В. М. Васнецов. Былины.
Слайд 2
«Я всегда был убежден,
что в жанровых
и исторических картинах...
в сказке, песне, былине, драме
сказывается весь целый облик народа,
внутренний и внешний,
с прошлым и настоящим,
а может быть и будущим...
Плох тот народ, который не помнит,
не ценит и не любит своей истории».
В. Васнецов.
Слайд 3
Васнецов серьёзно интересовался историей Древней Руси, её
сказками и легендами. Его одинаково привлекали и далёкие языческие
времена, и деяния православных святых. Целые дни проводил художник в
исторических музеях, часами просиживал над старинными рукописями. Он
мог совершенно точно сказать, какую одежду носили приближённые князя
Владимира, как были вооружены древние кочевники, какой была осанка у
знатных русских красавиц.
Художник любил расписные деревянные терема с резными башенками,
маленькие церкви с затейливыми маковками. Его привлекали дикие степи,
пустынные
и
древние,
густые
непроходимые
леса,
заставлявшие
вспомнить о сказочной нечисти и о не столь отдалённых временах лихих
разбойников. Всё это Васнецов изображал на своих полотнах, веря, что
современники и потомки не останутся равнодушными к прошлому
собственного народа, к его легендам и преданиям.
Слайд 4
Княгиня Ольга
(эскиз росписи для
Владимирского
собора в Киеве)
Бумага, гуашь,
акварель, золото,
карандаш. 1885 —
1893 гг. Москва,
Россия.
Государственная
Третьяковская
галерея
Вот
княгиня
Ольга, бабушка князя
Владимира
Красное
Солнышко.
Она
приняла христианство
задолго до того, как
её внук крестил Русь.
После гибели мужа
Ольге
пришлось
самой
править
Киевом, и летописи
утверждают, что она
была
сильной
и
мудрой
правительницей.
На
эскизе
Васнецова княгиня —
суровая
пожилая
женщина с нимбом
над головой, бабушка
всей
Христианской
Слайд 5
Несторлетописец
(эскиз росписи
для
Владимирского
собора в Киеве)
Бумага, гуашь,
акварель,
золото,
карандаш.
1885 — 1893 гг.
Москва, Россия.
Государственная
Третьяковская
галерея
Вот Несторлетописец, монах
Киево-Печерского
монастыря, автор
«Повести временных
лет».
Он изображён
мудрым седовласым
старцем,
склонившимся над
свитком. Во многом
именно благодаря его
трудам события,
происходившие в
домонгольской Руси,
не канули в Лету, а
дошли до нашего
времени.
Нестор —
прообраз всех
Слайд 6
Эта картина была написана вскоре после
окончания работы во Владимирском соборе в Киеве.
По словам Васнецова, образ Ивана Грозного завладел
им еще в 1878 году, когда он переехал в Москву.
«Не знаю отчего, - рассказывал он, - но при
осмотрах
памятников
старины,
которой
мы,
художники,
поселясь
в
древней
столице
интересовались, перед нами всегда вставала тень
Ивана Грозного. Бродя по Кремлю, я как бы видел
Грозного. в узких лестничных переходах и коридорах
храмаВаснецов
Василиявглядывался
Блаженногов Ивана
слыхал
поступь
его
IV через
призму
шагов, удары
посоха,
его сказок
властный
гoлoc.»А в русском
русских
народных
песен,
и легенд.
народном творчестве Грозный представал жестоким
и коварным, но мудрым правителем, обладавшим
почти
сверхъестественной
властью.
Художнику
хотелось написать портрет Ивана Грозного, который
раскрывал бы именно этот, народный, образ царя. Но
замысел ему долго не давался.
Как-то раз Васнецов сделал эскиз головы
Грозного. Великий певец Фёдор Иванович Шаляпин,
который как раз должен был играть Ивана IV в опере
«Псковитянка», восхитился наброском: «Вот каким
должен быть настоящий Иван Грозный!». Рисунок
Васнецова помог певцу убедительно изобразить
Ивана Грозного на сцене. Васнецов, увидев Шаляпина
в этой роли, был потрясён. Именно таким он
представлял себе грозного царя. Теперь художник
Царь Иван Васильевич Грозный
без
труда
написал
большое
полотно
«Иван
1897г, холст, масло,
Васильевич Грозный». Показав картину Шаляпину, он
Государственная Третьяковская галерея, поблагодарил его за идею, которую тот подсказал
Москва.
ему своим великолепным исполнением роли царя.
