Презентация программы "Музыкальная терапия в школе"


Слайд 1
МБОУ «Нахабинская гимназия№4» Красногорского района инновационная программа дополнительного образования детей «Край родной музыкальный» Автор: Журавская Елена Петровна Учитель музыки, педагог дополнительного образования МБОУ «Нахабинская гимназия №4» 2009-2012г.
Слайд 2
Дети – наше будущее, это не просто известное высказывание, это смысл нашей жизни. Все мы – и родители, и педагоги мечтаем, чтобы дети были умными, здоровыми, красивыми, талантливыми, образованными и счастливыми. Каждое из этих качеств важно, но самое главное – ЗДОРОВЬЕ! Будет ребёнок здоров, будет потребность, желание и возможность, обучаться и развиваться… Для себя я поставила цель - помочь нашим современным детям, живущим в таком агрессивном информационном пространстве, попытаться научиться слышать себя, регулировать своё настроение, разбираться в музыкальном многообразии не навредив себе и окружающим. Итак, предлагаю Вашему вниманию программу «Край родной музыкальный»
Слайд 3
  Инновационная программа дополнительного образования «Край родной музыкальный» рассчитана на 4 года обучения. Объём программы составляет 408 часов, для каждого года занятий по программе соответственно- 102 часа. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу (45 минут), или 2 раза в неделю, с учётом необходимой продолжительности. Вокальнохоровая студия «Соловьи Подмосковья», в которой занимаются учащиеся МБОУ гимназия №4, объединяет учащихся с 5-8 класс в возрасте от 11 до 15 лет. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Слайд 4
   Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена тенденцией к ежегодному ухудшению здоровья учащихся, понижению уровня культуры, снижению патриотических настроений. Сущность программы заключается в музыкальнотворческом развитии, патриотическом воспитании и оздоровлении детей как традиционными педагогическими приёмами и средствами музыкальной выразительности, так и инновационными средствами музыкальной терапии. Новизна программы заключается в том, что в аспекте проблемы внедрения здоровьесберегающих технологий и патриотического воспитания учащихся в процесс дополнительного образования, применяется широкий спектр инновационных средств музыкальной терапии в сочетании с традиционными воспитательными и музыкально-педагогическими средствами.
Слайд 5
 Особенность программы «Край родной музыкальный» в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, стремящихся научиться петь. Дети не только разного возраста, но и имеют разный уровень развития музыкально-творческих способностей, что не мешает им добиваться положительных результатов в решении задач, предусмотренных данной программой. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное, ансамблевое, хоровое пение песен о Родине, Подмосковье, школе, доме, семье. Познакомится с народными традициями, обрядами и песнями, православными песнопениями, колокольными звонами. Попытается сочинять музыкально-поэтические произведения, о Великой отечественной войне, Родине, гимназии. Познакомится с жизнью и творчеством выдающихся земляков.
Слайд 6
       Данная программа нацелена: - на освоение методик музыкальной терапии, как эффективного способа здоровьесбережения, - на развитие музыкально-творческих способностей, - на изучение музыкального наследия родного края, - на формирование положительного отношения и любви к Родине, - на правильное формирование певческих навыков, - на приобщение детей к вокально-хоровому и музыкальному искусству.
Слайд 7
Цели и задачи: Цель программы: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ И ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ, ПУТЁМ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ. ЗАДАЧИ:  Задача-гипотеза: после реализации данной программы, при систематическом вовлечении детей в развивающую музыкально-творческую деятельность по изучению музыкального наследия родного края на основе методик музыкальной терапии, будет достигнута положительная динамика в их патриотическом воспитании, развитии музыкально-творческих способностей, стремлении к здоровьесбережению.
Слайд 8
Задачи: Оздоровительные  Создания условий для комфортного самочувствия на занятиях;  Овладение методиками слушания, дыхания, вокализации для здоровьесбережения; Воспитательные  Воспитание интереса и уважения к музыкально-культурному наследию Родины;  Воспитание устойчивого интереса и потребности в музыке, как средстве оздоровления и самовыражения; Образовательные  Разучивание произведений о Родине, Подмосковье, доме, школе, семье;  Освоение определённого объёма знаний по музыке и музыкальной терапии;  Овладение навыками вокалотерапии, инсценировки, дыхательных гимнастик;  Знакомство со знаменитыми земляками, их творческим наследием;  Разучивание старинных песен, обрядов, православных песнопений; Развивающие  Развитие музыкальных способностей, творческой активности, коммуникативных качеств и позитивного отношения к занятиям по программе;  Развитие способностей к сочинению музыкально-поэтических произведений о родном крае; Социальные  Развитие социальной активности;  Создание условий для самореализации, путём вовлечения в творческую деятельность;  Социальная адаптация, путём формирования положительной самооценки;
Слайд 9
Методические пояснения и рекомендации      Начало занятий сопровождается проведением психологической и музыкально-творческой диагностики. Анализ результатов выявит уровень самооценки, развитие музыкально-творческих способностей, социометрический статуса в группе. Разнообразная диагностика будет использоваться на протяжении всего времени занятий по программе для отслеживания динамики эффективности работы по различным направлениям, а также в качестве КОНТРОЛЯ полученных знаний, умений и навыков. Наряду с классическими традиционными педагогическими технологиями данная программа опирается на инновационные методы музыкальной терапии. Музыкальная терапия – это метод восстановления здоровья и оптимизации поведения с помощью музыкальных средств. В рамках данной программы использованы следующие виды деятельности: слушание комплексной специализированной музыки, классической музыки разной направленности, вокальные тренинги и звуковые упражнения, звуковая гимнастика, дыхательная гимнастика, музыкально-ритмические и музыкально-двигательные игры и инсценировки, игра на шумовых музыкальных инструментах.
Слайд 10
 Музыкальная терапия существует в двух основных формах: АКТИВНОЙ и РЕЦЕПТИВНОЙ. Активная терапия осуществляется посредством активной музыкальной деятельности: пении, звуковой терапии, музыкально-ритмических играх, дыхательной гимнастики. Рецептивная – это процесс восприятия музыки с определённой целью, например, для активизации, релаксации, улучшения эмоционального состояния.
