Слайд 1
Урок музыки в 7 классе по
теме: «Музыка как вид
искусства. Музыка Древних
государств»
Автор:
Синкина Ирина Александровна,
учитель музыки, истории ГОУ ЦО № 1862, г. Москва
Музыка как вид искусства. Музыка Древних государств.
Цели: ознакомить учащихся с особенностями восприятия музыки, как временного вида искусства; представить основные этапы развития музыкальной культуры; формирование представлений о зарождении музыкальной культуры в период Древних государств; дать представления о звучании музыки того времени посредством прослушивания музыкальных произведений, воссозданных учеными-музыкантами современности.
Ход урока:
План:
Введение
Музыка как вид искусства
Основные этапы развития музыкальной культуры.
Музыка Древних государств
Итог урока
1. Введение (Демонстрация первого слайда)
Музыка появилась еще на заре человечества. Правда, в то время ее формы были еще очень далеки от привычных нам. Постепенное развитие музыки и изменения, произошедшие в ней (например, возникновение новых жанров и стилей), отразили огромный исторический путь, пройденный человеческим обществом. В своих многообразных формах музыка запечатлела жизнь того или иного народа, мысли и стремления его отдельных представителей, социальные процессы и т. д. Однако главная заслуга музыки заключается в том, что во все времена она с необычайным проникновением и глубиной раскрывала сложный духовный мир человека. Наверное, именно этим свойством музыки, способной отразить чувства, стремления и настроения, можно объяснить то, что она и по сей день сопровождает нас и в горе, и в радости. Подумайте только, ведь ни одно событие, будь то свадьба, день рождения или что-то еще, не обходится без исполнения каких-либо музыкальных произведений, и неважно, что в некоторых случаях это лишь запись, а не «живая» музыка. О музыке написано и сказано много хороших слов. Язык музыки –это всемирный язык. Музыкантам из разных стран не надо знать язык композитора написавшего то, или иное произведение. Для этого достаточно знаний музыкальной теории, которая для всех стран и государств едина. Но даже тем, кто является просто слушателем и любителем музыки, этот вид искусства не требует перевода. Музыку называют всемирным искусством, т.к. она понятна всем.
(Демонстрация второго слайда с высказыванием о музыке).
2. Музыка как вид искусства.
Сегодня мы познакомимся с самым началом рождения музыки, с ее истоками. Разберем особенности этого вида искусства. Определений понятию «музыка» существует огромное множество. Но, так или иначе, все сходятся в одном, что музыка – это звуковой вид искусства и к тому же временной, т.е. она существует только тогда, когда звучит.
Вот одно из наиболее распространенных определений.
(Демонстрация третьего слайда запись в тетрадь).
3. Основные этапы развития музыкальной культуры.
На протяжении всей истории человек развивался, преобразуя окружающий мир. Музыка тоже прошла в своем становлении и развитии несколько этапов. Вот они: (Демонстрация четвертого слайда)
4. Музыка Древних государств.
Сегодня мы немного поговорим о начальном этапе становления и развития музыкальной культуры, а именно о музыке в Древних государствах.
(Демонстрация пятого слайда)
Музыкальное искусство возникло в глубокой древности. Известно, что еще на заре человеческой истории люди каменного века изготовили свои первые примитивные музыкальные инструменты, сохранившиеся до наших дней: колотушки, различные трубы из морских раковин или костей и рогов животных. Тогда же сложили люди и свои первые песни, исполняемые одновременно с танцами во время различных обрядовых действий.
Музыка - одна из проблемнейших областей в истории древнеегипетской культуры. Нам хорошо известны древнеегипетские инструменты, среди которых особое место занимала арфа, духовые и ударные, причем как по росписям и рельефам, так и благодаря раскопкам; прекрасные образцы музыкальных инструментов имеются в Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее. Однако никакого вида "нотной" записи не существовало, музыка входило в число священных искусств, обучение которым происходило непосредственно от учителя. Ввиду этого, все то, что появляется сейчас на прилавках под названием "Музыка древнего Египта" или "Сакральная музыка Египта", - ничто иное как авторские произведения, навеянные образами страны фараонов, не более. Подлинной музыки древнего Египта мы не знаем, так же, как и истинного звучания древнеегипетского языка. Но все же давайте посмотрим на музыкальные инструменты Древнего Египта и послушаем музыку, возможно, она звучала именно так… (музыка из альбома Rafael_Perez_Arroyo_Music_In_the_Age_of_the_Pyramids)
(Демонстрация слайда Древний Египет)
Наиболее ранним историческим этапом развития европейской музыкальной культуры принято считать античную музыку, традиции которой берут свое начало в более древних культурах Ближнего Востока, но не повторяют их путь. (музыка из альбома 1999 - Music of the Ancient Sumerians, Egyptians and Greeks)
(Демонстрация слайда Музыка античности)
Однако в настоящее время сделать какие-либо выводы о музыкальной культуре античности затруднительно. Дело в том, что в распоряжении музыковедов имеются лишь единичные образцы древнегреческой и древнеримской музыки. Найдено всего 11 образцов музыки (в основном гимны и оды), относящихся к античной эпохе, и по ним, увы, невозможно отразить направление музыкального процесса того времени. Музыкальные исполнители являются героями многих древнегреческих мифов, воспевающих волшебную силу этого искусства (мифы об Орфее, гомеровский эпос). Изображения музыкальных инструментов обнаружены при археологических раскопках на территории Древней Греции и Рима. Упоминания о певцах и музыкантах-виртуозах, играющих на различных инструментах (кифара, тибия, лира, вавилонская волынка, орган, труба, систр), содержатся во многих литературных источниках. Следует заметить, что в системе наук античности музыка занимала значительное место, была предметом обсуждения философских и эстетических работ, написанных Пифагором, Аристотелем и другими известными мыслителями того времени.
Аристотель (древнегреческий философ и математик), говорил, что «музыка воздействует на психические стороны души, следовательно, ее надо включать в предметы воспитания».
Давайте посмотрим на древнегреческих и древнеримских музыкантов и послушаем музыку, которая возможно так звучала в античный период.
(Демонстрация слайда Греция и Рим)
Итог урока: Что нового узнали на уроке? Что удивило?
Мы познакомились сегодня с первым этапом развития музыкальной культуры. Давайте еще раз посмотрим на главное в этой теме:
(Показ итоговых слайдов, запись в тетрадь главного по теме. Слайды с афоризмами о музыке.)
Источники информации:
Горбачева Е. Популярная история музыки. 2002г.
Никеева И.А., Фаттахова Л.Р.. История музыки. Учебное пособие
(для студентов немузыкальных специальностей факультета культуры и искусств.). Омск, 2004
Автор: Синкина Ирина Александровна
→ Фуад-Паша 04.12.2010 3 20353 4015 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.