Шаляпин же сказал, что идея принадлежит самому
Васнецову.
Слайд 7
В.М. Васнецов. Варяги.
1909
Слайд 8
В.М. Васнецов. Битва славян со скифами.
1881 г. , холст, масло.
ГРМ.
Слайд 9
Васнецов В.М. Единоборство Пересвета с Челубеем.
(Поединок Пересвета с Чебубеем на Куликовом поле в 1380
году).
1914 г.
Слайд 10
Виктор Михайлович Васнецов - один из самых
знаменитых
русских
художников
XIX
века.
Его
называли "истинным богатырем русской живописи".
Он первым среди живописцев обратился к былинно„Я не историк,
сказочным
сюжетам.- говорил Васнецов, - я только
сказочник, былинник, гусляр живописи! „Богатыри" мои
-
не
историческая
картина,
а
только
живописно-
былинное сказание о том, что лелеял и должен лелеять
в своих грезах мой народ.
Я не хотел выдумывать,
историзовать прошлое, а стремился только показать
его
народу
в
живописных
образах.
Насколько
я
преуспел в этом, судить, конечно, не мое дело, но всем
моим художественным существом я пытался показать,
как понимал и чувствовал прошлое! Мне хотелось
Слайд 11
С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских
богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при
свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на
формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его
таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к
искусству, к народному эпосу.
В.М. Васнецов. Гусляры.
1899 г. Холст, масло.
Слайд 12
В.М. Васнецов. Баян
1910г, холст, масло.
Государственный Русский
музей,
Санкт-Петербург
Слайд 13
В.М.Васнецов. Илья Муромец.
1898 г.
Слайд 14
Он повыше-то
скакал лему
стоячего,
Чуть пониже того
облака ходячего...
Небольшие рекиозера промеж ног
пускал,
А большие-то реки
перескакивал.
Богатырский скок. (Илья Муромец).
1915 г. Холст, масло. 119х142,5 см.
Дом-музей В.М. Васнецова
Слайд 15
Широко,
раздольно
простерлось
поле.
Бескрайнее,
неодолимое.
Гудит вольный ветер в
ковыльной степи. Высоко в
летнем полуденном небе
неспешно и гордо плывут
струги
облаков.
Орлы
сторожат
курганы.
Порывистый
вихрь
подхватил, развеял гривы
могучих
коней,
принес
горький
запах
полыни.
Сверкнул глаз неистового
Бурушки, любимого коня
Ильи
Муромца.
Суров
богатырь.
Изготовлено
копье.
Вздета
тяжкая
десница. Глядит далекодалеко вдаль. Насторожены
В. Васнецов. Богатыри
други
его
Добрыня
1881-1898, холст, масло,295,3x446 см
Никитич, Алеша Попович.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Грозная
сила
в
этом
молчаливом
ожидании.
Над этой картиной Васнецов работал много лет. Он мучительно искал людей, с которых
Бессонна дружина. Ни одна,
можно было написать былинных богатырей. Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван
даже крылатая тварь не
Петров, зимой подрабатывающий в Москве извозчиком. В лице Добрыни Никитича присутствуют
прорвется.
черты самого Васнецова, его отца и дяди. Алёшу Поповича художник писал с юного сына Саввы
Мамонтова.
В русской былинной традиции существует множество богатырей. Но Васнецов выбрал
именно этих троих. Наверное, потому, что они удачно дополняют друг друга. Мощный, суровый
Илья Муромец, благородный Добрыня и смекалистый, изворотливый Алёша Попович все вместе
составляют образ доброй силы — защитницы русских рубежей. Картина эта столь хорошо
известна, что, где бы ни зашёл разговор о былинных витязях, каждый вспоминает именно этих
троих, стоящих на заставе в пронизываемом ветрами поле. Кажется, что именно они самые
популярные и любимые герои русского народа на все времена.
Слайд 16
В. Васнецов. Илья Муромец. (Фрагмент
картины «Богатыри»)
Иван Петров, крестьянин
Владимирской губернии
Этюд для фигуры Ильи
Муромца в картине
"Богатыри"
1883г, холст, масло,
Государственная
Третьяковская галерея,
Москва.
Слайд 17
В. Васнецов. Витязь на распутье
Холст, масло. 1882 г. Москва, Россия.
Государственная Третьяковская галерея
Сюжет о камне на развилке дорог встречается во многих сказках и былинах. Камень
указывает путнику, какая судьба ожидает его на каждом из расходящихся путей.
Васнецов, выбрав для картины такой сюжет, постарался сделать его максимально
правдоподобным. Он хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на
самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник был хорошо знаком с археологическими
изысканиями своего времени, поэтому в точности воссоздал облик витязя былинных времён.
Пейзаж также показан с большой исторической точностью — дикая степь, усеянная валунами,
которые притащил сюда последний ледник. На одном из камней диковинные полустёртые
буквы. Чья рука выбила их? В какие незапамятные времена это произошло? Что за сила
начинает управлять судьбами путников, едва они прочтут письмена, сулящие смерть, или
женитьбу, или потерю коня? Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую
из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это — единственная
подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив
ни на одну из дорог.
Слайд 18
В. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами.
1880г, холст, масло, 205x390 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
На картине опустевшее поле битвы. Накануне здесь в неравной битве сошлись два войска;
отсюда в широкую степь со свистом унеслись победители-половцы, увозя пленённого князя
Игоря. Что могло остаться после столь жестокого сражения? Вытоптанная трава, изрытая земля,
перемешанная со сгустками запёкшейся крови, груды обезображенных мёртвых тел.
Однако Васнецов не ставил задачи написать реалистическую картину смерти. Это всего
лишь иллюстрация к древнерусскому поэтическому памятнику «Слово о полку Игореве». А в нём
битва сравнивается с пиром: «Здесь кровавого вина не достало, здесь окончили пир храбрые
русичи, сватов напоили, а сами полегли за землю русскую».
После великой битвы-пира на землю опустилась тишина, и настала холодная долгая ночь. В
густой влажной траве мелькают колокольчики и ромашки. Цветы пригнулись к земле, но не
оттого, что их примяли копыта лошадей, — просто чашечки отяжелели от росы. Воины, остав
шиеся на поле брани, лежат в свободных естественных позах, словно расположились на ночлег.
Скоро рассвет, но спящие не проснутся — их сон вечен. Над полем кружат стервятники. Значит,
вскоре от погибших ратников останутся только безымянные кости. Лишь они одни будут
напоминать о том, что когда-то здесь шумела битва.
Слайд 19
Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем
Горынычем
1913-1918г, холст, масло,
Дом-музей В.М.Васнецова
В этой работе
Васнецов
проявляет себя
как символист:
бой будет долог и
жесток,
но враг будет
побежден.
Как и в
большинстве
полотен
Васнецова,
в этой картине
многое
раскрывают
краски: небо
постепенно
светлеет,
и сквозь тучи
уже виднеется
алая заря — заря
освобождения.
Слайд 20
Виктор
Михайлович
Васнецов
скончался
23
июля 1926г. на 79-м году
жизни. Художник умер от
разрыва сердца, мгновенно,
без болезней и страданий.
Говорят, так уходит душа,
которая
ищет
Божественную красоту и
правду и обретает покой на
небесах.
Похоронен в. М. Васнецов в
Москве
на
Введенском
кладбище.
Надгробный
камень представляет собой
репродукцию
картины
художника
«Витязь
на
распутье»:
склониший
голову и копьё всадник
застыл
в
немой
позе
скорби.
Слайд 21
Источники информации:
Иванова Ю. А. Васнецов. – М.: Русское энциклопедическое
товарищество, 2003.-32 с.: ил. – (Детский музей. Русская
живопись).
http://www.verav.ru/common/message.php?
table=calend&num=683
http://gorod.tomsk.ru/index-1238981124.php
http://www.artandphoto.ru/pic.php?
razd=art2&id=966&artist=152
http://vvedenskoe.com/v.vasnetsov1/
http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasn
.html
http://nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasndolg2.
html
http://www.artsait.ru/art/v/vasnecov/main2.h
www.citywalls.ru
tm
http://www.liveinternet.ru/community/solnechnolunnaya/pos
t66625815/
http://static.diary.ru/userdir/1/4/6/1/146102/24863
123.jpg
http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasnbio3
.html
http://www.google.ru/imgres?
imgurl=http://www.krugosvet.ru/uploads/enc/images/7/1235
719628c7b9.jpg&imgrefurl=http://www.krugosvet.ru/enc/kult
http://www.vasnecov.ru/gallery_painting/
ura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/VASNETSOV_VIKT
http://www.artsait.ru/art/v/vasnecov/art1.php
OR
http://www.rusidea.org/?a=25072304
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ларионова Галина Александровна
→ Ларионова-Галина 21.08.2009 3 10772 3942 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
А вы знали?
Инструкции по ПК