Программа элективного курса для учащихся "Культурное наследие величайших городов мира"; 10 классов





















Культурное наследие величайших городов мира


Программа элективного курса для учащихся 10 классов

(17 часов)




Автор: Лымарь Надежда Викторовна,

учитель МХК

МОУ «СОШ №30»












Пояснительная записка


Данная программа рассчитана на учащихся 10 классов и представляет собой разработку элективного курса, основной целью которого является приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям, воспитание их художественного вкуса, уважения к культуре как своей страны, так и других народов через знакомство с достопримечательностями и культурно-историческим наследием различных городов мира.

В условиях всеобщего падения нравственности в обществе, постоянно возникающих в различных регионах планеты конфликтов на межнациональной и религиозной почве, особенно важно сформировать у подрастающего поколения правильные ценностные ориентиры и гуманистические установки. В связи с этим возникают следующие задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о неповторимом культурном облике величайших городов мира через знакомство с их архитектурой, творчеством выдающихся художников, писателей, музыкантов.

  2. Развить у школьников интерес и вызвать уважение к культурно-эстетическим достижениям народов разных стран путем привлечения учащихся к разнообразной творческой деятельности.

  3. Воспитать художественный вкус учащихся посредством формирования умения понимать и давать эстетическую оценку произведениям искусства.

Курс «Культурное наследие величайших городов мира» рассчитан на 17 часов, на его изучение отводится 1 час в неделю в течение I полугодия.

При проведении занятий рекомендуется использовать иллюстративный материал, слайды, видеоматериалы, мультимедийные средства обучения – в зависимости от материальных ресурсов, имеющихся в распоряжении учителя.

Программа курса предполагает изучение культуры и искусства 5 крупнейших столичных городов мира: Афин, Рима, Пекина, Парижа и Москвы, - на примере которых учащиеся смогут составить представление о духовном развитии каждого конкретного государства.

Выбор данного перечня городов не случаен: Афины и Рим являются колыбелью античной цивилизации; Пекин – столица одного из древнейших государств Азии, Париж – общепризнанный центр западноевропейской культуры, а Москва – сердце России.

В процессе изучения элективного курса предполагается проведение уроков-путешествий, уроков-презентаций, семинаров, литературно-музыкальных композиций и т.д. При этом детям предоставляются большие возможности для проявления своих творческих способностей. Обучение осуществляется в тесном сотрудничестве учащихся и учителя.

Целесообразно на занятиях использовать такие методы, как проектное обучение, взаимообучение, составление рефератов по материалам Интернет-источников и печатных изданий, ролевая игра.

Итогом изучения данного курса является выполнение каждым учащимся самостоятельной творческой работы по выбору (из перечня заданий, предложенных учителем):

  • Составление вопросов для викторины;

  • Разработка индивидуального проекта;

  • Написание реферата;

  • Создание макета городской постройки, диорамы, художественной композиции и т.д.;

  • Оформление художественного альбома;

  • Написание исследовательской работы по определенной прблеме;

  • Подготовка и проведение внеклассного мероприятия и т.д.

Программа ориентирована в первую очередь на учителей предметов гуманитарного цикла, однако предпочтительно, чтобы занятия проводил педагог, имеющий опыт преподавания мировой художественной культуры, поскольку в основу элективного курса положен принцип интегративного подхода в изучении различных видов искусства.


Тематический план курса

п/п

Тема

Количество часов

1

Афины – прошлое и настоящее.

2

2

Рим – «вечный город».

3

3

Пекин – столица Поднебесной.

2

4

Прогулка по Парижу.

3

5

Москва!.. Как много в этом звуке…

3

6

Консультация по подготовке творческих работ учащихся.

1

7

Презентация творческих работ учащихся.

3

Итого

17




Программа


Тема 1. Афины – прошлое и настоящее.

Занятие №1. Легенда о возникновении Афин. Перикл и строительство афинского Акрополя. Значение Акрополя. Фидий – величайший афинский архитектор и скульптор. Архитектурный ансамбль Акрополя: храм Ники Бескрылой, Пропилеи, Парфенон, Эрехтейон. Знакомство с понятием архитектурного ордера.

Занятие №2. Фронтоны и фриз Парфенона. Значение Парфенона в мировой художественной культуре. Статуи Фидия на Акрополе. Судьба Акрополя. Проблема сохранения архитектурного ансамбля Акрополя в наши дни. Афины сегодня.


Самостоятельная работа учащихся:

1. Создание плана-схемы расположения построек на Акрополе.

2. Письменная работа на тему «Как сохранить афинский Акрополь для потомков?»



Тема 2. Рим – «вечный город».

Занятие №3. Легенда об основании Рима. Капитолийская волчица. Римские дороги, гробницы, акведуки. Рим периода Республики. Образование Римской империи. Римские форумы. Пантеон – храм всех богов. Колизей. Триумфальные арки. Римская скульптура, ее официальный характер. Римский портрет. Причины падения Римской империи.

Занятие №4. Возвращение былого величия Рима в эпоху Возрождения. Рим – религиозный центр католицизма. Творческая деятельность Микеланджело в Ватикане: гробница Юлия II, Сикстинская капелла, ансамбль площади Капитолия, Пьета. Станцы и лоджии Рафаэля в Ватикане. Возведение собора святого Петра. Архитектура Браманте.

Занятие №5. Архитектура и скульптура периода барокко: церковь Джезу Джакомо дела Порта, творчество Бернини. Живопись Караваджо. Скульптура Антонио Канова. Культурный облик Рима в XX веке.

Самостоятельная работа учащихся:

1. Описание особенностей внутреннего мира человека по римскому портрету.

2. Анализ стихотворения Микеланджело.

3. Составление путеводителя по Риму.


Тема 3. Пекин – столица Поднебесной.

Занятие №6. Религиозные представления, обычаи и верования в Древнем Китае, их отражение в художественной культуре и быте. Объявление Пекина столицей Китая в XV веке во время правления династии Мин. Планировка города. Запретный город. Императорский дворец.

Занятие №7. Храм Неба. Дорога духов. Царские погребения. Садово-парковая архитектура Пекина. Стена Девяти драконов. Современный Пекин.


Самостоятельная работа учащихся:

1. Создание проекта китайского сада.


Тема 4. Прогулка по Парижу.

Занятие №8. Возникновение Парижа. Собор Парижской богоматери. Лувр и его сокровища.

Занятие №9. Версаль. Корлевская площадь Клода Шантийона. Вандомская площадь Жюля Ардуэна Мансара. Триумфальная арка на площади Шарля де Голля.

Занятие №10. Эйфелева башня. Скульптура Родена. Знаменитые парижане (писатели, художники, композиторы – по выбору учителя). Париж XX века.

Самостоятельная работа учащихся:

1. Эскиз (аппликация, имитация на стекле) витража для готического собора.

2. Подборка репродукций картин на тему «Париж глазами художников».


Тема 5. Москва!.. Как много в этом звуке…

Занятие №11. Первое упоминание о Москве в летописи. Возникновение Московского княжества, формирование идеи «Москва – третий Рим». Московский Кремль. Монастыри. Московская школа живописи: Андрей Рублев, Дионисий.

Занятие №12. Музеи Москвы: Оружейная палата, Исторический музей, Третьяковская галерея, музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Занятие №13. Дворцы Москвы (по выбору учителя). Столичные театры: Малый драматический, Большой оперы и балета. Парки Москвы. Скульптурные памятники Москвы (по выбору учителя).

Самостоятельная работа учащихся:

1. Москва в произведениях русских композиторов и поэтов (сообщения или подготовка литературно-музыкальной композиции).

2. Подготовка тематической «экскурсии» по Москве (тема – по выбору учащихся).

Занятие №14. Консультация по подготовке творческих проектов.

Занятия №№15,16,17. Презентация творческих работ учащихся.




Содержание знаний и умений учащихся

В результате изучения курса «Культурное наследие величайших городов мира» учащиеся должны:

1. Знать:

- основные особенности художественного развития и достопримечательности рассматриваемых городов мира;

- выдающихся деятелей культуры и искусства, чьи судьбы связаны с жизнью данных городов;

- основные художественные музеи городов.

2. Уметь:

- анализировать и самостоятельно оценивать произведения искусства;

- объяснять культурно-историческое значение каждого города для духовного развития современного человека;

- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, Интернет-источниками, анализировать их в ходе выполнения самостоятельной работы; отбирать и систематизировать материал для создания собственного творческого проекта.










Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Алпатов М.В. Андрей Рублев. – М., 1972.

  2. Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. – М., 1973.

  3. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 1970.

  4. Государственная Третьяковская галерея. Материалы и исследования. – М., 1983.

  5. Древний Рим / Под ред. Д.П. Каллистова. – М., 1955.

  6. Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII в. – М., 1969.

  7. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.

  8. Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. – М., 1966.

  9. Ильин М.А. Москва. Памятники архитектуры XVIII – первой трети XIX в. В 2 кн. – М., 1975.

  10. Искусство Китая. – М., 1988.

  11. Китай – традиции и современность. – М., 1976.

  12. Лазарев В.Н. Микеланджело: жизнь и творчество. – М., 1964.

  13. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. – М., 1971.

  14. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М., 1996.

  15. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1996.

  16. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 1996.

  17. Лясковская О.А. Французская готика XII-XIV веков. – М., 1973.

  18. Федорова Е.В. Люди императорского Рима. – МГУ, 1990.

  19. Энциклопедия для детей: Искусство. Ч.1,2,3. – М., 1999.






Полный текст материала Программа элективного курса для учащихся "Культурное наследие величайших городов мира"; 10 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лымарь Надежда Викторовна  Н@ди
31.10.2011 0 5361 819

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК