но и
мудрости, благоразумия, медленности
Слайд 41
Слайд 42
В мире натюрморта
кошка за положительные
качества - ловкость и
стремление к свободе часто посвящалась
Богоматери (особенно с
полоской в виде креста
на спинке).
Но обычно этот зверек
(особенно хватающий
мясо, ассоциировался с
темными силами,
магией.
Уже в Средние века
кошка символизировала
дьявола, а мышь - душу,
постоянно
подвергающуюся
опасностям.
Слайд 43
Франсуа Депорт. Собака, сторожащая охотничьи трофеи
Слайд 44
Слайд 45
Обезьяна воспринималось как животное,
передразнивающее людские поступки, и
символизировала различные пороки.
Слайд 46
• Белка, например, символизировала
упорный труд, без которого невозможны
земные блага.
• Но иногда, она же могла представлять
и легкомыслие.
Слайд 47
Заяц “ознаменование
слуха, чуткости,
изобилия, робости,
пугливости, страха”.
Слайд 48
• Часто встречается изображение попугая.
• Вопреки распространенному мнению, в
Средневековье эта птица уподоблялась
праведникам и символизировала красноречие,
благодарность, или представляла верующего.
Слайд 49
Голубь с древних времен считался
посланником Неба и символом души, а пара
голубей — символ супружеской любви.
Слайд 50
Слайд 51
• Позднее традиционная
символика в
натюрмортах в
значительной степени
забылась. Однако
чтобы приблизиться к
пониманию
классического
натюрморта,
необходимо
представлять и эту
составляющую
изобразительного
искусства.
Слайд 52
Источники:
• http://www.ec-dejavu.net/n/Nature_morte.html
• http://www.keytown.com/users/Kopilevich/n.htm
• http://schools.techno.ru/sch1529/mxk/naturm/
natur_ogl.htm
• http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7605/
• http://www.fondcultura.ru/index.htm
• http://www.thg.ru/education/netherlandsart/index
.html
• Иллюстрации:
http://stilleben.narod.ru/gal1/photo10.htm
• http://stilleben.narod.ru/
Слайд 53
Работа выполнена учителем
русского языка и литературы МОУ
СОШ №1 г.Лобня
Бычковой Наталией Михайловной.
2009 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бычкова Наталия Михайловна
→ Лота 28.04.2009 1 12299 5065 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
А вы знали?
Инструкции по ПК