Программа элективного курса для учащихся "Культурное наследие величайших городов мира"; 10 классов
Культурное наследие величайших городов мира
Программа элективного курса для учащихся 10 классов
(17 часов)
Автор: Лымарь Надежда Викторовна,
учитель МХК
МОУ «СОШ №30»
Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на учащихся 10 классов и представляет собой разработку элективного курса, основной целью которого является приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям, воспитание их художественного вкуса, уважения к культуре как своей страны, так и других народов через знакомство с достопримечательностями и культурно-историческим наследием различных городов мира.
В условиях всеобщего падения нравственности в обществе, постоянно возникающих в различных регионах планеты конфликтов на межнациональной и религиозной почве, особенно важно сформировать у подрастающего поколения правильные ценностные ориентиры и гуманистические установки. В связи с этим возникают следующие задачи:
Сформировать у учащихся представление о неповторимом культурном облике величайших городов мира через знакомство с их архитектурой, творчеством выдающихся художников, писателей, музыкантов.
Развить у школьников интерес и вызвать уважение к культурно-эстетическим достижениям народов разных стран путем привлечения учащихся к разнообразной творческой деятельности.
Воспитать художественный вкус учащихся посредством формирования умения понимать и давать эстетическую оценку произведениям искусства.
Курс «Культурное наследие величайших городов мира» рассчитан на 17 часов, на его изучение отводится 1 час в неделю в течение I полугодия.
При проведении занятий рекомендуется использовать иллюстративный материал, слайды, видеоматериалы, мультимедийные средства обучения – в зависимости от материальных ресурсов, имеющихся в распоряжении учителя.
Программа курса предполагает изучение культуры и искусства 5 крупнейших столичных городов мира: Афин, Рима, Пекина, Парижа и Москвы, - на примере которых учащиеся смогут составить представление о духовном развитии каждого конкретного государства.
Выбор данного перечня городов не случаен: Афины и Рим являются колыбелью античной цивилизации; Пекин – столица одного из древнейших государств Азии, Париж – общепризнанный центр западноевропейской культуры, а Москва – сердце России.
В процессе изучения элективного курса предполагается проведение уроков-путешествий, уроков-презентаций, семинаров, литературно-музыкальных композиций и т.д. При этом детям предоставляются большие возможности для проявления своих творческих способностей. Обучение осуществляется в тесном сотрудничестве учащихся и учителя.
Целесообразно на занятиях использовать такие методы, как проектное обучение, взаимообучение, составление рефератов по материалам Интернет-источников и печатных изданий, ролевая игра.
Итогом изучения данного курса является выполнение каждым учащимся самостоятельной творческой работы по выбору (из перечня заданий, предложенных учителем):
Составление вопросов для викторины;
Разработка индивидуального проекта;
Написание реферата;
Создание макета городской постройки, диорамы, художественной композиции и т.д.;
Оформление художественного альбома;
Написание исследовательской работы по определенной прблеме;
Подготовка и проведение внеклассного мероприятия и т.д.
Программа ориентирована в первую очередь на учителей предметов гуманитарного цикла, однако предпочтительно, чтобы занятия проводил педагог, имеющий опыт преподавания мировой художественной культуры, поскольку в основу элективного курса положен принцип интегративного подхода в изучении различных видов искусства.
Тематический план курса
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Афины – прошлое и настоящее. |
2 |
2 |
Рим – «вечный город». |
3 |
3 |
Пекин – столица Поднебесной. |
2 |
4 |
Прогулка по Парижу. |
3 |
5 |
Москва!.. Как много в этом звуке… |
3 |
6 |
Консультация по подготовке творческих работ учащихся. |
1 |
7 |
Презентация творческих работ учащихся. |
3 |
Итого |
17 |
Программа
Тема 1. Афины – прошлое и настоящее.
Занятие №1. Легенда о возникновении Афин. Перикл и строительство афинского Акрополя. Значение Акрополя. Фидий – величайший афинский архитектор и скульптор. Архитектурный ансамбль Акрополя: храм Ники Бескрылой, Пропилеи, Парфенон, Эрехтейон. Знакомство с понятием архитектурного ордера.
Занятие №2. Фронтоны и фриз Парфенона. Значение Парфенона в мировой художественной культуре. Статуи Фидия на Акрополе. Судьба Акрополя. Проблема сохранения архитектурного ансамбля Акрополя в наши дни. Афины сегодня.
Самостоятельная работа учащихся:
1. Создание плана-схемы расположения построек на Акрополе.
2. Письменная работа на тему «Как сохранить афинский Акрополь для потомков?»
Тема 2. Рим – «вечный город».
Занятие №3. Легенда об основании Рима. Капитолийская волчица. Римские дороги, гробницы, акведуки. Рим периода Республики. Образование Римской империи. Римские форумы. Пантеон – храм всех богов. Колизей. Триумфальные арки. Римская скульптура, ее официальный характер. Римский портрет. Причины падения Римской империи.
Занятие №4. Возвращение былого величия Рима в эпоху Возрождения. Рим – религиозный центр католицизма. Творческая деятельность Микеланджело в Ватикане: гробница Юлия II, Сикстинская капелла, ансамбль площади Капитолия, Пьета. Станцы и лоджии Рафаэля в Ватикане. Возведение собора святого Петра. Архитектура Браманте.
Занятие №5. Архитектура и скульптура периода барокко: церковь Джезу Джакомо дела Порта, творчество Бернини. Живопись Караваджо. Скульптура Антонио Канова. Культурный облик Рима в XX веке.
Самостоятельная работа учащихся:
1. Описание особенностей внутреннего мира человека по римскому портрету.
2. Анализ стихотворения Микеланджело.
3. Составление путеводителя по Риму.
Тема 3. Пекин – столица Поднебесной.
Занятие №6. Религиозные представления, обычаи и верования в Древнем Китае, их отражение в художественной культуре и быте. Объявление Пекина столицей Китая в XV веке во время правления династии Мин. Планировка города. Запретный город. Императорский дворец.
Занятие №7. Храм Неба. Дорога духов. Царские погребения. Садово-парковая архитектура Пекина. Стена Девяти драконов. Современный Пекин.
Самостоятельная работа учащихся:
1. Создание проекта китайского сада.
Тема 4. Прогулка по Парижу.
Занятие №8. Возникновение Парижа. Собор Парижской богоматери. Лувр и его сокровища.
Занятие №9. Версаль. Корлевская площадь Клода Шантийона. Вандомская площадь Жюля Ардуэна Мансара. Триумфальная арка на площади Шарля де Голля.
Занятие №10. Эйфелева башня. Скульптура Родена. Знаменитые парижане (писатели, художники, композиторы – по выбору учителя). Париж XX века.
Самостоятельная работа учащихся:
1. Эскиз (аппликация, имитация на стекле) витража для готического собора.
2. Подборка репродукций картин на тему «Париж глазами художников».
Тема 5. Москва!.. Как много в этом звуке…
Занятие №11. Первое упоминание о Москве в летописи. Возникновение Московского княжества, формирование идеи «Москва – третий Рим». Московский Кремль. Монастыри. Московская школа живописи: Андрей Рублев, Дионисий.
Занятие №12. Музеи Москвы: Оружейная палата, Исторический музей, Третьяковская галерея, музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Занятие №13. Дворцы Москвы (по выбору учителя). Столичные театры: Малый драматический, Большой оперы и балета. Парки Москвы. Скульптурные памятники Москвы (по выбору учителя).
Самостоятельная работа учащихся:
1. Москва в произведениях русских композиторов и поэтов (сообщения или подготовка литературно-музыкальной композиции).
2. Подготовка тематической «экскурсии» по Москве (тема – по выбору учащихся).
Занятие №14. Консультация по подготовке творческих проектов.
Занятия №№15,16,17. Презентация творческих работ учащихся.
Содержание знаний и умений учащихся
В результате изучения курса «Культурное наследие величайших городов мира» учащиеся должны:
1. Знать:
- основные особенности художественного развития и достопримечательности рассматриваемых городов мира;
- выдающихся деятелей культуры и искусства, чьи судьбы связаны с жизнью данных городов;
- основные художественные музеи городов.
2. Уметь:
- анализировать и самостоятельно оценивать произведения искусства;
- объяснять культурно-историческое значение каждого города для духовного развития современного человека;
- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, Интернет-источниками, анализировать их в ходе выполнения самостоятельной работы; отбирать и систематизировать материал для создания собственного творческого проекта.
Список рекомендуемой литературы для учителя
Алпатов М.В. Андрей Рублев. – М., 1972.
Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. – М., 1973.
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 1970.
Государственная Третьяковская галерея. Материалы и исследования. – М., 1983.
Древний Рим / Под ред. Д.П. Каллистова. – М., 1955.
Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII в. – М., 1969.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.
Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. – М., 1966.
Ильин М.А. Москва. Памятники архитектуры XVIII – первой трети XIX в. В 2 кн. – М., 1975.
Искусство Китая. – М., 1988.
Китай – традиции и современность. – М., 1976.
Лазарев В.Н. Микеланджело: жизнь и творчество. – М., 1964.
Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. – М., 1971.
Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М., 1996.
Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1996.
Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 1996.
Лясковская О.А. Французская готика XII-XIV веков. – М., 1973.
Федорова Е.В. Люди императорского Рима. – МГУ, 1990.
Энциклопедия для детей: Искусство. Ч.1,2,3. – М., 1999.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лымарь Надежда Викторовна
→ Н@ди 31.10.2011 0 5361 819 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.