Слайд 11
Сроки инновационной работы: 2009-2012 учебный год Этапы инновационной работы: 1 этап «Аналитико-диагностический, ознакомительный» (сентябрь-октябрь 2009г.) 2 этап «Вводный» (ноябрь – май 2009-2010г.) 3 этап «Развивающий» (2010-2012г.) 4 этап «Итоговый» (2012-2013г)
Слайд 12
1 этап «Аналитико - диагностический, ознакомительный» Цель 1 этапа – выявление музыкально-творческих способностей, развитие социальной активности детей Задачи: - Развитие мотивации и позитивного отношения к занятиям по программе - Знакомство с методиками музыкальной терапии - Овладение навыками слушания музыки - Определение уровня развития музыкально-творческих и двигательно-ритмических способностей
Слайд 13
       2 этап «Вводный» Цель 2 этапа – введение методик музыкальной терапии на уроках музыки, достижение положительной динамики в оптимизации поведения, развитие музыкально -ритмических способностей, проявление творческой и социальной активности детей Задачи: Развитие навыков певческого дыхания и вокализации Знакомство с методиками музыкальной терапии Освоение навыков инсценировки песен, рисования под музыку Развитие умения устанавливать благоприятные отношения со сверстниками
Слайд 14
3 этап «Развивающий» Цель 2 этапа – достижение положительной динамики в оптимизации поведения, развитие музыкально -ритмических способностей, проявление творческой и социальной активности детей Задачи: - Развитие навыков певческого дыхания и вокализации - Знакомство с методиками музыкальной терапии - Освоение навыков инсценировки песен
Слайд 15
4 этап «Итоговый» Цель 3 этапа – достижение улучшения поведения, формирование положительной самооценки, социальная адаптация детей Задачи: - Освоение определённого объёма знаний по музыке и музыкальной терапии - Освоение навыков певческого дыхания и вокализации - Овладение основами саморегуляции поведения
Слайд 16
Распределение функциональных обязанностей:  Научное консультирование – зав.кафедрой методологии постдипломного педагогического образования ГОУ Педагогическая академия, кандидат педагогических наук, доцент И.В.Пигарёва  Научно-методическая поддержка – завуч гимназии по учебно-воспитательной работе – Чернова Д.Э., зам.директора по научной работе кандидат педагогических наук – Тимошенко И.В.  Психологическое консультирование – зав.кафедрой психологии, психолог гимназии – Рамазанова Н.А.
Слайд 17
Прогноз результатов:       Развитие навыков слушания музыки, певческого дыхания, вокализации; Освоение определённого объёма знаний по музыкальной терапии; Овладение навыками движения под музыку, инсценировки, игры на музыкальных инструментах; Развитие музыкально-творческих способностей Формирование положительной самооценки Социальная адаптация
Слайд 18
Контроль уровня развития и формирования знаний и навыков осуществляется в следующих формах:       Диагностирующие тесты Анкетирование учащихся Итоговые и обобщающие занятия Выступление на различных школьных мероприятиях Выступление на конкурсах и фестивалях Выставки творческих работ
Слайд 19
Пояснительная записка
Слайд 20
Методические пояснения и рекомендации: Группа детей формируется по результатам данных социометрического опроса. В состав группы входят учащиеся начальной школы, имеющие проблемы в общении, отличающиеся не стандартным поведением, или отвергаемые коллективом. Начало занятий сопровождается проведением психологической и музыкальноритмической диагностики. Разнообразная диагностика будет использоваться на протяжении всего времени занятий по программе для отслеживания динамики эффективности работы по различным направлениям, а также в качестве КОНТРОЛЯ полученных знаний, умений и навыков. Наряду с классическими педагогическими технологиями данная программа опирается на инновационные методы музыкальной терапии. Музыкальная терапия – это метод восстановления здоровья и оптимизации поведения с помощью музыкальных средств. В рамках данной программы использованы следующие виды деятельности: Слушание комплексной специализированной музыки, вокальные тренинги и звуковые упражнения, звуковая гимнастика, музыкально-ритмические и музыкально-двигательные игры и инсценировки, игра на шумовых музыкальных инструментах, рисование под музыку.
Слайд 21
Основы методики реализации программы: Для реализации программы используются Классические методы музыкального воспитания и развития детей: - Наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный) - словесный - практический Инновационные методы музыкальной терапии: - психолого –эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд) - физиологический (функциональный, тренирующий отдельные функции) - вибрационный (музыка оказывает вибрационное воздействие на весь организм, оздоровляя его и активизируя различные процессы).
Слайд 22
Инновационные технологии:  Из инновационных технологий, основанных на средствах музыкальной терапии, используется комплексная музыка, «Музыка для здоровья», методики вокалотерапии и звукотерапии. Наряду с традиционными наглядно-зрительным, словесным и практическими методами учитывается психологоэстетический, физиологический и вибрационный факторы воздействия музыки, подбирает соответствующий музыкальный материал. Проводятся разные по типам музыкальные занятия: фронтальные, по подгруппам, индивидуальные; содержание также разнообразно: типовые, доминантные, тематические, комплексные занятия варьируются педагогом, в зависимости от поставленной цели.
Слайд 23
1 этап «Аналитико - диагностический, ознакомительный» В сентябре- октябре 2009 г. среди учащихся 5 классов была проведена диагностика уровня развития музыкально-творческих способностей, диагностика психологической атмосферы в классах, составлен психологический портрет каждого учащегося. Анализ результатов тестирования выявил ряд проблем как у некоторых отдельных детей, так и в классах в целом. Вывод: в конце года (май 2010г.) вновь проведённая диагностика по тем же параметрам, свидетельствует об эффективности проводимых мероприятий и используемых методик, проявляющихся в положительной динамике уровня музыкально-творческих способностей, улучшения психологической атмосферы в классе, улучшения личностных характеристик каждого учащегося. 2 этап «Вводный» Цель 2 этапа – введение методик музыкальной терапии на уроках музыки, достижение положительной динамики в оптимизации поведения, развитие музыкально -ритмических способностей, проявление творческой и социальной активности детей Первой была внедрена методика «Настроение». Детям предлагалось в начале и в конце урока охарактеризовать своё настроение на основе десяти предложенных вариантов. Главной задачей учителя было нормализовать отрицательные эмоции, улучшить настроение учащихся, что и было достигнуто практически на каждом уроке, судя по результатам диагностики. ПРИЛОЖЕНИЯ
Слайд 24
     1). 1). Диагностик Диагностикаа психологическ психологической ой атм атм осф осф еры еры вв группе группе М М етодик етодикаа ((по по А. А. Ф. Ф. Фидлеру) Фидлеру) используется используется для для оценк оценкии психологическ психологической ой атм атм осферы осферы вв кколлек оллективе. тиве. Данная Данная м м етодик етодикаа допуск допускает ает анонимное анонимное обследование, обследование, что что повышает повышает её её надежность. надежность. Н Н адёжность адёжность увеличивается увеличивается вв сочетании сочетании сс социометрией. социометрией. В В предложенной предложенной таблице таблице приведены приведены противоположные противоположные по по смы смы слу слу пары пары слов, слов, сс пом пом ощ ощ ью ью ккоторых оторых можно можно описать описать атмосферу атмосферу вв группе. группе. Чем Чем ближе ближе кк правому, правому, или или левому левому слову слову вв ккаждой аждой паре паре поставлен поставлен значок значок,, тем тем более более выражен выражен этот этот признак признак вв данной данной группе. группе. Ответ Ответ по по ккаждому аждому из из 10 10 пунк пунктов тов оценивается оценивается слева слева направо направо от от 11 до до 88 баллов. баллов. Чем Чем левее левее расположен расположен знак знак,, тем тем ниже ниже бал бал л, л, тем тем бб лагоприятнее лагоприятнее психологическ психологическая ая атмосф атмосф ера ера вв группе, группе, по по --мнению мнению отвечающего. отвечающего. Итоговый Итоговый пок показатель азатель кколебл олебл ется ется от от 10 10 ((наиболее наиболее пол пол ожительная ожительная оценк оценка) а) до до 80 80 ((наиболее наиболее отрицательная отрицательная оценк оценка) а).. На На основе основе индивидуальных индивидуальных проф проф илей илей создаётся создаётся сред сред ний ний профиль, профиль, ккоторый оторый ии харак характеризует теризует психологическую психологическую атм атм осферу осферу вв коллек коллективе. тиве.                             55 В В класс класс Диагностик Диагностикаа психологическ психологической ой атмосферы атмосферы вв группе группе (( По По А.Ф.Ф А.Ф.Фидлеру) идлеру) Начало Конец Начало года года Конец года года Алиева 57 64 Алиева Зурьяна Зурьяна 57 64 Антипова 46 51 Антипова Диана Диана 46 51 Баглай Баглай Анастасия Анастасия Байходжаева Байходжаева Азиза Азиза Булавцев Булавцев Алек Алексей сей Гурьянов Гурьянов Иван Иван Горяк Горякин ин Юрий Юрий Гришина Гришина Дарья Дарья Кнышов Кнышов Дима Дима Караваева Караваева Анна Анна Кашин Кашин Роман Роман Комарь Комарь Владислав Владислав Медведев Медведев Ярослав Ярослав Мойченк Мойченкоо С С ергей ергей Найдёновск Найдёновская ая Е Евгения вгения Невежин Невежин Егор Егор Ноздряк Ноздряков ов Михаил Михаил Обыденных Обыденных Владислав Владислав Панова Панова Анна Анна Танасова Танасова Телятник Телятникова ова Ал Ал ина ина Торопова Торопова Анастасия Анастасия Фролова Фролова Дарья Дарья 67 67 55 55 44 44 70 70 67 67 56 56 34 34 39 39 37 37 47 47 50 50 44 44 41 41 44 44 46 46 53 53 58 58 54 54 57 57 50 50 66 66 46 46 41 41 50 50 55 55 54 54 59 59 45 45 35 35 65 65 40 40 61 61 44 44 54 54 46 46 69 69 49 49 68 68 56 56 66 66 53 53 72 72                              Вывод: Вывод: данны данны ее свидетельствуют свидетельствуют об об улучшении улучшении психологическ психологической ой атмосферы атмосферы вв кклассе лассе вв целом целом ии уу ккаждого аждого ребёнк ребёнкаа вв частности. частности. Если Если вв начале начале учебного учебного года года атмосферу атмосферу можно можно было было охарак охарактеризовать теризовать как как не не очень очень дружелю дружелюбную, бную, аа нек некоторые оторые дети, дети, особенно особенно девочк девочки, и, харак характеризуют теризуют настроение, настроение, ккак ак враждебное, враждебное, то то вв кконце онце года года намечается намечается тенденция тенденция кк улучшению. улучшению. Атмосфера Атмосфера стал стал аа более более дружелюбной, дружелюбной, что что явственно явственно отражено отражено вв индивидуальных индивидуальных ответах ответах ии вв средних средних данных данных по по кклассу. лассу. 2). 2). Уровень Уровень самооценк самооценкии детей детей ((Анастази Анастази А., А., Урбина Урбина С. С. «Психол «Психол огическ огическое ое тестирование», тестирование», изд. изд. «П «П итер»,2006г.) итер»,2006г.) Детям Детям отвечают отвечают на на 32 32 вопроса вопроса ии предложены предложены 55 вариантов вариантов ответа ответа на на ккаждый аждый из из них. них. Каждый Каждый ответ ответ оценивается оценивается определённым определённым количеством количеством баллов. баллов. По По результатам результатам ответов ответов все все баллы баллы сум сум мируются мируются ии подводится подводится итог. итог. Количество Количество набранных набранных баллов баллов (( от от 00 до до 128) 128) свидетельствует свидетельствует об об уровне уровне самооценки: самооценки: чем чем меньше меньше число, число, тем тем вы вы ше ше сам сам ооценк ооценка, а, чем чем больше больше число, число, тем тем ниже ниже уровень уровень самооценк самооценки. и. Данные Данные диагностик диагностикии проведённой проведённой вв начале начале учебного учебного года: года: Алиева Алиева Зурьяна Зурьяна -- 47 47 баллов баллов –– низк низкий ий уровень уровень самооценк самооценки; и; Антипова Антипова Диана Диана -- 43 43 балла балла –– средний средний уровень уровень сам сам ооценк ооценки; и; Баглай -- 42 Баглай Анастасия Анастасия 42 балла балла -- средний средний уровень уровень самооценки; самооценки; Байходжаева Байходжаева Азиза Азиза -- 48 48 балл балл -- средний средний уровень уровень самооценки; самооценки; Булавцев Булавцев Алек Алексей сей -- 48 48 балл балл -- средний средний уровень уровень самооценки; самооценки; Гурьянов Гурьянов Иван Иван -- 49 49 баллов баллов -- средний средний уровень уровень самооценки; самооценки; Горяк Горякин ин Юрий Юрий -- 55 55 баллов баллов -- низкий низкий уровень уровень самооценк самооценки; и; Гришина Гришина Дарья Дарья -- 41 41 бал бал лл -- средний средний уровень уровень самооценки; самооценки; Кнышов Кнышов Дима Дима -- 48 48 балл балл -- средний средний уровень уровень сам сам ооценки; ооценки; Караваева -- 41 Караваева Анна Анна 41 балл балл -- средний средний уровень уровень самооценки; самооценки; Кашин -- 51 Кашин Роман Роман 51 бб алл алл -- средний средний уровень уровень самооценк самооценки; и; Комарь Комарь Владислав Владислав -- 67 67 баллов баллов -- низкий низкий уровень уровень самооценк самооценки; и; Медведев Медведев Ярослав Ярослав -- 46 46 баллов баллов -- сред сред ний ний уровень уровень самооценк самооценки; и; Мойченк -- 38 Мойченкоо С С ергей ергей 38 баллов баллов -- сред сред ний ний уровень уровень самооценк самооценки; и; Найдёновск Найдёновская ая Е Евгения вгения -- 53 53 балла балла -- низкий низкий уровень уровень самооценк самооценки; и; Невежин -- 40 Невежин Егор Егор 40 баллов баллов -- средний средний уровень уровень самооценк самооценки; и; Ноздряк Ноздряков ов Михаил Михаил -- 45 45 баллов баллов -- средний средний уровень уровень самооценки; самооценки; Обыденных Обыденных Владислав Владислав -- 65 65 бб аллов аллов -- низк низкий ий уровень уровень самооценки; самооценки; Панова -- 42 Панова Анна Анна 42 балла балла -- средний средний уровень уровень самооценк самооценки; и; Танасова -- 58 Танасова Таня Таня 58 баллов баллов -- низк низкий ий уровень уровень сам сам ооценк ооценки; и; Телятник Телятникова ова Ал Ал ина ина -- 63 63 балла балла -- низк низкий ий уровень уровень самооценк самооценки; и; Торопова Торопова Анастасия Анастасия -- 44 44 балла балла -- сред сред ний ний уровень уровень самооценк самооценки; и; Фролова -- 53 Фролова Дарья Дарья 53 балла балла -- низк низкий ий уровень уровень самооценки; самооценки;   Данны Данны ее диагностик диагностикии проведённой проведённой вв кконце онце учебного учебного года: года:                          Алиева Алиева Зурьяна Зурьяна -- 34 34 балла балла –– средний средний уровень уровень самооценк самооценки; и; Антипова Антипова Диана Диана -- 36 36 баллов баллов –– средний средний уровень уровень самооценки; самооценки; Баглай -- 25 Баглай Анастасия Анастасия 25 баллов баллов -- высок высокий ий уровень уровень самооценки; самооценки; Байходжаева Байходжаева Азиза Азиза -- 39 39 балл балл ов ов -- средний средний уровень уровень самооценк самооценки; и; Булавцев Булавцев Алек Алексей сей -- 40 40 балл балл -- средний средний уровень уровень самооценки; самооценки; Гурьянов Гурьянов Иван Иван -- 49 49 баллов баллов -- средний средний уровень уровень самооценки; самооценки; Горяк Горякин ин Юрий Юрий -- 49 49 баллов баллов -- среднийий среднийий уровень уровень самооценк самооценки; и; Гришина Гришина Дарья Дарья -- 33 33 -- средний средний уровень уровень самооценк самооценки; и; Кнышов Кнышов Дима Дима -- 38 38 -- средний средний уровень уровень самооценки; самооценки; Караваева -- 37 Караваева Анна Анна 37 -- средний средний уровень уровень самооценк самооценки; и; Кашин -- 40 Кашин Роман Роман 40 бб алл алл -- средний средний уровень уровень самооценк самооценки; и; Комарь Комарь Владислав Владислав -- 43 43 балла балла -- средний средний уровень уровень самооценки; самооценки; Медведев Медведев Ярослав Ярослав -- 29 29 баллов баллов -- высок высокий ий уровень уровень самооценки; самооценки; Мойченк -- 38 Мойченкоо С С ергей ергей 38 баллов баллов -- высок высокий ий уровень уровень самооценки; самооценки; Найдёновск Найдёновская ая Е Евгения вгения -- 43 43 балла балла -- средний средний уровень уровень самооценк самооценки; и; Невежин -- 40 Невежин Егор Егор 40 баллов баллов -- средний средний уровень уровень самооценк самооценки; и; Ноздряк Ноздряков ов Михаил Михаил -- 45 45 баллов баллов -- средний средний уровень уровень самооценки; самооценки; Обыденных Обыденных Владислав Владислав -- 65 65 бб аллов аллов -- низк низкий ий уровень уровень самооценки; самооценки; Панова -- 25 Панова Анна Анна 25 балла балла -- высок высокий ий уровень уровень самооценки; самооценки; Танасова -- 50 Танасова Таня Таня 50 баллов баллов -- низк низкий ий уровень уровень сам сам ооценк ооценки; и; Телятник Телятникова ова Ал Ал ина ина -- 58 58 -- низк низкий ий уровень уровень самооценк самооценки; и; Торопова Торопова Анастасия Анастасия -- 32 32 балла балла -- сред сред ний ний уровень уровень самооценк самооценки; и; Фролова -- 43 Фролова Дарья Дарья 43 балла балла -- средний средний уровень уровень самооценк самооценки; и;     Вы Вы вод: вод: данные данные свидетельствуют свидетельствуют оо повышении повышении уровня уровня самооценк самооценкии уу ккаждого аждого из из учащ учащ ихся. ихся. Если Если вв начале начале года года уу 88 детей детей уровень уровень самооценки самооценки был был низк низким, им, уу 15 15 –– средним, средним, аа высокая высокая самооценк самооценкаа отсутствовала, отсутствовала, то то вв кконце онце года года низк низкий ий уровень уровень самооценк самооценкии остался остался лишь лишь уу 33 учащихся, учащихся, средний средний уровень уровень уу 17 17 детей, детей, ии уу 33 детей детей отм отм ечен ечен высок высокий ий уровень уровень сам сам ооценк ооценки. и. В В общ общ ем, ем, по по кколичеству оличеству баллов баллов явно явно прослеживается прослеживается положительная положительная динамик динамика. а. 3) 3).. Исследования Исследования психоэмоционального психоэмоционального состояния состояния Исследования Исследования психоэмоционального психоэмоционального состояния состояния детей детей осущ осущ ествляется ествляется вв рамк рамках ах данной данной программы программы на на основе основе анализа анализа психологическ психологического ого рисуночного рисуночного теста теста «С «С трана трана Музык Музыкалия», алия», проводимого проводимого вв начале начале ии вв кконце онце учебного учебного года, года, ии на на основе основе анализа анализа настроений настроений детей детей вв начале начале ии вв конце конце ккаждого аждого занятия, занятия, что что ф ф ик иксируется сируется вв «Бланк «Бланкее настроений». настроений».                    -- Рисуночный Рисуночный тест тест «Страна «Страна М М узык узыкалия» алия» В В начал начал ее занятий занятий по по програм програм ме ме детям детям предлагал предлагал ось ось совершить совершить первое первое путешествие путешествие вв страну страну МУЗЫКАЛИЮ МУЗЫКАЛИЮ.. Данная Данная м м етодик етодикаа используется используется ккак ак для для первоначального первоначального исследования исследования психоэмоц психоэмоц ионального ионального состояния состояния детей, детей, так так ии определения определения эфф эфф ективности ективности работы работы вв данном данном направлении направлении по по истечении истечении первого первого года года реализации реализации программы. программы. Инструк Инструкция ция 1: 1: «Далек «Далекоо-далек далеко, о, аа м м ожет ожет бы бы ть, ть, ии близк близко, о, есть есть волшебная волшебная страна страна М М узы узы калия, калия, ии живут живут вв ней ней Чувства: Чувства: Радость, Радость, Удовольствие, Удовольствие, Страх, Страх, Вина, Вина, Обида, Обида, Грусть, Грусть, Злость Злость ии Интерес.Живут Интерес.Живут они они вв маленьк маленьких их цветных цветных домик домиках. ах. П П ричем ричем ккаждое аждое Чувство Чувство живет живет вв домик домикее определенного определенного цвета. цвета. КтоКто-то то живет живет вв ккрасном расном домик домике, е, ккто-то то-то вв синем, синем, кктото-то то вв черном, черном, кктото-то то вв зеленом... зеленом... Каждый Каждый день, день, как как тольк толькоо встает встает солнце, солнце, жители жители волшебной волшебной страны страны занимаются занимаются своими своими делами. делами. Но Но однажды однажды случилась случилась беда. беда. На На страну страну налетел налетел страшный страшный ураган. ураган. Порывы Порывы ветра ветра были были настолько настолько сильными, сильными, что что сры сры вали вали ккрыши рыши сс домов домов ии ломали ломали ветви ветви деревьев. деревьев. Жители Жители успели успели спрятаться, спрятаться, но но домик домикии спасти спасти не не удалось. удалось. И И вот вот ураган ураган зак закончился, ончился, ветер ветер стих. стих. Жители Жители вышли вышли из из ук укрытий рытий ии увидели увидели свои свои домики домики разрушенным разрушенным и. и. Конечно, Конечно, они они были были очень очень расстроены, расстроены, но но слезами, слезами, как как известно, известно, горю горю не не поможешь. поможешь. Взяв Взяв необходим необходим ые ые инструменты инструменты ,, жители жители вск вскоре оре восстановили восстановили свои свои домик домики. и. Но Но вот вот беда беда — — всю всю ккраску раску унес унес ветер. ветер. У У тебя тебя есть есть цветные цветные ккарандаши. арандаши. Пожалуйста, Пожалуйста, помоги помоги жителям жителям ии раск раскрась рась домики». домики». Так Таким им образом, образом, детям детям предлагается предлагается поработать поработать сс первой первой кколонк олонкой, ой, где где изображены изображены домик домики. и. Инструк Инструкция ция 2: 2: «С «С пасибо пасибо тебе тебе от от лица лица всех всех жителей. жителей. Ты Ты восстановил восстановил страну. страну. Настоящ Настоящ ий ий волшеб волшеб ник ник!! Но Но дело дело вв том, том, что что во во время время урагана урагана жители жители были были так так напуганы, напуганы, что что совсем совсем забыли, забыли, вв домик домикее ккакого акого цвета цвета жил жил ккажд ажд ый ый из из них. них. Пожалуйста, Пожалуйста, помоги помоги ккаждом аждом уу жителю жителю найти найти свой свой домик домик.. Зак Закрась рась или или подчерк подчеркни ни название название чувства чувства цветом цветом ,, соответствующ соответствующ им им цвету цвету его его домик домика». а». Здесь Здесь учитель учитель предлагает предлагает ребятам ребятам поработать поработать со со второй второй кколонк олонкой, ой, вв которой которой перечислены перечислены названия названия чувств. чувств. В В резул резул ьтате ьтате мы мы узнаём, узнаём, сс ккаким аким чувств чувств ккак акой ой цвет цвет ассоциируется ассоциируется уу детей. детей.                                                                                          Инструк Инструкция ция 3: 3: «С «С пасибо! пасибо! Ты Ты не не тольк толькоо восстановил восстановил страну, страну, но но ии помог помог жителям жителям найти найти свои свои домики. домики. Теперь Теперь им им хорошо, хорошо, ведь ведь очень очень важно важно знать, знать, где где твой твой дом. дом. Но Но ккак ак же же м мы ы будем будем путешествовать путешествовать по по этой этой стране стране без без ккарты арты ?? Ведь Ведь ккаждая аждая страна страна имеет имеет свою свою территорию территорию ии границы границы .. Территория Территория страны страны наносится наносится на на ккарту. арту. Посмотри Посмотри — — вот вот ккарта арта страны страны чувств чувств (педагог (педагог показывает показывает силуэт силуэт человек человека). а). Но Но она она пуста. пуста. После После восстановления восстановления страны страны ккарта арта ещ ещ ее не не исправл исправл ена. ена. Тол Тол ьк ькоо ты, ты, ккак ак человек человек,, восстановивший восстановивший страну, страну, можешь можешь раск раскрасить расить ккарту. арту. Дл Дл яя этого этого возьми, возьми, пожалуйста, пожалуйста, волшебные волшебные ккарандаши. арандаши. Если, Если, рассматривая рассматривая ккарту арту страны, страны, ребенок ребенок ск скажет, ажет, что что это это — — человек человек,, можно можно объяснить объяснить ему, ему, что что очертания очертания разных разных стран стран м м огут огут быть быть похожи похожи на на что что угодно. угодно. Например, Например, очертание очертание Италии Италии похоже похоже на на сапог… сапог… Когда Когда ккарга арга буд буд ет ет раск раскрашена, рашена, учитель учитель благодарит благодарит ребят ребят ии знак знакомиться омиться страной, страной, узнают узнают много много интересны интересны хх историй. историй. Итак Итак,, первое первое занятие занятие ок окончено. ончено. На На последнем последнем занятии занятии педагог педагог вновь вновь предлагает предлагает им им это это задание задание ии сравнивает сравнивает результаты результаты Обраб Обраб отк откаа результатов: результатов: При При обработк обработкее результатов результатов важно важно обращать обращать внимание внимание И И на на то, то, все все ли ли цвета цвета бы бы ли ли задействованы задействованы при при раск раскрашивании рашивании домиков. домиков. На На адек адекватность ватность подбора подбора цвета цвета при при «заселении» «заселении» чувств чувств вв домик домики. и. ((Например, Например, неадек неадекватным ватным может может считаться считаться соответствие соответствие «радости» «радости» ии «удовольствия» «удовольствия» черному черному цвету, цвету, однако однако данный данный выбор выбор всё всё равно равно считается считается диагностичным диагностичным .).) 3. 3. На На распределение распределение цветов, цветов, об об означаю означающих щих чувства, чувства, внутри внутри силуэта силуэта человека. человека. Причем Причем целесообразно целесообразно символически символически разделить разделить силуэт силуэт на на 55 зон: зон: 11 -- голова голова ии шея шея ((символизирую символизируютт ментальную ментальную деятельность) деятельность);; 22 —туловищ —туловищ ее до до линии линии талии, талии, иск исключая лючая руки руки (символизируют (символизируют эмоциснальную эмоциснальную деятельность) деятельность);; 33 — —рук рукии до до плеч плеч ((символизирую символизируютт кком ом муник муникативные ативные ф ф унк ункции); ции); 44 -тазобедренная -тазобедренная область область ((сим сим волизирует волизирует область область сек сексуальных, суальных, аа так также же творческих творческих переживаний) переживаний);; 55 — — ноги ноги ((сим сим волизирую волизируютт чувство чувство «опоры», «опоры», уверенность, уверенность, аа так также же возможность возможность «заземления» «заземления» негативны негативны хх переживаний). переживаний). Исслед Исслед уя уя «к «карту», арту», мы мы узнаем, узнаем, ккак акие ие чувства чувства «живут» «живут» вв разных разных частях частях тепа тепа Наприм Наприм ер, ер, чувства, чувства, «живущие «живущие вв голове», голове», ок окрашиваю рашиваютт мысли. мысли. Если Если вв полове полове «живет» «живет» страх, страх, наверное, наверное, осуществлять осуществлять умственную умственную деятельность деятельность будет будет непросто. непросто. В В рук руках ах «живут» «живут» чувства, чувства, испытываем испытываем ые ые вв кконтак онтактах тах сс ок окружающ ружающ им им и. и. В В ногах ногах находятся находятся чувства, чувства, ккоторые оторые дают дают человек человекуу психологическ психологическую ую уверенность, уверенность, или или же же ((если если вв ногах ногах поселились поселились «негативные» «негативные» чувства) чувства) человек человек имеет имеет стремление стремление «зазем «зазем лить», лить», Избавиться Избавиться от от них. них. Результаты Результаты исследований: исследований: Алиева Алиева Зурьяна Зурьяна При При раск раскрашивании рашивании домик домиков ов вв начале начале года года был был ии задействованы задействованы цвета: цвета: жёлтый жёлтый –– радость, радость, малиновы малиновы йй –– удовольствие, удовольствие, серый серый –– страх, страх, ккоричневы оричневы йй –– вина, вина, фиолетовый фиолетовый –– обида, обида, ккрасный расный –– грусть, грусть, зелёный зелёный –– злость, злость, оранжевый оранжевый –– интерес. интерес. Неадек Неадекватным ватным возм возм ожно ожно является является ассоциация ассоциация грусти грусти сс ккрасным расным цветом. цветом. П П ри ри раск раскрашивании рашивании человек человекаа используется используется лишь лишь 33 цвета цвета :: зел зел ёный ёный –– злость, злость, оранжевы оранжевы йй –– интерес, интерес, ф ф иолетовы иолетовы йй –– обида. обида. 11 -- голова голова ии шея шея (( м м ентальная ентальная деятельность) деятельность) -- злость, злость, интерес. интерес. 22 —туловищ —туловищ ее до до линии линии талии, талии, иск исключая лючая руки руки (эмоциснальная (эмоциснальная деятельность деятельность -- злость, злость, интерес, интерес, об об ида; ида; 33 — —рук рукии до до плеч плеч ((ккоммуник оммуникативные ативные функции) функции) -- интерес, интерес, обида обида 44 -тазобедренная -тазобедренная область область ((сек сексуальные суальные ии творческие творческие переживания) переживания) –– злость злость интерес, интерес, обида обида 55 — — ноги ноги ((чувство чувство «опоры», «опоры», уверенность, уверенность, возможность возможность «заземления» «заземления» негативных негативных переживаний) переживаний) -- злость злость интерес, интерес, обида обида Вывод: Вывод: доминируют доминируют три три настроения настроения :: -- злость, злость, интерес, интерес, обида. обида. Прослеживаются Прослеживаются явные явные проблем проблем ы ы вв общ общ ении, ении, сам сам ореализации, ореализации, отсутствуют отсутствуют позитивные позитивные мысли мысли ии настроения. настроения. При При раскрашивании раскрашивании домик домиков ов вв кконце онце года года были были задействованы задействованы цвета: цвета: ккрасный расный –– радость, радость, жёлтый жёлтый –– удовольствие, удовольствие, серый серый –– страх, страх, зелёны зелёны йй –– вина, вина, фиолетовый фиолетовый –– обида, обида, ккоричневы оричневы йй –– грусть, грусть, м м алиновый алиновый –– злость, злость, ккрасный расный –– интерес. интерес. Н Н еадек еадекватным ватным возможно возможно является является ассоциация ассоциация грусти грусти сс красны красны м м цветом. цветом. При При раск раскрашивании рашивании человек человекаа используется используется уже уже все все 88 цветов цветов .. 11 -- голова голова ии шея шея (( ментальная ментальная деятельность) деятельность) -- радость, радость, удовольствие удовольствие 22 —туловищ —туловищ ее до до линии линии талии, талии, иск исключая лючая руки руки (эмоциснальная (эмоциснальная деятельность деятельность -- удовольствие, удовольствие, страх страх 33 — —рук рукии до до плеч плеч ((ккоммуник оммуникативные ативные функции) функции) -- вина, вина, обида обида 44 -тазобедренная -тазобедренная область область ((сек сексуальные суальные ии творческие творческие переживания) переживания) –– грусть грусть 55 — — ноги ноги ((чувство чувство «опоры», «опоры», уверенность, уверенность, возможность возможность «заземления» «заземления» негативных негативных переживаний) переживаний) –– злость, злость, интерес интерес Вывод Вывод :: появились появились радостные радостные м м ысли ысли ии настроения, настроения, «ушл «ушл а» а» злость, злость, обида обида проявляется проявляется лишь лишь вв общении, общении, аа не не ск сквозит возит во во всех всех частях частях человек человека, а, большинство большинство негативных негативных эмоций эмоций ушло ушло или или деформировалось деформировалось вв более более лояльные лояльные ((злость злость ии обида обида переросли переросли вв грусть) грусть).. В В целом целом прослеживается прослеживается очень очень позитивная позитивная динамик динамика. а. Антипова Антипова Диана Диана При При раск раскрашивании рашивании домиков домиков вв начале начале года года были были задействованы задействованы цвета: цвета: жёлтый жёлтый –– радость, радость, розовый розовый –– удовольствие, удовольствие, серый серый –– страх, страх, серый серый –– вина, вина, коричневый коричневый –– обида, обида, зелёный зелёный –– грусть, грусть, чёрный чёрный –– злость, злость, оранжевый оранжевый –– интерес. интерес. Неадекватным Неадекватным возможно возможно является является ассоц ассоц иация иация грусти грусти сс ккрасным расным цветом. цветом. П П ри ри раск раскрашивании рашивании человек человекаа используются используются все все цвета цвета .. 11 -- голова голова ии шея шея (( м м ентальная ентальная деятельность) деятельность) -- радость радость 22 —туловищ —туловищ ее до до линии линии талии, талии, иск исключая лючая руки руки (эмоциснальная (эмоциснальная деятельность деятельность -- обида; обида; 33 — —рук рукии до до плеч плеч ((ккоммуник оммуникативные ативные функции) функции) -- удовольствие, удовольствие, вина, вина, страх страх 44 -тазобедренная -тазобедренная область область ((сек сексуальные суальные ии творческие творческие переживания) переживания) –– грусть грусть 55 — — ноги ноги ((чувство чувство «опоры», «опоры», уверенность, уверенность, возможность возможность «заземления» «заземления» негативных негативных переживаний) переживаний) -- злость злость интерес, интерес, грусть грусть Вывод: Вывод: П П оложительным оложительным является является наличие наличие радостных радостных м м ыслей ыслей ии настроений. настроений. Доминирующ Доминирующ ая ая из из эм эм оций оций –– обида. обида. Несмотря Несмотря на на ак активность, тивность, комм комм уник уникабельность абельность ии удовольствие удовольствие от от общения, общения, иногда иногда общение общение приносит приносит чувство чувство вины вины ии страха. страха. Прослеживаются Прослеживаются явные явные проблемы проблемы вв творческ творческой ой самореализации самореализации ((преобладает преобладает грусть) грусть).. П П ри ри раск раскрашивании рашивании домиков домиков вв конце конце года года бы бы ла ла задействована задействована почти почти та та же же палитра палитра ккрасок расок:: за за иск исключением лючением ккоричневы оричневы йй –– вина, вина, зелёны зелёны йй –– обид обид а, а, синий синий –– грусть. грусть. Вновь Вновь используются используются все все 88 цветов цветов .. 11 -- голова голова ии шея шея (( ментальная ментальная деятельность) деятельность) -- вновь вновь радость, радость, удовольствие удовольствие 22 —туловищ —туловищ ее до до линии линии талии, талии, иск исключая лючая руки руки (эмоциснальная (эмоциснальная деятельность деятельность -- удовольствие удовольствие см см енило енило обиду обиду 33 — —рук рукии до до плеч плеч ((ккоммуник оммуникативные ативные функции) функции) -- интерес интерес сменил сменил вину вину ии страх страх 44 -тазобедренная -тазобедренная область область ((сек сексуальные суальные ии творческие творческие переживания) переживания) –– радость радость ии удовольствие удовольствие пришли пришли на на смену смену грусти грусти 55 — — ноги ноги ((чувство чувство «опоры», «опоры», уверенность, уверенность, возможность возможность «заземления» «заземления» негативных негативных переживаний) переживаний) –– злость, злость, интерес, интерес, вина, вина, обида обида остались остались неизменным неизменным ии Вывод Вывод :: остались остались ии приумножились приумножились радостные радостные м м ысли ысли ии настроения, настроения, удовольствие удовольствие сменил сменил оо грусть, грусть, интерес интерес –– вину вину ии страх, страх, остались остались позади позади грустные грустные переживания, переживания, став став радостны радостны ми. ми. Жаль, Жаль, что что по-прежнему по-прежнему не не хватает хватает уверенность уверенность вв себе. себе. В В целом целом прослеживается прослеживается очень очень позитивная позитивная динамик динамика. а. Баглай Баглай Анастасия Анастасия При При раскрашивании раскрашивании домик домиков ов вв начале начале года года были были задействованы задействованы цвета: цвета: жёлтый жёлтый –– радость, радость, голубой– голубой– удовольствие, удовольствие, оранжевы оранжевы йй –– страх, страх, синий– синий– вина, вина, зелёный– зелёный– обида, обида, ккрасный расный –– грусть, грусть, коричневый коричневый –– злость, злость, м м орск орской ой волны волны –– интерес. интерес. Неадек Неадекватны ватны м м возможно возможно является является ассоциация ассоциация грусти грусти сс ккрасным расным цветом. цветом. П П ри ри раск раскрашивании рашивании человек человекаа используется используется лишь лишь 22 цвета цвета :: зел зел ёный ёный –– обида, обида, жёлты жёлты йй –– радость. радость. 11 -- голова голова ии шея шея (( м м ентальная ентальная деятельность) деятельность) -- обида обида 22 —туловищ —туловищ ее до до линии линии талии, талии, иск исключая лючая руки руки (эмоциснальная (эмоциснальная деятельность деятельность -- радость радость 33 — —рук рукии до до плеч плеч ((ккоммуник оммуникативные ативные функции) функции) -- радость радость 44 -тазобедренная -тазобедренная область область ((сек сексуальные суальные ии творческие творческие переживания) переживания) –– радость радость 55 — — ноги ноги ((чувство чувство «опоры», «опоры», уверенность, уверенность, возможность возможность «заземления» «заземления» негативных негативных переживаний) переживаний) -- радость радость Вывод: Вывод: доминируют доминируют два два настроения настроения :: -- радость радость ии обида. обида. Замечательно, Замечательно, что что дом дом инирует инирует радость. радость. Плохо, Плохо, что что мы мы сли сли окрашены окрашены вв цвет цвет обиды, обиды, что что не не может может не не отразиться отразиться на на умственной умственной деятельности, деятельности, усвоении усвоении материала. материала. При При раскрашивании раскрашивании домик домиков ов вв кконце онце года года были были задействованы задействованы цвета: цвета: зелёный зелёный –– радость, радость, серый серый –– удовольствие, удовольствие, ккоричневый оричневый –– страх, страх, оранж оранжевый евый –– вина, вина, малиновый– малиновый– обида, обида, серый– серый– грусть, грусть, ккрасный расный –– злость, злость, фиолетовый фиолетовый –– интерес. интерес. Н Н еадек еадекватным ватным возможно возможно является является ассоциация ассоциация удовольствия удовольствия сс серы серы м, м, вины вины сс оранжевым, оранжевым, обиды обиды сс розовым розовым цветом. цветом. При При раск раскрашивании рашивании человек человекаа испол испол ьзуется ьзуется уже уже все все 88 цветов цветов .. 11 -- голова голова ии шея шея (( ментальная ментальная деятельность) деятельность) -- радость, радость, аа был был аа обида обида 22 —туловищ —туловищ ее до до линии линии талии, талии, иск исключая лючая руки руки (эмоциснальная (эмоциснальная деятельность деятельность -- интерес интерес 33 — —рук рукии до до плеч плеч ((ккоммуник оммуникативные ативные функции) функции) -- вина, вина, страх страх 44 -тазобедренная -тазобедренная область область ((сек сексуальные суальные ии творческие творческие переживания) переживания) –– грусть грусть 55 — — ноги ноги ((чувство чувство «опоры», «опоры», уверенность, уверенность, возможность возможность «заземления» «заземления» негативных негативных переживаний) переживаний) –– обида, обида, грусть грусть Вывод Вывод :: появились появились радостные радостные м м ысли ысли ии настроения, настроения, «ушл «ушл а» а» обида обида кк эмоциям эмоциям добавилось добавилось удовольствие. удовольствие. П П роблемы роблемы вв общении, общении, присутствуют присутствуют грустные грустные переживания переживания проблемы проблемы сс самореализацией, самореализацией, не не хватает хватает уверенности уверенности вв себе. себе. Не Не см см отря отря на на то, то, что что прослеживается прослеживается положительная положительная динамик динамика, а, ещ ещ ёё много много не не решённых решённых задач. задач.                                                    Байходжаева Байходжаева Азиза Азиза При При раскрашивании раскрашивании домик домиков ов вв начале начале года года были были задействованы задействованы цвета: цвета: зелёный зелёный –– радость, радость, голубой– голубой– удовольствие, удовольствие, розовый розовый –– страх, страх, тёмнотёмно-зелёный– зелёный– вина, вина, оранжевый– оранжевый– обида, обида, жёлтый жёлтый –– грусть, грусть, белый белый –– злость, злость, ккрасный расный –– интерес. интерес. Н Н еадек еадекватным ватным возможно возможно является является ассоциация ассоциация грусти грусти сс красным красным цветом цветом .. П П ри ри раск раскрашивании рашивании человек человекаа используется используется лишь лишь 33 цвета цвета :: розовый розовый –– страх, страх, ккрасный расный –интерес, –интерес, оранжевый оранжевый -- обида обида 11 -- голова голова ии шея шея (( м м ентальная ентальная деятельность) деятельность) -- страх страх 22 —туловищ —туловищ ее до до линии линии талии, талии, иск исключая лючая руки руки (эмоциснальная (эмоциснальная деятельность деятельность -- интерес интерес 33 — —рук рукии до до плеч плеч ((ккоммуник оммуникативные ативные функции) функции) -- интерес интерес 44 -тазобедренная -тазобедренная область область ((сек сексуальные суальные ии творческие творческие переживания) переживания) –– интерес интерес 55 — — ноги ноги ((чувство чувство «опоры», «опоры», уверенность, уверенность, возможность возможность «заземления» «заземления» негативных негативных переживаний) переживаний) -- обида обида Вывод: Вывод: доминируют доминируют три три настроения настроения :: -- страх, страх, интерес интерес ии обида. обида. Замечательно, Замечательно, что что вв общении общении ии вв эмоциональной эмоциональной сфере сфере преобладает преобладает интерес. интерес. Плохо, Плохо, что что мысли мысли ок окрашены рашены вв цвет цвет страха, страха, что что не не может может не не отразиться отразиться на на ум ум ственной ственной деятел деятел ьности, ьности, усвоении усвоении материала. материала. Очень Очень обидчивы обидчивы й, й, не не уверенный уверенный вв себе. себе. При При раскрашивании раскрашивании домик домиков ов вв кконце онце года года были были задействованы задействованы цвета: цвета: синий синий –– радость, радость, зелёный зелёный –– удовольствие, удовольствие, чёрный– чёрный– страх, страх, светлосветло-зел зел ёный ёный –– вина, вина, жёл жёл тый– тый– обида, обида, коричневый коричневый –– грусть, грусть, светлосветло-зелёный зелёный –– злость, злость, фиолетовый фиолетовый –– интерес. интерес. Неадек Неадекватным ватным возможно возможно является является ассоциация ассоциация обиды обиды сс жёлтым, жёлтым, злость злость ии вины вины ассоциирую ассоциируются тся сс одним одним цветом, цветом, обиды обиды сс розовым розовым цветом. цветом. При При раск раскрашивании рашивании человек человекаа используется используется лишь лишь 11 цвет., цвет., но но это э
Слайд 25
Диагностика психологической атмосферы в группе ( По А.Ф.Фидлеру)   Вывод: данные свидетельствуют об улучшении психологической атмосферы в классе в целом и у каждого ребёнка в частности. Если в начале учебного года атмосферу можно было охарактеризовать как не очень дружелюбную, а некоторые дети, особенно девочки, характеризуют настроение, как враждебное, то в конце года намечается тенденция к улучшению. Атмосфера стала более дружелюбной, что явственно отражено в индивидуальных ответах и в средних данных по классу.
Слайд 26
2). Уровень самооценки детей  (Анастази А., Урбина С. «Психологическое тестирование», изд. «Питер»,2006г.)   Детям отвечают на 32 вопроса и предложены 5 вариантов ответа на каждый из них. Каждый ответ оценивается определённым количеством баллов. По результатам ответов все баллы суммируются и подводится итог. Количество набранных баллов ( от 0 до 128) свидетельствует об уровне самооценки: чем меньше число, тем выше самооценка, чем больше число, тем ниже уровень самооценки.   Вывод: данные свидетельствуют о повышении уровня самооценки у каждого из учащихся. Если в начале года у 8 детей уровень самооценки был низким, у 15 – средним, а высокая самооценка отсутствовала, то в конце года низкий уровень самооценки остался лишь у 3 учащихся, средний уровень у 17 детей, и у 3 детей отмечен высокий уровень самооценки. В общем, по количеству баллов явно прослеживается положительная динамика.
Слайд 27
3). Исследования психоэмоционального состояния  Исследования психоэмоционального состояния детей осуществляется в рамках данной программы на основе анализа психологического рисуночного теста «Страна Музыкалия», проводимого в начале и в конце учебного года, и на основе анализа настроений детей в начале и в конце каждого занятия, что фиксируется в «Бланке настроений».   - Бланки настроений  В начале и в конце каждого занятия дети отвечают на вопрос о том, какое у них настроение. Результаты фиксируются в «Бланке настроений»  Результаты анализа бланков настроений показывают, что, приходя на занятия с различным настроением, дети всегда уходили радостными, либо спокойными иногда удивлёнными. Исключение составляют занятия, которые по разным причинам длились не долго (20-30 минут). По окончании таких занятий дети фиксировали грустное, печальное настроение и объясняли причину возникновения данного настроения огорчением по поводу непродолжительности занятия: «Мы хотим ещё заниматься! Почему так мало?! Мы не хотим ещё уходить…»  Вывод: занятия с элементами музыкальной терапии интересны детям и вызывают положительные эмоции.  
Слайд 28
             Диагностика уровня развития музыкально-творческих способностейУровен ьПредлагается развитияпомузыкально-творческих способностей и певческих навыков 5 примеров для демонстрации навыков по каждому из 10-ти заданий. Положительно выполненный пример оценивается в 1 балл. Все пять заданий выполненные правильно оцениваются в 5 баллов, не выполненное задание – 0 баллов. По итогам всех заданий высчитывается средний балл и составляется график динамики уровня развития музыкально – творческих способностей и певческих навыков. начало года конец года средний балл 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 н к кол-во баллов за каждое задание Байходжаева Азиза 3 4 2 2 3 1 фаМ 4 1 5 5 5 5 4 4 4 4ляб5 5 5 5 3 4,6 сиЪм ми 1 Фролова Дарья 2 4 2 2 2 2ре-лям3 2 4 4 4 4 3 3 4 3 си 4 4 4 5 2,5 3,4 до Торопова Анастасия 1 2 0 2 2 0ре-лям2 2 3 2 3 3 2 4 3 2 си 3 5 4 4 1,6 3,3 си       Телятникова Алина 2 3 2 1 0 2 ре-лям2 1 0 1 Танасова Таня 0 0 0 1 0 0 гуд. 4 43 3 3 4 си 4 3 4 3 1,4 3,5 до 0032 23 2 1 1 1 фа 2 2 4 3 0,6 2,1 ля 2 3 3 ля 4 4 2 3 0,4 2,7 соль         Обыденных Владислав 0 1 0 0 0 0 гуд. 1 2 0 0 23 1 Ноздряков Михаил 2 3 2 1 1 2 ре 3122 3 32 1 2 2 ми 3 2 2 2 1,9 2.2 соль ля Вывод: прослеживается положительная динамика уровня развития музыкально –творческих способностей и певческих навыков у каждого из детей. Увеличился диапазон голоса, чистота интонирования, чувство ритма. Чуть медленнее происходит освоение навыков певческого дыхания и звукообразования. Методы музыкальной терапии позитивно содействуют развитию музыкально – творческих способностей и певческих навыков.
Слайд 29
Заключение    Исследования и разнообразная диагностика, проведённая по итогам занятий по программе, подтверждают эффективность и продуктивность методов музыкальной терапии в работе с детьми. Занятия ФОРМИРУЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ КРАЮ, стремление к ИЗУЧЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ И РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ. Считаем целесообразным продолжать работу в данном направлении, внося свой скромный вклад в дело воспитания, развития, здоровьесбережения подрастающего поколения, нашего будущего и будущего России.
Слайд 30
Используемая литература              Шушарджан С.В. «Руководство по музыкотерапии». М.,Медицина, 2005. Петрушин В.И. «Психология и педагогика художественного творчества», М., Академический проект. Гаудеамус., 2008. Петрушин В.И. «Психология и педагогика художественного творчества», М., Академический проект. Гаудеамус., 2008. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г «Уроки музыки к школе и дома». АСТ-сталкер.Донецк, 2001 Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,1988г. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007 . Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Полный текст материала Презентация программы "Музыкальная терапия в школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Журавская Елена Петровна  Helen007
20.02.2012 1 7172 2282

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК