Модульный урок истории по теме “Внутренняя политика Николая I” (2 ч.) для 8 класса
















Зулитов Дмитрий Александрович

Учитель истории

МОУ Бутурлинская СОШ имени В.И.Казакова., р.п.Бутурлино





















Составление модульного урока

В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, перед преподавателями встает вопрос, как достигнуть основных целей воспитательно-образовательного процесса: успешное усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных стандартом образования, социальное становление и самоопределение личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Достичь желаемого возможно, применяя современные технологии обучения, такие как, например, модульное обучение.

Один из элементов модульного обучения – модульный урок. Обычно состоит из двух академических часа. При составлении модульного урока можно использовать следующие элементы:

формулировка темы урока;

определение и формулировка целей урока и конечных результатов

обучения;

разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные

учебные элементы (УЭ);

подбор необходимого фактического материала;

определение способов учебной деятельности учащихся;

отбор методов и форм преподавания и контроля;

составления модуля данного урока.







Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7). Предлагается применять следующие УЭ.

УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов

обучения.

УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявление уровня исходных

знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.

УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.

УЭ-п (где п – номер последнего учебного материала) – включает

выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени

достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть

дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом

оценки окружающих).



В учебном элементе (УЭ-0) формируются общие дидактические цели занятия. В последующих УЭ ставятся частные дидактические цели. Учебные элементы модуля отличаются сложностью заданий. Одни направлены на репродукцию знаний, другие – на их применение в новых условиях, третьи – на формирование учебных вопросов, составление планов, тестов и т.д. Самые сложные задания связаны с обобщением информации и формулированием выводов по изучаемой теме.

Модульный урок может включать в себя подготовленные обучающимися сообщения, выполнения творческих заданий, мини-спектакли. Обязательным условием проведения модульного урока является наличие у каждого обучающегося отпечатанного дидактического материала и учебных пособий.

Перед завершающим контролем учитель делает обобщение, напоминает обучающимся о поставленных в начале урока целях, кратко характеризует итоги работы подгрупп, класса в целом. Контроль на этом этапе осуществляет учитель.

В конце урока школьники по десятибалльной шкале оценивают свою работу. Оценка осуществляется как бы в трёх измерениях, которые можно условно обозначить словами “дело”, “я”, “мы”. Этот завершающий этап работы называется рефлексией.

Ученические самооценки и суждения дают возможность учителю определить выбор форм работы, о доступность предлагаемых заданий, о способы достижения поставленных целей.



























Модульный урок по теме “Внутренняя политика Николая I” (2 ч.).



Учебный элемент (УЭ-0)

В результате работы ты должен узнать:

каким человеком был император Николай I, как проходило укрепление государственного управления в правление Николая I, как и почему проходили попытки решения крестьянского вопроса, какими методами государство боролось с революционными настроениями в стране;

каковы предпосылки промышленного переворота в Российской империи начала XIX в.;

какие изменения произошли в развитии сельскохозяйственной сферы, финансов и торговли.



В ходе работы над заданиями ты должен уметь:

анализировать исторические факты;

определять исторические даты на основании известной информации;

работать с исторической картой;

обобщать материал и делать выводы;

составлять тесты;

работать по тексту учебника, составлять вопросы;

работать в группах;

подготавливать устное выступление в виде докладов;

оценивать ответ товарища;

отвечать на поставленные вопросы.





Источники изучения темы:

1.Учебник. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX в. – М.: Дрофа, 2007.

2.Выступление Николая I на заседании Государственного Совета 30 марта 1842 года.

3.Статья А. И. Кошелева “О выгоде вольнонаемного труда”.

4.Карта “Экономическое развитие в середине XIX в.”.

5.Раздаточный материал с заданиями.

6.Рабочая тетрадь.



Учебный элемент - 1 (УЭ-1)

Император Николай I. Укрепление государственного аппарата. Усиление борьбы с революционными движениями. Дворянство и крестьянский вопрос.

1. Прослушайте доклад обучающегося “Николай I”, воспользуйтесь информацией, представленной в учебнике (§ 8, страница 60-61).

Ответьте на вопрос: какие качества личности императора вас привлекают, какие отталкивают? Почему?

2. Используя материал учебника, составьте 5 вопросов к тексту (страница 61-62), которые начинались бы со слов “кто” и “как”.

3. Работа в паре. Познакомьте товарища со своими вопросами. Попытайтесь ответить на вопросы товарища.

4. Прочитайте пункт учебника (страница 65-66), обратитесь к раздаточному материалу с заданием.



О чем идет речь?

Император Николай стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонным”. Из записок А. Х. Бенкендорфа.



Работа в группах.

1 группа. Познакомьтесь с материалом учебника (страница 63).

Сделайте вывод: как изменилось положение дворянского сословия в начале правления Николая I.

2 группа. Ознакомьтесь с документом (Выступление Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842 года).

Ответьте на вопрос: почему император считал, что отмена крепостного права стала бы “посягательством на общественное спокойствие”?



Учебный элемент – 2 (УЭ-2)

Предпосылки и начало промышленного переворота. Помещичье и крестьянское хозяйство. Финансы и торговля. Города.

1.Прочитайте пункт учебника (страница 68-70). Выберите верные утверждения.



Начавшийся в России промышленный переворот имел следующие особенности:

1) более ранние сроки, чем в Западной Европе

2) начался в условиях феодально-крепостнической системы

3) начался в металлургической отрасли производства

4) основные классы уже были сформированы

5) сохранялось технико-экономическое отставание от ряда стран

Запада.

2.Работа в парах (по диагонали). Используя материал учебника (страница 70-72) и документ (Статья А. И. Кошелева “О выгоде вольнонаемного труда), составьте два теста из 3 вопросов относительно развития помещичьего и крестьянского хозяйств.

3.Используя карту “Экономическое развитие в середине XIX века”, подготовьтесь к работе с картой у доски по вопросам:

1) территории, где господствовала барщинная система;

2) территории, где преобладала оброчная система;

3) районы, где крепостное право было отменено в первой четверти

XIX века;

4) районы, где помещичье хозяйство не имело большого значения.

4. Используя материал учебника (страница 75) и карту, приготовьтесь показать по карте крупнейшие промышленные центры Российской империи середины XIX века.

5. Сделайте вывод об экономическом развитии Российской империи в середине XIX века.



Учебный элемент – 3 (УЭ-3)

Проверка выполнения всех заданий. Обобщение и контроль усвоения учебного материала.



3.1.Решите тест (индивидуальное задание).

Выберите один правильный ответ.



1. Годы правления Николая I (1 балл):

1825 – 1855;

1826 – 1835;

1833 – 1855;

1812 – 1834.



2. Подготовка единого Свода законов Российской империи была выполнена под руководством (1 балл):

М. М. Сперанского;

П. Д. Киселева;

А. А. Аракчеева.



3. С 1828 г. в высшие и средние учебные заведения могли принимать (1 балл):

1) всех желающих способных детей;

2) из разных сословий за плату;

3) детей дворян и чиновников;

4) только дворянских детей.



4. В первой половине XIX в. в России господствовал экономический уклад (1 балл):

1) феодально-крепостнический;

2) мелкотоварный (ремесленный);

3) капиталистический;

4) кустарный.







3.2. Выберите верные утверждения.

Начавшийся в России промышленный переворот имел следующие особенности (2 балла):

1) более ранние сроки, чем в Западной Европе;

2) начался в условиях феодально-крепостнической системы;

3) начался в металлургической отрасли производства;

4) основные классы уже были сформированы;

5) сохранялось технико-экономическое отставание от ряда стран Запада.



3.3. О чем идет речь? (3 балла)

Император Николай стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонным”.



Итого в сумме получается 9 баллов. Оценка “3” выставляется за воспроизведение информации первого уровня (задания № 1-4). Оценка “4” выставляется за правильное выполнение информации первого и второго уровней (задания № 1-5). Оценка “5” выставляется за правильное выполнение всего тестового задания.



Учебный элемент – 4 (УЭ-4)

4.1.Анализ выполнения тестовой работы. Самооценка и рефлексия.

1. Анализ выполнения тестовой работы. Выявление типичных ошибок.

2. Продолжите заполнение таблицы.



Дата урока

Изучаемый §

Выполнение д/з

Творческое задание

самооценка

Устный ответ

Тест

Работа с картой









4.2. Рефлексия.

1. Как я усвоил материал? (“дело”)

Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов.

Мало, что понял. Необходимо еще поработать – 4-6 баллов.

2. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой? (“Я”)

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов.

Допустил ошибки – 7-8 баллов.

Не справился – 4-6 баллов.

3. Как работала группа, учебная пара? (“мы”)

Дружно, совместно разбирали задания – 9-10 баллов.

Не все активно участвовали в обсуждении – 7-8 баллов.

Работа была вялая, неинтересная. Много ошибок – 4-6 баллов.



Список использованной литературы

  1. Данилов, А. А., Косулина, Л. Г. История России. XIX век. [Текст]: учебник для общеобразовательных учебных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Дрофа, 2007. – С. 60 – 76.

  2. Журавлева, О. Н. Тесты по истории России XIX века [Текст] / О. Н. Журавлева. – М.: Издательство “Экзамен”, 2005. – 137 с.

  3. Модульное обучение: опыт, перспективы [Текст] / Под ред. Т. И. Шамовой. – М.: Изд-во МПГУ им. В. И. Ленина, 1998. – 203 с.

  4. Сенновский, И. Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса [Текст] / И. Б. Сенновский // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 37-41. 8


Полный текст материала Модульный урок истории по теме “Внутренняя политика Николая I” (2 ч.) для 8 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зулитов Дмитрий Александрович  ZUV
28.02.2012 0 6401 939

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0