Очерки истории станицы Ивановской


Краснодарский край Красноармейский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18







« Очерки истории станицы Ивановской »









Автор работы: Скаженник Надежда Михайловна

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 18

дата рождения: 04.08.1978года

адрес: ст. Ивановская, ул.Пролетарская 11









ст. Ивановская

2012 год

ВВЕДЕНИЕ

Изучение исторического прошлого Кубани является важным и актуальным. Исследование истории даже одной станицы дает возможность выявить определенные социально – экономические и общественные процессы свойственные развитию целого района или края. Каждый населенный пункт - это частица нашей родины, изучение которой, очень важно. Прошлое нашего края – неотъемлемая часть истории страны, так как постоянный интерес к его истокам и к настоящему влияет на нашу гражданскую зрелость.

Подробное изучение социально – экономических отношений в городах, станицах, хуторах Кубани может дать более полную, общую характеристику своеобразия развития капитализма на юге России.

Актуальность данной работы вытекает, прежде всего, из возможности лучше узнать свой край через его небольшую, но важную административную частицу – станицу Ивановскую.

Повторяемость истории в каких-то основных своих моментах, тоже дает актуальность данной темы работы, так как дает возможность сквозь призму сегодняшних коренных изменений посмотреть на давние события, оценить, как вели себя те же ивановцы.

Тема работы избрана автором потому, что:

- во первых, в целом вопрос социально – экономического развития станицы Ивановской еще не был достаточно изучен и остается неразработанным;

- во-вторых, тема представляет научный интерес, так как выяснение по материалам станицы своеобразия развития казачьего войска все более интенсивное проникновеннее на Кубань товарно – денежных отношений в пореформенное время, ломка в связи с этим хозяйственных устоев, капитализация сельского хозяйства, появление и рост сельскохозяйственного пролетариата помогают правильно понять исторические особенности развития Кубани в дореволюционный период;

- в – третьих, изучение прошлого станицы Ивановской имеет интерес и с точки зрения составления сборника по истории кубанских станиц, а также готовящаяся отдельной работой брошюра местного краеведа,

посвященная историческим событиям Ивановской с момента основания станицы и до сегодняшних дней.

Цель работы: характеристика заселения, хозяйственной жизни станицы Ивановской, попытка выявить общие закономерности формирования и развития капиталистических отношений в целом на Кубани и специфические особенности указанных процессов в конкретной местности с момента основания станицы и до 191 года.

Методологическую основу работы составляют принципы историзма. Объективности, системности, ставшие традиционными в исторических исследованиях.

Принцип историзма предполагает рассмотрение каждого исторического явления и события во взаимосвязи с другими явлениями и событиями, с учетом конкретно – исторических условий и в хронометрической последовательности. При этом каждый процесс анализируется как относительно завершенный цикл со свойственными ему закономерностями развития.

Применительно к теме исследования данный принцип позволил подробно, в строгой хронометрической последовательности рассмотреть историю станицы Ивановской во всем ее многообразии и единстве.

Принцип объективности предполагает стремление сделать исследование предельно достоверным.

Принцип системности предполагает рассмотрение всех явлений, событий, процессов прошлого как элементов единой системы.

Уже в дореволюционный период историков интересовали социальные, политические и экономические проблемы развития Кубанской области.

В дореволюционной историографии известны работы, касающейся нашей темы.

Наиболее интересны работы И. Д. Попко, Ф. А. Щербины, Л. М. Мельникова.

В 1858 году вышло в свет сочинение И. Д. Попко «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту»1, переиздано оно было в Краснодаре, в 1998 году. Автор работы в отдельных случаях удачно зарисовал бытовые особенности казачества, дал схематическую картину мелкого и крупного землевладения, военно - служебных повинностей казачества. И. Д. Попко ограничился в основном, описанием хозяйства и быта черноморцев середины прошлого века.

Являясь защитником интересов богатого нечиновного казачества, успешно развивавшего свое хозяйство на основе наемного труда, И. Д. Попко выражал недовольство феодальными привилегиями, которыми пользовались чиновничьи казачьи верхи. В то же время Попко отстаивал сословные, феодальные привилегии казачества на исключительное пользование войсковой землей.

Известный на Кубани общественный деятель, казак по происхождению, Ф. А. Щербина в своей работе «Земельная община кубанских казаков»2 всячески отстаивал общину. По его мнению, в борьбе с частным землевладением станичная община была призвана отстаивать права казаков на имущественное равенство. Ф.А.Щербина стремился затушевать, скрыть процесс социальной дифференциации в кубанских станицах. Отстаивая мысль о живучести общинных порядков у кубанских казаков, он видел в них основу, препятствующую развитию капитализма. В 1910 и 1913 гг. вышли в свет два тома «Истории Кубанского казачьего войска»3, где определились особенности экономического развития казачества в начале ХХ века, отстаивается монополия казачьего сословия на землю, изображая саму мысль о наделении землей иногородних покушением на «священные» права казачества.

В плане исследования социально – экономической и политической истории Кубанской области, изучение иногороднего поселения является одной из важнейших и актуальных задач.

Работа Л.М. Мельникова «Иногородние в Кубанской области»1 рассказывает о бесправии массы иногородних крестьян и их роли в экономическом освоении природных богатств Кубани.

Таким образом, работы дореволюционных авторов носят описательный характер. Анализ происходящих событий здесь сведен в минимум. Эти работы имеют скорее ценность исторического источника, нежели исследования. Сословно – классовая ограниченность большинства дореволюционных авторов не давала им возможности методологически верно и объективно оценивать экономические процессы, происходившие на Кубани в период капиталистического развития России.

Новый этап в изучении заселения и хозяйственного освоения Северного Кавказа открыли исследования отечественных историков, особенно последнего периода. В отличии от предшественников они основное внимание уделяли истории народных масс, их роли в хозяйственном освоении юга России.

Из многочисленных работ следует выделить монографию В. А. Голобуцкого «Черноморское казачество»2, в которой на основе значительного архивного материала, рассматривается история черноморского казачества, охарактеризовав условия образования Черноморского казачьего войска, автор сосредотачивает свое внимание на характеристике социально – экономических отношений и классовой борьбы в Черномории.

Большое значение имеет сборник научных трудов под редакцией В. Н. Ратушняка «Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920»3. В нем собран материал по вопросам заселения, хозяйственного и социального освоения Кубани.

Интерес представляют статьи краеведов – историков Пухно В. И4. , Мозгового А.5 , Анапского Н.6

Основную массу использованных для написания дипломной работы источником можно условно разделить на опубликованные и архивные (неопубликованные).

К числу опубликованных источников следует отнести Труды Кубанского областного статистического комитета: «Памятные книжки Кубанской области»2, «Кубанские справочные книжки»3, «Кубанские календари»4, «Кубанские сборники»5. В них содержится ценнейший статистический материал по области, а также по отделам и станицам.

К числу опубликованных источников относятся «Хрестоматия по истории Кубани» ч.16, охватившая период со времени заселения Прикубанья черноморскими казаками, до 1917 года.

Огромное значение имеют материалы Государственного архива Краснодарского края (ГАКК).

Нами были использованы фонды № 250, 252, 254, 261, 269, 418, 574.

Материалы ф. 250 (Войсковой канцелярии Черноморского войска 1794 – 1842 гг.), который содержит различные сведения о войске по военной, хозяйственной, гражданской части. Сведения о земледельческой, промышленной и торговой деятельности жителей Черномории содержит 252 (Войскового правления Кубанского казачьего войска 1842 – 1882 гг.). Фонд 418 (Управление атаманов отделов Кубанской области 1888 – 1917гг.), содержащий статистические материалы, текущей документации Темрюкского и Екатеринодарского отделов. Фонд межевой комиссии ф. 574 (Кубанская областная чертежная), содержит описание земель станиц, сведения о частном землевладении.

Берясь за написание данной работы, мы исходили из следующих соображений:

- во – первых, попытаться сконцентрировать внимание на развитие Кубани, и в частности в станице Ивановской, аграрного капитализма и степени его влияния на все отрасли социально – экономической жизни исследуемого населенного пункта;

- во – вторых, мы постарались раскрыть историю станицы за весь дореволюционный период, когда труднее выявить полную картину эволюции капитализма и его последствий;

- в – третьих, учитывая то, что в отечественной историографии имеется довольно много работ, которые широко исследуют интересующий нас период

истории Кубани, мы, посчитали необходимым сделать несколько более глубокий анализ таких вопросов, как землевладение и землепользование,

развитие сельскохозяйственного производства, торговли, находя общие черты в названных вопросах, которые были свойственны в конкретное время всей Кубани, и особенное, характерное только для станицы Ивановской;

- в – четвертых, для более полного раскрытия темы нами использован ряд материалов ГАКК, периодической печати, исторические факты и цифровые данные как отечественных историков.

Таким образом, при написании данной работы я исходила из того, что все теоретические положения необходимо подкрепить примерами и фактами, тщательно отобранными и проанализированными. Ведь произвольно взятые факты не могут стать основой для правильных выводов.



ГЛАВА 1 ОСНОВАНИЕ СТАНИЦЫ ИВАНОВСКОЙ.

ФОРМИРОВАНИЕ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Основание станицы. Первые поселенцы

Создание Ивановского куреня связано с казаками – запорожцами, в последний четверти XVI века принимавшими активное участие в борьбе молдавского господаря Ивали с претендентом на молдавский престол Петром, которого поддерживали поляки и турки. Летописное свидетельство, относящееся к 1572 году рассказывает о том, что «впервые «панцири» были применены атаманом Сверковским, помогавшим Ивоне. Сверковский вооружил своих казаков для борьбы с турками и волохами огнистым оружием и панцирями»1.

В 1577 году уже двоюродный брат Ивони Иван Подкова, получил приглашение «приехать в Молдавию и взять в собственные руки «батьковщину» по наследству от Ивони». С 330 казаками он прибыл в Молдавию и занял престол. Впоследствии Подкова был захвачен поляками и казнен во Львове. Позже казаки с братом Подковы Александром ходили в это княжество, но были разбиты турками. Вот эти – то казаки, сплоченные многолетними совместными походами и были основателями Ивановского куреня.

В 1792 году на Кубань прибыло 427 казаков, считавших себя причисленными к Ивановскому куреню, в том числе 164 женщины. Ревизская сказка 255 душ определяет, как «служивших от бывшего Запорожья»3, а остальные вступили в казаки во время русско-турецкой войны 1787 – 1791 года.

Жалованной грамотой от 30 июля 1792 года императрица Екатерина II даровала Кубань Черноморскому казачьему войску, образованному в 1787 году из бывших запорожцев. Войско получило « … в вечное владение состоящий в области Таврический остров Фанагорию со всей землей, лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ее к Усть – Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны река Кубань,а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли.»1

«Мы всемилостевейше позволяем войску Черноморскому пользоваться свободною внутреннею торговлею и вольною продажей вина на войсковых землях»

В наказе войскового правительства от 1 января 1794 года было сказано: «войска при границе поселить куренным селением в тех местах, где какому куреню по жребию принадлежность будет …»2

Ивановскому куреню жребий выпал селиться на берегу Сухого лимана, впоследствии названного казаками Великим, при Таманском постовом тракте.

Прибыл полк под командой полковника Карла Насвита и сотников Тимофея Безгласного и Ивана Шапаря в начале мая 1794 года, когда выросла трава для животных и немного просохла земля.3

На новое место жительства прибыло 364 человека, в числе которых было 218 холостых казаков в возрасте от 22 до 70 лет.4

Первым делом начали строить укрепления. Вырыли ров, насыпали вал, поставили на нем плетень. У выезда соорудили крепкие дубовые ворота. У ворот поставили пушку, а невдалеке соорудили наблюдательную вышку.

Одновременно распахивали целинные земли, чтобы обеспечить себя продовольствием на зиму. Жили на возах и под возами. И только осенью стали строить жилища.

На сторожевой вышке все время был часовой. Ему с вышки было видно далеко вокруг. Местность изобиловала не высохшими с зимы озерами воды, балками заросшими камышом, кугой и рогозом. На более высоких местах буйные степные травы, густые заросли терновника, ежевики, отдельные кусты шиповника.

По берегам лиманов Великого и Кумпанова – вербы. На юго-запад от селения, за Ангелинским ериком, как оазисы среди степной растительности, дубовые рощи Бага и Дубинка. А у самой Кубани – Красный лес. В лесу и рощах, кроме дубов, росли: клен, берест, дикие яблоки, груши, виноград, алыча, терен, кизил, боярышник.

Согласно легендам жизнь на новых местах начиналась с рытья землянок. Но из – за заболоченности и близких грунтовых вод первым поселенцам нельзя было этого делать. А к зиме жилища надо было построить. Первые жилища были построены так: стены составлял плетень вокруг высоких кольев, взбитых по кругу и обмазанных глиной. Крышу делали из камыша и рогоза. Дым от очага, сделанного в центре жилища, уходил через дымоход, сплетенный из ивовых прутьев и обмазанных глиной. Дымоход не доходил до пола 1,2 – 1,5 метра. Дверь делали из досок, вытесанных топором.

Небольшое оконце затягивалось бычьим пузырем. Зимовать в таких жилищах особенно семьям с детьми, было очень трудно. Заткнутый трубкой из травы, дымоход не спасал от холода.

Спали на земляном полу, застланным сеном или рогозом, а позднее – соломой, укрывались верхней одеждой, поветью или буркой.

Исподволь, урывками. Выбирая время от кордонной службы и выполнения повинностей, стали готовить лесоматериалы для более основательных и теплых жилищ. Тесали сохи, готовили сказы, служили, присматривали, сволоки …

«Курени существуют теперь в виде огромнейших станиц, но каковы они были в первое время, это трудно себе и представить. Вместо домов были землянки и мазанки, лишенные самых элементарных удобств, и даже церкви были под камышовой крышей … Вокруг станиц рылись канавы, обкладывали их терновником, по углам ставили земляные батареи. Над воротами при въезде в станицу, находилась вышка. На ней круглосуточно неслась вахта; обозревались окрестности, чтобы вовремя предупредить нападение.

Казачьи посты устраивались и между станицами. На возвышенных местах обычно ставилась высокая вышка на четырех подпорках …»1



1.2 Административное устройство.

« … Да будет в сем войске войсковое правительство, навсегда управляющее войском на точном и непоколеблебимом основании всероссийских законов без и малейшей отмены, в котором заседать должны атаман кошевой, войсковой судья и войсковой писарь.»1

В январе 1794 года в г. Екатеринодаре состоялось общее собрание войсковой старшины; на котором был принят «Порядок общей пользы». По этому документу в Черноморском войске утверждалось войсковое правительство, состоявшего из кошевого атамана, войскового судьи и писаря. Все Черномория была разделены на пять округов – Екатеринодарский, Фанагорийский, Бейсугский, Ейский, Григорьевский, для управления которыми назначались полковники. В 1802 году в связи с реорганизацией войска, из пяти округов было создано четыре – Екатеринодарский, Фанагорийский, Бейсугский и Ейский. «Порядок общей пользы изменил исторически сложившееся казачье самоуправление. Восковая Рада была упразднена, все вопросы внутренней жизни теперь решались войсковым правительством. Казачье самоуправление сохранилось только в куренях. На общем собрании Черноморцы решали свои местные проблемы, избирали атаманов.

Ежегодно, 29 июля, в день Петра и Павла, в куренях избираются атаманы, принимающие присягу «на верность должности».

Куренные атаманы находятся безотлучно при куренях, делают наряды по службе, примиряют тяжущихся и разбирают «голосовано», т.е. на словах, в порядке состязательного процесса, «маловажные ссоры и драки», а важных преступников представляют Войсковому Правительству. Все «старшины, какого бы ранга они ни были и казаки», составляющие вместе курень, «да повинуются атаману и товариществу», а товарищество и атаманы, со своей стороны, должны почитать старшин и заслуженных казаков.

Смена состава правления происходила ежегодно 29 июля. В частности, на станичное правление были возложены обязанности «попечения о заведении жителями хлебопашества, мельниц, лесов, садов, виноградов, скотоводства, рыболовных заводов, купечества и прочих художеств, к оживлению человеческому способствующих»1. А также «ссоры и драки голословно разбирать, обиженных защищать, свирепых укрощать, злоправных исправлять, сирот и вдов заступать и во всем им помогать, ленивых понуждать к трудолюбию, для распространения семейного жития холостых к женитьбе побуждать, не покоряющихся власти и не почитающих старейшин, по мере преступления, штрафовать, а содеявших важное преступление к законному суждению послать в Войсковое Правление»2.

В куренном селении Ивановка, а потом в станице Ивановской, переименованной с 1842 года было развито общественное самоуправление.

До сих пор стоит в станице Ивановской на углу Красной и Советской здание бывшего станичного правления, построенное в 1890 году. Станицей в то время управлял избираемый на три года атаман и общественный сбор. Атамана, не оправдавшего доверия общества, освобождали досрочно. Атаманами выбирали казаков отважных в военных делах, хозяйственных и честных.

В здании правления были столы, дощатый диван, два сундука с документами по людскому казачьему составу и военно-конской переписи. В окованном железном сундуке хранилась казна, векселя и другие денежные документы, а также медали для станичных судей. Был еще ящик с казачьими учебниками. В сборной (актовый зал) и писарской комнатах были иконы с лампадами, а в атаманской – портрет царя.

Двор был выложен хорошо обожженным кирпичом. Был там колодец с журавлем дубовое корыто, коловязи. Во дворе проходили сборы, собирались казаки на обучение, парады, для прохождения службы. В глубине двора стояли конюшни, сараи, навесы. В конюшне было четыре казенных и общественных жеребца, две лошади пожарного обоза, лошади для троек. В сараях и под навесами хранилось общественное имущество: линейка и тачанка для выездов, крашеные бочки для воды, хомуты, вожжи, дуги, чересседельники, весы и гири к ним, брезенты для просушки зерна, два чугунных котла, сельскохозяйственный инвентарь и многое другое, что необходимо в хозяйстве.



В 1875 году атаманом станицы Ивановской был Бирюк Дмитрий Пименович. Особое рвение он проявил в поддержании порядка и общественной санитарии. Был он и рачительным хозяином. При нем станичная казна достигла 150 тысяч рублей. Деньги поступали от продажи излишков зерна, выращенного обществом на земле, не разделенной на паи, от платы за аренду части этих земель, от «посаженной платы» русских подданных не войскового сословия.



1.3 Казачье хозяйство





Черномория в конце XVIII – первой половине XIX в. была районом экстенсивного скотоводства и коневодства. У линейных казаков скотоводство также было хорошо развито, но развитию скотоводства здесь мешали частые набеги горцев. Скот казаки большую часть года вынуждены были содержать в стойлах и выпускать на пастбище только днем «с предварительным обозрением разъездами всех скрытых мест»1

Насчитывается в пределах Черноморья, независимо от рабочих животных, рогатого скота до 200 тысяч, овец простых до 500 тысяч и тонкошерстых около 2 тысяч, лошадей до 500 тысяч поголовья.2

Обетованные земли на Кубани представляли для черноморца выгоды в двух отношениях: во первых, они отличались естественными богатствами, разнообразием и обилием угодий, а во вторых, были обширны и свободны от заселения. Первого рода условия обещали хороший от хозяйства доход или, по тогдашней терминологии, добрую добычу; вторые гарантировали широкое распространение излюбленных форм хозяйства. Как известно, черноморцы, вместе с организацией и традициями Запорожья, несли на новые места и хозяйственные формы с прежней своей родины.

Это были такие виды хозяйства как: пастушеское скотоводство, с слабым развитием земледелия, рыболовство и охотничьи и звероловные промыслы. Судя по этим формам, отличительную особенность казачьего хозяйства составлял их натуральный характер.

«Видел я прекрасное положение мест, порядочное заселение куренных слобод, изобилие скотоводства, в полях травы и хороший на посевах всход хлебов»3, говорил Головатый в письме 4 мая 1795 г. Таврическому губернатору Женренину.

Казалось бы, что земледелие должно было составлять основное занятие населения. Земель удобных было много, потребность в хлебе велика, изолированное положение края ставило население в тяжелые условия получения продовольственных средств со стороны. Но хозяйственные формы были настолько примитивны, что земледелие не составляло еще преобладающего занятия. Земля была нужна казаку, но больше для других занятий, чем для земледелия. Поэтому, и самые земельные порядки слагались под давлением этих преобладающих занятий.

Одним словом, земледелие служило у черноморцев лишь подспорьем к другим отраслям хозяйства.

В то время скотоводческое хозяйство представляло самый выгодный промысел, благодаря обилию пустующих земель и превосходным пастбищам.

Главная масса животных выкармливалась на подножном корму. Не было ни искусственного кормления заранее заготовленным зерном и кормами. Зерно и сено давалось тогда упряжным животным; табунные же лошади, рогатый скот и отары овец круглый год ходили по пастбищам.

В начальный период жизни черноморцев на Кубани было животноводство (худоводство), как тогда говорили. Скот давал мясо, молоко, сыр для питания, кожи и шерсть для обуви и одежды.

Животноводство было экстенсивным. Скот круглый год содержался на подножном корме. Лошадей разводили черномоские породы. Они были неразборчивы в кормах, чутки и понятливы. Воли и коровы были серой украинской породы. Животные были крупные с большими рогами, отличались хорошими, мясными и рабочими качествами. Продолжительное время волы на Кубани были главной тягловой силой. Овцы были грубошерстной воламской породы, выносливые и плодовитые.1

Каждый хозяин клеймил свой скот. Овцам и козам клеймили уши и рога. Коровам, волам, лошадям клеймо выжигали на ляжках раскаленным железом. Чаще всего это были начальные буквы фамилии и имени владельца скота.



Для внутреннего потребления разводили свиней. От них получали сало, мясо, колбасы, щетину.

Занимались казаки рыбной ловлей и охотой. Хозяйство в курене в конце XVIII века было полунатуральным. В каждой семье и пряли и ткали и шили, тачали обувь, плели соломенные шляпы – брыли.

Постепенно расширялось земледелие. В куренном селении Ивановское «пашут землю плугами, хлеб высевают следующий: жито озимое и яровое, пшеницу озимую и яровую, ячмень, просо и овес, горох, гречиху, семя конопляное и льняное, фасоль, мак, чечевицу».1

Занятые на службе казаки не могли поддерживать свое хозяйство и добывать средства для населения службы за свой счет.

Переселенцы начинали земледелие простыми сельскохозяйственными орудиями. Пахали сабаном – деревянным плугом. По не засоренной рыхлой почве пускали рано. В тяжелый двухколесный сабан на целинных землях запрягали до 4-х пар волов. Пахали супрягой. Бороны были с деревянными зубами. Из дерева были возы, тачанки, лопаты, грабли, вилы.

В 1851 году было составлено военно – статистическое описание Черноморского казачьего войска. В нем сказано, что основными занятиями были скотоводство и хлебопашество. Разводили крупный рогатый скот, овец, коз. Держали пчел.2

До окончания в 1864 году Кавказской войны условия для хозяйственного развития станицы были неблагоприятными. Но развитие шло. Хлебопашество не сразу стало главным занятием населения. К примеру, в 1875 году у жителей станицы было 1092 лошади, 2180 волов, 2210 коров и гулевого скота, 6420 овец и коз.3

Возделывали озимую пшеницу, двухрядный ячмень, просо, подсолнечник. Кукурузой или подсолнечником обсаживали вокруг бахчу. Под знойным солнцем наливались сладким соком кавуны, приобретали сахаридность дыни – репанки, млели рассыпчатые дыни – качалки. Там же росли огурцы и тыква.

И зерновые и пропашные сеяли вручную. Сеялки появились лишь в конце XIX века. Зерновые жали серпами и косами. На рассветах далеко по степи, от конца до конца в это время разносился звук отбиваемых кос. Скошенные массы складывали в копицы (копны). Копны тягалками перевозили на ток (утрамбованную земляную площадку). Чтобы обмолотить колосья, по току гоняли воз с привязанными к нему быками, телятами. Потом стали делать деревянные катки. В середине XIX века стали применять каменные катки. Их покупали или выменивали за зерно за Кубанью. Обмолоченное зерно провевали, подбрасывая его вверх деревянной лопатой на ветру. В начале XX века появились ручные веялки.

Чечевицу. Фасоль, горох, подсолнечник молотили цепом.

В богатых хозяйствах в начале XX века стали появляться молотилки конные, а потом паровые.

Уборка зерновых требовала усилий всей семьи. В уборке участвовали все - взрослые, подростки, старики. Работать приходилось от зари до зари. Уборочная страда во многих семьях затягивалась до самой зимы.

На приусадебных участках выращивали капусту, лук, чеснок, свеклу, хрен, укроп, редиску.

Металлические орудия труда стоили дорого. В 1912 году казак для покупки косилки за 190 рублей вынужден был продать 36 мешков пшеницы, 17 мешков ячменя, 30 мешков подсолнечника.1

Плуг в 1914 году стоил 25 рублей. Мешок пшеницы в том же году стоил 3 рубля 40 копеек, мешок ячменя 1 руб. 20 копеек.2

Важным подспорьем в жизни населения было рыбаловсво. Ежегодные, до 1908 года, разливы Кубани создавали для жизни рыбы благоприятные условия во всех водоемах. Большинство казаков ловили рыбу для собственного потребления. Ловили они рыбу вентерями, котами и вершами. Особенно многосолили и вялили тарани и сулы (судака). «Эта скромная рыба, приготовленная впрок, составляет для казака такую же насущную потребность в быту домашнем, как добрый друг русского воина – сахар в быту походном …»1

Многие жители станицы разводили пчел в ульях – дуплянках. Большая увлеченность пчелами была у деда будущего академика П.П. Лукьяненко – Тимофея Ивановича и его отца Пантелеймона Тимофеевича Лукьяненко.2

Почти при каждой казачьей хате был небольшой сад. У некоторых казаков сады были и на хатах.





































Список использованной литературы и источников:

-Попко И. Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. – Краснодар, 1998.

-Щербина Ф.А. Земельная община кубанских казаков Б/М. Б/Г

-Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. В 2-х т. (репринтное воспроизведение). – Краснодар, 1992.

-Мельников Л.М. Иногородние в Кубанской области. //Кубанский сборник. Т. 6. Екатеринодар, 1900.

-Голобуцкий В.А. Черноморское казачество.- Киев, 1956

-Очерки истории Кубани с древнейших времен пол 1920 г. – Краснодар, 1996.

-Пухно В.И. Ивановская: как изменилась жизнь // Голос правды.- 1991 - 28 июня, 3 июля.

-Мозговой А. Ивановская: Из истории станицы // Человек труда.- 1991. - 5 апреля.

-Анапский Н. Ивановская в начале ХХ столетии // Голос правды. – 1968. – 3 декабря.

-Шкуро В. Родина «хлебного батьки». К 200-летию ст. Ивановской // Кубанские новости. – 1995. – 14 января.

-Памятная книжка Кубанской области на 1874 год / Кубан. Обл. правление - Екатеринодар,1873.

-Кубанская справочная книжка 1891 года. / Сост. Е. Д. Фелицын. – Екатеринодар, 1891.

-Кубанский календарь на 1903 г. / Под ред. С. В. Руденко. – Екатеринодар, 1904

-Кубанский сборник. – Екатеринодар, т. 1,3,6,7,11,17.

-Хрестоматия по истории Кубани: документы и материалы. Ч. 1. Краснодар, 1975.




























Полный текст материала Очерки истории станицы Ивановской смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Скаженик Надежда Михайловна  Скаженик
04.10.2012 0 5187 482

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК