Обобщение опыта работы учителя по теме: "Групповые формы работы на уроках истории".
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Углегорска Сахалинской области
Групповые формы работы
на уроках истории
Выполнила:
Учитель истории и обществознания
Бондарь Людмила Ивановна
г. Углегорск, 2013г.
«Страшная опасность – безделье за партой.
Безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы.
Это разрушает морально. Калечит человека»
В. Сухомлинский
В условиях нестабильности дефицита духовности исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта гражданского мира.
Одним из важнейших условий реализации стратегии развития исторического образования в общеобразовательных учреждениях является вовлечение учащихся в различные формы познавательной деятельности, необходимые для социализации личности.
«Человек развивается в деятельности» – это положение должно стать методологической базой обучения!
На уроках, как правило, детей устраивает позиция безучастности. Почему?
Не могут?
Не хотят?
Не интересно?
Как изменить пассивность детей?
Как сделать учительское надо ученическим хочу?
Как повлиять на ученика усилиями его самого?
Дети, уставшие от переизбытка информации в современном мире, становятся пассивными, а на уроках думают о том, как «потусоваться» - «оттянутся». Можно удовлетворить эту жажду общения, сделав такую «тусовку» интеллектуальной? Есть же приёмы в самбо, футболе, а в педагогике?
На мой взгляд-это
1) соавторство на уроке ученик – учитель;
2) авторитет знания в мире ребят утверждать авторитетными для них средствами, т.е. через их общение на уроке.
К сожалению, ребёнок часто играет на уроках роль пассивного слушателя.
В течение одного рабочего дня наблюдала за некоторыми детьми на уроках.
Таблица №1
«Время, потраченное учащимися на устный ответ в течение урока»
Участники |
Уроки |
Время общения (мин) |
1 2 3 4 |
№1
|
1 -1 мин. 2 – 0,2 мин. 3 – 2 мин. 4 – 2 мин. |
1 2 3 4 |
№2
|
1 – 0,3 мин. 2 – 0,6 мин. 3 – 3 мин. 4 – 0 мин. |
1 2 3 4 |
№3
|
1- 0.2 мин 2- 0.5мин. 3- 0 мин. 4 – 2 мин. |
1 2 3 4 |
№4 |
1- 0 мин. 2- 0.2 мин. 3-0 мин. 4- 1мин. |
1 2 3 4 |
№5
|
1- 0 мин. 2- 0,3 мин 3- 1мин. 4- 0,2 мин. |
В среднем вырисовалась следующая картина:
Таблица №2
«Время, потраченное учащимися на устный ответ в течение урока
(сводная таблица)»
Участник |
Общение (мин.) в день |
1 |
1, 5 |
2 |
1,1 |
3 |
6 |
4 |
5.2 |
В течение недели ребёнок говорит на уроках от 10 до 30 минут, т.е. играет роль пассивного слушателя. Значит нужно создать условия, при которых он окажется субъектом обучения.
Мода приходит и уходит, то берёмся за опорные сигналы, то за технические средства, то за проблемное обучение… Но постоянной бедой остаётся безделье ученика на уроке. Урок, как ни старается учитель, остаётся низкоэффективным. Да и домашние задания не все дети готовят.
Что делать? Выполнять программу надо. Возникает образ среднего ученика, являющегося ориентиром. Но как быть с «сильными» и «слабыми». «Сильные» сами справятся, но им необходима активность, чтобы продвигаться дальше. При ориентации на «среднего», «сильный» начинает работать налегке, т.к. учитель больше внимания уделяет «слабым», чтобы подтянуть их до уровня «средних».
В такой ситуации помогает использование активных методов обучения: работа в парах, в малых группах и т.д.
Эта технология позволяет отойти от традиционной схемы воспроизведения знаний. Помогает перейти к организации творческой, самостоятельной деятельности учащихся по приобретению знаний.
Важно учитывать при подготовке к обучению в сотрудничестве – как правильно сформировать учебные группы. Можно предложить ребятам объединиться по желанию, провести жеребьевку, по списку, составленному заранее и т.д.
Опыт работы показал, что идеальное число малой группы – четыре человека. Можно объединить слабого, сильного, активного, спокойного для расширения социального опыта ребят, что способствует развитию коммукативных навыков, создаёт условия для знакомства с самыми разными точками зрения на проблему, поставленную учителем ля разрешения. Необходимо распределить организационные роли в группе. Например:
- организатор работы
- «хранитель времени»
- докладчик и др.
Хорошо, если каждый ребёнок попробует себя в разных ролях. Если класс подготовленный, ребята сами могут распределить роли в группе.
А если кто-то не хочет в группу? Можно поручить работу наблюдателя.
Чтобы преодолеть в процессе обучения неравенство даю дифференцированные задания.
Интересны и формы работы в парах постоянного состава (статические пары) тем, что при такой работе подсказка становится не только средством обучения, но и средством воспитания, повышается активность учащихся. Такая пара формируется по желанию учащихся, так как фактор контактности и доброжелательности играет в этой паре решающую роль. Не следует навязывать партнёра, можно лишь посоветовать или попросить помочь товарищу. Статическая пара является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах. В этой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучения». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль».
Работу в парах можно проводить для изучения нового материала, с последующим контролем в парах, например по истории средних веков в 6 классе по теме «Войны Юстиниана».
Дети работают по алгоритму:
Таблица №3
«Алгоритм работы учащихся на уроке в ППС»
1.Ознакомиться с предложенным текстом с.61 - 62 |
|
2.Ответь на вопросы: |
|
1-й вариант |
2-й вариант |
- Какую роль поставил перед собой Юстиниан? |
- Мероприятия Юстиниана в завоёванных странах |
- Причины победы над вандалами |
- Причины побегов к варварам? |
- Дальнейшие завоевания Юстиниана /карта/ |
- Добился ли Юстиниан своей цели? /карта/ |
- Причины восстания местных жителей |
|
3. Перескажи партнёру свой текст |
|
4. Выслушай пересказ текста партнёра |
|
5. Обсудите работу, запишите общий вывод /проблему/ |
|
6. Поставьте оценку партнёру |
|
Удачи вам! |
В данных видах работы учитель усматривает несколько положительных аспектов:
- психологический.
Послушав более сильного товарища, слабый не только ещё раз восстанавливает в памяти материал, закрепляет его, но и получает оценку товарища, самому оценить его работу. Он приобретает чувство уверенности и комфорта, поскольку отвечает не учителю, а другу.
- обучающий.
Развитие монологической речи.
- воспитывающий.
Появляется чувство ответственности, долга, решимости и т.д.
- контролирующий:
Осуществляется взаимный контроль и оценочная деятельность.
Статическая пара является также школой перехода к использованию технических средств и индивидуальной работе с учителем.
После совместной работы в течение некоторого времени, по желанию учащихся, может происходить смена партнёров, что и создаёт предпосылки для перехода к работе в динамической и вариационной парах.
Научить ребёнка работать в группе важно. В жизни ему постоянно приходиться ощущать на себе влияние различных групп людей, где он является составной частью: в семье, на работе, на улице, в общественных местах. В таких случаях ребёнок ощущает себя ещё кем-то, кроме собственного «я».
В группе существует столько мнений, сколько в ней человек плюс ещё одно (общее мнение). Это общее мнение член группы принимает как своё. Групповая деятельность всегда уменьшает индивидуальную ответственность. Психологи отмечают, группа всегда принимает решение более рискованное, чем один человек, т.к. ответственность лежит на всех. Общественное мнение, возникающее в группе, является стимулом в развитии познавательного интереса каждого ученика, т.к. коллектив оценивает участие каждого.
Например, в 8 классе по истории России тему «Народничество» провожу по репродукциям картин И. Репина. Сначала произведения художника демонстрирую в хронологическом порядке их создания:
1) «Под конвоем»;
2) «Отказ от исповеди»;
3) «Арест пропагандиста»;
4) «Сходка»;
5) «Не ждали».
Ребята должны предложить иную, логическую последовательность рассмотрения картин. Затем класс делится на 5 групп, анализирующих содержание каждого произведения в отдельности по предложенным вопросам, а шестая группа на основе всех выступлений готовит обобщающий вывод о главной идее народнического цикла картин И. Репина.
Применяю многоуровневые задания с адаптацией. Объём и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню.
Первый уровень - оценка»3»
Второй уровень – оценка «4»
Третий уровень – оценка «5»
Графически это выглядит так:
3 трудность
2
1
объем
Рисунок 1. «График заданий с адаптацией».
Трудность откладывается по вертикали, а объём - по горизонтали. Дети начинают с первого уровня, а затем ученик сам решает, стоит ли ему после выполнения минимального задания, гарантирующего получение оценки «3», переходить к выполнению задания следующего уровня.
Время для выполнения заданий у всех одинаковое, но каждый ученик продвигается от уровня к уровню со своей скоростью. Работа завершается по сигналу учителя до звонка, чтобы учащиеся успели выставить себе оценки за достигнутый уровень и качество выполнения заданий. Оценка за качество может поднять на один уровень, но не снижать её.
Главным достоинством заданий с адаптацией является полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящих от уровня к уровню.
Задания лучше записывать. Ученики сами выбирают уровень, а в самом уровне один из вариантов.
Такая работа возможна и на дом.
В 5 классе задания различаются по объёму прочитанного.
Для первого уровня можно дать обязательные задания, на втором ввести дополнительные, а на третьем указать лишь объём в страницах, а выбор авторов и их произведений предоставить самим учащимся.
Надо помнить, что учитель - эталон подражания, и он сам должен демонстрировать умения в работе с детьми.
Очень нелегко при групповой форме работы удержаться от подсказки, трудно остановить ученика, дающего неправильный ответ, трудно смириться с тем, что так удачно спланированный и продуманный урок вдруг начинает рушиться из-за того, что в ходе диалога вдруг возникала незапланированная тобой проблема, и она требует немедленного разрешения. Да и результаты срезов знаний то радуют, то огорчают.
Но на глазах совершается главное: мои ученики постепенно превращаются в субъект собственной учебной деятельности.
Они учатся самостоятельно анализировать историческую информацию, ориентируются в настоящем с опорой на опыт прошлого. Изучают историю как систему учебных задач, а это помогает сделать им самостоятельный осознанный выбор в жизни.
Вырастить таких выпускников - не великая ли мечта каждого педагога?
Нам нужны особые «очки разума», «очки сердца и чувств», «умственные увеличительные стёкла», чтобы честно смотреть туда, где находятся истинные причины наших проблем, и тогда мы скорее поймём, что может привести наш школьный корабль в тихую гавань, а что способно погубить.
«Страшная опасность – безделье за партой.
Безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы.
Это разрушает морально. Калечит человека».
В. Сухомлинский
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бондарь Людмила Ивановна
→ Antonovka7880 11.06.2013 0 6552 24638 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.